Клубные дома, коттеджи дороже $1 миллиона и закрытый поселок. Ищем элитное жилье на берегах Цнянского водохранилища

21 октября 2016 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский

Клубные дома, коттеджи дороже $1 миллиона и закрытый поселок. Ищем элитное жилье на берегах Цнянского водохранилища

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский

Когда-то давно здесь не было ни замков, ни клубных домов, ни даже самого Цнянского водохранилища. Была лишь обычная деревушка у реки и болота. Постепенно деревня влилась в границы Минска, стала притягивать богатых и успешных, людей при власти и со связями. За несколько лет берега искусственного водоема обросли коттеджными поселками. А в прошлом году один из особняков на Цнянке был выставлен на продажу за рекордные для Минска $3 млн. Как протекает жизнь в этой части города — об этом наш фоторепортаж.

Бывшая деревня Цна стала меняться в середине девяностых. Тогда на видном месте у берега водохранилища одновременно начали строиться два коттеджа в виде замков. Почему-то в те времена разбогатевшие белорусы тяготели именно к такому стилю в архитектуре.

В отличие от других коттеджных массивов, Цна застроена очень разношерстно и бессистемно. Добротные особняки чередуются со старыми деревянными домами и простыми кирпичными коробками. Ярко-красные крыши из металлопрофиля соседствуют с синими, малиновые фасады — с желтыми и зелеными. Некоторые коттеджи будто телепортированы на окраину Минска из деревни цыган-миллионеров, репортаж о которой мы публиковали на прошлой неделе.

В центре бывшей деревни находится небольшой магазин типа сельпо, за ним — заготовительный пункт. Там нам повстречался один из местных жителей — колоритный персонаж по имени Николай. Сегодня Николай привез целую тележку картона.

— Я живу здесь лет 60. Раньше коровку держал. Люди из Минска за молоком приходили. А теперь коровку нельзя: городские порядки. Теперь сдаю макулатуру и железяки. На сигареты и булку хлеба хватает, — шмыгает носом пенсионер, ставя короб картона на весы.

Коров в деревне все-таки еще держат. Одну мы заметили возле речки.

— Здесь, кроме Зорьки, еще две коровы. Хозяйка делает масло и творожок — это же все натуральное, без антибиотиков, без химии, — говорит пастух по имени Иван. — Раньше было целое стадо, а потом на лугу налепили коттеджей. Лучше бы поликлинику построили.

Строятся в Цне не только бизнесмены. Несколько лет назад участки в районе береговой линии бесплатно предлагали многодетным семьям. Некоторые из них позже отказались от земли — из-за торфяных почв. Чтобы поставить легкий «каркасник», надо опустить сваи метров на 6 или даже на 9. А фундамент для тяжелого блочного дома на такой почве будет стоить огромных денег. Позже неликвидные участки предлагали уже всем желающим, несколько раз они выставлялись на аукцион.

Владимир — один из тех, кто живет в старом доме на первой береговой линии. Рассказывает, что лет 30 назад участки выделялись работникам птицефабрики, где его отец работал кузнецом. Владимир еще застал времена, когда не было водохранилища и до автобусного парка №7 можно было дойти напрямик по полю.

— Сосед через дорогу отдал свой участок какому-то бизнесмену взамен на дом в Ратомке. А я никому не продам. Меня отсюда колом не выгонишь, — улыбается местный старожил.

На фоне разномастных коттеджей выделяется четырехуровневый многоквартирный дом с широкими окнами и бежево-черным фасадом. Новостройка позиционируется как «дом клубного типа» и рассчитана на 14 семей. Вариант для тех, кто хочет жить как бы за городом, но не желает обслуживать собственный коттедж. Все коммунальные вопросы здесь будет решать товарищество собственников.

Нельзя сказать, что отделка общих коридоров и лестниц элитная, но материалы подбирались недешевые. На полу — керамическая плитка, на стенах — керамогранит под мрамор, лестничные перила выполнены из нержавеющей стали.

В доме остается шесть непроданных квартир площадью от 101,4 до 182,9 кв. м. Квартиры на первом этаже имеют выход на участки с искусственным газоном.

На втором этаже расположены двухуровневые квартиры с выходом на террасы. Таким образом, у каждой семьи есть свое место для отдыха на свежем воздухе.

За квадратный метр в клубном доме сейчас просят $1500. Стоимость самой дешевой квартиры эквивалентна $152 100, самой дорогой — $274 350. Недешево, но застройщик признается, что изначально задавался ориентир в $2000—2500 за «квадрат». Пока же затраты на строительство не окупились.

На другом берегу Цнянки в прошлом году появилась еще одна новостройка — таунхаус на девять квартир. В рекламе он позиционируется как «элитный жилой комплекс клубного типа» и «комплекс, выдержанный в английском стиле». Таунхаус с аккуратными лужайками и спортивными площадками расположен у кромки леса, примерно в 400 метрах от берега. Место приятное, если бы не одно «но»: буквально в 20 метрах от фасада находится стоянка грузовых автомобилей, а прямо за стоянкой — автобусный парк №7. Впрочем, еще в прошлом году застройщик заверял нас, что через несколько лет стоянку уберут, а на ее месте появится малоэтажное жилье.

Каждая квартира имеет навес для двух автомобилей. Помимо жилых комнат, имеется цокольный этаж, где можно разместить сауну или, например, бильярдную комнату. Высота потолков в жилой части — от 3,3 до 4 м.

Площади квартир здесь огромны (от 265 кв. м), цена — соответствующая. В прошлом году за жилье в «доме клубного типа» просили ориентировочно $370—440 тыс. Сегодня на сайте комплекса указана одна цена — $265 тыс. Причем непонятно, какой метраж имеется в виду. Мы попытались дозвониться до застройщика, но по указанному на сайте телефону трубку не сняли.

К берегам Цнянки присматриваются не только застройщики жилья. В этом году, несмотря на протесты жителей Зеленого Луга, часть лесопарка со стороны улицы Мирошниченко подверглась вырубке ради строительства спортивного комплекса с теннисными кортами. На стадии котлована стройка неожиданно замерла. Не завершив работы подготовительного периода, генподрядчик приступил к бетонированию фундамента, не получив на то разрешения в стройнадзоре. Последовали санкции, и с тех пор за забором стройплощадки тишина.

Новый коттеджный поселок в районе улицы Кольцова возводила компания «Забудова». Здесь нет какого-то единого архитектурного стиля, но застройка все же не такая пестрая, как в Цне.

Некоторые новые дома выставлены на продажу. К примеру, за двухэтажный кирпичный коттедж 2015 года постройки без отделки просят $500 тыс. (на фото слева).

Стоимость отдельных домов с мебелью превышает $1 млн и даже $1,5 млн, будто в 150 метрах не холодная Цнянка, а Средиземное море. Впрочем, внутрь мы не заходили и интерьеры не оценивали. Возможно, запрашиваемая цена вполне адекватна затратам владельцев.

Продают в районе и старые дома. Например, блочный дом 1961 года постройки на улице Никитина стоит $100 тыс. По сути, это цена за участок в хорошем месте с возможностью реконструкции или нового строительства. Усадебную застройку здесь сохраняют — по крайней мере до 2030 года.

Но дальше — самое интересное. Улица Кольцова упирается в забор и шлагбаум. Посторонним вход и въезд запрещены, за территорией следят камеры видеонаблюдения. Такой закрытости нет даже в куда более раскрученных коттеджных поселках Минска. За высоким забором — выстриженные лужайки, аккуратные дорожки и собственный пруд, детский городок, большие участки и дома площадью от 300 кв. м. Элитное жилье в Минске все-таки есть, но оно надежно спрятано от любопытных глаз.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by