Деревянный каркас, стены из стекла, строгость и лаконичность форм — под Минском появляется все больше домов, которые не вписываются в рамки традиционных представлений о том, каким должно быть загородное жилье. И это правильно! Наконец-то и в Беларусь начинают проникать веяния современной архитектуры. Один из таких объектов построен в 50 километрах от столицы в окружении соснового бора. Авторы проекта провели для корреспондентов Onliner.by экскурсию по необычной усадьбе, а заодно рассказали, какие предрассудки мешают белорусам строить частные дома, как в Скандинавии и Прибалтике.
В XV веке в Германии начали возводить здания с применением каркасных конструкций из горизонтальных, вертикальных и наклоненных под разными углами деревянных балок, промежутки между которыми заполняли глиной, кирпичом или натуральным камнем. Этот стиль получил название фахверк и вскоре стал очень популярен в Западной Европе. В XXI веке с появлением новых материалов, таких как энергоэффективное стекло и клееный брус, технология обрела новое развитие. Современные фахверковые дома унаследовали несущий деревянный каркас, а внешний вид преобразился благодаря обширному панорамному остеклению от пола до потолка.
Стеклянные поверхности стен наполняют помещение светом и расширяют границы дома, превращая окружающий ландшафт в часть интерьера. Любые перемены в погоде меняют атмосферу в помещении. Настоящий дом мечты для тех, кто стремится жить в гармонии с природой.
Стеклянный фахверк получил распространение в Западной и Северной Европе, странах Прибалтики. В Беларуси таких домов пока мало, и с непривычки выглядят они словно гости из будущего. Один из них расположен на границе Минского и Вилейского районов.
Впервые приехав на участок, архитекторы компании Level80 | architects Кирилл Скорынин и Катерина Ковалева увидели законсервированный цоколь. Владельцы поместья решили не строить дом по старому проекту и заказали новый проект современного загородного дома: без темных узких коридоров и комнат-каморок.
Конструктивная схема дома представляет собой комбинацию деревянного (клееный брус) и металлического каркасов. Деревянный «скелет» одновременно является и оконной рамой, к которой крепится алюминиевый профиль.
— Мы могли бы обойтись одним деревянным каркасом, но это усложнило бы его конструкцию. Оцинкованные металлические опоры не только поддерживают террасу и вылет крыши, но и задают выразительный ритм снаружи, — говорит Кирилл.
Дополнительную жесткость каркасу придают натянутые по диагонали металлические тросы из нержавейки.
Более тонкие металлические тросы служат ограждением террасы. Они почти незаметны издали и потому не «утяжеляют» внешний вид дома, но выполняют свою основную функцию.
Калитки нужны, чтобы на террасу не забегали домашние животные.
Пол террасы вымощен лиственницей, древесина которой устойчива к воздействию влаги.
Практически все промежутки между деревянными стойками заполнены стеклом. Лишь в трех помещениях в тыльной части здания используются традиционные стены, но даже в этих комнатах есть панорамные окна.
Стены в спальнях имеют многослойную структуру. Толщина утеплителя — 200 мм. Снаружи — вентилируемый фасад (обшивочная доска из лиственницы).
Кровля также надежно утеплена и защищена от осадков. Трехслойное битумное покрытие (по проекту сверху должен был быть еще насыпан гравий, защищающий поверхность от перепада температур), гидроизоляция, минераловатные плиты толщиной 320 мм.
Авторы проекта отказались от классических водосточных труб. Для отвода осадков с кровли служат четыре открытых водостока, выступающих за периметр каркаса здания. В земле под слоем гравия скрыт дренаж.
Так выглядит одна из спален с панорамным окном от пола до потолка.
С другой стороны находится такая же, но «отзеркаленная» комната с видом на теннисный корт.
Между ними — еще одна комната с самой минимальной в доме площадью остекления.
Под потолком во всех помещениях проходит широкий прозрачный пояс.
— Ленточное остекление — один из наших любимых приемов, — замечает Катерина Ковалева. — Это визуально приподнимает потолок, делает помещение легким и дает дополнительный свет.
Со стороны входа по центру расположен «кубик», объединяющий в себе два шкафа, санузел и кухонную зону. Все остальное пространство — это залитая солнечным светом просторная гостиная с несколькими выходами на террасу.
— Наверное, вы спросите, пригоден ли такой дом для круглогодичного проживания? Не будет ли холодно зимой? Не будет, — уверен Кирилл. — Начнем с окон. Здесь используются стекла с энергоэффективным покрытием, благодаря которому тепло не покидает пределы помещения, а, отражаясь от поверхности, возвращается обратно. Это же покрытие препятствует перегреву дома солнечными лучами летом.
Дом отапливается при помощи размещенного на цокольном этаже котла на дровах. Для прогрева помещения используются теплые полы в сочетании с заглубленными в пол конвекторами. Прошлой зимой хозяева выставляли минимальную температуру котла и, включив только два конвектора без теплого пола, поддерживали в нежилом доме температуру от 12 до 15 градусов.
— Конечно, чтобы отопить такой дом, надо приложить немного больше усилий и средств, чем жильцам газосиликатной «коробки». Однако надо понимать, что целью проекта была не максимальная экономия и энергоэффективность, а новое ощущение пространства, которое дает стеклянный фахверк, — объясняет Кирилл.
Интересно устроена система воздухообмена. На цокольном этаже находится вентустановка, которая нагнетает холодный воздух с улицы. Затем он попадает в конвекторы, где подогревается и распределяется по помещению. При желании можно даже не открывать окна для проветривания, исключив тем самым сквозняки. В основном помещении предусмотрен канальный кондиционер, который подает холодный воздух при помощи диффузоров.
За поддержание нужной температуры отвечает термостат. Если допустимое значение будет превышено, в гребенке закроются вентили и отопление отключится, пока температура вновь не понизится до определенного порога. Котел также работает автоматически: сам добавит или убавит огоньку в зависимости от температуры в доме.
Дом находится на закрытой частной территории площадью в два гектара. Ближайшие соседи — в нескольких километрах через лес. А уместна ли такая архитектура, например, в Колодищах, в поселке коттеджной застройки?
— В Колодищах — вряд ли. Слишком высока площадь остекления. Даже мне было бы дискомфортно, — говорит Кирилл. — Стеклянный фахверк должен быть увязан с местностью, ведь одно из главных его достоинств — это красивый вид. Если в 10 метрах стена соседнего дома, то какой смысл в панорамных окнах? А вот если дом стоит на берегу водоема или окна выходят на утопающий в зелени внутренний двор, это другое дело.
Что мешает белорусам строить современные дома, светлые и просторные внутри? По мнению архитекторов-модернистов, многие заказчики пребывают в плену предрассудков.
— Люди боятся ставить большие окна. Думают, что все будут глазеть на них, а воры камнем разобьют и залезут внутрь. Это не так. Никто ведь не заставляет превращать свою жизнь в передачу «За стеклом» и делать прозрачной стену, выходящую на улицу. Благодаря специальной прочной пленке стекло выдерживает удары топора и молотка. Разбить его гораздо тяжелее, чем вскрыть сложный замок. Пока вор целый час будет рубить отверстие, сто раз сработает сигнализация или кто-нибудь услышит шум.
Второе заблуждение — «будет холодно». Не согласимся. Энергоэффективные стекла хорошо удерживают тепло внутри. За счет больших окон солнце участвует в пассивном обогреве помещения зимой, а козырьки над окнами предотвращают перегрев дома жарким летом.
Многие заказчики категорически против отделки фасада деревом («оно же испортится!»). Безусловно, даже при должном уходе лиственница будет стареть и терять пигмент, то есть светлеть. Но ведь в этом же есть своя красота. Да, через 50 лет деревянный фасад нужно будет переобшить. Но, в принципе, любое здание через полвека надо капитально ремонтировать, к тому же оно, скорее всего, устареет морально.
— Беда еще и в том, что большинство хочет коттедж «как у соседа», а о современных тенденциях в архитектуре знают немногие, — говорит Кирилл. — Как правило, заказчики модернистских домов — люди в возрасте лет 40, которые часто путешествуют по Европе и в курсе западных трендов. Еще одно наблюдение: современные дома зачастую выбирают белорусы, пожившие какое-то время в обычных коттеджах и стремящиеся к чему-то новому. Те же, кто провел всю жизнь в монолитных и панельных коробках, тянутся к псевдоклассике или шале, а порой даже к такому атавизму, как замковая архитектура.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by