Проект «Ледяной червь»: как американцы попытались построить в Гренландии подледный город

 
185
20 апреля 2016 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, thuleforum.com

Послевоенное противостояние двух сверхдержав, США и СССР, принесло человечеству немало удивительных проектов. Какие-то из них были успешно реализованы, но многие так и остались дорогостоящими утопиями. В конце 1950-х годов в недрах Пентагона родилась фантастическая идея — проложить в ледниках Гренландии обширную сеть тоннелей общей длиной до 4000 километров. Там в условиях практически автономного существования должны были дислоцироваться мобильные межконтинентальные баллистические ракеты, чтобы в случае начала военного конфликта нанести Советскому Союзу решительный и непоправимый удар. Фактически речь шла о создании под вечными снегами крупнейшего острова планеты секретного города со всей положенной ему инфраструктурой. Onliner.by рассказывает о первоначальном успехе и последующем провале проекта, получившего название «Ледяной червь».

В Гренландию американские военные специалисты пришли во время Второй мировой войны. После захвата нацистами Дании, которой до сих пор принадлежит остров, правительство этой страны разрешило Соединенным Штатам защищать оставшиеся датские территории от возможной немецкой оккупации. В Гренландии появилось сразу несколько авиабаз и метеорологических станций, обслуживавших самолеты на их пути из Северной Америки в Европу и обратно.

После окончания Второй мировой присутствие американцев на этом северном острове только увеличилось. Оказалось, что его территория чрезвычайно подходит для противостояния новому оппоненту, в которого превратился Советский Союз. Самый короткий путь в СССР для ракет и бомбардировщиков с ядерным оружием на борту пролегал как раз над Арктикой, и в этой связи военные базы за Полярным кругом приобретали стратегическое значение.

Одной из них стала авиабаза Туле, печально прославившаяся в январе 1968 года, когда возле нее потерпел крушение бомбардировщик B-52 с термоядерными бомбами. За восемь лет до этого происшествия в 240 километрах от Туле американцы начали работу над сверхсекретным проектом совершенно иного рода, получившим кодовое название Iceworm («Ледяной червь»).

Еще в 1953 году Пентагон запустил специальную программу, целью которой было исследование возможности долгосрочных военных действий в условиях Крайнего Севера. Логика идеи, учитывая специфические климатические особенности страны «вероятного противника», была проста. При этом плацдармом для полевых экспериментов в рамках программы была выбрана почему-то не Аляска, а Гренландия. В 1957 году в 350 километрах к востоку от базы Туле началась первая фаза операции. Задачей на этом этапе являлось создание под поверхностью острова автономного военного лагеря, названного Fistclench («Сжатый кулак»).

Испытания технологии прошли успешно. Мощные швейцарские снегоочистители Peter Snow Miller прокопали на поверхности острова пять траншей, крупнейшая из которых достигала 183 метров в длину, 6 метров в ширину и 2,5 метра в высоту. В траншеях были установлены сборные деревянные домики и дизель-генераторы, после чего они были накрыты стальными арками и вновь засыпаны снегом. Предполагалось, что в подобном скрытом льдами сооружении несколько десятков человек будут способны легко перенести даже полярную зиму.

Вдохновившись этой первой удачей, аналитики армии США замахнулись на нечто куда более масштабное. По их задумке, подобные «Сжатому кулаку» лагеря должны были быть мультиплицированы, связаны тоннелями и превращены в разветвленную систему «Ледяной червь», которая стала бы первым рубежом обороны Соединенных Штатов от советской агрессии.

На глубине в 8,5 метра под поверхностью Гренландии планировалось проложить сеть тоннелей по образцу Fistclench. Узлами этой системы должны были стать пусковые площадки, расположенные в 6,4 километра друг от друга. Предполагалось, что между этими кластерами будут перемещаться специально разработанные мобильные версии межконтинентальных баллистических ракет Minuteman. При этом каждый год сеть должна была расширяться, пока не достигла бы общей протяженности в 4000 километров. В Пентагоне считали, что такого размера будет достаточно, чтобы противник в любой момент не имел понятия, в какой конкретно точке «Ледяного червя» находится каждая из 600 ядерных ракет, составлявших его гарнизон.

Разумеется, прежде чем развернуть столь масштабный проект, строительные технологии, испытанные ранее в лагере «Сжатый кулак», необходимо было повторно проверить уже в долгосрочной перспективе. Для этого в 1960 году в 240 километрах от Туле американские военные начали возведение второго лагеря, названного Century («Столетие»).

Создавался он по той же схеме, что и его предшественник. Сначала швейцарские снегоочистители вновь-таки успешно выкопали в снегу и льду траншеи, которые впоследствии были перекрыты стальными арками и засыпаны. Сейчас с применением подобной технологии иногда строится метро, а более полувека назад американцы попытались создать так подледный город.

Назвать «Столетие» городом (или городком) можно было, конечно, весьма условно, хотя Camp Century был значительно крупнее Fistclench. Всего был создан 21 тоннель общей протяженностью около 3 километров. Самый крупный из них, прозванный «Главной улицей», имел 335 метров в длину, 8 метров в ширину и 8,5 метра в высоту. Внутри этого комплекса разместили несколько десятков деревянных домов длиной 23 метра, в каждом из которых было пять отдельных комнат и объединяющее их общее помещение.

В 1962 году, когда Camp Century был на пике своего развития, его население достигало 200 человек. В гренландском леднике им были созданы все условия для полноценного автономного существования. В тоннелях, помимо жилых помещений, размещались кухня и столовая, туалеты и душ, комната отдыха и кинотеатр, библиотека и прачечная, небольшой магазин, научные лаборатории, мастерские, склады, парикмахерская, почтовое отделение, радиоцентр и даже своя часовня.

Энергообеспечение «Столетия» при этом принципиально отличалось от «Сжатого кулака». Вместо банальных дизель-генераторов, требовавших гигантского количества топлива и постоянного им снабжения, компания American Locomotive Company разработала для армии США небольшую передвижную АЭС PM-2A мощностью 2 МВт. В июле 1960 года ее в разобранном виде доставили на базу ВВС Туле, а затем караваном из 27 грузовиков и снегоходов 400-тонный груз был отправлен к Camp Century.

На площадке АЭС была собрана всего за 77 дней, после чего ее установили на «Главной улице» подледного комплекса, где она успешно проработала следующие 33 месяца. Это был еще один важный эксперимент, проводившийся американской армией. Он подтвердил принципиальную возможность функционирования мобильной АЭС в условиях Крайнего Севера и обеспечения с ее помощью энергетических нужд небольшой военной базы.

Водоснабжение и АЭС, и жилых помещений осуществлялось специальным водяным насосом, погруженным в ледяной колодец в одном из тоннелей. Горячий пар, поступавший из парогенератора, растапливал гренландский лед, что позволяло получать около 38 тысяч литров свежей воды в сутки. При этом вода, по сути, была получена из снега, который выпал в Гренландии почти 2000 лет назад — примерно в те годы, когда, если верить Библии, по Израилю с учениками путешествовал Иисус Христос.

Строительство Camp Century имело и неожиданный побочный эффект, порадовавший ученых. В процессе проведения работ в леднике под лагерем осуществлялось и бурение льда. В результате этого климатологи получили уникальные ледяные керны, позволившие проследить климатическую историю Земли на протяжении последних 100 тысяч лет. Образцы, извлеченные в ходе той сверхсекретной операции, до сих пор используются соответствующими специалистами в своей работе.

Однако первые результаты изучения этих кернов были совершенно иными. Оказалось, что ледник, в котором был построен Camp Century, движется значительно быстрее, чем рассчитывали и геологи, и военные. Предполагалось, что после сдачи в эксплуатацию «Ледяной червь» будет способен функционировать на благо национальной безопасности США как минимум десятилетие. На деле же оказалось, что уже через пару лет система тоннелей подвергалась деформации, делающей пребывание внутри людей и тем более ядерных ракет и их пусковых площадок опасным.

Поддержание лагеря «Столетие» в работоспособном состоянии требовало регулярной дополнительной обработки тоннелей и удаления 120 тонн льда и снега ежегодно. Это было возможно для небольшого комплекса длиной 3000 метров, но становилось невыполнимой задачей, если речь заходила о системе масштаба «Ледяного червя» с его перспективными 4000 километров.

В 1963-м была заглушена мобильная АЭС, лагерь перешел на питание от дизель-генераторов. В следующем году электростанция была демонтирована и отправлена на Большую землю. С 1964 года Camp Century с круглогодичного режима работы перешел лишь на летний, а в 1965-м был и вовсе эвакуирован. Еще спустя четыре года американские специалисты вновь посетили законсервированный объект и обнаружили, что ученые были правы в своих прогнозах: движение ледника без профилактических работ действительно фактически разрушило комплекс.

Несмотря на провал смелой идеи, свою пользу проект «Ледяной червь» принес. Во-первых, было на практике доказано, что использование ледниковых толщ для создания долговременных крупномасштабных комплексов военного назначения невозможно. Это избавило человечество от перспективной чрезмерной милитаризации Арктики и Антарктики с ее непредсказуемыми последствиями.

Во-вторых, в то же самое время созданию во льдах небольших баз ничего не мешало. Под укрытием снега людям при должном энергообеспечении не были страшны ни морозы, ни сильные ветра. Оказалось, что в идее автономного существования в отрыве от Большой земли, но при этом в относительном комфорте нет ничего невыполнимого. Этот опыт пригодился в дальнейшем при строительстве антарктических научных станций.

В Camp Century было испытано множество технологий: строительных, энергетических, научных, — немало обогативших наши знания о Крайнем Севере. Именно так и достигаются новые рубежи познания. Возможно, когда-нибудь они помогут человечеству при освоении враждебной среды совсем иного рода, например Луны или Марса.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, thuleforum.com
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
20.04.2016 в 8:01
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
20.04.2016 в 8:01
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
20.04.2016 в 8:01
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
20.04.2016 в 8:02
люблю подобного рода истории...
20.04.2016 в 8:02
Что русскому хорошо -- немцу смерть.
В таких условиях только наши могут что-то сделать, да еще там жить и работать )
20.04.2016 в 8:02
Классный репортаж. Думаю многим будет интересно.
20.04.2016 в 8:02
Bеня,
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Лучший коммент!
20.04.2016 в 8:02
Американцы более чем пол столетия пытались строить подземный город, наши до сих пор при строительстве метро используют те же технологии!
20.04.2016 в 8:02
Ещё одно доказательство, что США мировая держава и ей доступны любые эксперименты.
20.04.2016 в 8:03
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

успел
20.04.2016 в 8:03
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

заголовок интересный?
20.04.2016 в 8:03
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Домашняя заготовка?
20.04.2016 в 8:04
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

За что "Спасибо"? ты же даже не прочитал еще
20.04.2016 в 8:04
В плане закапывания денег в землю - америкосам до нас очень далеко...
20.04.2016 в 8:06
Америка все ближе к американизации земли,не смотря на потуги тявкающих щенков.
20.04.2016 в 8:06
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

...КАК ВСЕГДА НЕ ЧИТАЛ...!!!
20.04.2016 в 8:06
Один из немногих проектов противостояния того времени , который принес и может принести в будущем практическую пользу.
А так США и СССР в те времена истратили огромные материальные и человеческие ресурсы на против состояние друг с другом.
Отличие в том , что у США они были , а СССР выдохся.
За 25 лет спокойной жизни , видимо стало скучно , и теперь у некоторых снова чешутся руки устроить гонку.
За которую расплачиваться простым людям.
20.04.2016 в 8:10
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Прочитал-бы сначала! Тошнит уже от этой фразы.
20.04.2016 в 8:13
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Прочитал-бы сначала! Тошнит уже от этой фразы.
"vasuhih":

согласен
20.04.2016 в 8:14
Американцы более чем пол столетия пытались строить подземный город, наши до сих пор при строительстве метро используют те же технологии!
"Bеня":

што?
20.04.2016 в 8:19
Ох эти американцы , всегда хотят быть первыми во всем
20.04.2016 в 8:20
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":

И где сейчас ссср? Нужны ли чудеса, когда народу жрать нечего, а у шахтеров нет мыла помыться после смены.
20.04.2016 в 8:22
когда деньги некуда девать можно планировать что угодно,но только думать надо не на шаг в перед,а как минимум на пять!не первый и не последний раз америкосы еще обожгутся со своими мега проектами
20.04.2016 в 8:23
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":

И где сейчас ссср? Нужны ли чудеса, когда народу жрать нечего, а у шахтеров нет мыла помыться после смены.
"Прозмейлол":

Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
20.04.2016 в 8:23
Америка все ближе к американизации земли,не смотря на потуги тявкающих щенков.
"parking":

Да ладно :)
Они-то и США-то до конца еще не американизировали....
А про Ливию, Ирак и Афганистан что уж говорить....
20.04.2016 в 8:25
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Да ничего они не просчитывают правильно. Назовите мне хоть один успешный проект США. Все недоделано. А если что и сделано, то руками гастарбайтеров, купленных по всему миру.
20.04.2016 в 8:26
Американцы более чем пол столетия пытались строить подземный город, наши до сих пор при строительстве метро используют те же технологии!
"Bеня":

што?
"parking":

Наши метро лопатами копают. На Малиновке в свое время посмотрел на торжество мировых технологий :)
20.04.2016 в 8:28
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

тупости нет придела.лечится надо уже,Веня.
"parking":

Это дорогое на выхлопе лечение, нужно попробовать сбор средств с комментаторов онлайнера, я не против поддержать.
20.04.2016 в 8:29
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
20.04.2016 в 8:32
Ух, хорошая статья! Всегда мечтал побывать в подобных местах!
20.04.2016 в 8:34
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
20.04.2016 в 8:36
Такие колоссальные деньги в пустую тратили , так сильно испугались Хрущева с его кукурузами
20.04.2016 в 8:36
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":


мысль дня!!! :)
20.04.2016 в 8:36
чудеса,да и только
20.04.2016 в 8:37
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

А вы помните ассортимент в магазинах средневекового Лондона?
20.04.2016 в 8:41
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Сперва подумал, чего на чувака накинулись.
После глянул. Публикация новости (Сегодня в 8:00) и тут "скорострел" подоспел (Bеня Сегодня в 8:01)
За минуту, даже картинки не пересмотришь))) Бобра нету, он бы опередил его)))))
20.04.2016 в 8:41
вот уже правда что у страха глаза велики.боялись сша ссср как чёрт ладана.
20.04.2016 в 8:46
Яркий пример бессмысленной и беспощадной траты денег и ресурсов
20.04.2016 в 8:58
Опять классный и интересный репортаж! Спасибо, Онлайнер!!!
20.04.2016 в 8:58
Великая страна!
И тогда и сегодня могут осуществлять такие проекты.
20.04.2016 в 9:01
Нда, от американцев такого я даже как-то не ожидал. Мечта коммуниста, сидишь и с соседями общаешься...
20.04.2016 в 9:04
вот кто виноват в глобальном потеплении
20.04.2016 в 9:15
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":
"Тот" способ продвижения способствовал всплыванию отборного дерьма. Неудивительно, что в итоге всё развалилось.
20.04.2016 в 9:18
Нда, от американцев такого я даже как-то не ожидал. Мечта коммуниста, сидишь и с соседями общаешься...
"1763886":

могли бы и развернуть их друг к другу
пока сидишь можно в картишки перекинуться.
20.04.2016 в 9:19
У них техника капала а в совке зэки и солдаты, чувствуете разницу.
20.04.2016 в 9:21
Инуиты до америкосов неплохо выживали во льдах и снегах. да, размах был не такой, но факт.
20.04.2016 в 9:28
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":
"Тот" способ продвижения способствовал всплыванию отборного дерьма. Неудивительно, что в итоге всё развалилось.
"1603885":

и итоге пришёл меченный со своей перестройкой и всё развалил. теперь живёт на полном обеспечении запада. до него народу лучше жилось чем теперь.
20.04.2016 в 9:30
до него народу лучше жилось чем теперь.
"renya12345":
В компартии состояли?
20.04.2016 в 9:32
У них техника капала а в совке зэки и солдаты, чувствуете разницу.
"pukkala":

два солдата из стройбата заменяют эскаватор.
20.04.2016 в 9:34
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

или просчитываются?
20.04.2016 в 9:35
до него народу лучше жилось чем теперь.
"renya12345":
В компартии состояли?
"wonna_bee":

в комсомоле. тогда все там были .
20.04.2016 в 9:37
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

их расчеты тоже бывают опрометчивы
20.04.2016 в 9:41
ного существования. В тоннелях, помимо жилых помещений, разме
"dakele":

Просчитываются ты хотел сказать?
20.04.2016 в 9:42
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Просчитываются ты хотел сказать?
20.04.2016 в 9:43
Дариус как всегда на высоте, приятно читать его статьи. Спасибо.
20.04.2016 в 9:44
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":
"Тот" способ продвижения способствовал всплыванию отборного дерьма. Неудивительно, что в итоге всё развалилось.
"1603885":

и итоге пришёл меченный со своей перестройкой и всё развалил. теперь живёт на полном обеспечении запада. до него народу лучше жилось чем теперь.
"renya12345":
Горбачёв осуществил лучший вариант из возможных. А теперь, "каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня" )
20.04.2016 в 9:45
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

что-то у них с демократией проблемы строят строят и ни как не построят... .. до сих пор просчитать не могут/?
20.04.2016 в 9:56
Американцы
"dakele":

капитан заступил на пост
20.04.2016 в 9:57
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Наши тоже все просчитывают, только принцип другой. А именно
"Хмммм, а сколько можно будет распилить денег и положить себе в карман!?"
20.04.2016 в 9:59
во люди раньше только и срахом походу и жили ..
20.04.2016 в 10:00
Столько денег вбухали, чтобы через пару лет всё бросить и уйти.
20.04.2016 в 10:04
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":


Деда брат руководил складами на Новой Земле ( полярной авиации), говорил что для движения по складу у него машина с водителем была, плюс 2 лифтера..
20.04.2016 в 10:04
Столько денег вбухали, чтобы через пару лет всё бросить и уйти.
"papls":

Или тоже распилили. Врядли они не знали про движение льда.
20.04.2016 в 10:04
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

То, что американцы - это нация торгашей и авантюристов, это вы правы. А вот в культурном плане, нация созданная из беглых преступников и работяг, так ничего толком и не создала. Впрочем, американцам без году неделя, может и создадут что-нибудь стоящее. Демократию и ту слямзили у греков. И все равно всё перекрутили и подстроили под свои имперские штучки.
20.04.2016 в 10:05
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

они обычно просчитываются в своих расчетах и этот проэкт тому доказательство.
20.04.2016 в 10:05
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":
"Тот" способ продвижения способствовал всплыванию отборного дерьма. Неудивительно, что в итоге всё развалилось.
"1603885":

и итоге пришёл меченный со своей перестройкой и всё развалил. теперь живёт на полном обеспечении запада. до него народу лучше жилось чем теперь.
"renya12345":
Горбачёв осуществил лучший вариант из возможных. А теперь, "каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня" )
"1603885":

начало 90-х. бандитизм. прихватизация. талоны на продовольствие и проч. товары.
война нагорный Карабах и средняя Азия. резка ракет в односторонне порядке и полная сдача своих позиции США.
кто хотел и в годы Брежнева годы мог выехать на пмж в США и Израиль. кто хотел и тогда мог себя реализовать.
20.04.2016 в 10:07
Онлинер приучает снова в землянках жить ?
20.04.2016 в 10:10
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Наши тоже все просчитывают, только принцип другой. А именно
"Хмммм, а сколько можно будет распилить денег и положить себе в карман!?"
"HTClover":

Военные поставки в США тоже подвержены распилам.
20.04.2016 в 10:11
Столько денег вбухали, чтобы через пару лет всё бросить и уйти.
"papls":

Не вбухали, а попили. )
20.04.2016 в 10:12
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":


В СССР тоже могли такое построить. Понадобилось бы много заключенных и много лопат
20.04.2016 в 10:14
а взрослые дядьки все в войнушку играют
20.04.2016 в 10:14
главное, что не модернизация.
20.04.2016 в 10:14
makar123, Сделали б репортаж о том, что "ваши" сделали
20.04.2016 в 10:17
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":


русские тоже могут, правда при этом с дефицитом всех продуктов в магазинах ))
20.04.2016 в 10:25
Ждем репортаж о том как в одной стране пытались сделать по пиццот, да 83 процента от этого отказались...
20.04.2016 в 10:38
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

построить они могут только на своей территории а что захотят их дело
20.04.2016 в 10:39
Молодцы американцы! Самое главное, что не забыли много унитазов поставить.
Когда русские начнут бомбить, чтобы на всех хватило! :)
20.04.2016 в 10:43
Капитан очевидность: не только в СССР выкидывали деньги на разные прожекты.
И, по большому счету, хорошо, что прожекты были.
Они помогают развитию.
20.04.2016 в 10:43
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":


А китайцы на них ложили, они строят, не понравилось - снесли, и построили в другом месте. Так что это китайцы могут построить все...
20.04.2016 в 10:45
Горбачёв осуществил лучший вариант из возможных
"1603885":

Что за бредовая мысль. Почти худший из возможных.
20.04.2016 в 10:51
Американцы работают на (маркетинг) красивую обёртку, наши на техническую часть
20.04.2016 в 10:55
А вот в культурном плане, нация созданная из беглых преступников и работяг, так ничего толком и не создала
"papls":

Фолкнер, Драйзер, Селенджер, Брэдбери, Буковски - это все пустой звук для вас, очевидно. Да тот же Бродский или Набоков такие же русские, как Обама белый.
20.04.2016 в 11:13
А вот в культурном плане, нация созданная из беглых преступников и работяг, так ничего толком и не создала
"papls":

Фолкнер, Драйзер, Селенджер, Брэдбери, Буковски - это все пустой звук для вас, очевидно. Да тот же Бродский или Набоков такие же русские, как Обама белый.
"BCDkey":

Бродский и Набоков, безусловно, русские, хотя Обама и не белый.
Не Селенджер, а Сэлинджер.
Буковски родился в Германии.
Утверждение, что в США в культурном плане ничего не создала, безусловно, неверно, но культура США родилась почти полностью из заимствований и относительно других молода и вдобавок переполнена китчем.
20.04.2016 в 11:15
Молодцы американцы! Самое главное, что не забыли много унитазов поставить.
Когда русские начнут бомбить, чтобы на всех хватило! :)
"vadim1968":

Что за глупости? Эти унитазы давно лед пережевал. Все в прошлом. Да и русские никого бомбить не собираются, если только кто-то сам не нарвется.
20.04.2016 в 11:16
А вот в культурном плане, нация созданная из беглых преступников и работяг, так ничего толком и не создала
"papls":

Фолкнер, Драйзер, Селенджер, Брэдбери, Буковски - это все пустой звук для вас, очевидно. Да тот же Бродский или Набоков такие же русские, как Обама белый.
"BCDkey":

Набоков всю жизнь считал себя русским.
20.04.2016 в 11:17
и спасибо автору! такие новости самые интересные здесь, однозначно!
20.04.2016 в 11:26
Ещё одно доказательство, что США мировая держава и ей доступны любые эксперименты.
"MASTER+":

походу американцы закопали в землю денег налогоплательщиков в разы более СССР, практически безо всякого эффекта
20.04.2016 в 11:28
Великая страна!
И тогда и сегодня могут осуществлять такие проекты.
"1603885":

вы статью читали? великий проект оказался пшиком
20.04.2016 в 11:28
Грамотеи Онлайнера так какой город??? подлёдный или подленый?
20.04.2016 в 11:30
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

и во все дыры тоесть государства нос сунут пакасти делают
20.04.2016 в 11:32
Ещё одно доказательство, что США мировая держава и ей доступны любые эксперименты.
"MASTER+":

походу американцы закопали в землю денег налогоплательщиков в разы более СССР, практически безо всякого эффекта
"Megaloman":

И продолжают закапывать. При их мегаломаньячном военном бюджете его реальный эффект соизмерим с эффектом от намного меньшего российского.
20.04.2016 в 11:32
Великая страна!
И тогда и сегодня могут осуществлять такие проекты.
"1603885":

вы статью читали? великий проект оказался пшиком
"Megaloman":

А это, вероятно, была тонкая-тонкая ирония.
20.04.2016 в 11:35
1528802, да,точро про Веньку сказал!!
20.04.2016 в 11:36
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":


в вашем посте звучит утопия , очень смахивает на лозунги СССР
20.04.2016 в 11:36
Нда, от американцев такого я даже как-то не ожидал. Мечта коммуниста, сидишь и с соседями общаешься...
"1763886":

В 60е тем более в армии это была норма. Позже в развитых странах поняли что солдаты тоже люди, только с синеокой в 2016 году интеллигенцию готовит "система коридорная,
на тридцать восемь комнаток всего одна уборная".
20.04.2016 в 11:39
Ещё одно доказательство, что США мировая держава и ей доступны любые эксперименты.
"MASTER+":



я думал не дождусь комментарии типа Слава США , Самые сильные , самые любимые ......
20.04.2016 в 11:41
Америка все ближе к американизации земли,не смотря на потуги тявкающих щенков.
"parking":


лучше быть щенком, чем попализом....
20.04.2016 в 11:44
Нда, от американцев такого я даже как-то не ожидал. Мечта коммуниста, сидишь и с соседями общаешься...
"1763886":

В 60е тем более в армии это была норма. Позже в развитых странах поняли что солдаты тоже люди, только с синеокой в 2016 году интеллигенцию готовит "система коридорная,
на тридцать восемь комнаток всего одна уборная".
"slavarasup2":

Отлично, без того чтобы облажать свою страну ну вот никак нельзя, день ведь пройдет зря.
20.04.2016 в 12:11
Фалаут
20.04.2016 в 12:17
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":

Немного подождем...
20.04.2016 в 12:23
Отлично, без того чтобы облажать свою страну ну вот никак нельзя, день ведь пройдет зря.
"1763886":

Всего лишь констатация факта что мы отстаём на 50 лет от развитых стран. Обратите внимание, это нора во льду со стульчаками в отличие от общежитий в ВУЗах процветающей где надо в дырку [censored]
20.04.2016 в 12:25
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":

И где эти чудеса теперь? На свалке где-то гниют и ржавеют? или затоплены и порезаны на металл?
20.04.2016 в 12:33
круто! сейчас по-хлеще строят только об этом никому не говорят
20.04.2016 в 12:36
Отлично, без того чтобы облажать свою страну ну вот никак нельзя, день ведь пройдет зря.
"1763886":

Всего лишь констатация факта что мы отстаём на 50 лет от развитых стран. Обратите внимание, это нора во льду со стульчаками в отличие от общежитий в ВУЗах процветающей где надо в дырку [censored].
"slavarasup2":

Думаю если бы унитазы в общагах драили сами студенты, как солдатики в армии, то у них бы было так же чисто как на картинке и со стульчаками. Разруха не в клозетах.
20.04.2016 в 12:39
В плане закапывания денег в землю - америкосам до нас очень далеко...
"Вован28061983":

А в снег--ближе ...
20.04.2016 в 12:40
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

успел
"сохо":

Может сработал автоответчик...
20.04.2016 в 12:40
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка

Кого-то она мне напоминает...
20.04.2016 в 12:52
великие умы !!!
20.04.2016 в 13:02
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":

Только лишь ЧУДЕСА! ДО сих пор расхлёбываем))))
20.04.2016 в 13:04
Думаю если бы унитазы в общагах драили сами студенты, как солдатики в армии, то у них бы было так же чисто как на картинке и со стульчаками. Разруха не в клозетах.
"1763886":

Сразу видно армейское мышление. Грязно потому что приказа никто не отдал. Аспиранты, стройся, раз два!
20.04.2016 в 13:13
Думаю если бы унитазы в общагах драили сами студенты, как солдатики в армии, то у них бы было так же чисто как на картинке и со стульчаками. Разруха не в клозетах.
"1763886":

Сразу видно армейское мышление. Грязно потому что приказа никто не отдал. Аспиранты, стройся, раз два!
"slavarasup2":

внизапна, это военная база, а не студенческий городок.
вообще меня удивило отсутствие кабинок, а не чистота. если вас удивляет чистота... ну это не мои проблемы.
20.04.2016 в 13:24
Может подлёдный город?
20.04.2016 в 13:25

А зачем вам укромность? Коммунистический шпион и хотите отправить им радиограмму? :)
20.04.2016 в 13:26
начало 90-х. бандитизм. прихватизация. талоны на продовольствие и проч. товары.
война нагорный Карабах и средняя Азия. резка ракет в односторонне порядке и полная сдача своих позиции США.
"renya12345":


Талоны появились до 90...
А что вместо ракет хз знает где на складе, появились продукты в ближайшем магазине, как по мне это очень большой плюс.

Если вам так нравится СССР возьмите в аренду старую военную часть, организуйте там коммуну и живите там как в советском союзе! Только перестаньте ныть про упущеные "позиции", в советском союзе за такой скулёж партбилет забирали!
20.04.2016 в 13:32
makar123, Вы уже сделали Чернобыль.
20.04.2016 в 13:43
фото туалета ... как все (продумано)...
20.04.2016 в 13:50
внизапна, это военная база, а не студенческий городок.
вообще меня удивило отсутствие кабинок,
"1763886":

Кабинок нет потому что такие были социальные стандарты в 60е в армии. И они были выше чем для будущей интеллигенции через 50 лет в процветающей.
20.04.2016 в 15:02
Америкосы бережно хранят свои бункеры, все целые, даже новые строят. Вот бункер замаскированный под аэропорт. Аэропорт Денвер (США) - международный аэропорт или ковчег для “избранных”? [censored]
20.04.2016 в 15:03
в холодной войне был единственный плюс. она двигала научный прогресс семимильными шагами.
20.04.2016 в 15:09
Круто
20.04.2016 в 15:17
внизапна, это военная база, а не студенческий городок.
вообще меня удивило отсутствие кабинок,
"1763886":

Кабинок нет потому что такие были социальные стандарты в 60е в армии. И они были выше чем для будущей интеллигенции через 50 лет в процветающей.
"slavarasup2":

У вас в общаге нет кабинок? Сломали интеллигентные студенты?
20.04.2016 в 15:21
по мне так лучше просто под землей в любом месте
20.04.2016 в 15:33
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

А мы тоже можем построить какой хотим стадион и где хотим АЭС, только мы ничего че считаем, мы и так самая богатая страна...
20.04.2016 в 16:00
А вот этой истории я не знал, спасибо!
20.04.2016 в 16:12
CCCP сила !!!
20.04.2016 в 16:19
Зайдите в любой,люди покажут как и что сделать своими руками)
20.04.2016 в 16:20
Талоны появились до 90...
"_Tim_":
Расскажите, я послушаю! ))))
20.04.2016 в 16:31
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Ну пожалуйста , придумай что-нибудь новенькое!!!
20.04.2016 в 16:42
это потенциал и в Мирное русло....
20.04.2016 в 16:57
сантаклауса искали.
20.04.2016 в 17:18
Талоны появились до 90...
"_Tim_":
Расскажите, я послушаю! ))))
"Kaputt":

Ну, по правде говоря в 89 начали появляться. Но основной вал, да, в 90-м, когда посыпалось все.
20.04.2016 в 17:53
На толчке, наверное, очень весело с соседями! Можно взяться за руки, подбадривать друг друга)))
20.04.2016 в 18:17
dakele,Глупости. Построят только там где им разрешат.
20.04.2016 в 18:27
Санузел прикольный.......
20.04.2016 в 18:33
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":

Ну да, стучать в профком за путевку в Чехословакию. В конфискате не таритесь?
20.04.2016 в 18:34
Молодцы
20.04.2016 в 18:41
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Они просто молодцы! Один Дональд Трамп чего стоит, Бил Гейтс и Стив Джобс!!!
20.04.2016 в 19:18
идея для подземного дворца
20.04.2016 в 19:19
Что русскому хорошо -- немцу смерть.
В таких условиях только наши могут что-то сделать, да еще там жить и работать )
"makar123":

Ну так ещё до наших немцы там были и обустроились бы там...если бы да кабы)
20.04.2016 в 19:27
КАПИТАЛИЗМ
20.04.2016 в 19:29
Молодцы американцы! Самое главное, что не забыли много унитазов поставить.
Когда русские начнут бомбить, чтобы на всех хватило! :)
"vadim1968":

Наши однозначно дадут им про...ся, тут они явно все просчитали, даже наверное с запасом
20.04.2016 в 19:59
в холодной войне был единственный плюс. она двигала научный прогресс семимильными шагами.
"Kubina-77":


В какой стране? Покажите те наработки ВПК СССР, которые реализованы в РФ?
20.04.2016 в 20:14
Под снегом, ерунда, посмотрите что советские военные выкопали в Балаклаве
20.04.2016 в 20:20
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

спасибо. посмеялся)))
20.04.2016 в 20:22
На толчке, наверное, очень весело с соседями! Можно взяться за руки, подбадривать друг друга)))
"SERGEY_MOLODECHNO":

еще сравнить кто больше наделал делов))) когда русские их бомбить начнут
20.04.2016 в 20:35
Ещё одно доказательство, что США мировая держава и ей доступны любые эксперименты.
"MASTER+":
Позволь мне безнаказанно использовать денежный станок и оружие, и я буду круче!
20.04.2016 в 20:38
wereb
"Фрэнки":

в холодной войне был единственный плюс. она двигала научный прогресс семимильными шагами.
"Kubina-77":


В какой стране? Покажите те наработки ВПК СССР, которые реализованы в РФ?
"Фрэнки":

Слепому очки не помогут.
20.04.2016 в 20:45
В плане закапывания денег в землю - америкосам до нас очень далеко...
"Вован28061983":

Кто ни разу не попробовал, тому и сравнивать не с чем. Если бы совок не рассыпался - мы бы и не узнали многих его тайн. Если дождемся - когда развалятся штаты - возможно, узнаем их причуды и поинтереснее и будем крутить пальцем у виска!
20.04.2016 в 21:04
На площадке АЭС была собрана всего за 77 дней!!!!
20.04.2016 в 21:36
Дариус, как всегда, превосходен со своими статьями!
20.04.2016 в 21:47
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Ты хоть пару раз картинок глянул за две минуты после выхода статьи?! Писака
Когда ж тебя уволят уже.
20.04.2016 в 21:49
и там насрали
20.04.2016 в 22:34
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят
"dakele":

не чего они не могут!!!! в космос летают и то на советских двигателях и айтишники в 87% это славяне у них
20.04.2016 в 23:04
Спасибо,Дариус!
Как всегда интересно!!!
"Bеня":

Уже похоже на онлайнер головного мозга...
21.04.2016 в 0:30
начало 90-х. бандитизм. прихватизация. талоны на продовольствие и проч. товары.
война нагорный Карабах и средняя Азия. резка ракет в односторонне порядке и полная сдача своих позиции США.
"renya12345":


Талоны появились до 90...
А что вместо ракет хз знает где на складе, появились продукты в ближайшем магазине, как по мне это очень большой плюс.

Если вам так нравится СССР возьмите в аренду старую военную часть, организуйте там коммуну и живите там как в советском союзе! Только перестаньте ныть про упущеные "позиции", в советском союзе за такой скулёж партбилет забирали!
"_Tim_":

правильно Горбачёв начал перестройку в 85г и появились талоны.
если у таких как я забирали партбилет ( которого у меня никогда не было) то таких как вы ссылали на Беломор Канал
21.04.2016 в 3:03
С огромным интересом всегда читаю подобного рода статьи.
Спасибо за это.
21.04.2016 в 4:20
в 60е американские солдаты жили лучше, чем наши в настоящее время живут... парадокс, там армия, а у нас шапито с метлой и кисточкой в руках 1,5
21.04.2016 в 8:05
Ещё одно доказательство, что США мировая держава и ей доступны любые эксперименты.
"MASTER+":

Сила молчит, бессилие кричит. В СССР таких строек не было? Просто об этом до сих пор молчат. Но не смотря на мнение строительства русскими с помощью "лома и какой то матери", как то никто не отрицает, что СССР был мировой державой. А почему? Да и про Россию только шавки тявкают. Пока. И мнение о "ломе" по-моему специально Россия поддерживает. Массовое применение "Калибров" уже показали? И это вооружение стоит на производственном потоке. Вы думаете только это? И Вам все показали? Вы удивитесь, но в США вооружение такого класса до сих пор собирается вручную. Но крику! Репу правда чухают. Дураков и в Америке не жалуют.
21.04.2016 в 8:06
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":

Это уж точно.Рванула Чернобыльская АЭС.Американцы смотрят со спутника,и ничего понять не могут.Воскресное утро.Дымящие развалины станции.И люди спокойно играющие в футбол!т.к. о случившимся своевременно не сообщили,чтобы панику не поднимать,и сохранить проишедшее в секрете.
21.04.2016 в 8:16
Вот видно, что дружная нация, даже на толкане плечом к плечу )))
https://content.onliner.by/news/2016/04/default/95e8df461f6dd5fc140b90349d22b2c5.jpg
21.04.2016 в 10:36
У многих стран были такого рода чудо-проекты!
21.04.2016 в 10:39
Американцы более чем пол столетия пытались строить подземный город, наши до сих пор при строительстве метро используют те же технологии!
"Bеня":

К Вашему сведению, данная технология еще на 100 лет старше. Впервые применялась при строительстве лондонского метро (открыто в 1863 на паровой тяге).
21.04.2016 в 10:46
правильно Горбачёв начал перестройку в 85г и появились талоны.
"renya12345":

Вот ведь совсем недавняя история - и ту никак не удосужатся изучить иные невежды.
Перестройка-то в 85 началась, а вот талоны - в 89-90. Это не так тяжело узнать.
21.04.2016 в 11:03
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":


ага крутиться - например, солярку со служебного авто слить......
Зачем на добычу обыденных вещей жизнь тратить?
21.04.2016 в 12:16
у нас тоже червь свой есть ни какие лекарства не выводят его .
21.04.2016 в 14:51
В СССР и не такие чудеса исполняли!!!
"Anton-Daldon":

Это уж точно.Рванула Чернобыльская АЭС.Американцы смотрят со спутника,и ничего понять не могут.Воскресное утро.Дымящие развалины станции.И люди спокойно играющие в футбол!т.к. о случившимся своевременно не сообщили,чтобы панику не поднимать,и сохранить проишедшее в секрете.
"PabloEscobar":

Японцы не особенно от советов оторвались, тоже молчали пока могли.
21.04.2016 в 19:43
Спасибо, как всегда интересно!
21.04.2016 в 20:00
Америка все ближе к американизации земли,не смотря на потуги тявкающих щенков.
"parking":

Самокритично.
21.04.2016 в 20:40
По чьей команде строят такие объекты? можно узнать посмотрев видео: Архонты, часть 2. Кто они, хозяева материального мира? Мифы или реальность?
или вот новй бункер можно узнать посмотрев видео:Аэропорт Денвер (США) - международный аэропорт или ковчег для “избранных”?
22.04.2016 в 15:39
туалет уютненький, душевный
22.04.2016 в 21:45
А где вопли про миллионы потраченных впустую долларов налогоплательщиков США?
Какой-то однобокий подход у Онлайнера.
Как про проекты СССР пишем - так миллионы рублей и сотни жизней впустую, как про США - так "имело огромное значение", не смотря на то, что оказалось гнилой идеей. Вы уже как-то определитесь.
23.04.2016 в 12:21
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

А у нас ничего не просчитывают. Просто берут кредит побольше,часть разворовывают,а за оставшиеся деньги строят никому не нужные ледовые дворцы.
23.04.2016 в 12:29
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Не только Американцы.
23.04.2016 в 12:31
А где вопли про миллионы потраченных впустую долларов налогоплательщиков США?
Какой-то однобокий подход у Онлайнера.
Как про проекты СССР пишем - так миллионы рублей и сотни жизней впустую, как про США - так "имело огромное значение", не смотря на то, что оказалось гнилой идеей. Вы уже как-то определитесь.
"ssaf":

Верно подметили.
23.04.2016 в 12:37
Это не проблема СССР. В этом виновато современное руководство стран постсоветского пространства.
"Anton-Daldon":
Вы советские магазины помните и их ассортимент?
Очередной школьник, не заставший СССР, рассуждает, как там было хорошо.
"beeduin":

Типичное мнение белорусика, которому только и надо, чтобы поесть было вкусно, да кусок тряпки чтоб был, которым можно прикрыть голый зад.
Было и в то время всё, что называлось дефицитом, только у тех, кто не сопли жевал, а продвигался по жизненному пути. Пусть и способы этого продвижения были далеко не рыночные, но каждый имеет возможность подстроиться под реалии сегодняшнего дня и строить свою жизнь.
"Anton-Daldon":


ага крутиться - например, солярку со служебного авто слить......
Зачем на добычу обыденных вещей жизнь тратить?
"ssergg":

Это вы про себя?))) Зато сейчас никто не сливает и зп как в США)) Да здравствует демократия!))
24.04.2016 в 17:11
dakele, может просчитывают и больше нашего, но тоже зачастую мимо
26.04.2016 в 20:18
Американцы могут построить на сегодня что захотят и где захотят. Но они всё просчитывают.
"dakele":

Мы тоже можем построить ледовый дворец где захотим:
- хоть на селе
- хоть в чистом поле....
18.11.2016 в 18:10
Под землей нет смысла строить.
Через 3-4 поколения потомки забудут место и что было построено.
22.11.2016 в 11:08
посмотрите на их трактора технику и то что описано в статье
и это 1960 года
а теперь сравните с тракторами МТЗ МАЗАМИ КРАЗАМИ АМКОДОРАМИ и прочим дерьмом савкового производства

складываеться стойкое убеждение
что в случае войны с америкой русские с беларусами
продуют без вариантов несмотря на ядерные ракеты
уверен что наши ядерные ракеты такиеже по отсталости как и наши трактора и машины
а по другому логически и быть не может
---------------------------------------------------------------------------