«Комната — только для девушки», «сосед пьющий, но не скандальный»: найти жилье для студента всего за один день

 
28 августа 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Последние недели августа раскалены: сотни студентов по всей стране, узнав, что «пролетают» с общежитием, с головой окунулись в поиски подходящих вариантов жилья. Главные критерии: не очень дорого, сносное состояние квартиры и адекватные хозяева — те, которые не будут следить за каждым шагом и давать советы, как надо умываться и варить пельмени. Вместе со студентом БГУ Владом Onliner.by решил провести эксперимент и постарался найти симпатичную непроходную комнату всего за день.

Третьекурсник факультета прикладной математики и информатики БГУ живет в Слуцке. Теоретически молодой человек мог бы каждый день ездить на занятия из дома: часовой путь на маршрутке в одну сторону обходится пока в 30 000 рублей. Но Влад планирует устроиться в Минске на работу, а потому нужны привязка к конкретному месту и возможность не подстраиваться под расписание общественного транспорта.

Третий год подряд под 1 сентября студент-бюджетник остается без места в общежитии. Поэтому в вопросах поиска квартиры молодой человек поднаторел — знает, от каких вариантов надо отказываться сразу, чего ждать от бабушек и стоит ли тратить время на просмотр квартиры, если во время телефонного разговора беседа не клеится.

— Когда только поступил на первый курс, конечно же, рассчитывал на место в общежитии: баллы были неплохие. Но не повезло: где-то в двадцатых числах августа узнал, что места для меня нет. Поэтому пришлось срочно искать квартиру. Тогда еще все было в новинку, толком даже го́рода не знал, и подобрать хороший вариант вряд ли получилось бы, если бы не помощь знакомых, у которых была свободная, незаселенная квартира. Сдавать ее они не собирались, но все же сделали исключение, и мы с двоюродной сестрой переехали в Брилевичи — отличный район, жизнь в котором я до сих пор вспоминаю с удовольствием, — вспоминает Влад. — Ближе к зиме место в общежитии мне все же выделили, так что переехал на новые «квадраты», а сестра осталась в квартире. На следующий год я уже был более предусмотрительным: подозревая, что в сентябре подарок в виде «общаги» не светит, стал искать жилье заранее — еще в июле. Подходящий вариант попался быстро — комната в квартире с бабушкой-хозяйкой была хоть и без свежего ремонта и со старенькой мебелью, но зато в районе станции метро «Институт культуры» — на учебу пешком ходил.

Комнату в «двушке» студент снимал за $150, правда, после колебаний курса хозяйка снизила цену до $130. Бабушка оказалась очень интеллигентной: много чего знала, объездила полмира и постоянно рассказывала о своем прошлом. «Вечера у меня были занимательные, — смеется студент. — Но потом я начал от этого уставать: обсуждать политику, моду, рассказывать, смотрел ли я последние выпуски новостей, позавтракал ли и чем именно… С одной стороны, приятно, что о тебе заботятся, а с другой — это как будто обрести третью бабушку».

Поэтому на нынешний учебный год молодой человек, ограниченный в средствах и не претендующий на то, чтобы жить в квартире одному, поставил задачу: подобрать такой вариант, чтобы хозяйка участвовала в его жизни по минимуму. А еще чтобы можно было принимать ванну (не только душ) и провести интернет (что было категорически запрещено на прошлом месте).

— На всякий случай разместил на «Барахолке» объявление, что сниму комнату. Честно написал, что я студент, третьекурсник БГУ и что жилье нужно на длительный срок. Пока пришел только один отклик. И, знаете, сложилось такое впечатление, что хозяин этой комнаты подумал: «Раз ты студент, то от безысходности согласишься». Жилье просто в ужасном состоянии, причем не только сдаваемая комната, но и вся квартира. И просит он за это… не знаю, как назвать $180. В таком случае уж лучше ездить туда-сюда.

К помощи агентств я никогда не обращался: у меня друг как-то работал агентом по предоплате, так он мне рассказал весь механизм: на сайтах висят липовые объявления, чтобы только привлечь внимание, а там уж тебя обработают — только обратись.

Кстати, мои знакомые нашли интересный выход: вместо комнаты или квартиры решили снимать с понедельника по пятницу гостиницу. Выбрали самую простую государственную гостиницу с минимальным ценником и решили жить в ней. Получается долларов на 30 дороже, чем квартира, но зато за тебя убирают и никто не стоит над душой, как в некоторых случаях с комнатами, — рассуждает Влад.

Перед нами стоит непростая задача: найти молодому человеку — студенту (эти два факта сами по себе становятся для многих арендодателей аргументами для отказа) приличную комнату с мебелью и бытовой техникой недалеко от метро. Со своей стороны некурящий Влад обещает максимум $150 ежемесячно, порядок, тишину и знакомство с родителями (если понадобится). «Друзья иногда заходить будут, — предупреждает парень. — Но попеременно полгруппы жить точно не станет».

Настраиваем фильтры, сразу же отметая варианты от агентов. Из всего многообразия предложений остается только 61. Но и в этом случае картина может оказаться не такой радужной: под личиной собственников, вполне вероятно, скрываются ушлые и наглые специалисты в сфере недвижимости.

— Не хочется попадать на агентов, оптимальный вариант — найти жилье самому. Что касается района, очень понравились Брилевичи, но как таковой привязки нет. Хотя переехать в Шабаны, Чижовку, Серебрянку или Каменную Горку не хотелось бы — и не только из-за репутации этих районов, но и из-за того, что легко и просто в университет оттуда не доберешься. В прошлом году один мой знакомый жил в хостеле, много чего рассказывал [Влад загадочно улыбается. — Прим. Onliner.by], поэтому для себя я такую возможность не рассматриваю: собираюсь после учебы работать, а дома хочу отдыхать в спокойной обстановке, — конкретизирует пожелания и планы студент.

Рассказывая о своем и чужом опыте аренды жилья, Влад открывает одно предложение за другим. Некоторые варианты отпадают сразу: все, что изображено на фото, совсем не хочется видеть в реальности. Но это еще полбеды. Выясняется, что у девяти из десяти объявлений будет приписка «Не студентам» или «В качестве квартиранта рассмотрим только девушку».

— На то, чтобы в квартире жил парень, соглашаются не многие. Как только попадается нормальное место, сразу же пишут: ищем девушку. Но ведь девушки разные бывают, зачастую эта «опция» хозяевами переоценена, — сетует парень.

Наконец, на глаза попадается подходящее объявление: «Сдается непроходная комната в трехкомнатной квартире в шаговой доступности от метро. Есть вся необходимая мебель, квартира оборудована бытовой техникой. Сдается молодому человеку без вредных привычек на длительный срок». По фото все устраивает, поэтому Влад, не откладывая, звонит хозяйке. Через три минуты разговора выясняется: за квартиру идет ожесточенная борьба, кастинг длится уже не первый день — хозяйка отсматривает претендентов, а уже потом будет выбирать. «Тот факт, что я студент, не отпугнул, договорились о встрече. Правда, до этого комнату снимал милиционер — наверное, самый честный в стране, — шутит Влад. — Не очень хотелось бы жить после него: аура смущает».

— Вообще, кастинги при отборе кандидатов на жилье для меня не новость, такое было и раньше. Два года назад моя сестра хотела снять квартиру, так хозяин и вовсе собрал одновременно человек десять претендентов на свою «однушку», усадил их на стулья-диваны и раздал анкеты. Пока они заполняли эти анкеты, пояснил: «Я все почитаю, а потом выберу».

Следующий вариант обещает быть нашим: «Сдается комната в трехкомнатной квартире, предпочтение парню студенту, ищем порядочного человека. Есть вся техника, кроме телевизора». «Если сдает бабушка, то это автоматически означает, что ей надо будет помогать. Я это уже проходил», — говорит Влад, набирая номер. Но договориться о просмотре не получается: с утра уже приезжали люди и согласились на все условия. «Быстро сдали, объявление только вчера было размещено», — констатирует студент.

— Объявлений вроде много, но вариантов для парня — минимум. Как только нормальная мебель и приличный ремонт — сразу девушку подавай. Вот, например: одной девушке — без гостей. Или предлагают проходную комнату — как по мне, это вообще что-то странное. О, вот интересное объявление: парень возьмет на подселение только девушку или женщину, — перебирает предложения молодой человек. — Пока ищешь жилье, насмотришься разных объявлений. Видел даже такие фотки, где запечатлены хозяева квартиры: бабушка гоняет внуков, а их снимают и потом прикрепляют к объявлению. Цена, указанная на сайте, как правило, не окончательная, заинтересованные в квартирантах хозяева готовы уступить $5—10, но не больше.

Следующий собственник комнаты предлагает нуждающимся в квадратных метрах жить в «трешке» с выпивающим, но не скандальным соседом: «Комната закрывается на замок. До метро „Тракторный завод“ 7 минут пешком. Квартира очень теплая, после капремонта, еще одна комната тоже будет сдаваться. Стоимость — 145 у. е. плюс часть коммунальных. Студентам не беспокоить». Так что даже одним глазком глянуть на замечательного соседа у нас не получится.

«Сдам только парню, так как у хозяйки аллергия на косметику и дезодорант», — гласит следующее объявление. На том конце провода Влада долго расспрашивали, а в итоге отказали: «А-а-а, третий курс, так тебе могут общежитие дать. Знаю я вас: все говорят, что не уедут, а как дадут место, в тот же день собирают вещи и переезжают».

Звоним следующей бабушке. Та, располагая просторной, но лишь одной кроватью, предлагает жить в комнате двум квартирантам за $125 с человека. «Если будешь жить один, то $230», — по-деловому сообщает хозяйка. Такая сумма за соседство с пенсионеркой кажется слишком завышенной, особенно на фоне последних новостей с банковского фронта.

Раз уж речь зашла о таких суммах, решаем глянуть квартиры «за двести». И сразу же попадаем на агента. Которая, впрочем, уверяет, что поможет нам подобрать вариант и заселиться в тот же день. Делать нечего: все объявления «отработаны», а результата нет, кроме одного не обещающего счастливого финала просмотра через час (комнату, где жил милиционер, мы все же постановили оценить).

К дому в районе станции метро «Пушкинская» приезжаем почти наугад: то ли годы жизни в соседстве с правоохранителем научили хозяйку осторожности и недоверию, то ли это врожденные качества, но номера ни подъезда, ни уж тем более квартиры женщина не сообщила: «Я посмотрю на тебя из окна, а потом решу». Фейсконтроль Влад предсказуемо проходит и попадает в подъезд.

Минут через десять молодой человек возвращается: «Хозяйка оказалась очень приятной женщиной. Квартира неплохая, но ее не мешало бы проветрить: какой-то застоявшийся воздух. А еще в комнате на стенах наклеено много фото каких-то людей и детей. Не очень приятно спать в такой обстановке. Может, это потом и уберут, я не спрашивал».

И пока рабочий день в разгаре, отправляемся в район станции метро «Площадь Победы» — поговорить с агентом и узнать, стоит ли нам заключать договор, тем более что работает специалист по предоплате — 540 000 за подбор комнаты и 900 000 — квартиры.

— Давайте я расскажу, как мы работаем, — агент берет инициативу в свои руки, как только мы появляемся на пороге. — Квартиры, которые предлагаем, сами мы не видим. Звонят люди, оставляют заявку, а мы уже передаем информацию клиентам. Поэтому вам самим придется созваниваться с хозяевами, ездить по адресам и уточнять все на месте. Дистанционно вы не заселитесь, ведь не только вы выбираете себе жилье, но и хозяева выбирают квартирантов. Плюс неизвестно, когда эту квартиру фотографировали — год, три или пять назад, прокуренная она или нет и так далее.

Монолог агента то и дело прерывают телефонные звонки, причем беспокоят не только те, кто хочет жилье найти, но и желающие сдать. Да-да, люди, которые обращаются к агентам с просьбой «сбыть» их квартиру, существуют. Решаем заключить договор: вдруг что-то выгорит?

— Работаем по предоплате до факта заселения: один раз оплачиваете услуги — и работаем, пока не подберем. Смотрите любое количество предложений. Что касается требований арендодателей, кто-то хочет только семью без детей и домашних животных, а в итоге берут студентов или семью с двумя детьми. Тут нужно приезжать и разговаривать с людьми. У нас есть страховочный период — месяц — для тех, кто заселился. Если все хорошо, значит, остаетесь проживать. Если нет, переселяем. Как правило, за месяц становится понятно, смогут люди жить на одной территории или нет. Поэтому имейте ввиду: переехать можно. Я вам даю адреса, где цена $100—120, потому как платить за комнату больше не вижу смысла. Если можно снять за такие деньги, то зачем переплачивать? — разумно рассудила агент.

В результате у нас на руках оказалось семь листиков с десятью адресами. Начали обзвон: две квартиры оказались уже сданы, еще в одной поначалу вежливая бабушка бросила трубку после того, как Влад спросил, есть ли стиральная машина. Еще в одной принимать студента отказались. Неплохой на первый взгляд вариант с квартирой в Брилевичах осложнился наличием у хозяйки двух кошек. «Нет, не хотелось бы столько живности. Заранее опасаюсь того, какой может быть запах. Да ведь и хозяйка не будет успевать сразу же менять лотки за котами. А смотреть на все это не очень хочется», — отказался от варианта Влад. Комнаты еще в трех квартирах посмотреть можно было после семи-восьми вечера. Но в двух случаях из десяти нам сказали: «Приезжайте, я дома».

Поспешили в район станции метро «Каменная Горка». Тихий двор, длинная, подъездов на восемь многоэтажка. От самого метро квартира оказалась значительно удалена, но это было еще не все. Специфический бомжеватый запах начал сбивать с ног еще в тамбуре. Тем неожиданнее было встретить опрятную бабушку и посмотреть более-менее приличную квартиру: новые межкомнатные двери, варочная панель и современная духовка встроены в достаточно новую кухонную мебель, санузлы тоже в порядке. Откуда идет неприятный запах, понять нам так и не удалось. Бабушка рассказала, что вместе с ней в «трешке» живут дочь и сын, которые все время пропадают на работе. Осмотрев жилье, которое сдавали за 2 300 000, откланялись: несвежий воздух в квартире очень смутил.

Следующий адрес, где нас были рады видеть, — в районе станции метро «Пушкинская». Дверь открыла моложавая пенсионерка. Проходим в квартиру. «Как здесь хорошо пахнет», — облегченно вздыхает Влад. Под сдачу идет меньшая комната в «двушке» — «квадратов» 14—15. Старенькая, но не разломанная мебель, аккуратные обои, телевизор в комнате. «В прошлом году я жил в худших условиях», — констатирует парень.

Поговорив с хозяйкой, выясняем, что ее жильцу можно будет принимать ванну («А что тут такого?» — удивилась работающая пенсионерка), интернет уже проведен, возвращаться можно в любое время («Ты взрослый человек, и у тебя будет свой ключ»), гостей приводить тоже можно, но надо предупреждать заранее. Женщина уже освободила полочки на кухне для нового жильца и нашла место, куда можно будет пристроить его кастрюли. За комнату хозяйка просит $120, но, если курс резко изменится, готова идти на уступки.

— В понедельник я подала заявку в девять агентств, сама никаких объявлений не размещала. Люди уже приходили. Только вчера было пятеро, но я всем отказала: они мне не понравились. Я выбираю такого жильца, чтобы не бояться оставить его в своем доме: у меня все строится на доверии, лишних замков в квартире нет. В твою жизнь лезть не буду, занимайся своими делами. Главное — не кури в квартире, — дала разъяснения хозяйка.

Увиденным и услышанным Влад остался доволен: «Женщина приятная, комната хорошая, метро близко — надо брать». На этом варианте, предложенном агентом, мы и остановились. В четверг парень заплатил хозяйке за проживание. «Мы еще раз встретились, поговорили — впечатления только положительные, буду жить возле „Пушкинской“», — поделился радостью третьекурсник.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by