Эксперимент: тестируем службу 115 и работу белорусских ЖЭСов

 
09 мая 2016 в 8:00
Источник: Дмитрий Мелеховец
Источник: Дмитрий Мелеховец

В прошлом году у минчан появилась возможность пожаловаться на городские проблемы с помощью онлайн-сервиса «Мой горад». За это время белорусы сообщили почти о 12 тыс. нарушений. Если верить цифрам на сайте, из них устранено практически три четверти. Однако вера в силу и непорочность белорусских ЖЭСов нередко ставится под сомнение. Onliner.by отправил на сайт 115.бел десяток запросов и подождал результатов.

Сайт, который должен был упростить связь между сознательными горожанами и ЖКХ, был создан в ноябре 2015 года по инициативе столичных властей. Пройдя регистрацию, вы можете сообщить о просевшем асфальте, открытых люках, неубранной территории и других проблемах. В течение суток модераторы дают ответ по заявке и оглашают срок, в который проблему должны решить. Как сказали в диспетчерской службе, решить проблему должны за восемь рабочих дней.

Все десять отправленных нами заявок были опубликованы 19 апреля. На сегодня (спустя двадцать дней) решено всего три проблемы. Срок работы над оставшимися был продлен на несколько недель и даже месяцев.

Игры разума и фотоиллюзия на Калиновского, 70

Около контейнеров во дворе девятиэтажки на улице Калиновского периодически образуется огромная куча мусора, которая растаскивается по всему двору. Чаще всего убирать ее коммунальщики не торопятся. Не произошло ничего нового и на этот раз.

Отчет об уборке мусора на сайте появился в последний из восьми положенных дней. На фотографии, которую коммунальщики обязаны прилагать после решения вопроса, видно, что куча срубленных веток и весь крупногабаритный мусор были убраны. На деле же склад, как и прежде, ютился возле детской площадки: мастер просто сделал фотографию с другого ракурса.

Объяснить, как такое могло произойти, в местном ЖЭСе не смогли, но попытались убедить, что вопросом занималась совершенно другая служба:

— Крупногабаритный мусор мы уже не вывозим, этим занимается УП «Спецкоммунтранс». Раньше вывозили мы, а сейчас система изменилась. Люди отправляют на этот сайт все подряд, даже то, чем ЖЭС заниматься не должен. Но они там особо не вдаются в подробности, шлют все подряд, а нам разбирайся. У человека настроение плохое — он и жалуется на сайте, вместо того чтобы подумать и позвонить. Думаете, у нас без этого работы мало? Так еще же и телефоны с камерой не у всех есть, чтобы фотографировать решенные проблемы. Камеры-то нам не выдали, а отчитываться надо. Всегда лучше звонить в ЖЭС напрямую, тогда не будет таких ситуаций. У «Спецкоммунтранса» подобные случаи бывают, вы не первые. Звоните им, разбирайтесь.

По единому номеру ЖКХ ответили, что работу коммунальщиков они не контролируют и что следить за выполнением и качеством работы вне их компетенции, но заверили, что решить вопрос должен был именно ЖЭС.

В «Спецкоммунтрансе» нас попытались убедить, что никакого мусора там нет и что они все вывезли в срок. Объяснить, что мусор по-прежнему на месте и тому есть подтверждение, так и не удалось.

— Никакой кучи там нет, мы все вывозили и делали фотографии. У меня такой же дом на Руссиянова. Просто люди опять намусорили. Куча очень быстро собирается, там просто очень многолюдно. Наш мастер, Светлана Евгеньевна, все контролировала. Можете ей позвонить. Я ей полностью доверяю.

Трубку Светлана Евгеньевна так и не сняла, поэтому мусор по-прежнему греется под майским солнышком.

Недетский ремонт детской горки на улице Тимошенко, 20/2, и спартанские тренажеры во дворах Тимошенко, 28, 30 и 32

Детские площадки на улице Тимошенко больше похожи на полосу препятствий или место для тренировки маленьких спартанцев: ржавые горки, лавочки с гвоздями, качели без сидений.

Единственное, что местный ЖЭС починил в срок, — это детская горка. Саму ржавую и кривую конструкцию, которую начало окутывать толстыми ветками соседнее дерево, ЖЭС чинить не стал, исправив только то, что прописано в заявке: подсыпал песка, сократив расстояние от низа горки до земли.

Соседние же детские площадки ЖЭС ремонтирует уже около двадцати дней. Срок ремонта откладывался дважды: сначала на два дня, а затем и вовсе на две недели. Пока дождь отступил и на детских площадках должна набивать шишки и разбивать коленки детвора, качели ждут своих спасителей в нерабочем состоянии.

Надевай сапоги: не май месяц! А нет, май. Необъяснимая лужа на Пономарева, 4а

Белорусский май — один из самых дождливых месяцев. С жалобой на огромную лужу, которая мешает выходить из подъезда, в редакцию обратилась читательница Мария. С ее слов, жители дома даже соорудили небольшой мостик.

Заявку на ремонт модераторы портала отклонили без объяснения причин. Однако в диспетчерской службе рассмотреть жалобу согласились и пообещали, что работники ЖЭС перезвонят для выяснения подробностей. Из ЖКХ позвонили уже на следующий день, приняли заявку и пообещали «что-то придумать»:

— Мы уже видели, что там лужа собирается… Уже даже канавы выкапывали! Все равно не помогло, да? Ну мы заявочку примем, подумаем, что еще можно сделать. Но вы знаете, они [работники ЖЭСа — прим. Onliner.by] там так сделают… Не знаю даже, что из всего этого получится. Но в заявке напишем, что… Может, при капремонте что-то придумают…

Спустя несколько недель никаких изменений не произошло, а в диспетчерской службе ответили, что заявка отклонена, так как асфальт находится в норме.

На карандаше у ЖКХ: наблюдение за ростом веток, разрушением бетона и расширением пробоин

На половине отправленных нами заявок ЖЭСы оставили отметки «На контроле». Сроки работы над проблемами были отложены от нескольких недель до нескольких месяцев — вплоть до третьего квартала 2016 года. Каким образом ведется контроль, в диспетчерской службе объяснить не смогли:

— Сайтом занимаются совершенно другие люди, там свои специалисты. Если перенесли сроки — значит, на то были веские причины. ЖЭСы могут переносить сроки. Мы не занимаемся контролем работы и не следим за тем, как они что-то делают. Мы только передаем информацию. Если вас что-то не устраивает, можете написать жалобу в местный ЖЭС. Все подробности по их работе уточняйте у них.

Кроме непригодных детских площадок, описанных выше, на контроль ЖЭС взял разросшиеся ветки кустарника по улице Тимошенко, 20/2, о которых сообщил один из читателей: «Ветки кустов торчат на дорожку, причем на уровне головы ребенка, а рядом, кстати, детский сад. По-хорошему их бы пересадить, но, возможно, хватит и обрезки».

Контролировать рост веток ЖЭС планирует до 1 июня. За пробоиной в асфальте недалеко от этого дома коммунальщики решили наблюдать и вовсе до конца сентября.

Похожие ситуации сложились с лестницей по улице Голодеда, 5/2 (на контроле до 31.08.2016), и просадкой асфальта вокруг канализационного колодца на Брестской, 87 (на контроле до 16.05.2016).

Но если люк по улице Брестской находится в стороне от пешеходной дорожки и опасности пока не представляет, то спускаться по остаткам лестницы действительно небезопасно, о чем рассказала читательница Валерия: «Я на этой лестнице уже две пары обуви испортила. Сначала в туфлях споткнулась об арматуру, а потом еще и кеды порвала. Хорошо, что голову не расшибла об эти ступеньки. Я когда-то в ЖЭС звонила по этому вопросу, но от них дождешься…»

Закрытые люки открытого дела

Единственное, с чем коммунальщики справились действительно быстро, так это с ремонтом двух канализационных люков. Люк по улице Яна Чечота, 25, который шатался вместе с асфальтом и мог провалиться в любой момент, отремонтировали уже через два дня после отправления заявки.

Обвал земли вокруг люков на проспекте Независимости, 157, тоже исправили довольно быстро. Возможно, такую оперативность можно объяснить до сих пор не решенным делом с провалившейся в колодец минчанкой.

* * *

Несмотря на явную недоработку некоторых филиалов ЖЭС, можно сказать, что с появлением приложения обратная связь горожан с коммунальными службами сильно упростилась — сообщить о проблеме сегодня не составляет особого труда. В дополнение к сайту недавно у службы появились мобильные приложения для Android и iOS. Вопрос остается только в действенности и конечном результате работы коммунальщиков.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by