Путешествие к центру Земли: история Кольской сверхглубокой скважины

 
269
19 ноября 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: superdeep.pechenga.ru, wikipedia.org

29 мая 1953 года Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей впервые в истории взошли на «Вершину мира», наконец-то покорив Эверест. 23 января 1960-го Дон Уолш и Жак Пикар спустились на батискафе «Триест» на дно Марианской впадины. В 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, а в 1969-м Нил Армстронг ступил на Луну. В 1950—1960-е годы казалось, что возможности человека ограничены только его фантазией. Бросив себе очередной вызов, люди решили проникнуть и в земные недра — так глубоко, как никогда ранее. В 1970 году в СССР началось сооружение 15-километровой скважины, которая должна была вплотную приблизиться к границе Мохоровичича — условного слоя, разделяющего земную кору и мантию. Onliner.by рассказывает об уникальном советском проекте по изучению непознанного, трудностях при его реализации и сделанных в процессе открытиях, шокировавших ученых.

О структурном устройстве Земли все наверняка еще помнят из школьного курса географии. В центре расположено ядро с твердой железо-никелевой серединой, окруженной жидкой расплавленной оболочкой. Достичь его невозможно сейчас и вряд ли станет реально в сколь-нибудь обозримом будущем. Выше ядра находится мантия, состоящая преимущественно из вязких силикатных пород, богатых железом и магнием. Сверху все это богатство прикрыто относительно тонкой и твердой земной корой.

На континентах земная кора толще, чем под океанами. Она складывается из гранитного и базальтового слоев и присыпана осадочными породами. В основе же океанических бассейнов — лишь осадочный и базальтовый слои, гранитный отсутствует, что делает мантию достижимой мечтой всех геологов. Этим обстоятельством и решили воспользоваться американцы в самом начале 1960-х.

В 1961 году в активную фазу вошел проект «Мохол». Его целью было пробурить в Тихом океане рядом с мексиканским островом Гуадалупе скважину, которая прошла бы через земную кору и достигла границы Мохоровичича. В рамках экспериментального этапа проекта весной 1961-го американцы пробурили пять пробных скважин, глубочайшая из которых достигла 180 метров под дном океана. Это был уникальный опыт, доказавший, что даже с плавучей незакрепленной платформы, под которой находилось 3,5 километра воды, бурение принципиально возможно.

Впрочем, на пути беспрецедентных научных успехов США стал Конгресс страны, отказавшийся в конечном итоге финансировать дорогостоящий «Мохол». Его цели, какими бы фундаментальными они ни были для человечества, оказались совершенно непонятны сенаторам и конгрессменам. Впрочем, эстафету у Соединенных Штатов тут же подхватил их заклятый враг — Советский Союз.

На фоне яростной космической гонки и прочего противостояния во всех возможных сферах жизни СССР не мог, разумеется, остаться равнодушным к достижениям американцев. В 1962 году Никита Хрущев утвердил научную программу «Изучение недр Земли и сверхглубокое бурение». Была поставлена задача соорудить скважину, которая достигла бы семикилометровой глубины. Причем сделать это предполагалось не в океане, а на континенте, что существенно усложняло проект. При этом геологи предполагали, что увеличение стоимости и продолжительности работ компенсируется несравнимо более ценными научными результатами.

Площадкой для реализации эксперимента был выбран Кольский полуостров. Этот самый север европейской части страны располагается на Балтийском щите. Данное образование сложено из древнейших пород и к тому же подверглось сильной эрозии. Осадочный слой здесь оказался минимальным, а во многих местах гранит земной коры выходит прямо на поверхность. Это должно было облегчить работу буровиков, первой целью которых было прохождение гранитов и достижение границы Конрада, то есть кровли базальтового слоя коры, за которым уже находилась мантия. Предполагалось, что базальт начинается на глубине 6—7 километров. Впоследствии проектная глубина скважины выросла в два с лишним раза — до 15 километров.

В конце 1960-х геологи, отвечавшие за проект, обосновались на севере Мурманской области, в 10 километрах от города Заполярный у озера с невероятным названием Вильгискоддеоайвинъярви. После подготовительной стадии, в мае 1970-го, бурение Кольской сверхглубокой скважины началось.

Как происходит стандартное бурение какой-нибудь средней скважины, скажем, для нефтегазового комплекса? Двигатель буровой установки, расположенной на поверхности, вращает колонну стальных труб, в нижней части которой находятся долота с одной или несколькими буровыми коронками, армированными твердыми сплавами или алмазами. Одновременно в формируемую скважину закачивается специальный буровой раствор. Это особая сложносоставная глинистая смесь, выполняющая множество важных функций. Во-первых, она охлаждает породоразрушающий инструмент, во-вторых, ее давление обеспечивает дополнительную устойчивость стенкам буровой колонны, в-третьих, эта смесь, возвращаясь на поверхность, выносит с собой шлам, мелкие частицы породы.

Бурение сверхглубоких скважин имеет свои характерные особенности, значительно усложняющие его. В первую очередь, необходимо уменьшить вес многокилометровой колонны буровых труб. Для этого вместо стальных труб на Кольском полуострове использовали трубы из легких алюминиевых сплавов. По мере увеличения глубины скважины растет и горное давление, обусловленное весом породы. Чтобы компенсировать его и обеспечить устойчивость колонны трубы, модифицируется состав бурового раствора. Наконец, вместо двигателей на поверхности, обеспечивающих функционирование всего механизма, используются специальные турбины, которые расположены непосредственно у буровых коронок и приводятся в движение давлением раствора.

В среднем скорость бурения Кольской сверхглубокой составляла около 1—3 метров в час. По прохождении приблизительно десятка метров буровую колонну приходилось поднимать на поверхность для извлечения керна, цилиндра горной породы, образующегося в полой буровой трубе по мере ее углубления. Именно керн представлял особый интерес для геологов, а его изучение позволило сделать выводы о внутренней структуре земной коры. По мере роста длины скважины росло и время, которое требовалось для спуско-подъемных операций.

До глубины в 7 километров работы по бурению Кольской сверхглубокой скважины проходили в более-менее штатном режиме. Далее ученые прогнозировали окончание стабильного гранитного слоя и границу Конрада — переход в нижний слой земной коры, базальтовый. При этом в своих предположениях геологи основывались на резком увеличении скорости сейсмических волн после семикилометровой отметки, что означало принципиальное изменение состава горной породы. Оно действительно произошло, но полученные результаты анализа керна оказались совершенно неожиданными.

Ранее ученые предполагали, что ниже гранитов находится еще более плотная порода. Вместо этого они обнаружили высокопористую многокилометровую зону с кавернами и большим содержанием водорода, к тому же пропитанную водным раствором. Это было совершенно феноменальное открытие, абсолютно не согласовывавшееся с прежними представлениями об устройстве земной коры, по крайней мере на этом участке Балтийского щита. Вместе с научным шоком изменение условий бурения принесло и тяжелые проблемы.

Во-первых, начала расти температура в скважине. На отметке в 7 километров она составляла 120°С, а к 12 километрам достигла уже 230°С. Оборудование, не рассчитанное на подобное пекло, стало часто выходить из строя. Кроме того, даже во время прохождения однородных прочных гранитов и тем более после попадания в зону каверн и трещин скважина стала отклоняться от вертикали. Тонкая многотонная нить длиной 12 километров и диаметром 92 сантиметра на поверхности и 21,5 сантиметра в нижней части стала искривляться. К 12-му километру отклонение от вертикали составило 840 метров. Ствол колонны периодически обрывался, и восстановить его целостность на такой глубине не представлялось возможным. Приходилось начинать бурение заново от последнего целого участка. В конечном итоге Кольская скважина превратилась в систему из нескольких скважин, чем-то напоминающую корневую систему дерева.

В октябре 1976 года вместо серийной буровой установки «Уралмаш-4Э», работавшей до глубины в 7 километров, на площадке Кольской сверхглубокой была смонтирована новая уникальная буровая «Уралмаш-15000», которая и должна была достичь красивой цифры. Должна была, но не достигла.

Тем не менее к этому моменту научный проект превратился в солидное предприятие. Высота буровой вышки составила 68 метров, вокруг нее разместились научные лаборатории, кернохранилище и ремонтно-механический завод — целый научный городок.

6 июня 1979 года случилось первое историческое событие. Буровики отрапортовали о достижении отметки в 9584 метра. Кольская скважина стала самой глубокой скважиной в мире, превзойдя американскую нефтяную рекордсменку «Берту Роджерс» (9583 метра). Буровой мастер Федор Атарщиков сделал в вахтенном журнале торжествующую запись: «Забой — 9584 метра. „Берта Роджерс“, чао, гуд бай».

В начале 1980-х произошло и второе историческое событие. Кольская сверхглубокая прошла 11 022 метра, обойдя Марианскую впадину. На такую глубину внутрь собственной колыбели человечество еще не забиралось.

В сентябре 1984 года была достигнута глубина в 12 066 метров, и тут случился очередной обрыв буровой колонны. Это была настоящая трагедия для буровиков, ведь им пришлось начинать все практически заново, все с тех же 7 километров, вновь и вновь проходя трещины и каверны нижнего слоя земной коры на сложнейшем пути к центру Земли.

В 1990 году мастера дошли до отметки в 12 262 метра, но их опять ждал обрыв колонны, от которого научный коллектив уже не оправился. Практически полное прекращение финансирования проекта на фоне распада Советского Союза и последовавших за ним «лихих» девяностых убило уникальный объект. Сначала его лишь законсервировали, оставив людям, работавшим над делом всей жизни целых 20 лет, надежду на его реанимацию, а в 2008 году объект «Кольская сверхглубокая скважина» был окончательно закрыт.

Буровое оборудование было демонтировано, а буровики уехали зарабатывать к более благодарным «хозяевам» из нефтянки. Ученые поначалу остались, но бессмысленное существование в Заполярье в конце концов вынудило отправиться на Большую землю и их. Инфраструктура объекта, покинутого людьми, под ударами суровой северной погоды стала быстро деградировать. Что не добила природа, разворовали люди.

Так сейчас выглядит заваренный ствол 12-километровой нити, будто иголкой пронзающей Землю на невиданную ранее глубину.

Несмотря на трагическую судьбу уникального проекта, Кольская сверхглубокая и по сей день остается самой глубокой скважиной планеты, хотя по общей длине ее уже превзошла одна из скважин российского нефтегазового проекта «Сахалин-1». Ее бурили под острым углом к поверхности, достигнув отметки в 12 700 метров, но в длину, а не в глубину.

Научные же достижения двадцатилетней работы переоценить сложно. Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров. Но ученые все равно получили ценнейшую информацию о внутреннем устройстве планеты, которая порой переворачивала их устоявшиеся представления о нем. Когда во время Международного геологического конгресса, проходившего в Москве в 1984 году, у одного из научных руководителей проекта члена-корреспондента АН СССР Владимира Белоусова спросили, что же самое главное показала Кольская скважина, ученый честно ответил: «Главное, она показала то, что мы ничего не знаем о континентальной коре».

Безусловно, когда-нибудь мировое сообщество вновь займется сверхглубоким бурением, чтобы все-таки узнать все и о континентальной, и об океанической коре. Когда-нибудь оно достигнет и границы Мохоровичича и впервые в своей истории получит в распоряжение материал мантии Земли. На фоне стагнации в покорении космоса своя родная планета наверняка еще способна удивить человечество. И главный шаг на этом долгом пути был сделан в Советском Союзе, 30 лет назад, в заполярной лесотундре Кольского полуострова у озера с невероятным названием Вильгискоддеоайвинъярви.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: superdeep.pechenga.ru, wikipedia.org
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
19.11.2015 в 8:03
darriuss как всегда радует статьями, но сегодня рановато
19.11.2015 в 8:04
Конечно да....глубина удивила....15км....
19.11.2015 в 8:04
Безусловно, когда-нибудь мировое сообщество вновь займется сверхглубоким бурением, чтобы все-таки узнать все и о континентальной

Да, этo oчень интереснo. Уже иду заниматься
19.11.2015 в 8:05
А я геолог, но на Кольскую побоялся ехать, значит я трусливый геолог!
19.11.2015 в 8:06
Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
19.11.2015 в 8:06
Спасибо , дарриус
Как всегда интересно©
Веня
19.11.2015 в 8:07
Спасибо , дарриус
Как всегда интересно©
Веня
"akelapromah":

Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
"Bеня":

darriuss как всегда радует статьями, но сегодня ранова-то
"Wyid":



Научите читать за 2 минуты! Любые деньги плачу
19.11.2015 в 8:07
А ведь эти люди искренне верили тому, что у них на плакате написаноhttps://content.onliner.by/news/2015/11/default/85e24bb824716c68e238e0ee0f972a39.jpg
Но....как не печально вот такой получился итог
https://content.onliner.by/news/2015/11/default/976cbb3418b239b58145d2916f49f49f.jpg
Меняются люди, меняются приоритеты, меняется жизнь :(
19.11.2015 в 8:11
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
19.11.2015 в 8:15
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

Пару лет назад читал книгу "Американская дырка". Там распад СССР связывался именно с прорытием этой 12 километровой скважины в 90-м году. Типа в эту дырку все и слилось
19.11.2015 в 8:20
RockStar777, пишите в личку, дам пару уроков ;)
19.11.2015 в 8:23
Забавно. только вчера начал читать Крусанова "Американская дырка". Там как раз упоминается Кольская сверхглубокая))))
19.11.2015 в 8:23
"О структурном устройстве Земли все наверняка еще помнят из школьного курса географии".
Так это старшее поколение помнит и то не все. География - это образование, а у нас тестирование.
Пример: Чарка - ? Доллар - курс?
Столица Сирии - ? То то же.
19.11.2015 в 8:24
Путин возродит проект, уверен на 100%.
19.11.2015 в 8:24
С первого абзаца сразу понятно, кто автор.
19.11.2015 в 8:26
Труд делает человека!
19.11.2015 в 8:28
RockStar777, легко.напиши и я дам методику
19.11.2015 в 8:29
наверное если бы не гонки между сша и ссср,то мы ещё дальше отставали бы в развитии.
19.11.2015 в 8:31
Не важно какой длины у тебя буровая установка, важно как ты ей пользуешься, сказали американцы советам;)
19.11.2015 в 8:31
Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров. Но ученые все равно получили
"Aventador.":

Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров.
да хотя с такой скоростью чтения мог и пропустить
19.11.2015 в 8:31
Говорят демоны снизу полезли, вот ее и прикрыли.
19.11.2015 в 8:32
Столько денег закопали)))
19.11.2015 в 8:43
я жду с нетерпением каждую новую статью!
спасибо автору! такую инфу теперь тяжело найти на заваленных шлаком просторах интернета !
19.11.2015 в 8:47

Реально ведь жуть, брррр
19.11.2015 в 8:49

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
19.11.2015 в 8:51
сразу интересным стало : А что если просверлить в планете отверстие :S . Идёшь себе такой по улице и из земли сверло появляется - кто-то на другой стороне планеты перестарался )
19.11.2015 в 8:51
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":


А на что сейчас тратят ВВП страны?
19.11.2015 в 8:55
Только СССР мог позволить себе такие мега проекты, как освоение космоса или бурение сверхглубоких скважин.
19.11.2015 в 8:55
Вся история мощи СССР на примере скважины.
19.11.2015 в 8:55
все что не делается...все делается к лучшему..значит не надо ковырять так глубоко
19.11.2015 в 8:55
Познавательно, спасибо.
19.11.2015 в 8:56
этот лозунг актуален и сейчас https://content.onliner.by/news/2015/11/default/6dc59a730c9960cd7c4a3b643fef1aa1.jpg
19.11.2015 в 9:01
Читал уже про эту скважину, но было все равно интересно перечитать еще. Спасибо.
Редко такое случается в журналистике, когда читаешь статью, как книгу и оторваться не можешь.
19.11.2015 в 9:01
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

А последуещее десятилетнее нищебродство с чем было связано? Не с развалом ли СССР?
А во-вторых, думаете США меньше тратит на оборонку? Причины распада СССР в другом
19.11.2015 в 9:03
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

Каких 25? 73 не хотите?
19.11.2015 в 9:05
Н-да... Жили люди изолированно 20 лет, занимались любимым (и, как оказалось, кроме них никому не нужным) делом, а потом- шок. Оказалось, за это время и повоевать успели, и олимпиаду провели, и страны уже нет. Таков удел фундаментальной науки в развивающихся странах.
19.11.2015 в 9:06
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода? Хотелось бы больше информации а не только что СССР бывшая величайшая держава впереди планеты всей
19.11.2015 в 9:14
Конечно да....глубина удивила....15км....
"Aventador.":

Если бы прочитали статью как я то не сфейлились, была достигнута глубина в 12 066 метров.
19.11.2015 в 9:15
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода? Хотелось бы больше информации а не только что СССР бывшая величайшая держава впереди планеты всей
"cr-r-razy":

Если бы все научные проекты делались на экономической выгоде, то вы про интернет до сих пор бы не услышали. Сначала проект, монетизация потом.
19.11.2015 в 9:17

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
19.11.2015 в 9:21
Скважины бурили в космос летали. А персы и тампоны сделать не могли. Зачем. Советскому человеку это не надо.
19.11.2015 в 9:22
https://content.onliner.by/news/2015/11/default/36feba76954fe674c9c5f208953e223b.jpg борщевик сосоновского уже в то время завоевал кольский полуостров с его недружелюбными климатическими условиями. А у на в РБ от него уже некуда деться.
19.11.2015 в 9:25
Спасибо за экскурсию в морг: посмотрел ещё раз на остатки трупа СССР
19.11.2015 в 9:38
Очень познавательно,спасибо.
19.11.2015 в 9:39
Спасибо за хорошую статью!
Приятно в очередной раз вспомнить далёкую Родину...
19.11.2015 в 9:41
у озера с невероятным названием Вильгискоддеоайвинъярви
даже не пыталась прочитать =D
19.11.2015 в 9:48
у меня одного вопрос возник а нафига???? куча денег, здоровья и времени чтобы пробуриться до мантии. ну пробурились а дальше что? в чем суть эксперимента? правильно сделали что закрыли надо было это сделать сразу после начала.
19.11.2015 в 9:49
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

А последуещее десятилетнее нищебродство с чем было связано? Не с развалом ли СССР?
А во-вторых, думаете США меньше тратит на оборонку? Причины распада СССР в другом
"BennyBlanko":


+100500. Как всегда "путают" причину и следствие.
19.11.2015 в 9:50
эх... отсталый совок.
19.11.2015 в 9:50
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

Каких 25? 73 не хотите?
"SurferB":


Откуда такая цифра??? Сказки не пишите на досуге?
19.11.2015 в 9:51
Несмотря на трагическую судьбу уникального проекта...


Darrius, а кто помер???
19.11.2015 в 9:58
Конечно да....глубина удивила....15км....
"Aventador.":

Если бы прочитали статью как я то не сфейлились, была достигнута глубина в 12 066 метров.
"RenFray":

В 1990 году мастера дошли до отметки в 12 262 метра...
если что
19.11.2015 в 10:00
А ведь когдато наша общая страна была действительно сверхдержавой )
19.11.2015 в 10:03
наверное американцы или китайцы давно пробили больше и знают что там и как,но сейчас время все держать в секрете,и втихоря испытывать,а не как раньше при ссср мерились "яйцами"! америкосы давно хотят управлять погодой и природой
19.11.2015 в 10:10
у меня одного вопрос возник а нафига???? куча денег, здоровья и времени чтобы пробуриться до мантии. ну пробурились а дальше что? в чем суть эксперимента? правильно сделали что закрыли надо было это сделать сразу после начала.
"Amidamaru11":


Это ваше поколение так думает. И правда - это ж сколько айфонов и БМВ можно было купить!
19.11.2015 в 10:14
Черт с ней скважиной! Зато мы теперь свободно можем жрать гамбургеры и ездить в первбытные страны греться на солнце!
19.11.2015 в 10:16
Жаль что такой проект не завершился
19.11.2015 в 10:21
Спасибо за статью. Очень увлекательно.
19.11.2015 в 10:24
Забыли написать, как на этой глубине попробовали записать звук и услышали "голоса из ада".
19.11.2015 в 10:24
Спасибо , дарриус
Как всегда интересно©
Веня
"akelapromah":

Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
"Bеня":

darriuss как всегда радует статьями, но сегодня ранова-то
"Wyid":



Научите читать за 2 минуты! Любые деньги плачу
"RockStar777":

Они писать без ошибок не могут, а вы про чтение за 2 минуты.
19.11.2015 в 10:29
Вильгискоддеоайвинъярви - это недалеко от Эйяфьятлайокудля?
19.11.2015 в 10:30
"Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров."

Недостатка? НЕДОСТАТКА???

Да пусть прикинут общую сумму бабла, вкинутую в этот, по сути, нафиг не нужный проект (бессмысленная гонка с Америкой - не в счёт), чтобы понять что финансов там вбухано столько, что по высоте стопка денег была бы БОЛЬШЕ, чем глубина этой скважины!
19.11.2015 в 10:35


Интересно, а каким образом они смогли опустить туда что-то звукозаписывающее?
19.11.2015 в 10:36
Спасибо, всегда интересно и познавательно
19.11.2015 в 10:37
Спасибо , дарриус
Как всегда интересно©
Веня
"akelapromah":

Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
"Bеня":

darriuss как всегда радует статьями, но сегодня ранова-то
"Wyid":


Научите читать за 2 минуты! Любые деньги плачу
"RockStar777":

Они писать без ошибок не могут, а вы про чтение за 2 минуты.
"Mylands1":


Да он сам такой же:

Сегодня в 8:04
Безусловно, когда-нибудь мировое сообщество вновь займется сверхглубоким бурением, чтобы все-таки узнать все и о континентальной

Да, этo oчень интереснo. Уже иду заниматься
"RockStar777":
19.11.2015 в 10:37
Раньше были реальные достижения, а не то что нынешние - 100500 фоток в инстаграмм...
19.11.2015 в 10:38
Познавательно!
19.11.2015 в 10:38


Интересно, а каким образом они смогли опустить туда что-то звукозаписывающее?
"SOB@K@":

Таким же образом, каким бур опускали. Неужели вы думаете, что ничего такого придумать не смогли?
19.11.2015 в 10:39
Впечатляет.
19.11.2015 в 10:39
fogast, Ой как сомневаюсь. Слышал про арабо-еврейский конфликт? Вот именно туда, СССР и слило огромные средства, и именно из-за этого, в большей степени, СССР и распалось.
19.11.2015 в 10:39
как всегда... в Союзе всё важно, а у нас НЕ РЕНТАБЕЛЬНА
19.11.2015 в 10:40
неплохо бы автору бы еще источники указывать, откуда информация бралась.
19.11.2015 в 10:42
Эх, вот вместо нового танка, прорыли бы скважину, вместо новой подлодки - лекарство от рака, вместо всех бомб - полёт на луну...
19.11.2015 в 10:49
Ну кто скажет из школьников,что в союзе было все прям отвратительно и не было науки и прочего?
Дариус спасибо за репортаж!
19.11.2015 в 10:52
Дариусс, как всегда круто, читается на одном дыхании!
19.11.2015 в 10:52
1045, я, конечно, не специалист в области бурения, но могу предположить, что были разработаны как минимум технологии для сверхглубокого бурения тех же нефтяных скважин.
19.11.2015 в 10:54
Не воевать надо, а наукой заниматься. Это единственное, чем должны заниматься люди.
19.11.2015 в 10:55
Отлично подготовленный материал!
19.11.2015 в 10:57
Буровой мастер Федор Атарщиков сделал в вахтенном журнале торжествующую запись: «Забой — 9584 метра. „Берта Роджерс“, чао, гуд бай».
"":

Показуха, показуха, сплошная показуха... Так и живём...
19.11.2015 в 10:59
годная статья
19.11.2015 в 11:01
Да время быстро меняется, а люди песчинки, сжигают жизнь из- за чужих фантазий.
19.11.2015 в 11:01
"Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров."

Недостатка? НЕДОСТАТКА???

Да пусть прикинут общую сумму бабла, вкинутую в этот, по сути, нафиг не нужный проект (бессмысленная гонка с Америкой - не в счёт), чтобы понять что финансов там вбухано столько, что по высоте стопка денег была бы БОЛЬШЕ, чем глубина этой скважины!
"1045":


большая часть науки, которая сейчас стала вашей повседневной жизнью когда-то была
"нафиг"
подозреваю, что ценность данных добытых этими людьми многократно превосходит то, что вы делаете каждый день
19.11.2015 в 11:02
Велик и могуч Советский Союз!
Отбросив все предрассудки надо признать, что науку он продвигал, и делал это не только ради выгоды или военных преимуществ, но ради самого знания.
19.11.2015 в 11:07
Интересно и познавательно, прожил несколько лет на Кольском, но не знал что там занимались сверхглубоким бурением. Спасибо автору.
19.11.2015 в 11:07
Хотели прокопать дорогу в Америку)
19.11.2015 в 11:08
vladimirpetrov, это показуха в вашем понимании. А люди просто делали свое дело и хочу заметить делали его хорошо.
19.11.2015 в 11:09
Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
"Bеня":


Рекомендую посмотреть в словаре, значение слова "репортаж"
19.11.2015 в 11:14
А ведь эти люди искренне верили тому, что у них на плакате написаноhttps://content.onliner.by/news/2015/11/default/85e24bb824716c68e238e0ee0f972a39.jpg
Но....как не печально вот такой получился итог
https://content.onliner.by/news/2015/11/default/976cbb3418b239b58145d2916f49f49f.jpg
Меняются люди, меняются приоритеты, меняется жизнь :(
"Bеня":


Вот только этот итог получили мы, Так сказать ,сами [censored] - сами и получили .
А те кто искренне верили отлично пожили свою жизнь.
19.11.2015 в 11:16
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода? Хотелось бы больше информации а не только что СССР бывшая величайшая держава впереди планеты всей
"cr-r-razy":

Фундаментальная наука, в принципе не может иметь экономической выгоды.
19.11.2015 в 11:17
Как всегда интересно
19.11.2015 в 11:18
Очередной безумный и бесплодный проект коммунистов. Ничего не знали до бурения, и побурив 29 лет убедились, что ничего не знают...А в 2015 году русские проводят тендер на устройство проруби для полоскания белья!!! http://www.svoboda.org/content/article/27370733.html
19.11.2015 в 11:22
у меня одного вопрос возник а нафига???? куча денег, здоровья и времени чтобы пробуриться до мантии. ну пробурились а дальше что? в чем суть эксперимента? правильно сделали что закрыли надо было это сделать сразу после начала.
"Amidamaru11":

Дествительно - сидели бы дальше на пальме и горя не знали бы )
19.11.2015 в 11:23
Отличный текст!!! На онлайнере хоть один но АВТОР.
19.11.2015 в 11:25
darriuss,

спасибо!
возникли вопрос.
1. Вы пишите, что открытие каверн, наполненных водородом, стало неожиданностью. но при этом американцы имели рекорд в 9583 метра. выходит, они уже прошли эту глубину к тому времени? или они бурили параллельно и опередили русских? если первое, то почему неожиданность?
2. на одной из картинок есть надпись Luchlompolo Fault - это что за ошибка?
3. непонятно, что случилось с Уралмаш-15000? почему произошло обрушение?

заранее спасибо за ответы.
19.11.2015 в 11:28
Ещё один бестолковый совдеповский проект из разряда "Догоним и перегоним" по стоимости равный 27млрд долларов с учётом инфляции.И в чём смысл его с практической точки зрения?У США каждый доллар,вложенный в Лунную программу принёс более 100д чистой прибыли,а в СССР любое открытие сразу засекречивалось.Недаром,неумение превращать успехи фундаментальной науки в практические результаты было названа как третья причина экономического краха СССР.
19.11.2015 в 11:30
Россия, все наследие развалила и продала в руки олигархов. Сплошное ворье и жулье. Между прочим это было достояние всего СССР.
19.11.2015 в 11:32
Интересно и познавательно, прожил несколько лет на Кольском, но не знал что там занимались сверхглубоким бурением. Спасибо автору.
"krab88":

оглянитесь и посмотрите хоть что творится в БЕЛАРУСИ. ..а то будет как и с полуостровом.
19.11.2015 в 11:32
у американских сенаторов мозгов больше оказалось)
19.11.2015 в 11:36

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":

- это фейк для таких как вы....впечатлительных
19.11.2015 в 11:39
vladimirpetrov, это показуха в вашем понимании. А люди просто делали свое дело и хочу заметить делали его хорошо.
"krab88":

Ага! Из своего кармана деньги достали и буровую установку купили.

Могли бы камешки на побережье изучать - больше толку было бы. А так природу губить (как это любят делать отдельные люди) бесследно не пройдёт. Когда отравится последняя река и когда воздух радиаторного покажется сравнительной мелочью - вот тогда понтонутые поймут что их показуха стоит ровно 0.
19.11.2015 в 11:41
Вильгискоддеоайвинъярви... Это вам не Эйяфьядлайокудль.
19.11.2015 в 11:41

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":

- это фейк для таких как вы....впечатлительных
"openlock":

Это вам вк сказали?
19.11.2015 в 11:42
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода?
"cr-r-razy":

У того кто первым научится добывать полезные ископаемые с глубины 15 км выгода будет огого!
19.11.2015 в 11:48
Спасибо Дарвину!
19.11.2015 в 11:48
Очень интересно было читать!)
19.11.2015 в 11:49
В какой-то степени нам до достижений нашего прошлого еще очень далеко.
19.11.2015 в 11:55
Класс!
19.11.2015 в 11:55
Великая страна, великие люди, великие достижения!!!! (была)
19.11.2015 в 11:55
Ну и чё ?
19.11.2015 в 11:57
Отличная статья
19.11.2015 в 12:02
https://www.youtube.com/watch?v=mTHZ_nhOmEk
19.11.2015 в 12:03
В какой-то степени нам до достижений нашего прошлого еще очень далеко.
"Dimm_l":

И слава Богу!

Как раз читаю:
"«Гигантские запасы углеводородов на шельфе, о которых нам рассказывают, – это пока не более чем гипотеза. Какие-то определенные небольшие месторождения действительно есть. Они известны и разведаны. Но большая часть цифр по запасам – прогнозы. Обычное дело, когда такие прогнозы не подтверждаются. Геологи получают премии, гранты. Поэтому они, как нормальные люди, стараются привлечь интерес к своей работе и нередко завышают прогнозы по возможной добыче», – уверен эксперт.

По словам Симака, добыча на шельфе северных морей – потенциальная катастрофа. «Все развитые страны на сегодня, кроме России, отказались от планов такого бурения из экологических соображений. В отличие от южных морей, того же Мексиканского залива, вероятность того, что аварии будут происходить, в разы, а то и на порядок больше, чем при бурении компании BP на юге. Технологии ликвидации разливов нефти в северных морях не существует вообще, особенно если разлив происходит в ледовых зонах. А дальше лед чернеет, происходит поглощение солнечных лучей и разрушение ледовых полей, и потепление климата за счет уменьшения альбедо (отражательной способности) земной поверхности ускоряется многократно. К тому же нефть токсична, но в холодных морях она не разлагается микроорганизмами, как в Мексиканском заливе. Моря практически будут убиты», – предупреждает эксперт."
19.11.2015 в 12:04
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода?
"cr-r-razy":

У того кто первым научится добывать полезные ископаемые с глубины 15 км выгода будет огого!
"mak32":

с учетом себестоимости такой добычи это будет чистый убыток до конца дней.
19.11.2015 в 12:04

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":
лол вы реально думаете там грешники сидят?

а Гагарин наверное бобину с пением ангелов привёз, так?
))
19.11.2015 в 12:05
Это просто для примера ваших "великих достижений" и "торжества научного прогресса"
19.11.2015 в 12:07
Отличная Статья!!!
19.11.2015 в 12:09
vladimirpetrov, это показуха в вашем понимании. А люди просто делали свое дело и хочу заметить делали его хорошо.
"krab88":

Ага! Из своего кармана деньги достали и буровую установку купили.

Могли бы камешки на побережье изучать - больше толку было бы. А так природу губить (как это любят делать отдельные люди) бесследно не пройдёт. Когда отравится последняя река и когда воздух радиаторного покажется сравнительной мелочью - вот тогда понтонутые поймут что их показуха стоит ровно 0.
"vladimirpetrov":

У нас основной загрязнитель воздуха не радиаторный, а автотранспорт граждан. Пусть пересаживаются на велосипеды - больше толку было бы.
19.11.2015 в 12:09

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":
лол вы реально думаете там грешники сидят?

а Гагарин наверное бобину с пением ангелов привёз, так?
))
"1603885":

Голоса жуткие, спору нет
Но поверьте что практически и теоретически НЕВОЗМОЖНО опустить на 7-км глубину микрофон на проводе, тем более когда там металлические трубы в скважине. А радиопередатчик должен быть колоссальной мощности чтобы сквозь землю вещать на 7 км.
Одно точно могу сказать - человек знает совсем мало, но вот сует свой нос куда ни попадя.
19.11.2015 в 12:11
Да... Современные недоросли (независимо от возраста) ужасают своими перлами (в большинстве своём ещё и со страшными грамматическими ошибками). "Зачем", "навошта", "вбухали" и т.д. Дальше сникерсов и памперсов не продвинулись. Но главное: "проклятые коммунисты лишили нас Кока колы".
19.11.2015 в 12:12
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода?
"cr-r-razy":

У того кто первым научится добывать полезные ископаемые с глубины 15 км выгода будет огого!
"mak32":
Врядли на такой глубине больше полезных ископаемых чем на поверхности. Скорее научный и военный интерес. Например засунуть туда водородную бомбу и бахнуть, так чтоб Америке кранты ))
19.11.2015 в 12:16

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":
лол вы реально думаете там грешники сидят?

а Гагарин наверное бобину с пением ангелов привёз, так?
))
"1603885":

Голоса жуткие, спору нет
Но поверьте что практически и теоретически НЕВОЗМОЖНО опустить на 7-км глубину микрофон на проводе, тем более когда там металлические трубы в скважине. А радиопередатчик должен быть колоссальной мощности чтобы сквозь землю вещать на 7 км.
Одно точно могу сказать - человек знает совсем мало, но вот сует свой нос куда ни попадя.
"Sancha-Pancha":
Не понял, в чём проблема опустить микрофон? Трубы пустые спускаются - кинул внутрь провод и всё.
Но это в теории, а конкретно эти записи могут быть просто фейком из интернета, а может реальные голоса рабочих и скрежет техники.
19.11.2015 в 12:18
У нас основной загрязнитель воздуха не радиаторный, а автотранспорт граждан. Пусть пересаживаются на велосипеды - больше толку было бы.
"1763886":

Да это точно! Недавно один придурок резину жег у "Короны". Его бы в камеру запереть и наполнить её тем дымом от спаленной резины, пусть бы подышал, может мозгов прибавилось бы, а то мозга наверное как у воробья.
То же самое можно сказать и про недоумков которые жгут на своих садовых участках резину и пластик, отравляя всё вокруг - и воздух и почву.
А про количество 20-30-летних коптящих СО бульбовозов в нашем Бульбостане вообще отдельная печальная песня.
19.11.2015 в 12:19
А мы тем временем штурмуем высоту в 18 000
19.11.2015 в 12:22
Хорошая статья! Супер!
19.11.2015 в 12:23
"Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров."

Недостатка? НЕДОСТАТКА???

Да пусть прикинут общую сумму бабла, вкинутую в этот, по сути, нафиг не нужный проект (бессмысленная гонка с Америкой - не в счёт), чтобы понять что финансов там вбухано столько, что по высоте стопка денег была бы БОЛЬШЕ, чем глубина этой скважины!
"1045":

а купюры в стопке какого номинала? 1 доллар? 10 долларов? 100?
19.11.2015 в 12:32
я так и не понял - зачем?
19.11.2015 в 12:32

Звуки школьной столовки )
19.11.2015 в 12:35
много глупостей совершили коммунисты в ссср. как не думали о работяге, так и теперь не думают. утопия, слава богу, что она развалилась
19.11.2015 в 12:38
Так, вакол гэтай свідравіны хоціць шмат легендаў. Пачынаючы ад гуку запісанага на самой глыбіні і сканчваючы чэрцямі, якія выскоквалі з гэтай "дзірачкі". Але рэальна чыў на свае вушы аповяд аднаго бывалага рэчыцкага бурыльшчыка, сябра якога працаваў там. Дык па словах гэтага сябра, ён рэальна бачыў чарцей, што выскоквалі адтуль, пасля гэтага чалавек трошкі двінуўся розумам...
19.11.2015 в 12:45
Вот были же раньше проекты! не то что теперь, все только ради денег.
19.11.2015 в 12:46

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Нууу раз там звуки из ада ,судя по записи,то где звуки рая -с небес от космонавтов:-)
19.11.2015 в 12:49

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":

Фейк это, фейк. Прекратите уже! Вот из-за таких невежественных мракобесов страна и катится под откос.
19.11.2015 в 12:57
"Да, из-за недостатка финансирования и технических проблем буровикам так и не удалось достигнуть плановой глубины в 15 километров."

Недостатка? НЕДОСТАТКА???

Да пусть прикинут общую сумму бабла, вкинутую в этот, по сути, нафиг не нужный проект (бессмысленная гонка с Америкой - не в счёт), чтобы понять что финансов там вбухано столько, что по высоте стопка денег была бы БОЛЬШЕ, чем глубина этой скважины!
"1045":

Ну тебе-то с дивана виднее, что нужно, а что нет. Зачем что-то изучать, куда-то лезть, когда чарка со шкваркой на столе стоят, так ведь?
19.11.2015 в 12:57
Человечество добралось до края Солнечной системы и всего лишь до 12км собственной планеты.
19.11.2015 в 13:00
Спасибо Дариус за единственные толковые статьи на онлайнере!
19.11.2015 в 13:01
Вот и сценарий нового блокбастера)
19.11.2015 в 13:01
https://www.youtube.com/watch?v=24xgF2JnHJw Кто живёт под землёй.
19.11.2015 в 13:02

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":

Фейк это, фейк. Прекратите уже! Вот из-за таких невежественных мракобесов страна и катится под откос.
"goblenzloblen":

Да, все именно из-за того, что я реально верю в то что звуки настоящие
19.11.2015 в 13:02
Бойан знатный. Нехватка фантазии видимо сказывается
19.11.2015 в 13:03
В мире людей ничего не изменилось,мы пытаемся познать вселенную не познав себя...
19.11.2015 в 13:06
Да, все именно из-за того, что я реально верю в то что звуки настоящие
"Bеня":

Ты веришь, он верит, они верят. Не только в это, но и в демонов, во всякие венцы безбрачия, магию, экстрасенсов и прочую муть. И несут свои денежки бабкам-шептуньям, и в церквях себе лбы расшибают. И при этом не способны мыслить критически, анализировать информацию, разбираться в ней и находить истину. Любую парашу из интернета/радио/тв/газет принимают за чистую монету. Верят любому слову, не имеют своего мнения, и в итоге делают что велят, то, что выгодно кому-то, а не им. Уловил логическую цепочку, а?
19.11.2015 в 13:07
Крутые статьи у этого автора.
19.11.2015 в 13:08
Конечно да....глубина удивила....15км....
"Aventador.":

ты картинки только посмотрел, текст читать очень сложно для твоего мозг?
19.11.2015 в 13:09
Быстро пролетело время, как все изменилось. Жуть.
19.11.2015 в 13:10
Эх! Были времена! Печально что все ушло. :-(
19.11.2015 в 13:15
Одно не совсем понятно, если докопались до мест с температурой более 200° почему мы до сих пор платим кучу денег на обогрев углеводородным барыгам?
19.11.2015 в 13:16
Ещё один бестолковый совдеповский проект из разряда "Догоним и перегоним" по стоимости равный 27млрд долларов с учётом инфляции.И в чём смысл его с практической точки зрения?У США каждый доллар,вложенный в Лунную программу принёс более 100д чистой прибыли,а в СССР любое открытие сразу засекречивалось.Недаром,неумение превращать успехи фундаментальной науки в практические результаты было названа как третья причина экономического краха СССР.
"gol70":


Ничоси, аж 1 к 100 , и какую такую прибыль принесла Лунная программа?
19.11.2015 в 13:31
это про эту скважину были легенды, что перед тем как обваливаться оттуда черти вылазили по ночам? ))
19.11.2015 в 13:31
И правильно что заварили "дорогу в ад".
https://content.onliner.by/news/2015/11/default/26c3d6843ad6e8d04217596edbe1b4af.jpg
Кто его знает? а вдруг правда?
https://www.youtube.com/results?search_query=звуки+ада+под+землёй+и+глубиной+12262+метра
19.11.2015 в 13:33
у озера с невероятным названием Вильгискоддеоайвинъярви

Не верю что это название можно написать без CTRL+C - CTRL+V ))))
19.11.2015 в 13:48
водород там... водород... оксляет и делает воду
19.11.2015 в 13:51
в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":


такими для тебя непонятными проектами сейчас разведаны все крупнейшие месторождения в России и ведется добыча

но что вам рассказывать - до вас "особенных" не доходит сколько США потратили средств чтобы уничтожить СССР
19.11.2015 в 13:53
эти записи могут быть просто фейком из интернета, а может реальные голоса рабочих и скрежет техники.
"1603885":


вы ещё баян года этак 95го поднимите
уже все давно всё знают - зачем вы "особенные" лезете туда - где вы нихрена не понимаете?
19.11.2015 в 13:54
Ещё один бестолковый совдеповский проект из разряда "Догоним и перегоним" по стоимости равный 27млрд долларов с учётом инфляции.И в чём смысл его с практической точки зрения?У США каждый доллар,вложенный в Лунную программу принёс более 100д чистой прибыли,а в СССР любое открытие сразу засекречивалось.Недаром,неумение превращать успехи фундаментальной науки в практические результаты было названа как третья причина экономического краха СССР.
"gol70":


Ничоси, аж 1 к 100 , и какую такую прибыль принесла Лунная программа?
"k2chef":
19.11.2015 в 13:55
Освоили бабла ого-го)
19.11.2015 в 13:55
1969-м Нил Армстронг ступил на Луну

В одном из студийных павильонов Лос-Анджелеса
19.11.2015 в 14:01
Ещё один бестолковый совдеповский проект из разряда "Догоним и перегоним" по стоимости равный 27млрд долларов с учётом инфляции.И в чём смысл его с практической точки зрения?У США каждый доллар,вложенный в Лунную программу принёс более 100д чистой прибыли,а в СССР любое открытие сразу засекречивалось.Недаром,неумение превращать успехи фундаментальной науки в практические результаты было названа как третья причина экономического краха СССР.
"gol70":


Ничоси, аж 1 к 100 , и какую такую прибыль принесла Лунная программа?
"k2chef":
"gol70":

На "проклятом" Западе есть такое понятие,как патент.За использование ваших научных разработок вам будут платить и вашим детям и вашим внукам.Так вот в 2001г. подсчитали,что только прямые платежи по патентам Лунной программы превысили стоимость самой программы в 14 раз,а если учитывать всё(налоги,прибыль и т.д),то доллар,вложенный в эту программу принёс гораздо больше 100д и это не считая научного отрыва от всего мира.
19.11.2015 в 14:05
А у меня керн этой скважины с глубины 12065 метров
19.11.2015 в 14:06
Эх, вот вместо нового танка, прорыли бы скважину, вместо новой подлодки - лекарство от рака, вместо всех бомб - полёт на луну...
"Roccot":

Ага, Каддафи тоже "великую рукотворную реку" соорудил и финансировал, воду в пустыню дал, денег ниукого не просил, пришли бомбанули, все отобрали и самого замочили. В современном мире, как в стареньких компьютерных стратегиях, нельзя заниматься экономикой и улучшением жизни населения не развивая обороноспособность, иначе кто-то придет, разрушит, разберет, оставит незначительную часть достижений (которую сможет оценить и понять) и весь труд окажется напрасным как для народа (которого потом может уже и не стать) так и для человечества.
19.11.2015 в 14:11
Суть того что раньше была мотивация и настоящие цели в научной отросли, а теперь экономика война везде обман и безработица, куда мы пришли и что будет дальше? У руля стоят совершенно не те люди! глупцы губят мир, а мы им помогаем!
19.11.2015 в 14:17
Спасибо , дарриус
Как всегда интересно©
Веня
"akelapromah":

Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
"Bеня":

darriuss как всегда радует статьями, но сегодня ранова-то
"Wyid":



Научите читать за 2 минуты! Любые деньги плачу
"RockStar777":

Добавлю больше, или антилайки или ограничение для школоты. Сам заплачу, если будет хоть тень подобия Хабра
19.11.2015 в 14:27
Ещё один бестолковый совдеповский проект из разряда "Догоним и перегоним" по стоимости равный 27млрд долларов с учётом инфляции.И в чём смысл его с практической точки зрения?У США каждый доллар,вложенный в Лунную программу принёс более 100д чистой прибыли,а в СССР любое открытие сразу засекречивалось.Недаром,неумение превращать успехи фундаментальной науки в практические результаты было названа как третья причина экономического краха СССР.
"gol70":


Ничоси, аж 1 к 100 , и какую такую прибыль принесла Лунная программа?
"k2chef":
"gol70":

На "проклятом" Западе есть такое понятие,как патент.За использование ваших научных разработок вам будут платить и вашим детям и вашим внукам.Так вот в 2001г. подсчитали,что только прямые платежи по патентам Лунной программы превысили стоимость самой программы в 14 раз,а если учитывать всё(налоги,прибыль и т.д),то доллар,вложенный в эту программу принёс гораздо больше 100д и это не считая научного отрыва от всего мира.
"gol70":


а можно пруф на эту информацию - путем гугления установлено что на лунную программу потрачено около 170 млрд долларов - мне просто интересно кто заплатил почти 2 триллиона долларов за патенты, как экономическую выгоду имеют в данном случае имеют налоги, а также какая в Лунной программе прямая прибыль?
19.11.2015 в 14:34
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":


Распад СССР произошел из-за глупых людей - недолеких и темных, а также тех, кто хотел нажиться на таких и мечтал о безграничной власти. Но история движется по спирали - все еще впереди - и новый СССР в том числе. Ключ к нему спрятан в России.
19.11.2015 в 14:38
Было дело и цены снижали,
И текли куда надо каналы,
И в конце куда надо впадали.
19.11.2015 в 14:47
а можно пруф на эту информацию - путем гугления установлено что на лунную программу потрачено около 170 млрд долларов - мне просто интересно кто заплатил почти 2 триллиона долларов за патенты, как экономическую выгоду имеют в данном случае имеют налоги, а также какая в Лунной программе прямая прибыль?
"k2chef":
Прямой прибыли у NASA там и нет. Речь о бенефитах, которые США получили благодаря развитию технологий, науки и промышленности. Я уж не знаю как они считали, но тоже встречал такое соотношение.
19.11.2015 в 14:53
а можно пруф на эту информацию - путем гугления установлено что на лунную программу потрачено около 170 млрд долларов - мне просто интересно кто заплатил почти 2 триллиона долларов за патенты, как экономическую выгоду имеют в данном случае имеют налоги, а также какая в Лунной программе прямая прибыль?
"k2chef":
Прямой прибыли у NASA там и нет. Речь о бенефитах, которые США получили благодаря развитию технологий, науки и промышленности. Я уж не знаю как они считали, но тоже встречал такое соотношение.
"1603885":


Так же можно и эту программу в + посчитать - я думаю наработки бурильщиков во всю использовались при бурениях в СССР.
19.11.2015 в 14:54
в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":


такими для тебя непонятными проектами сейчас разведаны все крупнейшие месторождения в России и ведется добыча

но хули вам рассказывать - до вас "особенных" не доходит сколько США потратили средств чтобы уничтожить СССР
"1481985":
да ладно штатами прикрываться
Штаты мешали выпускать продовольствие в достаточном количестве, развивать производство и экономику? Талоны на продукты штаты заставили ввести? Штаты запрещали гражданам СССР выезжать из страны?

Люди просто хотели нормально жить, вот при первой возможности уродец и развалился.
19.11.2015 в 14:56
Так же можно и эту программу в + посчитать - я думаю наработки бурильщиков во всю использовались при бурениях в СССР.
"k2chef":
Конечно использовались. В таких масштабах надо не считать потраченные деньги, а смотреть куда они ушли. Зарплаты учёным и работягам, промышленность... не в пустую точно.
19.11.2015 в 14:58
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода?
"cr-r-razy":

У того кто первым научится добывать полезные ископаемые с глубины 15 км выгода будет огого!
"mak32":

с учетом себестоимости такой добычи это будет чистый убыток до конца дней.
"Amidamaru11":

Добыча сланцевой нефти не так давно считалась архиубыточной...
19.11.2015 в 14:58
огромное спасибо автору за великолепную статью!
19.11.2015 в 14:59
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода?
"cr-r-razy":

У того кто первым научится добывать полезные ископаемые с глубины 15 км выгода будет огого!
"mak32":
Врядли на такой глубине больше полезных ископаемых чем на поверхности.
"1603885":

Больше. Радикально больше.
19.11.2015 в 15:05
Спасибо! Очень интересные статьи.
19.11.2015 в 15:14
даже не знал что такое существует...
19.11.2015 в 15:19
И что именно трагического в судьбинушке скважины-то?
19.11.2015 в 15:24
каждая такая статья - глоток свежего воздуха.
Спасибо!
19.11.2015 в 15:33
Да, все именно из-за того, что я реально верю в то что звуки настоящие
"Bеня":

Ты веришь, он верит, они верят. Не только в это, но и в демонов, во всякие венцы безбрачия, магию, экстрасенсов и прочую муть. И несут свои денежки бабкам-шептуньям, и в церквях себе лбы расшибают. И при этом не способны мыслить критически, анализировать информацию, разбираться в ней и находить истину. Любую парашу из интернета/радио/тв/газет принимают за чистую монету. Верят любому слову, не имеют своего мнения, и в итоге делают что велят, то, что выгодно кому-то, а не им. Уловил логическую цепочку, а?
"goblenzloblen":

У вас очень богатая фантазия. Где я пишу про бабок и прочие заговоры. Речь исключительно об этих звуках идет. Так что оставьте свою фантазию при себе, а ко мне ее применять не надо
19.11.2015 в 15:40
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

Пару лет назад читал книгу "Американская дырка". Там распад СССР связывался именно с прорытием этой 12 километровой скважины в 90-м году. Типа в эту дырку все и слилось
"fogast":

прикольная книга и название говорит само за себя.наверно юмористическая.огромная страна развалилась из за одной небольшой дырки ха ха.такий дыр было множество,а потом ссср распилили.
19.11.2015 в 15:42
mak32, она исейчас во многих районах считается убыточной и наносит огромный ущерб экологии.
19.11.2015 в 15:43
Все это конечно очень хорошо, только какая из этой скважины экономическая выгода?
"cr-r-razy":

У того кто первым научится добывать полезные ископаемые с глубины 15 км выгода будет огого!
"mak32":

с учетом себестоимости такой добычи это будет чистый убыток до конца дней.
"Amidamaru11":

Добыча сланцевой нефти не так давно считалась архиубыточной...
"mak32":

она и сейчас во многих районах считается убыточной и наносит огромный ущерб экологии
19.11.2015 в 15:52
в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":


такими для тебя непонятными проектами сейчас разведаны все крупнейшие месторождения в России и ведется добыча

но хули вам рассказывать - до вас "особенных" не доходит сколько США потратили средств чтобы уничтожить СССР
"1481985":
да ладно штатами прикрываться
Штаты мешали выпускать продовольствие в достаточном количестве, развивать производство и экономику? Талоны на продукты штаты заставили ввести? Штаты запрещали гражданам СССР выезжать из страны?

Люди просто хотели нормально жить, вот при первой возможности уродец и развалился.
"1603885":

смотрите люди скоро в космос полетим,
на хера нам космос мы же есть хотим
бурим дыры очень глубоко,
в магазинах по талонам хлеб и молоко
19.11.2015 в 16:06

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":

Для вас ещё "ведьма из Блэр" сняли. Тоже документалка:-)
19.11.2015 в 16:17
почему бы не бурить как-то по- новому: минидвигатели располагать у шарошек, а породу отсасывать наверх или микровзрывами и т.д. Тогда и обрывов не было бы, так как труба не вращалась бы.
19.11.2015 в 16:26
такую страну развалили дермократы
19.11.2015 в 16:32
насчёт "развалили"
для начала читаем вики

Распад СССР происходил на фоне общего экономического и внешнеполитического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением, см. 1980-е в экономике СССР).

В период 1989—1991 годов доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит — из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. Практически во всех регионах страны вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент Николае Чаушеску вместе с женой расстреляны по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния, сложившейся по итогам Второй мировой войны.
19.11.2015 в 16:37
Спасибо! Очень интересная статья
19.11.2015 в 16:40
Тонкая многотонная нить длиной 12 километров и диаметром 92 сантиметра на поверхности и 21,5 сантиметра в нижней части стала искривляться.

судя по фото там 92 мм, а не см
19.11.2015 в 16:52
И правильно что заварили "дорогу в ад".
https://content.onliner.by/news/2015/11/default/26c3d6843ad6e8d04217596edbe1b4af.jpg
Кто его знает? а вдруг правда?
https://www.youtube.com/results?search_query=звуки+ада+под+землёй+и+глубиной+12262+метра
"maxwool":

В бабу ягу верите?
19.11.2015 в 16:54
Они что бурили все 12 км трубой одного диаметра? логичнее было бы пройти хоть половину пути большим диаметром и потом уменьшить...сверх глубокие отверстия в металле именно так и сверлят, иначе зажимает сверло и оно ломается.
19.11.2015 в 17:07
неплохо устроились. главный лозунг несомненно был "работу надо беречь" .. добурить до 15000 не был никто заинтерисован.
19.11.2015 в 17:12
Крепка была советская власть
19.11.2015 в 17:14
Не боялись раньше браться за "невозможное неразумное" и достигали впечатляющих результатов.
А сейчас как происходит: "Какой бюджет?" "Какой профит?" " Не выгодно"
19.11.2015 в 17:15
Совок. Бессмысленный и беспощадный. Столько денег на ветер бросали.
19.11.2015 в 17:23
все моё детство прошло в заполярном. и у меня есть кусок керна с отметкой 11000 метров
Север, ты суров и прекрасен!
19.11.2015 в 17:51
Смотрим фото. На них бригады бурильщиков человек по 10. Допустим работают 2 бригады. Учёных человек 10, не больше. Обслуживающий персонал ещё человек 20.
Само здание как небольшой заводик. Ну только что буровая высокая и трубы алюминиевые необычные.
Получается что не так там много людей работало. Просто долго сверлили, но сами эксплутационные расходы не сильно больше обычной буровой, потому не понимаю откуда народ пишет что угрохали кучу денег? Да эта буровая - капля в море газо- и нефтебуровых которые в это же время сверлили землю в других местах.
А вообще удручает общая образованнось комментаторов :(
19.11.2015 в 17:52
Был на Кольском в прошлом году. Вот уж где удивила природа....Необычные там места...
19.11.2015 в 18:04
дорога в ад
19.11.2015 в 18:07
чего только стоили слова - Подарок Родине ! вот к чему надо было стремится, а не как сейчас иметь особняк, бентли, и дорогую проститутку, которая поидее самое дешевое из всего
19.11.2015 в 18:09
Совок. Бессмысленный и беспощадный. Столько денег на ветер бросали.
"Walnut":

раньше хоть государсво работало на страну, а сейчас государство мало того что не зарабатывает, так ещё и живет за счёт народа...это я про всех гос чиновников
19.11.2015 в 18:28
сколько денег в никуда, -получайте что заслужили
19.11.2015 в 18:39
Спасибо,Дариус!
Вот так смотришь такие репортажи и лишний раз задумываешься как же все таки быстро меняется время!
"Bеня":

люди не меняются ! Скоро все профукаем !
19.11.2015 в 18:45
"В центре (Земли) расположено ядро с твердой железо-никелевой серединой, окруженной жидкой расплавленной оболочкой."

"Ранее ученые предполагали, что ниже гранитов находится еще более плотная порода. Вместо этого они обнаружили высокопористую многокилометровую зону с кавернами и большим содержанием водорода, к тому же пропитанную водным раствором. Это было совершенно феноменальное открытие, абсолютно не согласовывавшееся с прежними представлениями об устройстве земной коры, по крайней мере на этом участке Балтийского щита."

Все потому что в центре Земли находится не просто твердое ядро, а ядро состоящее из метал-гидридов. Метал-гидриды это металлы способные содержать в себе водород многократно превосходящий их объем. Отдавая водород металл-гидриды расширяются. Так же и ядро. Вся наша Земля постоянно растет за счет этих процессов. И никакие литосферные плиты по магме не плавают. Если взять все материки и уменьшить площадь поверхности океанов, то есть уменьшить землю где то в полтора раза, то все контуры континентов совпадут.

Оттуда же и водород с водой и пористая структура. Водород это одно их самых химически активных веществ. Выделяясь из метал-гидридного ядра водород проходит через слои Земли вступая в реакции с другими хим. элементами.
Не удивительно что они наткнулись на пористую структуру с водой и водородам., ведь 50% земной коры состоит из кислорода. Водород+кислород = вода.
Оттуда же, кстати, и нефть и газ на нашей земле. Они имеют не природное происхождение а являются лишь продуктом соединения водорода из ядра земли и углерода.
19.11.2015 в 18:47
меня всегда интересовал вопрос:что будет если просверлить землю насквозь и спрыгнуть туда,что будет в центре?зависнешь?или разорвёт на 2 половины?
19.11.2015 в 18:51
Они что бурили все 12 км трубой одного диаметра? логичнее было бы пройти хоть половину пути большим диаметром и потом уменьшить...сверх глубокие отверстия в металле именно так и сверлят, иначе зажимает сверло и оно ломается.
"autocom":

Тонкая многотонная нить длиной 12 километров и диаметром 92 сантиметра на поверхности и 21,5 сантиметра в нижней части ...
19.11.2015 в 18:53
меня всегда интересовал вопрос:что будет если просверлить землю насквозь и спрыгнуть туда,что будет в центре?зависнешь?или разорвёт на 2 половины?
"yan247":

ну если убрать с пути всякую магму и твердое ядро, то после некоторого числа колебаний туда-назад - зависнешь в центре в невесомости.
19.11.2015 в 18:56
почему бы не бурить как-то по- новому: минидвигатели располагать у шарошек, а породу отсасывать наверх или микровзрывами и т.д. Тогда и обрывов не было бы, так как труба не вращалась бы.
"krucha":

а труба разве вращается?
19.11.2015 в 18:57
Дариус, пиши почаще плз)
19.11.2015 в 18:58
Говорят что из этой "дыры" черти полезли. А когда туда спустили микрофон, на аудиозаписи слышны были завывания грешных душ, метущихся в геене огненной.
19.11.2015 в 19:07
Очень интерестно было почитать
СССР - Великая страна была!!!
19.11.2015 в 19:33
До чего же интересно. Дарриус на высоте, как всегда!
А еще - выть от обиды и злости хочется. Было же когда-то государство, которое могло ворочать такими проектами!
А не теперь - кучка маленьких государств, наплевавших на науку. Одно нефть продает да газ, ничего не вкладывая в науку и модернизацию оборудования (Россия), другое - обирает своих граждан как липку различными поборами (Беларусь), третье... ладно, это уже политика, здесь речь не об этом.
Главная проблема - наука растоптана не только в отношении финансов и кадров, но и морально.
Достаточно комментарии почитать некоторые.
у меня одного вопрос возник а нафига????
"Amidamaru11":


Черт с ней скважиной! Зато мы теперь свободно можем жрать гамбургеры и ездить в первбытные страны греться на солнце!
"tyder":


Деградация налицо.
Кстати, есть еще интереснейшие факты. Например, много лет бессменным руководителем проекта являлся Давид Миронович Губерман - брат Игоря Мироновича Губермана, диссидента, известного своими четверостишиями-"гариками".
Можно по-разному относиться к его диссидентству, но его "гарики" - чертовски жизненные (сугубо ИМХО). Вот еще удивительный контраст СССР - один человек становится ученым и ворочает науку, а другой - диссидентом и поэтом.
Жаль, что проект закрыли. Главное, чтобы какие-нибудь бомжи не дорвались до заваренной скважины и не утащили заглушку (или как оно там называется) на металлолом, а в скважину не нагадили - все-таки хочется верить, что люди прозреют, и проект когда-нибудь оживет с новой силой. Все же не с нуля начинать надо будет, не зря старались люди семидесятых прошлого столетия. Честь им и хвала!
19.11.2015 в 19:43
меня всегда интересовал вопрос:что будет если просверлить землю насквозь и спрыгнуть туда,что будет в центре?зависнешь?или разорвёт на 2 половины?
"yan247":

ну если убрать с пути всякую магму и твердое ядро, то после некоторого числа колебаний туда-назад - зависнешь в центре в невесомости.
"1763886":

пока не собьет поезд.
19.11.2015 в 19:48
Оба-на! Так это ж РОМАНЕНКО из Интернов крайний слева !!!!

Введите текст
19.11.2015 в 19:50
советские сверхглубокие- самые советские и сверхглубокие в мире! Ура! на самом деле, зря союз развалился. там была наука.
19.11.2015 в 19:58

Реально ведь жуть, брррр
"Bеня":

Да вообще капец, я первый раз услышал, волосы дыбом встали.....
"Оппенгеймер":

Да, причем там реально слышны голоса, которые кричат и стонут. Я до сих пор под впечатлением
"Bеня":

Брехня, сделанная на компе.
19.11.2015 в 20:05
Бурить дальше не могли по одной причине, на такой глубине было очень горячо и жидкая порода стекала обратно а скважину, это равносильно что бурить болотное дно.
19.11.2015 в 20:11
вот а оно надо было? бабло угробили,ну обогнали штаты на несколько км в сверлении земли, зачем? дай бог чтобы наш тнп не додумался сверлить что либо ...
19.11.2015 в 20:13
Ожидал открытий,которые шокировали ученых.Но о этом было сказано вскользь...
19.11.2015 в 20:24
а почему не рассказали про записанную пленку на дне скважины,на которой были записаны кричащие голоса людей и про то,что буровая установка провалилась в пустоту,а дальше,что было,почему не говорите?
19.11.2015 в 20:26
спасибо автору за очень интересную статью, ждем еще!
19.11.2015 в 20:54
Какой позор протерять такой потенциал...
19.11.2015 в 20:57
Сделайте следующий раз репортаж про перевал дятлова пожалуйста!
19.11.2015 в 20:59
я вчера достигнул границы Мохоровичича к 3:35 утра
19.11.2015 в 21:00

Звуки из Толчка
19.11.2015 в 21:02
Спасибо,Дариус!
я представляю сколько иМ финансировали. Вот куда налоги уходят ...
19.11.2015 в 21:04
статья супер
19.11.2015 в 21:07
а почему не рассказали про записанную пленку на дне скважины,на которой были записаны кричащие голоса людей и про то,что буровая установка провалилась в пустоту,а дальше,что было,почему не говорите?
"trofimovartur":

Потому что спайсы - это вредно
19.11.2015 в 21:20
Спасибо!!! Интересная статейка.
19.11.2015 в 21:32
неожиданно крутой материл. спасибо. совсем не похож на традиционный ПТУ стайл онлайнера
19.11.2015 в 21:34
А так хорошо всё начиналось с бурением...
Спасибо за статью, было интересно.
19.11.2015 в 21:56
Только СССР мог позволить себе такие мега проекты, как освоение космоса или бурение сверхглубоких скважин.
"SurferB":

При пенсии колхозника 30 руб и зарплате инженера и учителя 100.
19.11.2015 в 22:02
Крутяк...
Оч. люблю такие репортажи...
спасибо..
19.11.2015 в 22:02
глубокая дырень как у моей жены ,-)
19.11.2015 в 22:04
https://content.onliner.by/news/2015/11/default/400b84119fc63777d6d0d07fe7eb0bdd.jpg
Это неловкое чувство когда в середине 60-х работали на таких же вытяжных шкафах как и ты в 2015...
19.11.2015 в 22:08
дариус,как всегда на высоте!
Вот умеет же откапывать такие ништяки!
Респект вам!!!!!!!
19.11.2015 в 22:12
Надо было добавить о мистической стороне сверхглубокой, а так все очень интересно
19.11.2015 в 22:41
Вот просто великолепная статья!
Спасибо!!!
19.11.2015 в 22:44
AjaxT,Порнорассказ?
19.11.2015 в 22:56
меня всегда интересовал вопрос:что будет если просверлить землю насквозь и спрыгнуть туда,что будет в центре?зависнешь?или разорвёт на 2 половины?
"yan247":


Я. Перельман "Занимательная физика", с удовольствием читал в детстве. И вам рекомендую, найдете ответ на свой вопрос :)


Говорят что из этой "дыры" черти полезли. А когда туда спустили микрофон, на аудиозаписи слышны были завывания грешных душ, метущихся в геене огненной.
"gektor84":


А вам уже наверное можно ничего не читать. Бессмысленно и бесполезно :(
19.11.2015 в 23:16
Ну хорошо. Вертим дырку...с научной точки зрения интересно...но не станет ли это родами нового вулкана?
19.11.2015 в 23:27
не читал, но дариусу спасибо)
19.11.2015 в 23:41
Интересная статья.
19.11.2015 в 23:41
государственные интересы...это не в КГ панельки шлепать, тута мозгами шурумкать надо...жаль что Горби лох, нас всех нищими сделал, а были в очень выгодных позициях...
20.11.2015 в 0:15
Интересно, откуда до этих открытий знали о строении земного шара?)
20.11.2015 в 4:36
Вот были времена: люди бурили скважины в 15.000 метров, а подтирались газетой...
20.11.2015 в 4:41
у озера с невероятным названием Вильгискоддеоайвинъярви

Не верю что это название можно написать без CTRL+C - CTRL+V ))))
"Fot1k":

 
Можно с Ctrl+Ins и Shift+Ins ;)
20.11.2015 в 8:25
такую страну развалили дермократы
"Retyrn":

Я бы их демократами их не называл. (
20.11.2015 в 8:27
Ну хорошо. Вертим дырку...с научной точки зрения интересно...но не станет ли это родами нового вулкана?
"enotpoloskun":

Вот и узнаем!)
20.11.2015 в 9:10
На отметке в 7 километров она составляла 120°С, а к 12 километрам достигла уже 230°С

Адские котлы - где-то там )
20.11.2015 в 9:48
вопрос: Зачем?? вот зачем было рыть до центра земли??
20.11.2015 в 10:09
Распад СССР был связан, в первую очередь с тем, что 25% ВВП шло в оборонку и в такие вот не понятные проекты.
Понастроили так понастроили.
"самизнаетекто":

Пару лет назад читал книгу "Американская дырка". Там распад СССР связывался именно с прорытием этой 12 километровой скважины в 90-м году. Типа в эту дырку все и слилось
"fogast":

Учитывая что совок на то время был считай самой богатой страной и на то время оборона решала то мб и логично сливать столько денег в оборону.
И я не думаю что какая то большая скважина разрешила совок.. Ибо учитывая состояние совка ему нужно было бурить тысяч 5 таких дырочек.
20.11.2015 в 13:27
Хай не врут -там черти из скважины начали выскакивать и буры в пекло проваливаться..
20.11.2015 в 14:05
пора в заголовке просто писать DARRIUS и статьи всё равно будут самые читаемые, потому что каждая статья великолепна.
20.11.2015 в 14:07
жаль, что люди потеряли всякие цели, а новые преследуют лишь истребление друг друга в борьбе за энергоресурсы, да потребление всего и вся... Никто уже не мечтает полететь в космос... Всем нужно лишь тусоваться красиво...Никаких благих идей, к сожалению.
20.11.2015 в 14:10
Интересно, откуда до этих открытий знали о строении земного шара?)
"pdimka87":

оттуда же откуда все законы науки - один предложил объяснение, а другие его приняли до тех пор, пока никто не придумал ничего правдоподобнее, либо не придумал иной способ проверки теории.
20.11.2015 в 14:12
дай бог чтобы наш тнп не додумался сверлить что либо ...
"SFerum":

а удрух нефть? фонтаном бить начнёт?)) Правда в таком случае все деньги от её продажи уйдут в оборонку, а то за ней быстро придут или демократы или мусульмане.
20.11.2015 в 17:25
Жаль вышку. Все в этом мире временно. Времена меняются очень стремительно.
20.11.2015 в 17:49
Зачем?????
20.11.2015 в 18:48
Безусловно, когда-нибудь мировое сообщество вновь займется сверхглубоким бурением, чтобы все-таки узнать все и о континентальной, и об океанической коре. Когда-нибудь оно достигнет и границы Мохоровичича и впервые в своей истории получит в распоряжение материал мантии Земли

Это возможно только при коммунизме.
Капитализм лет через 100-200-500 исчезнет в любом случае.
20.11.2015 в 20:26
Эх нет, чтобы реставрировать и возить туристов. Построили бы отельчик, музей геологии, магазин с миниралами.

Да всякие японцы да немцы бы кучу бабла оставли бы.
20.11.2015 в 21:23
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!
20.11.2015 в 22:18
Во-первых, БРАВО советским ученым!
Во-вторых, печален нынешний вид этого великого объекта. Ну ладно нет денег на поддержание проекта, так разве нельзя снести эти все здания и сооружения(которые восстанавливать будет явно дороже чем построить новые) и сделать на этом месте красивый мемориал-музей. Была бы отличная туристическая достопримечательность.
21.11.2015 в 1:54
короче америкосы как обычно первые, ааа мы подхватываем волну)) классика жанра, которая не умрет)))
22.11.2015 в 18:34
Лучше бы вместо триллиардов в космической отрасли вложили несколько миллиардов в изучение земных недр - это может дать источник "бесконечной" энергии если закачивать в скважину тяжелую (сверхтяжелую) воду (или солевой раствор способный выносить все тепло из недр наружу и на поверхности испарять воду), получать пар вращать турбины.
Да и вообще применения бесконечному источнику тепла-энергии можно прдумать много.
23.11.2015 в 18:35
Уже одна цивилизация на месте бермудского треугольника рыла скважину,потом процесс стал необротим,произошли катаклизмы,материк ушел под воду.Нет,надо и дальше ковырять,как дети,познающие мир.
06.12.2016 в 13:05
Где ссылки на фото, ворье с онлйнера? Откуда уперли,без спросу?