«Три сестры»: семьи из Гомеля, Чернигова и Брянска сравнили расходы на «коммуналку» и качество услуг

 
UPD
29 апреля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор

Мы начинаем цикл публикаций под условным названием «Три сестры». Термин ведь хороший, активно применялся во времена братаний на монументе Дружбы, где сходятся границы Беларуси, России и Украины. Жаль, последние три года простаивает. Надо снова вводить его в обиход. Но у нас нет патриотических плакатов и мы не знаем красивых речей о нерушимости и всем таком, которые раньше прилагались к этому словосочетанию… Поступим иначе — без пропаганды и придыхания. Специально съездили в Украину и Россию. Ходили, смотрели, что-то вынюхивали. Теперь готовы сравнить города-побратимы Гомель, Чернигов и Брянск. По разным параметрам: где дороги ровнее, трава зеленее, экономическая модель эффективнее. Первыми нашими героями станут три семьи, которые расскажут о расходах на ЖКХ и качестве услуг.

Выбирая специалистов по оплате коммунальных услуг в разных странах, мы старались придерживаться общего требования: семьи должны быть симпатичными и жизнерадостными. Ну и, кроме того, двое взрослых, один ребенок, двухкомнатная квартира — чтобы цифры были примерно сопоставимы. Примечательно, что с некоторыми параметрами неожиданно возникли любопытные сложности этнографического свойства. Считать они нам не помешают, но помогут понять некоторую специфику городов.

Гомель

Вадим, Антонина и их дочь Ангелина живут в старой девятиэтажке. Кстати, это один из первых в Гомеле домов, оборудованных лифтами в принципе. В конце семидесятых вся уважающая себя шпана из хрущевок посещала новенький проспект Октября, чтобы погонять на лифте. Благо кодовые замки и железные двери тогда еще не придумали. Но и пластмассовые кнопки приходилось жечь спичками: на красивые бензиновые зажигалки тогда имели право только спекулянты и передовики.

Возраст здания и некоторые конструктивные особенности мы примем к сведению.

К детской инфраструктуре у молодых родителей особых претензий нет:

— Под окнами у нас есть горка, часто там зависаем. Но, вообще-то, предпочитаем ходить в соседний двор: там больше всяких штук, есть огороженная площадка для всяких волейболов-баскетболов для больших детей. Нам грех жаловаться: и по траве носиться места хватает, и в песке есть где вываляться. Кроме того, через дорогу парк, пруд с рыбами и черепахами, неподалеку есть даже маленький церковный зоопарк!

Подъезды к придомовой территории разбиты, ямы кое-где неумело засыпаны асфальтом. (Впрочем, забегая вперед, отметим: это мы еще не видели настоящей неумелости!)

— Внутри подъезда — ну-у, сами видите, как у нас дела обстоят… Говорят, есть какие-то нормативы, как часто должны убирать лестничные площадки, мыть окна и так далее. Если честно, сомневаюсь, что это делается регулярно. На улице и вокруг дома метут регулярно, там чисто. Хотя асфальт и развалился.

В подъезде, мягко говоря, мрачно. Дому 39 лет, стены, пол и перила не пытаются скрывать возраст. Краска подобрана соответствующая.

Лифт недавно поменяли. До этого, говорит Антонина, доводилось не раз таскать коляску с дочкой на свой этаж, но уже с месяц так не развлекалась.

Из электроприборов в доме — компьютер, пара ноутбуков, телевизор, холодильник, стиралка, микроволновка, электрочайник, утюг, пылесос и прочее, что входит в стандартный набор. Сварочного аппарата нет. Лампочки купили энергосберегающие, но они что-то никак не окупятся, выходят из строя. В марте со всем своими лампочками и обогревателем семейство израсходовало 119 кВт·ч и заплатило за это 141,4 тыс. рублей (год назад в этом же месяце — 120 тыс.).

Батареи в стенах — старое советское ноу-хау, воспетое во многих фельетонах. Вадим говорит, что, несмотря на нормальные окна и вялую зиму, иногда приходится включать электрообогреватель. Еще можно зажигать газ, он же безлимитный. Счетчик в квартире не установлен, поэтому считают по «дорогому» фиксированному тарифу. Выходит 67,8 тыс. в месяц (год назад — 55 тыс.).

Иногда, наоборот, в квартире слишком жарко, надо открывать окна. В общем, энергетикам пока не удается эффективно регулировать температуру батарей в зависимости от погоды. Как бы то ни было, за отопление по итогам марта отдали 103,4 тыс. рублей (год назад — 73,9 тыс.).

С водой в марте уложились в 8 кубов и 40 тыс. рублей (год назад — 25 тыс. за тот же объем). Квартплата (уборка, отчисления на капремонт, текущий ремонт, вывоз мусора, лифт и прочее) — еще 200 тыс. (год назад — 160 тыс.).

Ангелина рыщет сужающимися кругами, подбирается к квитанциям: на них надо срочно нарисовать что-то важное. Ведь обои уже украшены. Вадим, зорко наблюдая за опасностью, рассуждает о том, стоят ли перечисленные услуги таких денег:

— Если прибавить еще платежи за телефон, домофон, интернет, то в месяц у нас уходит около 700 тыс. Да, можно ругаться по поводу дороговизны, жаловаться на жизнь. Я тоже это неплохо умею и регулярно делаю. Но если разобраться, то эти $35 — неплохая цена для нас. Дом старый, но, как ни странно, коммуникации пока работают, без воды и электричества не сидим. При этом мы ведь и не экономим особо: воду льем, свет не выключаем… В общем, за эти деньги нам не хватает только чистого, светлого, отремонтированного подъезда.

Чернигов

Илья, Настя и маленький, но довольно быстрый Лев живут в восьмилетней многоэтажке на проспекте Мира. В просторном дворе дети играют в прятки среди машин. Потом объяснили: эта площадка замышлялась как клумба, но для парковки оказалась нужнее.

Этот огромный дом хорош тем, что здесь при строительстве предусмотрели технологическую возможность установки индивидуальных приборов учета тепла. Большинство квартир по-прежнему завязано на общедомовой счетчик, но желающие могут купить и свои собственные — тогда они сами смогут регулировать расход. Илья с Настей очень довольны, что воспользовались этой возможностью.

— Считается, что индивидуальный счетчик тепла в обычных условиях окупается года за полтора. Но нам повезло, мы установили его как раз в то «прекрасное» время, когда рухнула наша экономика. В результате с учетом всех этих скачков цен и курсов наш прибор отбил затраты за полгода. За тепло мы платим как минимум процентов на 50 меньше, чем остальные. Например, за март заплатили 360 гривен.

По курсу Нацбанка это 279 тыс. белорусских рублей (в дальнейшем цены мы будем приводить сразу в наших деньгах).

С появлением Льва в квартире площадью 62 квадратных метра стараются поддерживать температуру 23 градуса. Для этого достаточно, чтобы батареи были едва теплыми (теплоизоляция в доме хорошая). Регулировать нагрев очень просто: на дисплее отображается расход, который надо снимать раз в месяц.

Каждая калория здесь на счету, нельзя просто так взять и украсть ее. Интересное решение: вертикальные трубы с теплоносителем обмотаны изолирующим материалом — чтобы не дай бог кто-то не использовал бесплатно лишний квадратный сантиметр излучающей поверхности. Целостность изоляции регулярно проверяют.

— Газ с прошлого года подорожал в семь раз. Лева, не ешь квитанцию, — Настя сравнивает цифры нынешнего и прошлого года.

Если Ангелине документы требовались для рисования, то Лев стремится съесть их или хотя бы надкусить. Кстати, некоторые квитанции присылать перестали — с формулировкой «Нет бумаги».

— Еще было ощущение, что природный газ одно время бодяжили, смешивали с чем-то, — рассказывает Настя. — Если раньше расход у нас был кубометров восемь в месяц, то потом внезапно стало выскакивать под 15! При этом огонек какой-то красноватый и не греет, чайник никак не закипает.

Идем смотреть, что в трубах сегодня. Щелчок — на кухне синим цветком горит газ. Сегодня вроде обычный, горячий. Щелчок — газ погас.

За март семья израсходовала 13 кубов и заплатила 72 тыс. рублей. Год назад было 9 кубометров и 8,2 тыс. рублей.

— Вот одолжили на время электрочайник вместо обычного, хотим поэкспериментировать с месяц, посмотрим, как на расходах отразится, — Илья выстраивает энергоэффективную экономику семьи.

— А электроэнергия — это разве не газ?

— Нет, у нас на угле ТЭЦ работают.

Еще один черниговский лайфхак — электрический бойлер, который обеспечивает квартиру горячей водой.

— Это довольно популярная тема в городе, — научил Илья. — Когда стоимость горячей воды стала расти, люди заметили, что электроэнергия дорожает не так быстро. Оказалось, что выгоднее отключиться от централизованной подачи горячей воды и подогревать ее самостоятельно. Вот и мы купили котел: выгоднее переплатить 50 гривен за электричество, которое он расходует, чем платить вдвое больше за централизованную горячую воду.

Итак, за воду семейство заплатило в марте 97 тыс. рублей, израсходовав 11,4 кубометра. Год назад это же количество стоило 50 тыс. При этом в марте прошлого года (тогда еще не было бойлера) заплатили 13 тыс. рублей за 29 кВт·ч электроэнергии. В этом году, когда научились греть воду сами, платят за свет 44 тыс.

Что входит в понятие «квартплата», которая составляет 75 тыс. рублей, молодые люди толком не знают: раскладки, как в белорусских квитанциях, тут нет. Но, говорят, плату собираются поднять вдвое. Что бы там ни было, подъезд выглядит аккуратным, мусоропроводы работают, во дворе чисто, машины на клумбе стоят ровно.

Илья говорит, что не всем так повезло: у них в подъезде живут приличные люди, а вот в некоторых других уже успели обеспечить разруху.

— По-вашему, это недорого? — Илья полагает, что важно, с какой стороны смотреть. — Пишут, что средняя зарплата в Чернигове — 3500 гривен [2,7 млн рублей. — Прим. Onliner,by]. Если так, то, думаю, для многих это существенная часть бюджета.

Брянск

Стоит отметить, что город с ходу несколько озадачил. Вместо эпической открытости, которой, согласно путеводителям, славятся россияне, одни принялись друг за другом демонстрировать чудеса осторожности, в других взыграла коммерческая жилка. «Боимся», «Отстань», «А денег дадут?», «Моей бабушке на днях так уже что-то впарили» — так отвечали союзники, к которым мы по-белорусски бесхитростно обращались за помощью. Даже пришлось сверяться с навигатором: в ту ли страну попали? На фоне белорусов и украинцев выглядело это необычно.

Рассказать про расходы все же согласилась молодая жительница одного из новых микрорайонов. Настя с супругом растят маленького Глеба.

Из окон их высотки открываются просто волшебные виды — за такое не грех доплатить. Район, состоящий из плотно натыканных многоэтажек с крохотными детскими площадками, почему-то отгорожен от «диких земель» забором. За ним — овраги, какие-то обломки, водоемы… В таких местах хочется провести детство.

Если выглянуть на обратную сторону, то видно, как локальными заборами и воротами отгородились друг от друга и некоторые дворы. Как выяснится позже, это здесь распространенная практика: чужакам не доверяют, они могут занять парковочное место или что-нибудь сломать.

Асфальтовое покрытие во дворах выглядит новым, гладким и прочным — пока не въедешь колесом в глубокую выбоину, заполненную водой. Красивый асфальт местами начал рассыпаться.

Подъезд у Насти аккуратный, ухоженный. На стенах здесь ключом не рисуют, мусор не бросают, лифт берегут.

За содержание и текущий ремонт дома хозяйка «двушки» площадью 42,6 квадратного метра платит управляющей компании 271 тыс. белорусских рублей в эквиваленте. Отчисления на капремонт — еще 120 тыс.

— Управляющая компания у нас недавно сменилась, но я так и не поняла зачем, — улыбается хозяйка. — Фирма другая, а люди вроде те же работают. Ну, лишь бы работали. Бывает, убирают первые три этажа и последние три, а до середины не доходят.

Снижать расходы Настя не против, но без фанатизма:

— Не сказала бы, что я большой специалист по части экономии. Да, слышала, как экономят в Европе, но от меня это все как-то далеко. Бывает, придет счет на большую сумму, мне плохо станет — начинаю экономить. Но как-то особо себя не ужимаем.

Воды (горячей и холодной) семейство в марте потребило 16 кубометров и заплатило за это 394 тыс. рублей (в марте прошлого года — 359 тыс.). Отопление обошлось в 386 тыс. рублей (в прошлом году — 354 тыс.)

Еще 122 тыс. Анастасия заплатила за 126 кВт·ч электроэнергии. Водоотведение стоило 112 тыс.

Газового счетчика у Насти тоже нет, поэтому она, как и гомельская семья, платит по верхнему тарифу — из расчета, что каждый проживающий потребляет 11,8 кубометра (хотя физически семье непросто потратить даже четверть этого объема, если не поставлять газ тайком в Украину). Выходит 71 тыс. рублей (год назад — 66 тыс.).

Любопытно сравнить газовые тарифы. При наличии счетчика житель Брянска платит за кубометр 1608 рублей, черниговец — 5538, гомельчанин — 2842.

* * *

В итоге оказалось, что стандартный набор жилищно-коммунальных услуг дороже всего обошелся российской семье — в 1,476 млн белорусских рублей при средней заработной плате в городе около 5,7 млн. Гомельчане на втором месте: аналогичные расходы составили около 600 тыс. рублей (средняя зарплата за март, по данным Белстата, — 6 205 475 руб). Черниговская семья платит за основные услуги ЖКХ 570 тыс. (напомним, средняя зарплата, по официальным данным, — 2,7 млн рублей).

Гомель Чернигов Брянск
Электроэнергия (бел. руб за 1 кВт ч) 1188 при потреблении до 150 кВт ч в месяц (себестоимость - 1900, данные Гомельского горисполкома) 440 при потреблении до 150 кВт ч в месяц 952 (одноставочный тариф)
Газ (бел. руб за 1 кубометр) 2842 (себестоимость - 3738, данные Гомельского горисполкома) 5538 1608
Вода (бел. руб за 1 кубометр) 4653 при потреблении до 140 л в сутки на человека, с учетом канализации (себестоимость - 7958, данные Гомельского горисполкома) 4710 за холодную воду36 1000 за горячую воду4027 за водоотведение 5254 за холодную воду39 058 за горячую воду3439 за водоотведение
Тепло (бел. руб за 1 гКал) 133 417 (себестоимость - 854 710, данные Гомельского горисполкома) 566 128 (при наличии счетчика) 600 262
Техобслуживание дома (бел. руб за 1 кв. м) 995 (себестоимость – 1155, данные Гомельского горисполкома) 1113 5511 (с учетом вывоза мусора и ТО лифта, отчислений на капремонт)
Отчисления на капремонт (бел. руб за 1 кв. м) 880 (себестоимость - 5055, данные Гомельского горисполкома) - -
Средняя зарплата (бел. руб) 6 205 475 (номинальная начисленная средняя зарплата рабочих и служащих Гомельской области в марте 2016 г., данные Белстата) 2 979 000 (данные Государственной службы статистики Украины за 2015 г.) 6 140 000 (данные Брянскстата за февраль 2016 г.)

Сравниваем дальше!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by