Арендные дома спустя годы после заселения: «аномально» чистые подъезды и жильцы, которым все еще дорого

 
07 августа 2015 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Тарналицкий

Экспериментальным путем доказано, что дома для многодетных семей и других нуждающихся через несколько лет зачастую теряют свой презентабельный вид. Onliner.by нашел противовес этому необъяснимому явлению — арендные дома. Здесь все жильцы временные, но это не мешает им ценить чистоту подъездов и лестничных площадок. Мы посетили три самые первые арендные многоэтажки в Минске, проверили их состояние и узнали у обладателей государственных метров, каково это — жить вроде бы и в своей, но все же в чужой квартире.

* * *

Если вы задаетесь вопросом, где в Минске находятся самые первые арендные дома, то вот ответ: в Парке высоких технологий. Этот квартал пока далек от столь пафосного названия: несколько современных и не очень бизнес-центров, гостиница, промышленная зона, много зелени и царство МАПИДа.

Вокруг множество детских площадок, мамы с детьми и молодые люди, в которых безошибочно узнаешь тружеников IT-области. Дома серии М111-90 можно бесконечно рассматривать издалека, при определенном ракурсе их ритмика даже просит пера художника.

Из всех высоток на улице Франциска Скорины арендными являются две. В 2013 году сюда въехали работники компаний, входящих в структуру ПВТ.

Максим — сотрудник компании «Системные технологии». Ключи от «двушки» они с женой получили полтора года назад. Арендная плата и коммуналка обходятся молодой семье в 2 млн рублей в месяц.

— Когда негде жить, выбора не остается. Арендная квартира — почему бы и нет? Пришлось пройти небольшой конкурс: квартир было не много, в основном рассматривали тех, кто уже стоит в очереди в своем исполкоме. В очереди на улучшение жилищных условий числюсь я, с нее меня не сняли. Хотя были слухи, что мы можем потерять ее. Но ведь это жилье временное, по сути, рабочее общежитие на время трудовых отношений.

Люди считают, что все программисты зарабатывают по $5 тыс. Есть и такие специалисты, но большинство зарплат начинаются с $300.

Заходим в подъезд. К нашему удивлению стены и лифты выглядят прилично. Максим свидетельствует: за все время проживания он не заметил случаев вандализма и порчи госимущества. Как оказалось, программисты и дизайнеры — люди совестливые.

— Чувствуется, что здесь живут люди с высшим образованием. Чисто. Был единственный случай, когда кто-то написал на стене, так сразу разборки устроили. Хотя, конечно, правила пользования лифтом регулярно срывают непонятно зачем. Есть группа в Facebook, где постоянно обсуждаются проблемы дома.

Насчет состава жильцов — в основном это молодежь. Людей в возрасте и не видел никогда. В целом обычный дом, обычные соседи, есть и мужик, ходящий с перфоратором.

Так как арендные квартиры не принадлежат жильцам, то и с перепланировками здесь строго.

— Делать глобальные перепланировки запрещено. Вплоть до того, что раковину на кухне нельзя менять. Но вы же знаете, какие несуразные раковины делают в новостройках, их не впишешь в кухню. Ее мы заменили, но не выбросили, чтобы в случае отъезда все вернуть как было.

Одной лишь только фразой можно вызвать грусть в глазах жильцов арендных домов. Это вопрос — «Какие планы на будущее?». Максим говорит:

— Планы есть, но то эти траты, то те, к тому же путешествовать хочется. Вот вчера из отпуска вернулись. Машину купить получилось, а как с квартирой… Мне нравится идея арендного жилья. Если бы она была у нас развита, я бы постоянно снимал. В таком случае у тебя нет привязки к бетонным блокам. Захотел улучшить условия — снял квартиру побольше.

* * *

В квартале «Магистр» неподалеку от Национальной библиотеки, по словам жильцов, больше всего недовольных стоимостью аренды.

— А вы посмотрите на форумах, многие недовольны, хотят меньше платить. Ведь живут тут работники культуры и образования, сами знаете, какие у них зарплаты, — говорит жительница самого первого заселенного дома в квартале, предназначенного для специалистов сферы образования.

Направляемся к другой новостройке. По пустынным дорожкам прогуливается девушка с коляской. На детских площадках никого. Возможно, потому что рабочее время, а квартал готов не полностью.

— Почему решили здесь жить? Вы же понимаете, что сразу купить квартиру нереально, — рассказывает Юлия. — Наш дом заселен работниками сферы культуры — Театра оперы и балета, Театра танца, Музкомедии. Эти люди получают зарплату от 2,5 млн до 5 млн.

Мы с мужем оба артисты балета. Я ушла в декрет, а он сменил работу, чтобы содержать семью. У всех такое представление, что артисты балета живут хорошо, ездят по миру. Но…

Жили с мужем в общежитии. Забеременела. Ну как можно с ребенком ютиться в общежитии? Предложили арендное жилье — согласились. Для нас это ситуация временная. С очереди нас не сняли, но толку от этой очереди? От государства помощи ждать нереально.

Когда мы только въехали, люди начали собирать подписи за снижение арендной платы, но не получилось. Мы за «двушку» платим около 2 млн.

По чистоте подъездов, как и у других жителей арендных домов, у Юлии нареканий нет. С момента торжественного заселения внутри «панелек» ничего не изменилось.

А вот во дворах не очень опрятно. На это нас просит обратить внимание Юлия. Мусорные баки подолгу стоят без заботы ответственных служб, зато к ним часто заглядывает ветер, разнося содержимое по кварталу. Мусорки у подъездов тоже переполнены.

— К нам даже телевидение приезжало. Говорят, что территорию убирают раз в неделю. Но мы этого не замечаем.

Подытоживая впечатления о жизни в арендной квартире, Юлия говорит:

— Почему бы эти квартиры не продать тем, кто в них живет? Думаю, что желающих было бы много. Но все мы прекрасно понимаем, что этого не случится, ведь государству выгодно сдавать в аренду.

* * *

Следующий адрес — проезд Голодеда, 15б. Так уж сложилось, что для арендных многоэтажек место находится только на окраинах города. Но жильцов, полагаем, этот факт не смущает. Главное — экономия.

Вид из окон здесь почти элитный: зеркальная гладь Чижовского водохранилища, крыши гаражей и панорама застройки Чижовки.

Подъезды и в этом доме — не чета большинству социальных «панелек». Не разрисовано, не загажено, без неприятных запахов. Странно, но к временному пристанищу, доставшемуся с трудом, люди относятся с бо́льшим уважением, чем к своему, но предоставленному государством за деньги, хоть и с минимальным процентом по кредиту.

Встречаем девушку с ребенком, направляющуюся к подъезду. Виктория живет здесь с момента сдачи дома полтора года назад:

— Муж стоял в общей очереди на жилье с 1988 года. С очереди нас сняли. Не жалеем. До этого жили на съемной квартире, и для нас арендное жилье намного лучше. Квартиру построить дорого, почти нереально, особенно когда есть маленький ребенок и работает только муж. Он слесарь. В общем, приняли решение, что арендная квартира — хорошее решение.

За двухкомнатную арендную квартиру молодая семья каждый месяц отдает по 2 млн рублей. Ольга вспоминает, что когда-то на жилье уходило $1,5 тыс. за полгода.

— Заключили договор на четыре года. А после нужно снова заказывать справку из БРТИ, что у нас нет другого жилья, и продлевать договор. За жильцами внимательно следят, у нас много кого выселили за неуплату коммунальных услуг. Были задолженности в несколько месяцев.

Здесь в основном живут семьи с маленькими детьми. У нас слышно, как у соседей сверху бегают дети. Бегает наш ребенок — им тоже слышно.

По словам Виктории, все ее в таком соседстве устраивает, во всяком случае нет пьяниц и дебоширов.

Даже крепко задумавшись, собеседница не нашла к чему придраться, если не брать в расчет строительные нюансы:

— Дом дает усадку, возникают проблемы. Где-то пошли трещины, где-то двери скрипят. У нас в комнате линолеум вздулся. Обои кое-где плохо поклеены, но это мелочи.

Единственный минус арендных домов — то, что здесь нельзя выкупить жилье. А так… Каждому свое. Кто-то привык жить на съемных квартирах. Желаю им удачи, я знаю, что это такое. Арендное жилье лучше, чем где-то у кого-то снимать квартиру за большие деньги…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by