Машины, пересекающие границу Литвы и наполненные мебелью из IKEA, — верный показатель того, что белорусы пока не готовы полностью «отдаться» отечественному производителю. Да и «отдаваться» особо некому: крупные мебельные магазины вызывают у дизайнеров с чувством прекрасного и грусть, и смех одновременно. К расценкам претензий нет: белорусская мебель может быть и заоблачно дорогой, и приятно доступной. Но можно ли найти действительно стильные модели, достойные вписаться в дизайнерский интерьер? Мы с дизайнерами прошлись по основным торговым центрам, куда в первую очередь направляется белорус при необходимости обустроить квартиру.
Наши критики — архитекторы-дизайнеры студии Zrobym architects. Мы посетили места, где в любой день недели полно покупателей: «Домашний очаг», «Лагуна», «Пинскдрев», ТЦ «Град» — и с максимальной критичностью обследовали ассортимент.
— В создании дизайн-проекта мы ориентируемся на мировые тенденции мебельной индустрии, ищем их в Беларуси — и, как правило, не находим. Белорусские производители мебели не могут уйти от стилистики девяностых. То, что они делают, нельзя вписать в хороший интерьер. Но самое печальное, что кто-то это все покупает. Современный мировой дизайн ориентирован на минимализм, лофт, простоту форм. У нас создают, наоборот, чрезвычайно сложные, космические формы с волнами и завитками. И это большая проблема.
* * *
Мебельный гипермаркет «Домашний очаг» на Матусевича предлагает три этажа мебели белорусских и зарубежных производителей.
Дизайнеры идут мимо огромного количества диванов, стульев и шкафов и вздыхают: «Мы так и знали, что ничего хорошего не найдем».
— Хотя вот. Это красивый диван, но копия Togo Ligne Roset, — останавливаемся у большого дивана кричащего цвета. — Причем копия не самая лучшая, бордовая ткань подпортила. Диван модульный, большой, для него нужна большая гостиная, примерно 50 квадратных метров. И цена его не заоблачная. Да, для обычного человека $4000 — это много, но для владельцев больших квартир это очень приятная стоимость дивана.
— Этот диван — тоже копия. Его можно поставить в помещение в стиле лофт и дополнить каркасным столиком, а сзади — кирпичная стена. Выдержана стилистика: грубые швы, брутальная ткань. И он во много раз удобнее каких-нибудь «пухляшей».
— А вот этот диван никуда не поставишь. Кстати, знаете, как проверить, хорош ли дизайн комнаты? Ставите в ней плохой диван — если диссонирует, значит, интерьер хороший.
Услышав критику, к нашему разговору присоединяется консультант:
— Мы не делаем свою мебель, мы делаем копии. А что тут такого? Выбирайте любую обивку и стиль. «Коно-Мебель» — ателье, зачем нам свой дизайн? Люди приходят, приносят свои идеи.
Направляемся к другому выставочному залу. Внимание привлекает черный кожаный диван.
— Может показаться, что в нем неудобно сидеть, но на самом деле в современных диванах уже давно не сидят, как на стульях. На этом можно лежать, сидеть полулежа, под голову можно положить подушку. Диван с высокой спинкой уместен в общественном помещении, а не дома. Этот впишется в любой современный интерьер.
Остаемся недовольны: приглянувшаяся мебель не бюджетная. Не все готовы выложить тысячи долларов за диван. Дешевые и сердитые варианты тоже есть, но, увидев их, дизайнеры ускоряют шаг: китчевая и безвкусная мебель со множеством деталей — как ножом по сердцу.
— Можно ведь придумать простую лаконичную форму, но белорусские мебельные компании предпочитают замысловатость. Ощущение, что они с 1995 года не нанимали новых дизайнеров. Нужно ведь еще сильно подзаморочиться, чтобы придумать все эти скругления. Самая дорогая дверь — это простая белая дверь из крашеного МДФ без какого-либо декора. Так и в дизайне: простой понятный дизайн будет самым красивым и самым дорогим.
— Вы су́дите по современным тенденциям. Но ведь не всегда так было и будет.
— Минимализм зародился в восьмидесятые и до сих пор актуален. К нему прибавилась экологичность. В дешевом сегменте белорусской мебели это понятие пока не прижилось, в дорогом начинает приживаться.
Простоту форм дизайнеры с радостью находят в павильоне недорогой корпусной мебели «Лаварди». Консультант убеждает: она производится в Беларуси. Сомневаемся: уж очень просто и ненарочито смотрятся модели. Дизайнеры одобряют:
— Все выглядит неплохо, похоже на IKEA. Вполне можно вписывать в интерьер. Только качество так себе. Дверки хлопают, проемы между элементами разные, фурнитура дешевая. Сколько стоит шкаф? 3 млн? Удивительно.
На помощь приходит консультант:
— Это натуральное дерево, сосна. Если хотите, чтобы двери не хлопали, можно поставить уплотнители. Кто дизайнеры? Не белорусы. Проекты присылают из Скандинавии и Германии.
— Вот оно что, — разочарованно произносят наши герои.
При виде следующего комплекта из нескольких шкафов и кровати от 3Dom у дизайнеров загораются глаза: наконец-то что-то действительно сто́ящее. И производство, и дизайн истинно белорусские, без примесей.
— Стилистика интересная. Смело можно покупать все для обустройства спальни. Я бы делал светлую спальню, с большим окном, положил бы рядом с кроватью белый пушистый ковер, поставил бы напольное зеркало, туалетный столик, картины.
* * *
— Мы знаем, где есть красивая мебель, — обнадеживают дизайнеры. — В салоне Furman. Там всегда можно найти что-то стильное.
В указанном салоне на Притыцкого действительно все дорого-богато, но креатив дизайнеров салона относителен.
— Все предметы интерьера в магазине — копии известных зарубежных моделей. И мы это не скрываем, — посвятила нас в секреты производства администратор.
— Почему большинство частных предприятий копируют чужой дизайн? — спрашиваем у наших экспертов.
— У нас опасно продвигать новый дизайн, легче взять у европейцев и скопировать. Если покупают в Европе, значит, и у нас будут брать. Никакого риска.
Кроме того, у европейцев развит проектный менеджмент. Промышленный дизайнер рисует классный проект и обращается к менеджеру. Тот ходит по мебельным фирмам и продвигает его продукт, говорит: давайте выпускать эту вещь серийно, она принесет много денег. В Беларуси такой индустрии нет. Здесь дизайнера максимум могут взять на работу, посадить на зарплату в несколько миллионов.
* * *
Заходить в салон мебели «Лагуна» дизайнеры долго отказывались и были настроены скептически. После долгих блужданий по рядам они так ничего и не выбрали. Зато мебель здесь дешевая.
— Стеллаж дешевый, неплохой, но его с натяжкой можно поставить на задний план в гостиную, спальню. Качество… Кромки плохо склеены, ДСП будет пахнуть фенолами, неровные стыки. А вот коробочка красивая.
Видим кровать со стилизованной ковкой. Андрей отмечает: ее можно поставить в винтажный интерьер, но хорошей модель не назовешь. Она быстро расшатается, а ковка — будто картонная. Хотя цена суперэкономная — 4 000 000 рублей.
— Мы видели кованые кровати в европейских магазинах — они уютные. А в этой узор — как будто ручку расписывали на листе бумаги.
— Магазин выживает за счет невысоких цен, — резюмируют ребята. — Трудно даже представить, как дизайнеры придумывают такую мебель. Возможно, они сами осознают, что это плохой дизайн, но он пользуется спросом, а значит, надо делать. Многие до сих пор одежду на рынке покупают, хотя в торговых центрах дешевле. Время изменилось, а сознание многих — нет.
* * *
Самый крупный и любимый белорусами спонсор мебели — «Пинскдрев» — оставил дизайнеров равнодушными.
— «Пинскдрев» — фирма раскрученная, о ней вспоминают в первую очередь. У них нет инициативы делать стильную мебель, потому что она и так продается. Главное — прибыль. Обидно, что большинству такая мебель нравится. Все довольны, а нам обидно. Кто-то скажет, что мы слишком повернуты на минимализме. Но мы не отрицаем остальные стили. Мебель должна быть разной, но не безвкусной.
* * *
Именно в ТЦ «Град» по привычке устремляется большинство минчан и приезжих за затратными мебельными покупками. На этажах представлен микс мебели со всего мира: от белорусской до китайской.
Но и здесь прежняя беда: красивая вещь редко бывает дешевой. Дизайнеры заинтересовались глянцевым шкафом с нестандартной системой открывания дверей. Поставить такое чудо в комнату стоит $2000.
Приглянулась им и кухня в похожей стилистике. Продавцы убеждают: мебель производится в Минске.
— Частные фирмы заинтересованы в том, чтобы делать хороший продукт, иначе конкуренцию не выдержать.
— Involux делает интересные вещи. Такие пуфики мы ставим в прихожей или спальне. Они недорогие и бывают разных цветов.
Настроенность дизайнеров не изменилась с начала похода по магазинам: по их мнению, чтобы найти отечественную мебель со вкусом, нужно очень постараться и долго искать. А пока они продолжат обращаться к спасительной IKEA.
— Крупные государственные предприятия хоть и создают оригинальную мебель, но не заморачиваются над ее дизайном, потому что они и так распиарены. Небольшие частные предприятия делают копии всемирно известных моделей, чтобы не прогореть. Единственный выход — найти «ипэшника» или мелкую фирму, которые делают мебель под заказ, и принести им свой проект. Отсюда вывод: нашим людям гораздо проще и дешевле купить что-то китайское или «икеевское». В ближайшее время ничего не изменится.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by