«А где H&M?»: почему минские торговые центры пустуют, куда уходят бренды и что об этом думают минчане

 
14 января 2016 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский

Какая несправедливость: пока минчане годами ждут, когда уже в столицу прибудут бренды, за которыми принято ездить в Литву и Польшу, один за другим закрываются действующие магазины брендовой одежды. В давно работающих торговых центрах вместо них зияют пустые помещения, новые никак не могут наполниться хотя бы наполовину, строящиеся совсем не спешат открываться: а зачем? Мы прошлись по торговым центрам Минска, чтобы оценить масштаб проблемы, и попытались разобраться в ее причинах.

Еще пару лет назад настрой у минчан и девелоперов был самый положительный. Специалисты громко заявляли, что Минск наконец дорос, а платежеспособность белорусов дотянулась до известных европейских марок. Вроде как эти самые марки нет-нет да и посматривают в сторону Беларуси, охотнее ведут переговоры, и единственное, что их пока удерживает, — это отсутствие подходящих ТРЦ.

Большие и удобные торгово-развлекательные центры — «как в Европах» — постепенно появились в Минске. Но с их открытием становилось понятно, что дело совсем не в этом. «Скале» на Притыцкого не помогли архитектурные изыски и Фрунзенский район — этажи тихо-мирно наполнились магазинами, которых в Минске и так в изобилии, добавив к ним Intersport и Carpisa.

Galileo на Бобруйской сперва пытался выделиться и даже впечатлял манящими вывесками: New Yorker, Top Shop, New Look. Потом вывески скромно исчезли. Но отдадим должное: именно в Galileo впервые заработал DeFacto.

В начале прошлого года директор брокерского подразделения Colliers International в Беларуси Андрей Алешкин обнадежил:

— Состоялось заседание, в котором приняли участие представители торгово-развлекательных центров Dana Mall, Green City, Palazzo, Galleria Minsk. Многие из них решили взять франшизы. Речь идет о брендах Reserved, River Island, Mohito, Cropp Town, Ostin. Целый ряд крупных ретейлеров видят огромную перспективу развития в нашей стране.

Сеть Inditex давно приняла решение о вхождении в Беларусь, но решение принимает ЗАО «Зара СНГ», штаб-квартира которой находится в Москве. Обороты компании Zara в России сильно упали. Они закрыли целый ряд магазинов, сократили развитие в России. На другие страны они не посмотрят, пока не разберутся со своими проблемами.

Спустя полгода представитель одного из строящихся в Минске торговых центров поделился с Onliner.by: Inditex не появится в Минске еще как минимум пять лет, руководство компании попросту не видит здесь перспективы.

Упомянутые Dana Mall, Green City, Palazzo и Galleria Minsk, которые вполне могут открыть Минску двери в европейскую моду, пока огорожены строительным забором. Dana Mall обещают открыть в марте 2016 года, Galleria Minsk — в сентябре. Green City, Palazzo и «Гулливер» застыли во времени. Чем они обрадуют шопоголиков — большой-большой секрет. Как же обстоят дела в других торговых центрах Минска?

* * *

Грусть, которой наполнен ТЦ «Столица», просто нельзя не заметить. Огромные пустые помещения, закрытые пленкой и с объявлением о сдаче в аренду — символ того, в каком состоянии оказалась сегодня коммерческая недвижимость Минска. Все так же работают услуги, сувенирные и другие магазины, а вот одежда по необъяснимым причинам массово «съехала».

Магазин французской одежды Promod покинул «Столицу» в конце прошлого года. Расположенный рядом с ним бренд мужской одежды Springfield — тоже.

Магазин недешевого итальянского белья Yamamay закрылся, не успев открыться. Минчанки не оценили нижнее белье стоимостью от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Аксессуары Variety распродались до последней сережки и тоже благополучно исчезли.

Магазин российской молодежной одежды «Твое» немного умерил размах и локализовался не в двух помещениях, а в одном.

Завесились полиэтиленовой пленкой еще несколько точек в разных частях торгового центра.

Не выдержал и отечественный производитель. Огромное помещение на втором этаже, которое занимал Serge, вакантно, и скоро, судя по всему, здесь откроется что-то другое.

Магазин одежды Westerly также попрощался с покупателями и работает теперь только в «Замке».

В администрации ТЦ «Столица» успокоили: некоторые закрылись всего лишь на ремонт, отдельные магазины переезжают на другие этажи, идет поиск новых.

— Promod и Springfield переедут на средний уровень — в помещение, где был Westerly. Если магазины закрыты, это не значит, что арендатор исчез безвозвратно. Yamamay съехали давно, вместо них уже был другой арендатор, а сейчас опять идет ремонт. Вместо Serge откроется «Милавица».

Одни закрылись на ремонт, другие переезжают с меньшей площади на бо́льшую и наоборот. Съехал ли кто-то потому, что невыгодно работать? В «Столице» всегда выгодно работать. У нас с Galileo самый большой трафик посетителей в Минске. Появятся и новые серьезные бренды, но пока это коммерческая тайна.

Ситуация в целом не критичная. Идем арендаторам на уступки, снижаем аренду. Метр стоит в среднем 600—700 тыс. в месяц. На сегодня это €30 — средняя ставка по рынку. Такая ставка отвечает нашим кредитным обязательствам перед банком, которые мы должны выполнять, и это оказывает определенное давление на ставку аренды. В столице помещения начинаются от 150 квадратных метров, и не все арендаторы могут потянуть 300—400 «квадратов».

Сейчас свободно около 7—8% площадей. С точки зрения ретейла это нормально. На них есть спрос.

* * *

Торговый центр Outleto на проспекте Жукова, 44, открылся в конце года, спустя неделю запустил несколько операторов и пока работает в полупустом состоянии.

В рабочий день в ТЦ практически не было людей, да и «шопиться» здесь пока особо негде. Хотя в первый день работы одного из магазинов — Family Outlet — был ажиотаж. Люди толком не знали, что это за аутлет такой, какая одежда и почем в нем продается, — первые посетители охотно набросились на недорогие товары.

Рина и Седа, побродив по торговом центру, разочарованно сворачивают в сторону выхода:

— А где H&M? Мы ожидали, что здесь будет все открыто, приходим — а тут половина магазинов закрыты. Уходим расстроенные, а хотели вернуться домой с покупками. Нам обещали разные бренды, но их тут нет. Может, через месяц откроются. Но надо сказать, что в тех магазинах, которые есть, дешевле, чем в других местах. Вообще, мы одеваемся в Vero Moda, Jennyfer, Mango в Galileo, «Столице», «Замке». Вот бы скорее открылись H&M и Stradivarius… Ладно, пойдем в Galileo.

H&M и Stradivarius в аутлет-центре не появятся. Зато к открытию анонсированы Pierre Cardin, Bugatti, Imitz, Adidas, Puma, Rieker, Vagabond, Guess, Tamaris, Nelva, Burvin. Откроются или нет — посмотрим. Это станет ясно летом 2016 года.

А пока литовские партнеры, занимающиеся продвижением Outleto, оправдываются: в любом торговом центре для полного заполнения этажей магазинами требуется от шести месяцев до полутора лет.

* * *

Торговый центр «Тивали» на Притыцкого также заполняется постепенно. «Евроопт» открылся в мае прошлого года, торговые площади — в августе. Но пока картина не самая вдохновляющая. Официальное открытие перенесено на февраль 2016 года.

* * *

«МОМО» на Партизанском проспекте живет активной жизнью даже с полупустыми этажами. Определяющая причина — наличие гипермаркета, именно здесь курсирует больше всего народа. Тянутся люди и на фуд-корт. Работают объекты сферы услуг. А вот в других местах пока особо делать нечего: бо́льшая часть ТЦ закрыта. Рекламные вывески не впечатляют: нового ожидаемо мало.

Яна смотрит на новый объект без эмоций, и в целом ей все равно, каким он будет:

— Я тут в первый раз. Пока еще ничего нет. Я приехала за подарками, но ничего не нашла. Сам торговый центр для меня удобен: я живу тут рядом, можно будет в «Гиппо» за продуктами ходить. А одежду я в принципе в Минске не покупаю. Стараюсь выезжать за границу и совмещать приятное с полезным. Что у нас хорошо одеваться нельзя — это уже сложившееся мнение. Да и как-то не хочется у нас покупать одежду. Я не знаю, почему. Может, потому что нет молодежных брендов: Zara, H&M. Плюс цены…

Есть мнения и менее притязательные.

— Пока магазинов нет, но в перспективе это крутой торговый центр, особенно для этого района, — говорят Инесса и Артур. — Посещаемость будет колоссальная. Тем более Waikiki и DeFacto так просто не въезжают: большие площади, много товаров.

Раньше ездили на Bigzz, теперь будем ходить сюда. Тут все будет: мужская, женская одежда, косметика. Какие претензии к шопингу в Минске? Даже не знаю, что сказать. Разве что цены. Лишний раз подумаешь, стоит ли тратить на одежду такие деньги. Особенно если в Польше и Литве дешевле.

Возможно, минчан все устраивает? И даже появись в городе вильнюсские и варшавские ТРЦ, они по старинке продолжат закупаться за границей? Хотя мысли о том, что спасет наш рынок ретейла, лежат на поверхности, и люди сведущие озвучивали их не раз.

— Проблема наших торговых центров — отсутствие крупных якорных арендаторов типа Zara, H&M, Uniqlo, GAP, — считает молодой человек, пожелавший остаться инкогнито. — Плюс нужны международные сетевики фастфуда. Владельцы торговых центров должны упасть на колени, чтобы к ним пришел хотя бы «МакДональдс», а также сети одежды. Именно они будут создавать трафик. Пока же трафик создают только гипермаркеты.

* * *

Если бы привлечение крупных операторов было для Минска пустяком, то и проблема торговых центров, в которых нечего купить, не возникла бы. А она налицо. Чтобы это понять, достаточно пройтись по ТЦ и опечалиться. А ведь на подходе еще целая вереница торговых комплексов. Dana Mall и Green City хранят молчание. О Palazzo говорить пока рано. В Galleria Minsk стараются не унывать.

— Galleria Minsk планирует открываться с высокой долей наполненности, — рассказала руководитель Galleria Minsk Ирина Пехова. — Будут представлены бренды, уже работающие на рынке, а также новые: турецкие, российские, белорусские. Есть справедливые ожидания по международным торговым операторам, но решения об экспансии на новые рынки подобные компании принимают небыстро, особенно если речь идет о Беларуси со своими нюансами.

Существует оптимальный процент наполненности нового торгового центра. В сегодняшних условиях даже для России уровень в 50% является хорошим показателем. При 50% процесс дальнейшего наполнения происходит активнее. Если объект действующий, готовы рассматривать и принимать решения по открытию своих магазинов в нем даже самые осторожные бренды, в том числе иностранные.

Ирина объясняет, почему взор турецких компаний внезапно обратился на минские торговые центры:

— Для турецких операторов Беларусь остается хорошей площадкой, потому что Россия ужесточила правила ведения бизнеса для турецких компаний. Реализацию своих планов по развитию последние находят на альтернативных рынках. Речь о DeFaсto, Kotton, LC Waikiki. В Минске есть возможность работать на низкоконкурентном рынке, занимать качественные площадки и хорошо зарабатывать. Кроме них, польская компания LPP (владеет несколькими брендами, в том числе Reserved) приняла принципиальное решение о вхождении на рынок.

Специалисты уверены, что кризис на рынке торговой недвижимости продлится еще год-полтора. Открывающиеся торговые центры будут подолгу стоять полупустыми, а новые ретейлеры отложат вхождение на рынок, прекрасно осознавая, что, несмотря на мечты минчан о мировых брендах, их покупательская способность осуществить эти мечты пока не в силах.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by