Изнутри: в Чернигове построили большой торговый комплекс и зовут белорусов

 
10 сентября 2015 в 15:05
Автор: Андрей Рудь
Автор: Андрей Рудь

У некоторых белорусов выработалась привычка: чтобы купить что-то серьезное, надо обязательно куда-нибудь долго и мучительно ехать. Нельзя так просто взять и приобрести это в магазине у дома. В Чернигове с удовольствием эксплуатируют эту белорусскую традицию. На днях с большим шумом открыли огромный торгово-развлекательный центр. Мы осмотрели комплекс, который претендует на статус южного «Акрополиса».

Былые очереди на пограничном переходе «Новая Гута» черниговцы вспоминают с запоздалой теплотой. Не ценили! Теперь давки нет, на все про все уходит минут 20. Белорусы по-прежнему предлагают пассажирам выходить из автобусов на паспортный контроль. Зато украинцы украсили свои редуты из мешков с песком — обили их досками и симпатичной зеленой тканью.

До нового торгового центра, который должен затмить все в радиусе 150 километров, некоторые навигаторы маршрут еще не выучили. Но если позвать «OK, Google», то он до «Голливуда» таки доведет.

На парковке аншлаг, она явно должна быть раза в два больше. Автомобилисты, не найдя места, паркуются едва ли не вторым слоем. Белорусские номера встречаются здесь довольно редко: наши соотечественники пока кучкуются у более привычных черниговских рынков. Похоже, сюда еще не нашли дорогу.

ТРЦ Hollywood — это 43 тысячи квадратных метров торговой площади в двух уровнях. Не то чтобы для соседнего Гомеля такой формат был большой новостью, но у нас масштабы скромнее. Для сравнения, вильнюсский «Акрополис» примерно вдвое больше, чем Hollywood. В то же время ничего крупнее него южнее Минска нет вплоть до Киева.

Тем временем мобильник нащупал бесплатный Wi-Fi. Правда, сигнал местами пропадает.

Первую экскурсию проводит директор «Голливуда» Роман Мех.

— Мы постарались собрать под одной крышей все самое интересное, что есть в Украине. 

Набор «самого интересного» достаточно стандартный для ТРЦ всего мира. По двум этажам распределены большие и мелкие магазины (в том числе сетевые). Их должно быть около 200, но некоторые еще не работают: где-то идет монтаж оборудования, некоторые участки ждут своих арендаторов. Белорусские производители представлены магазином «Мiлавiца». А также селедкой в «Сільпо».

— На этот момент сдано в аренду около 70 процентов площади, — Мех старается быть громче музыки и рекламных объявлений, которые транслируются то и дело. — Сегодня работают 60 магазинов, в течение двух месяцев подключатся еще около 50. Каждую неделю будут происходить открытия, сопровождаемые шоу-программами.

В Чернигове почти не сомневаются, что в течение будущего года запустятся на полную мощность, в арендаторах недостатка не будет. Безотказно работает принцип растущей гравитации: чем выше плотность разного рода коммерции, тем больше желающих присоединиться.

Но есть важное обстоятельство. Если спросить Меха про стоимость аренды во всей этой красоте, он, замявшись, станет называть какие-то необычные числа: 200—300 гривен за «квадрат» в месяц (в зависимости от места и прочих деталей). Это, по нашим меркам, копейки. Позже мы вернемся к этой теме.

Часть площадей отдана под модный 6-зальный кинотеатр, в котором каждые 15 минут начинается новый сеанс. Потому что это все-таки «Голливуд».

Игровой комплекс можно искать по звуку. Это 2250 квадратных метров орущих, бегущих, стреляющих из пневмопушки, висящих и что-то празднующих детей. На входе платишь 100 гривен (в будни — 70) — и можно не вылезать из шариков весь день.

Под дни рождения и прочие детские корпоративы оборудованы специальные стилизованные площадки.

С тщательно подобранным интервалом по этажам распределены кафе разного сорта. Желающих кормить посетителей ТРЦ уже едва ли не больше, чем самих посетителей.

Любопытно, как хозяева «Голливуда» относятся к пустующим местам, у которых пока нет арендаторов. Не прячут, не закрывают на ржавый замок — наоборот, пускают туда всех желающих, организуют выставки, раскрашивают какие-то скамейки, позволяют делать что угодно, лишь бы это было весело.

«Вышиванки» нынче в моде — на одежде, автомобилях, стенах, ногтях.

Цены в огромном продуктовом магазине сети «Сiльпо» еще предстоит изучить белорусским исследователям. Сравнить увиденное с ассортиментом «Евроопта», «Алми», других сетей, работающих у нас.

Вообще, в Чернигове не скрывают, что без белорусов вся эта затея лишена смысла.

— Мы очень рассчитываем на белорусских покупателей, — директор центра исходит из концепции, что средний гомельчанин более платежеспособен, чем средний житель Чернигова. — «Белорусы будут?» — это едва ли не главный вопрос, который нам задают потенциальные арендаторы. Предприниматели подстраиваются под белорусов, изучают их предпочтения. Я уверен, вы найдете здесь хороший выбор и хорошие цены. Например, здесь представлены сетевые магазины, которые заинтересованы в том, чтобы за полгода продать очередную коллекцию — любой ценой, хоть в ноль, хоть в минус. То есть это реальные распродажи с настоящими скидками, а не то, что иногда за них пытаются выдавать.

Инфраструктура ТРЦ также будет развиваться параллельно с заполнением площадей. Возможно, хозяевам комплекса удастся решить проблему парковки, которая явно мала. Рядом бульдозеры расчищают еще одну площадку для автостоянки. Говорят, сейчас парковочных мест тысяча, должно стать вдвое больше.

Обменников в «Голливуде» не обнаружено. Деньгами надо запасаться заранее. Считается, что это временные трудности.

Депутат Анна Романова уверена, что не только белорусам имеет смысл ездить в Чернигов: возможен и обратный процесс. Не поймет только, почему Гомель не увлекается этим целенаправленно. Горячо убеждает нас, гомельчан, что в Гомеле есть что посмотреть и как развлечься:

— В вашем городе бывали только процентов десять черниговцев — при том, что едва ли не каждый гомельчанин бывал у нас. Молодежь наша вообще ничего не знает о Гомеле. Но у вас много интересного, те же цирк, ледовый дворец — у нас такого нет! Когда я приехала из Гомеля и разместила на своей странице фотографии, многие удивлялись: «А где это???» Некоторые на выходных сорвались, поехали. И такой эффект дали всего несколько снимков на Facebook. Почему-то получается, что мы больше контактируем с какими-то западноевропейскими центрами, которые находятся гораздо дальше. А белорусы ведут себя, скажем, более самодостаточно — «нам и так всего хватает, туристы ни к чему». А в качестве сувениров от вас я везу сгущенку, шоколадки «Спартака», косметику «Белиты».

То что Гомель (местные олигархи или власть) не организовал ни одного сколь-нибудь заметного тура для украинцев — действительно странно. Да, регулярно приезжают делегации чиновников, но это не то. Как известно, чиновник (кроме Романовой) не умеет пользоваться интернетом.

Напоследок еще один штрих к черниговской специфике — самобытный общепит. Романова, фанатка Чернигова, утверждает, что сюда необходимо ездить не только ради шопинга и исторических памятников, но и во имя кулинарного туризма. Оценивать кухню оставим специально обученным критикам. Ресторан «Хряк» нам интересен тем, что на его примере мы можем рассматривать процессы в ретроспективе. Для этого нам пригодятся меню нынешнее и дальновидно сфотографированное прошлогоднее. Они нагляднее любого графика демонстрируют инфляцию: цены выросли в 2—2,5 раза. Хотя где еще вы найдете такую дверную ручку?

Вообще, заведение это (как и многие другие в Чернигове) можно долго разглядывать, читать надписи и «Книгу наилучших пожеланий». Из простейших предметов здесь делают праздник и представление. Тут бы не забыть, зачем пришел.

Можно, например, просто купить стол на веранду. Но это же скучно и слишком просто. Надо сконструировать его из каких-то труб. И такие детали на каждом шагу, даже если их никто не заметит и не оценит.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by