На территорию Минского кабельного завода мы попали, когда канализационная буря уже улеглась. Специфический запах и рукотворные озера все еще были на месте, но основную воду сотрудники «Минскводоканала» успели откачать. Впрочем, в корне ситуацию это не меняет: завод остановился, хранившийся на складах товар безнадежно испорчен, а дорогостоящее оборудование, расположенное в цехах, стало «утопленником». По словам сотрудников завода, проблема обнаружилась около шести утра на начальной стадии, а на территории завода специалисты появились только спустя три часа.
— О том, что будет непогода, все знали. Накануне было озвучено предупреждение: оранжевый уровень опасности, — проводит экскурсию по затопленному предприятию директор «Минсккабеля» Евгений Костеневич. — Как я понимаю, в таких потенциально проблемных ситуациях все службы должны быть готовы к экстренным случаям: как только поступает звонок, они незамедлительно выезжают на место и оказывают помощь.
Во время утреннего обхода наш охранник обнаружил, что из-под забора на территорию завода прибывает вода с запахом нечистот, и стал сразу же звонить в профильные службы: в 06:49 он обратился за помощью в «Минскводоканал», в 07:20 сделал повторный звонок. Но, как и в первый раз, его вежливо выслушали и ничего конкретного не ответили. Затем мастер позвонил в МЧС. Параллельно с этим сотрудники звонили в службу 115, но там ответили, что это не их объект.
Первыми на территории завода оказались сотрудники МЧС, было это где-то в 8:50. Затем, после долгих скандалов и моей угрозы написать письмо президенту, удалось добиться, чтобы «Минскводоканал» прислал машину для откачки — старый-старый ЗИЛ. За прошедшее с момента первого звонка время территорию завода и расположенного неподалеку склада успело полностью затопить — фура по самую кабину была в воде.
И если бы это была просто вода — цеха, территорию, склады затопило канализационными отходами. Здесь был такой запах — невозможно дышать. Сегодня завод остановлен, наверняка он не будет работать еще несколько дней. Вот так выглядит трансформаторная подстанция. Разве можно ее включить? Все же сгорит в один миг!
Участок бронировки полностью вышел из строя, а это промежуточный этап. Без него двигаться дальше невозможно. Воды здесь было по колено, более того, до сих пор затоплены полутораметровые приямки. А теперь представьте: одна заводская линия стоит $600 тыс. Что будет с этим оборудованием? Как и сколько его сушить? Мы же сорвем все сроки по поставкам продукции как внутри страны, так и за рубеж, — переживает директор.
— Приехали потом сюда «пиджаки» — все важные, стоят, обсуждают, как им поступить. А подходишь задать вопрос, так разговаривать не хотят. Затопило ведь не только нас. Рядом склад, где предприниматели свою продукцию хранят. Так от этих «специалистов» слышал, мол, незачем торопиться откачивать ту территорию: там торгаши, переживут. Вот так.
Меня возмущает: что это за отношение к проблеме и к людям? Почему нет взаимодействия между службами? Вместо того чтобы объединиться и решать проблему, одни перенаправляют к другим и знать ничего не хотят. Может, стоит сначала устранить потоп, а уже потом выяснять, кто должен реагировать первым, кто вторым?..
Мы так поняли, что судьба завода никого не волнует. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, борись как хочешь? Ну а мы-то что можем сделать, если тут коллектор 1956 года — как он выдержит? Сейчас будем подсчитывать убытки — несколько сотен тысяч долларов набегает легко. И кто будет это все компенсировать? — задается вопросом Евгений Костеневич.
Пока неясно, кто будет компенсировать ущерб и предпринимателям, арендующим складские площади.
— У меня здесь хранились стройматериалы. Их теперь все надо выкинуть — что гипсокартон, что смеси. Посмотрите, погрузчик до сих пор плавает — и это часть воды уже ушла, раньше даже марки автомобиля не было видно. По моим расчетам, потерь на 2 млрд старыми — это минимум, — объясняет Илья.
В «Минскводоканале» (в частности, в подразделении, которое курирует канализационную систему) комментировать ситуацию в оперативном режиме отказались, сославшись на необходимость отправлять официальный запрос и пообещав ответить в двухнедельный срок согласно законодательству.
В МЧС ситуацию прокомментировали подробно:
— Сегодня рано утром в Центр оперативного управления МЧС от сторожа Минского кабельного завода поступило сообщение о разлитой воде и сильном запахе канализации, — поясняет пресс-секретарь Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. — На место сразу же выехала опергруппа. Однако техника МЧС не привлекались. Это было невозможно: наши насосы рассчитаны на забор чистой воды, а не ила и канализационных стоков. Они просто пришли бы в негодность. Спасать людей, к счастью, не потребовалось. Сообщений об угрозе жизни нам не поступало.
Относительно работы аварийной службы: дежурная бригада поехала прежде всего к источнику этой аварии, чтобы перекрыть истечение по магистрали. Место, где можно перекрыть истечение, расположено на значительном расстоянии от завода. Учитывая большой диаметр (1200 мм) и протяженность коллектора, можно предположить, сколько воды вытекало уже после того, как магистраль была перекрыта. И только когда вся жидкость вылилась (в течение нескольких часов), можно было приступить к остальным работам.
Очевидно, что спецтехника (мотопомпы и илососы) в первую очередь поехала не на завод, а к месту аварии. Уловить всю воду, которая уже растеклась, не представлялось возможным — она сама постепенно уходила через ливневую канализацию. Понятно, что люди переживали, нервничали, но и огромные объемы воды мгновенно нейтрализовать невозможно. Алгоритм работы был следующий: дежурная бригада сразу же направилась к источнику проблемы, а когда начался рабочий день, остальная техника по заявке поехала на завод.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Читайте также: