Кого сегодня удивишь домофоном? Есть почти в каждом подъезде. Удивительно другое: нешуточная конкурентная борьба, развернувшаяся вокруг запорно-переговорных устройств. Кое-где идут жесткие бои без правил. Пример. В доме 56 на улице Сурганова в Минске появилось объявление о том, что в подъездах будет производиться замена домофонов (которые, к слову, вполне себе исправно работали, не вызывая нареканий жильцов).
Но вскоре по квартирам со списком в руках прошлись ребята из коммерческой компании, озвучивавшие самые разные версии происходящего. У кого-то спрашивали: устраивает ли работа ЗПУ? Положительный ответ просили удостоверить подписью. Другим сообщали о предстоящей замене переговорных устройств, но совершенно бесплатной, и тоже просили расписаться. Доверчивые граждане и подумать не могли, что тем самым подписывают опросный лист заочного голосования, давая согласие на установку нового оборудования. Суть излагалась на оборотной стороне бумаги. Кстати, как потом выяснилось, некоторые подписи — тех, кто уезжал отдыхать — были и вовсе подделаны.
Затем людей собрали в подъезде и обменяли старые ключи на новые. Как и раньше, все подписавшиеся в ведомости одновременно выразили согласие с суммой, требующейся на ремонтно-восстановительные работы. Текст об этом также был хитро напечатан мелким шрифтом на обратной стороне ведомости. Таким образом, каждый подписавшийся одновременно удостоверял два совершенно разных по правовым последствиям документа — ведомость на замену ключей и соглашение на ремонт домофона.
А через месяц — сюрприз. В жировках появилась новая строчка и дополнительная сумма платежа: 75 тысяч рублей за ремонтно-восстановительные работы ЗПУ. Заручившись согласием жильцов, полученным обманным путем, компания успела заключить договор в РСЦ на внесение платежей в общую жировку. Тоже дальновидный ход: квитанцию от какого-то ООО наверняка выбросили бы в мусорку, чего никогда не сделают с извещением расчетно-справочного центра, который, как правило, еще и грозно предупреждает о последствиях неоплаты услуг. В общем, отказались платить единицы. Хотя, между прочим, правильно сделали.
Учитывая, что подобные ситуации стали довольно распространены, Минжилкомхоз и Минторг прокомментировали правоприменительную практику замены и техобслуживания домофонных систем. Итак, внимание. Цитируем буквы закона. Организации, оказывающие услуги по установке домофонов и их техобслуживанию, обязаны, во-первых, заключить договор с каждым (!) собственником или нанимателем квартиры. Второе — не начислять плату за техобслуживание ЗПУ жильцам, отказавшимся от заключения договора, не включать ее в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг и обеспечить беспрепятственный (!) доступ в квартиры. Третье — не менять оборудование домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилья.
Последний пункт представляется особенно важным. Ведь если в погоне за прибылью «домофонщики» идут на всяческие уловки, то где гарантия, что, сняв работающее оборудование в одном доме, они не поставят этот секонд-хенд где-нибудь в другом? Помните, как писал Маркс: нет такого преступления, на которое не пойдет бизнес ради 300% прибыли. Что-то подсказывает, на этом рынке коммерсантам есть что делить...