Минчанин купил комнату, а через полгода узнал, что к нему подселяют трех злостных неплательщиков

 
02 февраля 2016 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

Законопослушный минчанин Вячеслав Пономаренко внезапно узнал, что будет жить не один. К нему в квартиру подселяют сразу трех злостных неплательщиков, задолжавших по «коммуналке» более 30 млн рублей. Больше года назад Вячеслав купил комнату в «двушке» на улице Нахимова. Вторая комната в квартире принадлежит администрации Ленинского района и, как выяснилось, предназначена для переселения деградировавших личностей — тех, кто медленно опускается на социальное дно. На прошлой неделе дело рассматривалось в суде Ленинского района. Onliner.by следил за процессом.

— Всю жизнь я провел в коммуналках. Знаете, ничего особо страшного там нет. Главное, чтобы соседи были адекватные, — говорит Вячеслав. — Свою комнату в старой квартире продал соседке, и в конце 2014 года купил комнату в «двушке» на улице Нахимова, это возле нархоза. Вторая комната там принадлежит администрации Ленинского района, и в ней уже более 20 лет никто не живет. В 2013 году туда пытались заселить неплательщиков, но суд отказал в иске ЖРЭО, поскольку нарушались права третьего лица, то есть собственника второй комнаты. Консультировался перед покупкой с адвокатом. Он заверил: подселять неплательщиков по закону не имеют права, но кровь попить могут. Ладно, думаю: раз суд один раз уже отказал, то чего мне волноваться?

Дом на Нахимова, 3, — двухэтажная «сталинка» 1950 года постройки. В одной из квартир Вячеславу принадлежит большая комната площадью 16,1 кв. м. Вторая, площадью 8,8 кв. м, числится на балансе ЖРЭО и сейчас никак не используется.

— Май прошлого года, суббота. Открываю почтовый ящик — письмо из расчетно-справочного центра. Уведомляют, что во вторник в 10:00 ко мне по решению суда будут подселять трех неплательщиков по фамилии Копыловы. В комнатушку площадью 8,8 «квадрата» — трех взрослых людей. И кого же? Двух сорокалетних мужиков и их сестру-ровесницу. Я метнулся с этим письмом сначала в ЖРЭО, затем принялся искать в интернете адвоката. С одним договорился, и в понедельник мы составили надзорную жалобу в городской суд. К счастью, успели. Городской суд остановил исполнение решения районного суда и отменил его.

Сегодня Жилищный кодекс позволяет не церемониться с должниками по «коммуналке». Полгода без уважительных причин не платят — и ЖРЭО имеет полное право переселить в квартиру меньшей площади или в менее комфортное жилье. Причем переселению подлежат не только наниматели, но и собственники.

В разряд злостных неплательщиков семья Копыловых попала лет пять назад, когда у нее образовалась внушительная задолженность по «коммуналке». В то время два брата и сестра проживали на основании договора найма в комнате площадью 17,22 кв. м в доме на улице Станиславского. Сначала, конечно, им высылали уведомления, давали время на оплату. Когда все предупредительные меры были исчерпаны, ЖРЭО Ленинского района подало иск в суд. В 2011 году по решению суда семью переселили в другой дом на той же улице — в комнату площадью 10,08 кв. м. Но и на новом месте трое работоспособных граждан не изменили своим привычкам и с упорством продолжили накапливать долг. В прошлом году назрел вопрос о повторном ухудшении жилищных условий и переселении Копыловых в помещение еще меньших размеров. Таким помещением оказалась комната в квартире на улице Нахимова, где живет Вячеслав.

— Разобравшись в ситуации, я выяснил, что решение о подселении ко мне Копыловых принималось заочно. Предполагаю, что суд не был поставлен в известность о том, что в квартире есть вторая комната и что там живет человек. Меня, как собственника второго помещения, должны были вызвать в суд, взять мое согласие или отказ. Этого не было сделано. Прислали только обычное письмо с уведомлением о принятом решении. Еще пару дней — и к подъезду подъехал бы трактор с их вещами.

За разъяснением ситуации Вячеслав обратился в Минжилкомхоз и Палату представителей. Пришел ответ. «Администрация Ленинского района от лица собственника незаселенной комнаты в отношении указанного жилого помещения вправе […] осуществлять действия, […] не ущемляющие права и законные интересы других граждан и организаций», — сказано в письме. Вместе с тем Минжилкомхоз информирует Пономаренко о возможности приобретения незаселенной комнаты и рекомендует ему обратиться в администрацию Ленинского района с требованием о передаче жилого помещения по договору купли-продажи.

Купить вторую комнату у Вячеслава не получилось. Он поясняет:

— На мою просьбу администрация ответила, что у меня хватает своих метров и что в улучшении жилищных условий я не нуждаюсь. Потому, мол, комнату не продадут. Да она мне, по сути, и не очень нужна. Лучше бы ЖРЭО сдало это помещение как арендное жилье. Так хоть бы нормальный сосед появился. Говорю же, жил в коммуналках, привык к такому быту.

На минувшей неделе дело в очередной раз слушалось в суде Ленинского района Минска. Истец — ЖРЭО, ответчики — семья Копыловых (на заседание не явились), третье лицо — Вячеслав.

Юрисконсульт ЖРЭО напомнила в своем выступлении о сумме долга Копыловых (более 30 млн рублей) и подтвердила неизменность исковых требований: расторгнуть договор найма с неплательщиками, снять их с регистрации по улице Станиславского и переселить в меньшую по площади комнату на улице Нахимова, а также взыскать госпошлину. Далее судья задала юрисконсульту несколько вопросов.

— Кто занимает две другие комнаты в квартире на Станиславского?

— Это целая квартира для переселения неплательщиков.

— А что изменится, если их переселят из комнаты площадью 10,08 кв. м в комнату площадью 8,8 кв. м?

— Будут коммунальные услуги меньше в размере. Меньше затрат на отопление, техобслуживание.

— На какую сумму уменьшится оплата?

— На сегодня я рассчитать не могу. Конкретно не скажу цифру.

— Я спрашиваю о целесообразности переселения. Если неплательщики занимают две комнаты и их переселяют в одну — понятно, плата ощутимо уменьшается. А в данном случае имеется ли целесообразность переселения?

— У них имеется задолженность…

— Они ведь не освобождаются от уплаты долга при переселении. Я спрашиваю о целесообразности менять комнату площадью 10,08 кв. м на комнату площадью почти 9 кв. м.

— Предположу, что тысяч на 50 в месяц будет меньше…

Через несколько минут свои пояснения суду давал Вячеслав Пономаренко:

— А я вот специально подготовился к этому вопросу и посмотрел, сколько стоит техобслуживание квадратного метра. 994,9 рубля с субсидией государства и 2100 рублей без субсидии. Выходит, за год им начислят на 30—40 тыс. рублей меньше, чем на старом месте. При переселении будут задействованы работники ЖРЭО, участковый, техника для перевозки вещей. Получается, сплошные убытки, и целесообразности абсолютно никакой нет.

После покупки комнаты я за свой счет сделал ремонт на кухне, в коридоре и ванной. Всем известно, в каких условиях живут неплательщики. Они придут ко мне в чистоту, променяют свое пристанище на аккуратную квартиру с одним нормальным жильцом. Так для них это не ухудшение, а улучшение жилищных условий. Это подарок, поощрение.

Известно, что неизменными спутниками неплательщиков являются бытовые конфликты, антисанитария. Я пока не общался с соседями по подъезду, но уверен, что перспектива заселения неплательщиков (говоря простым языком, создание в подъезде притона) их не устроит.

Обращаясь к судье, Вячеслав акцентировал внимание на нарушении своих прав и сослался на статью №154 Жилищного кодекса:

— Статья говорит о том, что на предоставление права владения и пользования жилым помещением иным гражданам требуется письменное согласие других участников общей долевой собственности. Истец был обязан обратиться ко мне, как к собственнику одной из комнат, за письменным согласием, чего не было сделано.

Судья объявила перерыв. В эти несколько минут состоялся диалог юрисконсульта с Вячеславом.

— Мы ЖРЭО, мы просто выполняем указание. У нас есть решение администрации о переселении неплательщиков. Они не платят. А мы должны как-то отреагировать. Пусть даже на метр меньше им дать, на два метра. По законодательству что-то мы должны с ними сделать. У нас есть эта комната, меньшая. Мы их переселяем туда. Мы не хотим вам навредить.

— Понимаю, должностная инструкция. А где здравый смысл? — вздохнул Вячеслав.

— Неужели нет другой квартиры, куда можно выселить Копыловых? — поинтересовались мы.

— Мы можем предоставить им жилье только в Ленинском районе. Таких квартир очень мало.

— А вообще, переселение помогает взыскать задолженность? Это что-то меняет в жизни этих людей?

— Многие возвращают долги, когда получают уведомления.

— Это явно не наш случай, — вставил реплику Вячеслав. — Сами подумайте: трое взрослых людей, по 40 лет, в расцвете сил — и не могут заплатить за жилье.

После перерыва судья приступила к исследованию письменных материалов дела, задала некоторые вопросы юрисконсульту и Вячеславу. Затем был объявлен еще один перерыв. Во время этого перерыва в зал заглянула сотрудница суда и сообщила, что юрисконсульту звонят из ЖРЭО на стационарный телефон.

— Это довольно странно, не правда ли? — оживился Вячеслав после того, как юрисконсульт вышла за дверь. — Зачем звонить на стационарный, если у девушки с собой мобильный?

Ожидание затянулось. Коротая время, Вячеслав рассказывал, как ходил на прием к депутату, делился с нами своими опасениями:

— Знаете, как «отжимают» квартиры в Москве? Подселяют к нормальному человеку бандюганов. Они его терроризируют, жизни не дают. В конце концов он решает продать комнату и съехать, но никто ее не покупает: соседи же ненормальные. Тогда появляется человек, предлагающий половину цены. И этот замученный соглашается. Только продал — бандиты съезжают, квартира ремонтируется и выставляется на продажу. Я когда депутату эту схему рассказал, он замахал руками: «Что вы, у нас такое невозможно». Хотелось бы верить, что он прав. Но мысли разные закрадываются.

А дальше произошло интересное. Возобновив заседание, судья спросила, будут ли ходатайства. Юрисконсульт сразу же заявила, что ЖРЭО отказывается от иска и просит суд прекратить производство по делу. Тут же было написано соответствующее заявление.

Вот так поворот. Два часа назад представитель ЖРЭО решительно поддерживала исковые требования, доказывала суду необходимость переселения — и вдруг отказ от иска.

— Почему? — спросили мы.

— Такое решение принято.

— И что будет с Копыловыми? С их долгом?

— Может, как-то привлечем. Может, другое жилье подыщем, где будут одни неплательщики, чтобы не нарушались права других собственников…

Вячеслав был немного удивлен и, конечно, доволен результатом:

— Возможно, они поняли всю абсурдность этого переселения. Поняли, что, не считаясь с моими правами, они противоречат закону. Не исключаю, что в какой-то мере на решение ЖРЭО повлияло присутствие на процессе журналиста.

Теперь Вячеслав надеется, что ЖРЭО переведет пустую комнату на Нахимова в разряд арендного жилья и навсегда оставит попытки переселить туда неплательщиков.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by