«Деревня, как перст, в поле, а кругом — машины, трактора, самолеты» — жители Пятилетки о соседстве с аэропортом и масштабных планах по его развитию

 
6146
01 декабря 2016 в 10:17
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

Эта история стара почти как мир. О необходимости строительства второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск на серьезном уровне говорят начиная с 2012 года. Масштаб еще не стартовавшей стройки пока можно прочувствовать, только глядя на схемы и чертежи, которые регулярно претерпевают корректировки. Если назвать предстоящие изменения местности глобальными — не ошибешься: сейчас само здание аэровокзального комплекса, которое знакомо многим белорусам, на схеме выглядит если не песчинкой, то всего лишь небольшой «дюной» — все остальное в разы больше, шире и эффектнее. Правда, сквозь все это технологическое великолепие то и дело прорываются голоса обитателей ближайших к стройке деревень — люди никак не могут понять, чего им ждать от будущего и возможна ли обычная жизнь в домах, с двух сторон зажатых между взлетно-посадочными полосами.

Вчера в администрации Октябрьского района прошло общественное обсуждение важного государственного объекта — в проект детальной планировки (который учитывает ни много ни мало 2 тысячи гектаров) были внесены корректировки и людей знакомили с ними. Главными оппонентами представителей администрации района, Мингорисполкома и Белниипградостроительства стали жители деревни Пятилетка: несколько десятков человек приехали в Минск, чтобы задать наболевшие вопросы.

Корректировки главным образом коснулись следующих моментов: в новом ПДП изменена трассировка трамвая, некоторых улиц и дорог. Предусмотрен удобный заезд в деревню Шеметово. Также предлагается развитие аэровокзального комплекса и изменение трассировки скоростной железной дороги: если сейчас выбравшие такой путь передвижения пассажиры нуждаются в дополнительной транспортной доставке, то в будущем, как планируется, железнодорожная остановка будет расположена прямо на уровне второго этажа аэровокзала.

На огромной территории, прилегающей к аэропорту, нашлось место новому зданию авиаремонтного завода и логистическому центру. Планируют развивать и бизнес-сферу: рядом должны появиться гостиница, выставочные комплексы, конференц-залы. В перспективе, когда появится вторая взлетно-посадочная полоса, возле деревни Шеметово вырастет большой транспортно-логистический центр.

Красивые и правильные планы всегда упираются в действительность. Вернуть градостроителей из будущего в реальную жизнь решил один из жителей деревни Пятилетка.

— Авиаремонтный завод уже сейчас строим? Строим! Какие подъездные пути вы сделали? Кто подумал об этом? Весь технологический транспорт идет через нашу деревню.

— Проектная документация на дорогу разрабатывается, — заверил представитель Белниипградостроительства.

— Документация еще разрабатывается, а стройка идет уже сейчас. Поля все изрезали. Надо же последовательность соблюдать…

— Нас интересует вопрос: что будет с деревней Пятилетка? — выступил еще один житель. — Оценку воздействия стройки на окружающую среду проводили уже не раз. По одним документам (более ранним) нас надо отселять, по другим — все остается на месте. Так что в итоге решили?

— Вы же и про людей не забывайте, — вступились остальные «пятилетовцы». — Государственная стройка — это все хорошо, никто не против, но нам как быть? Деревня стоит годами, веками, но никто не поинтересовался, как нам там жить после всех изменений.

— Вы видели, сколько там транспорта ходит? — эмоционально заговорила жительница деревни. — МАЗы, КамАЗы, бетоновозы. Со всех сторон. Кто заботится о людях? Пойдите навстречу. Мы же выросли там. А летом еще буря весь лес повалила, у нас и шума сразу стало больше, и выхлопных газов добавилось. Мы стоим, как перст, на поле, а вокруг — одни машины, трактора и самолеты. Кто-нибудь проводил новые замеры шума и экологии после бури? Если вы рисуете, чертите, то думайте и про людей. Согласовывайте с нами хоть как-то! Хоть бы дороги к стройке сделали.

— Деревня попадает в зону взлета и посадки воздушных судов. По требованию безопасности полетов в этой зоне не допускается размещение населенных пунктов. Я цитирую вам авиационные правила, — уклончиво ответил специалист.

Возникли вопросы к откорректированному проекту и у инвестора: представитель бельгийской стороны, которая заключила инвестдоговор на строительство логистического парка, отметил, что их объект согласно документам должен иметь прямой доступ к взлетно-посадочной полосе. Но по обновленному проекту между центром и ВПП проходит дорога, что напрочь перечеркивает все планы о мультимодальности. Однако сотрудник Белниипградостроительства заверил, что проблем не возникнет — перерезать территорию логистического парка трасса не будет: в данном месте дорога уйдет под землю, специально для этого будет вырыт тоннель.

В большей степени жителей деревни Пятилетка, конечно же, интересовали не будущие выставочные центры и гостиницы, а возможность безопасно и комфортно жить в своих домах, если все планы, нанесенные пока на бумагу, исполнятся. Много вопросов было относительно того, насколько изменится экологическая обстановка. Мол, из-за выхлопных газов от проезжающих постоянно грузовых автомобилей и так не продохнуть, а что же будет дальше, если стройка станет еще масштабнее, а с двух сторон деревню окружат взлетно-посадочные полосы. Тем более что и лес, который долгие годы служил защитой от шума и выбросов, в июле этого года выкосило бурей.

— Мне вот лично все нравится: и ваш проект, и то, как вы застраиваете Национальный аэропорт. Меня интересует только одно: как я буду жить в деревне Пятилетка? Смогу ли я посадить морковку, капусту, а потом без последствий для здоровья ее съесть? — возмутилась недавно вышедшая на пенсию женщина. — С одной стороны — взлетно-посадочная полоса, со второй — тоже. Мне шлем на ночь на голову надевать, чтобы в тишине спать? А я ведь просто хочу жить в чистой зоне и спать спокойно. Обеспечьте нам, пожалуйста, нормальное существование.

Специалисты сослались на то, что проект будет проходить многочисленные экспертизы, в числе которых и экологическая. И уже по результатам исследований будут делаться какие-либо выводы. Однако «пятилетовцы» к данному заявлению отнеслись очень скептически. Обеспокоенные жители оставили в специальном журнале несколько записей, которые отражают самые важные вопросы, и приготовились ждать очередных новостей про свое будущее.

Тракторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by