Минску еще повезло: топ-7 самых безвкусных зданий бывшего Советского Союза

 
12 февраля 2016 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org, voxpopuli.kz
Источник: Валерий Волатович. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org, voxpopuli.kz

С относительно недавних пор минский проспект Победителей, эту стратегическую городскую магистраль, украсил торгово-развлекательный центр «Замок». Сон архитектурного разума родил удивительное здание, в котором невыносимым образом сочетаются готические элементы, «нарисованные» кирпичи и большие площади современного остекления. Между тем подобные «подделки», с тем или иным успехом копирующие освященные памятью предков исторические стили, куда более часто и в куда более крупных масштабах появляются у наших соседей. Onliner.by внимательно исследовал историю болезни на пространстве бывшего СССР и составил топ самых впечатляющих сооружений на грани (и за гранью) архитектурного китча.

1. Воздвиженка, Киев, Украина

В советское время практически все граждане страны победившего социализма узнавали о жизни государств капиталистического лагеря лишь в очередном выпуске «Международной панорамы». Прильнув к экранам телеприемников, они переживали за голодающих американских детей, сочувствовали британским шахтерам, прозябающим в трущобах южного Йоркшира, и возмущались маршами неонацистов на улицах ФРГ. Получив в 1990-е свободу передвижения и разбогатев, самые удачливые из наших бывших соотечественников, тем не менее, загорелись идеей создать уголок Европы в своем привычном ареале обитания. Во многих крупных постсоветских городах появились «элитные» дома и целые кварталы, отражавшие своеобразные представления о прекрасном израненных строительством коммунизма сердец. В Киеве в 2000-е соорудили целый такой район.

Серым бетонным параллелепипедам было сказано решительное «нет», архитектурным излишествам, куполам, колоннам и пинаклям, башенкам и пирамидкам, ярким цветам — не менее решительное «да». Не беда, что «у них» подобным образом (только с куда бо́льшим вкусом) строили столетия назад, — нашему человеку, выросшему среди типовых панельных домов, нужно было несмотря ни на что срочно наверстать упущенное. Район Воздвиженка в центре украинской столицы как раз и олицетворял подобное стремление. Суровая правда жизни заключалась в том, что этот «городок миллионеров» с его пышными зданиями «под Европу» оказался никому не нужен.

Застройщик как мог торопился истратить $130 млн, но до кризиса 2008 года все равно не успел. Потенциальные покупатели исчезли, тем более что спешка строителей сказалась на качестве их работ. Подвалы домов начало затапливать, в их стенах появились трещины. Воздвиженка превратилась в пустынный район-призрак, ставший памятником как жадности девелоперов, так и их сомнительным архитектурным пристрастиям.

2. Центральная часть Йошкар-Олы, Россия

Киевской Воздвиженке при этом космически далеко до столицы архитектурных подделок на всем постсоветском пространстве. В 2000 году глава российской республики Марий Эл Леонид Маркелов неожиданно решил, что ее столице Йошкар-Оле отчаянно не хватает европейского шика. Вскоре после этого относительно небольшой провинциальный город начал перестраиваться в средневековом духе. Получившемуся результату позавидовали бы даже китайцы, знающие толк в создании копий мировых достопримечательностей.

Как абсурдно бы это ни звучало и еще фантасмагоричнее ни выглядело, на реке Малая Кокшага в 50 километрах от Волги на месте дореволюционных деревянных домов и советской послевоенной застройки появилась площадь с репликой Дворца дожей (Национальная художественная галерея), подделка под баварский замок Нойшванштайн (театр кукол), целый Кремль (которого в Йошкар-Оле отроду не водилось) и отдельно стоящая уменьшенная копия Спасской башни Москвы.

Кроме того, есть тут свое Палаццо Публико из Сиены (местная телекомпания) и целые набережные (как в Амстердаме и Брюгге), на которых в ряд выстроился целый фронт якобы фламандских зданий, невообразимо как очутившихся в Поволжье. По всей видимости, поездки в Европу оставили в душе главы республики Марий Эл неизгладимое впечатление, но комплекс неполноценности, выраженный подобным образом, выглядит по меньшей мере нелепо.

3. Центральная часть Астаны, Казахстан

Совсем другая история случилась в Казахстане. В 1994 году правительство страны решило перенести ее столицу с окраины в центр. Решение, в общем-то, было довольно обоснованным, но с одним большим недостатком. На роль нового главного города был выбран Целиноград. К моменту распада Советского Союза Целиноград представлял собой областной центр, богом забытый в продуваемых всеми ветрами казахских степях. На роль столицы амбициозной страны он, разумеется, никак не годился. Новые архитектурные ансамбли, которые приняли бы в себя переезжающие из Алма-Аты органы государственной власти и крупный бизнес, требовалось создавать заново, и поначалу это делалось из рук вон плохо.

К чести казахских строителей и архитекторов надо сказать, что они никого и ничего не копировали, но вместо этого попытались изобрести свой вариант национального зодчества, в котором сочетались бы исторические традиции, с одной стороны, и современное их прочтение — с другой. В результате такого скрещивания улицы и площади Астаны украсили десятки постмодернистских высоток и дворцов: их беломраморный классический декор, голубые купола и богатая позолота соседствовали со сплошным синим и опять же золотым остеклением и металлом. Подобный подход был свойственен новым независимым архитектурным школам многих постсоветских республик, особенно среднеазиатских, но в Казахстане с его масштабным строительством новой столицы он принял особенно крупные формы. При всем уважении к стране выглядело все это чудовищно архаично.

Тем не менее казахам надо отдать должное. В какой-то момент они прекратили изобретать велосипед и плодить «азиатчину» в ее худших формах, а по примеру Китая и монархий Персидского залива начали приглашать для проектирования наиболее ответственных зданий известных зарубежных архитекторов. В 2010-е годы Астана украсилась и действительно современными, актуально выглядящими сооружениями. Лицо города преобразилось, но вопрос, что делать с уже созданным в 1990-е и начале 2000-х, остался.

4. Тематический парк и гостиница «Сочи-Парк», Сочи, Россия

«Первый в России тематический парк, идея которого основана на культурном и историческом богатстве страны», стал одним из многочисленных объектов, построенных в солнечном Сочи к зимней Олимпиаде 2014 года. Катальная гора «Змей Горыныч», башня свободного падения «Жар-птица» и сюрреалистически названная на этом аляповато-сказочном фоне гравитационная горка «Квантовый скачок» должны радовать мальчишек и девчонок, а также их родителей. Очевидно, что источником вдохновения для «Сочи-Парка» стали хорошо всем известные и испытанные поколениями детей на Западе «Диснейленды».

Заимствование еще больше бросается в глаза при взгляде на главное здание парка — нависающую над ним гостиницу «Богатырь». Вот только вместо стройного изящного диснеевского замка Спящей красавицы российские архитекторы смогли предложить лишь монструозное сооружение, невпопад облепленное башенками разных форм и размеров. Выглядит «Богатырь» многократно увеличенной копией коттеджей-замков, которые любили строить в 1990-е криминальные авторитеты и «новые русские» по всей стране.

5. Дворец бракосочетаний, Ашхабад, Туркменистан

У нейтрального Туркменистана свой особенный путь и своя особенная судьба. Столь же неординарна и его архитектура времен газового расцвета. Повторяя ранний казахский паттерн и даже усугубляя его, туркмены, в отличие от казахов, и сейчас продолжают застраивать Ашхабад беломраморными зданиями, которые, с их точки зрения, символически отражают многовековое национальное своеобразие. Апофеозом архитектурного пира духа стал столичный Дворец бракосочетаний.

Белорусы наверняка с недоумением вспомнят нашу Национальную библиотеку в Минске, ведь ашхабадский загс концептуально очень напоминает ее. Вот только вместо близкой каждому из нас формы ромбокубооктаэдра туркмены использовали куда более привычный им образ восьмиконечной звезды Огузхана, ставшей сейчас настоящим национальным символом страны.

6. Дом приемов, Грозный, Россия

После окончания гражданского конфликта полуразрушенный Грозный представлял собой идеальное поле для архитектурного эксперимента, особенно если учесть объемы федерального финансирования Чечни. Распорядились этой возможностью с широким размахом, как и положено на Кавказе. К сожалению, результат стараний местного руководства у просвещенной публики не вызывает ничего, кроме снисходительной улыбки. Квинтэссенцией созидательного начала в Грозном пока стал так называемый Дом приемов, строительство которого ведется уже шестой год.

Нужно. Больше. Колонн. Вероятно, именно этим принципом руководствовались в Чечне, воскресив разработанный в XIX веке и сейчас уже давно забытый первоначальный проект храма Христа Спасителя в Москве. Несостоявшийся главный православный собор России, разумеется, творчески переосмыслили (конечно, в сторону увеличения его габаритов), и тем ироничнее выглядит тот факт, что реализован он был в конечном итоге в мусульманской республике. Конечно, за пышной гигантоманией уже не осталось никакого христианского содержания. Внутри циклопического здания разместятся театральный, выставочный, бальный и банкетный (куда ж без него) залы, а также детская школа искусств.

7. Дворец земледельцев, Казань, Россия

Но Грозному остается лишь только позавидовать сотворенному в Казани. В 2010 году в городе открылось здание, которым раз и навсегда был поставлен шах и мат другим попыткам исторических заимствований в архитектуре. Дворец земледельцев в столице Татарстана напоминает одновременно пятерку известнейших европейских достопримечательностей, смешанных в блендере и вылепленных заново с татарским колоритом.

Вопреки названию, в этом грандиозном здании работают вовсе не земледельцы, а чиновники, имеющие то или иное отношение к сельскому хозяйству. Тем более символично, что в центре дворца разместилось дерево, которое, видимо, засохло, потому что на нем нет ни листьев, ни плодов.

Самое любопытное, что этим в Казани дело не ограничилось. Улицы одного из красивейших российских городов украсили и иные эклектичные фантазии на тему «Сделаем как раньше, только лучше»: от обычных жилых домов до кукольного театра.

В историзме, заимствовании прежних архитектурных стилей нет ничего плохого, если используется этот прием в уместном городском контексте, подается с достоинством и вкусом, проходя через мастерские действительно талантливых авторов. Самым ярким примером такого подхода, например, служит серия современных жилых и общественных зданий, созданных в Санкт-Петербурге бюро Евгения Герасимова. Все они возведены среди цельной дореволюционной городской застройки и очень тактично гармонируют с ней — прекрасный пример правильного отношения к архитектурной классике.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by