С каждым прибывшим в Минск студентом цены на аренду жилья идут вверх, сдающихся квартир становится все меньше, как и возможностей заселиться в помещение без ковра на стене и заботливой бабушки под боком, которая как никто другой знает, что компьютер портит глаза, громкая музыка — слух, свет в кухне надо выключать, а в интернете нет ничего хорошего. Даша Фурсикова недавно поступила в БГУ и сейчас занята поисками жилья. Как и у любой студентки, у Даши много планов, но мало денег. На то, чтобы найти квартиру, у девушки мало времени: вечером ее ждет поезд до Гомеля. Вместе с Onliner.by первокурсница пробует найти недорогое и уютное жилье возле университета всего за один день.
Главная проблема Даши — это пунктуальность. Даже поезд, который везет студентку в Минск, прибывает на несколько минут позже. Именно поэтому девушка хочет снять квартиру недалеко от института и не заселяться в общежитие.
— Вообще, у меня есть запасной вариант: мне дают общежитие, и в конце месяца я уже смогу заселиться. Но общага находится на «Петровщине», а оттуда мне добираться минут сорок. Я и так вечно опаздываю, а если еще и ехать надо будет столько, то точно буду пары пропускать. Поэтому хотелось бы найти что-то поблизости: на «Пушкинской» или на «Молодежной», например, — рассказывает о своих планах Даша.
Близость к университету и приемлемая цена — не единственные требования первокурсницы. Девушка мечтает еще привезти из Гомеля собаку.
Стоя посреди незнакомого Минска, Даша даже не представляет, с чего нужно начинать.
— Может, в интернете посмотрим? — скромно произносит студентка.
Открываем сервис Onliner.by по аренде квартир и начинаем поиски.
Потерявшись среди тысячи красных кружков на карте, Даша просит найти улицу Кальварийскую, где расположен корпус Института журналистики, куда она поступила на бюджет. Десятки объявлений в округе обнадеживают девушку, но вкладки последовательно закрываются: в первой мало мебели, во второй не такие обои, в третьей нет стиральной машины или телевизора, четвертая слишком дорогая… Просмотрев практически все, Даша задает вполне логичный вопрос: «А дальше что?» — и предлагает пересмотреть квартиры еще раз.
Требования студентки отпадают одно за другим: теперь и с обоями стерпится, и диван сойдет, и интернет подключится. Ознакомившись с ценами, снимать квартиру в одиночку она теперь тоже не думает.
— Я могла бы платить долларов 100—120, не больше. То есть если снимать с подружками, то можно снять, например, трехкомнатную за $360 или «двушку» за $240. Главное, чтобы комнаты не проходные были, — рассуждает Дарья.
Девушка расширяет список фильтров, начинает заново, все больше отдаляется от университета и пробирается сквозь многоэтажки спальных районов. Первые несколько понравившихся квартир оказываются уже сданными. По крайней мере, так отвечают девушке с явно юным и неуверенным голосом, путающей ударения в названиях минских улиц.
Первый долгий разговор с собственником, который подписан по имени и отчеству, тоже заканчивается ничем.
— Три студентки, первокурсницы. Все в БГУ. Да, на бюджете, — слышим ответы Даши. — Родители будут платить. Точно будут, конечно. Ну, не хотим в общежитие, в квартире удобнее.
— Ладно, как хотите, — кладет трубку студентка и передает последние слова мужчины: «Найду людей посамостоятельнее».
После еще нескольких безуспешных попыток дозвониться Даша несколько минут разговаривает по телефону и поднимает большой палец вверх: прямо сейчас можно посмотреть трехкомнатную квартиру на улице Тарханова, откуда до места учебы девушка сможет ходить пешком. Стоит квартира больше, чем Даша рассчитывала изначально, — $400, одна из комнат проходная, на кухне стоят старенькая плита и такой же холодильник. Студентку это не особо смущает: главное — не слишком далеко.
Из окон кирпичного дома советской постройки слышится игра на баяне, на лавочке возле подъезда дежурят бабушки. Дверь в квартиру открывает тоже старушка — мать владелицы квартиры. Женщина осматривает Дарью, спрашивает, откуда она родом, где учится, будет ли по карману такая квартира студенткам. Даша отвечает, что платить сможет: родители же без денег не оставят. На кухне отчетливо слышно, как кто-то из соседей орудует дрелью.
— Я дочке говорила, что лучше бы семью, конечно, так надежнее, — рассуждает женщина, открывая двери в комнаты. — Вы тут мальчиков будете водить, шуметь… А, так вы в БГУ поступили? А, еще и на бюджет? Какая умница! Тогда ладно, вам не до мальчиков будет, вам учиться надо…
Даша осматривает квартиру, обращает внимание на совмещенный санузел и направляется к выходу, но хозяйка начинает отвечать на незаданный вопрос:
— Вы подумайте, если не слишком дорого, то звоните. В этой квартире вообще три человека прописано, но «коммуналку» моя дочка будет сама оплачивать, а то вы забывать еще будете. Поэтому надо будет еще $50 отдавать ей каждый месяц за все платежи. Получается $450 всего. Ну, зато не надо будет думать, когда там что платить, — провожает студентку женщина.
Даша вежливо говорит, что подумает, посоветовавшись с подругами, и прощается.
— В принципе, квартира ничего. Но мне кажется, что это слишком дорого. Это $150 с человека, так еще по 300 тыс. за «коммуналку». Может, что-то подешевле найдем?
Даша продолжает поиски. Объявлений с пометкой «студентам не беспокоить» и «без животных» оказывается больше, чем она думала. Пока хозяин одной из квартир как раз с такими условиями думает, стоит ли показывать ее студентам, первокурсница предлагает обзвонить агентства недвижимости. После того как девушка оставила заявку сразу в пяти службах, ей наконец перезванивают: можно глянуть двухкомнатную квартиру на Куприянова за $280.
Фотографии «двушки» нравятся девушке, и уже через полчаса собственник открывает входную дверь. Одна из комнат оказывается проходной, но хозяин уверяет, что можно просто передвинуть холодильник на кухне, и тогда откроется проход из коридора, который его родители заставили еще в семидесятых. Старый совмещенный санузел и практически отсутствующая мебель пугают студентку, и она спешит удалиться. «Прошлая была лучше», — улыбается Даша.
Из пяти агентств Даше перезвонили только два, но ничего подходящего подобрать не смогли.
— Я думала, что квартиру найти будет легче, — расстраивается студентка. — У нас в Гомеле вообще с этим проблем нет. Деньги есть — выбирай и живи. А тут столько сложностей: и с расположением, и с хозяевами. Чувствую, жить мне в общаге. Хорошо хоть, что запасной вариант есть. Триста долларов — это ведь серьезные деньги. Мне казалось, что за такую сумму можно вообще крутую квартиру найти, а тут некоторые смотришь — Советский Союз!
Последний вариант, который более или менее устраивает Дашу, находится на улице Ольшевского. За двухкомнатную квартиру хозяин хочет $290, по телефону расхваливает жилье, уверяет, что сделан евроремонт и дом находится в очень хорошем районе, где есть все. Даша скрипит зубами от такой цены, надеется, что сможет немного сбить ее, и рассуждает, что в двухкомнатной квартире можно жить и втроем.
Дверь в квартиру на первом этаже открывает девочка, говорит, что родителей нет дома и что апартаменты покажет она. Пройдя по двум комнатам, Даша тут же спешит к выходу: квартира совсем не такая, как на картинках.
— Я-то еще ладно, мне общежитие дают, а ведь некоторые на платном учатся. Вот где им жилье искать? Наверное, сейчас проще в общаге остаться. Тем более что недорогие квартиры не лучше общаги выглядят. Придется поездить мне на метро, буду учиться пунктуальности, — улыбается студентка.
Сегодня Даша вернется в Гомель, а ближе к концу месяца отправится на учебу в Минск. Безуспешные поиски не сильно огорчают ее:
— Сейчас, наверное, время не лучшее. Может, потом переселюсь, когда на работу устроюсь.
Снять или сдать жилье в любой точке Беларуси можно с помощью сервиса Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by