Дзержинск, Фаниполь и Смолевичи: где и сколько жилья построят для минчан

 
15 апреля 2015 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, Николай Градюшко
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, Николай Градюшко

Госпрограмма развития городов-спутников Минска была принята в 2010 году. Что сделано за пять лет? Единственный построенный в Смолевичах дом до сих пор не заселен. Чем дальше, тем более сомнительными кажутся выгоды переезда на постоянное место жительства за 30-й километр от МКАД. И все же от идеи развития столичной агломерации чиновники не отказались. Недавно депутаты Мингорсовета одобрили концепцию городов-спутников, а архитекторы разработали генеральные планы этих новых жилых образований. Стало более-менее понятно, где, в каком количестве и в какие сроки будут строить жилье для минчан. Сегодня Onliner.by рассказывает о перспективах Дзержинска, Фаниполя и Смолевичей.

Планы далеко идущие: к 2030 году в города-спутники мигрируют до 120 тыс. минчан, где для них построят примерно столько же квартир, сколько в двух Каменных Горках. По оптимистичным расчетам архитекторов, Дзержинск — городок с населением в 26 тыс. человек — в ближайшие 15 лет примет 12 тыс. переселенцев.

В вестибюле Дзержинского райисполкома выставлен на обозрение генплан, разработанный в БелНИИП градостроительства. Желтым цветом на схеме отмечен существующий частный сектор. Оранжевым — кварталы пяти- и девятиэтажек. Фиолетовые пятна — производственные зоны. А насыщенным оранжевым цветом выделены районы перспективной многоквартирной застройки.

Как отмечено в пояснительной записке к генплану, город будет прирастать новыми территориями за счет неэффективных в сельском хозяйстве земель, а также лесохозяйственных участков. Главным плацдармом жилищного строительства станет площадка между железной дорогой и водохранилищем — окрестности торфозавода. Сухой бурьян, кустарник, полтора десятка частных домов. Глядя на эти довольно унылые пейзажи, трудно вообразить, что скоро здесь развернется масштабное строительство.

Участок непростой. Прежде чем забить первые сваи, придется выполнить выторфовку и подсыпку. Новый район будет состоять из пяти кварталов: три появятся до 2020 года, еще два — до 2030-го. Пестрые «панельки» высотой до девяти этажей будут заметны с трассы М1. Впрочем, говорить о том, из каких материалов возведут дома, еще рано. В пояснительной записке к генплану указано лишь то, что новая архитектурная застройка должна «отвечать современным тенденциям в объемном проектировании, иметь высокие эстетические качества, выразительный, узнаваемый облик, служить визитной карточкой Дзержинска».

Берега водоема планируют облагородить. Когда-то и сюда придет цивилизованный отдых.

Центр Дзержинска и территорию, зарезервированную для спутника, сегодня разделяет железная дорога. Это неудобно: можно «зависнуть» перед опущенным шлагбаумом. В перспективе архитекторы предлагают построить неподалеку от действующего переезда развязку с железной дорогой в двух уровнях, что, конечно же, улучшит транспортное сообщение, но потребует серьезных финансовых затрат.

Еще одной площадкой для строительства многоэтажек определен квартал в районе улиц Тихой, Минской и Северного переулка. Там уже возводят панельные дома. Пока, правда, только для местных жителей.

Всего в Дзержинске для минчан собираются построить 360 тыс. квадратных метров в многоэтажных домах (это приблизительно 5500 квартир), а также все необходимые объекты социальной инфраструктуры: поликлиники, детские сады, школы, магазины. Парковки разместят вдоль железной дороги и в коммунальной зоне города. Нашлось в проекте место даже для дворца водного спорта с 50-метровым бассейном, нового ФОКа на базе стадиона и небольшого аквапарка.

Преобразования затронут и центральную часть Дзержинска. На обсуждение вынесен проект детальной планировки одной из главных улиц города — Ленинской. Десятки частных домов здесь пустят под бульдозер, а на их месте возведут пятиэтажки с башенками.

Довольно большой участок частного сектора в центре города заштрихован с пометкой «Реконструкция застройки под многоквартирную». Планы столичных архитекторов, желающих придать лоска городу-спутнику, уже породили в Дзержинске волнения.

— За пределами города земли навалом, а архитекторы предлагают снести наши дома и застроить центр многоэтажками. Я считаю, это неправильно, — говорит один из местных жителей по имени Владимир. — Ходил за разъяснениями в исполком. Там успокаивают: мол, не переживайте, это отдаленная перспектива, до вас еще лет 20 никто не доберется, денег нет. Ну и ладно, а баньку на участке можно построить? Нет, говорят, разрешения не дадим: дома определены под снос.

Города-спутники не должны стать просто спальными районами Минска. С трибун об этом говорят уже давно. Какую же работу в Дзержинске смогут найти приезжие? Конкретики пока немного. В генплане архитекторы предлагают вынести в город ряд столичных предприятий (каких — не уточняется), зарезервировать инвестиционные площадки, сформировать производственные кластеры вокруг местных флагманов (ОАО «Дзержинский экспериментально-механический завод», «Элиз», «МАВ»). Сколько новых рабочих мест будет создано для минчан? Такой информации в генплане мы не нашли.

Обсуждают грядущие перемены и в Фаниполе, для которого также разработан собственный генплан. Новость о возможном сносе 250 частных домов взбудоражила половину города. В Фаниполе, как и в Дзержинске, архитекторы предлагают освободить место в центре для современного красивого жилья. А для этого придется избавиться от старых деревянных домов и коттеджей. Журнал для записи замечаний в местном исполкоме изобилует категоричными протестами и требованиями «остановить беспредел».

— Мой батька в 1936 году раскорчевывал здесь лес. Сами строили, сами проводили все коммуникации: воду, газ, канализацию. А теперь скажут «Давай убирайся»? Да не нужен нам ваш спутник! Лучше кусок своей земли, чем скворечник на пятом этаже, — эмоционально реагирует на происходящее Александр, житель улицы Железнодорожной. — Да, есть люди, которые ведут такой образ жизни, что они и рады пойти туда, в спутник этот. Лачугу его никто не купит, а новую квартиру он продаст. Поедет в деревню и дальше будет пить. Какая ему разница, где пить? Но не все же такие. Наши дети хотят построить дом, получили разрешение, залили фундамент. И что им теперь делать?

Новое жилье в Фаниполе появится в основном вдоль автотрассы. Наиболее крупный участок для первой очереди строительства выделен на въезде в город со стороны Минска — между автодорогой и районом более современной коттеджной застройки, которая сохранится.

В день нашего приезда пояснительной записки к генплану в исполкоме не оказалось. Как сказали сотрудники, архитектор увез документ в Дзержинск. И все же основные цифры узнать удалось. На первом этапе застройки (до 2020 года) планируется построить 177 тыс. квадратных метров жилья в многоквартирных домах, в том числе 111 тыс. «квадратов» (примерно 1700 квартир) для минчан. К 2020 году Фаниполь может принять 3700 минчан, а к 2030-му, если все пойдет по плану, — до 6000 жителей столицы.

В последние время некоторые коммерческие застройщики начали зазывать минчан в Фаниполь. Жилье здесь сравнительно недорогое. К примеру, однокомнатная квартира в строящейся «панельке» стоит около $40 тыс., «двушка» — 52 тыс. Спрос есть, но очереди не выстраиваются.

С рабочими местами в Фаниполе дела обстоят неплохо. Рядом крупная промышленная зона, новый завод «Штадлер Минск». При желании неплохо зарабатывать можно и здесь. Правда, тратить деньги в самом Фаниполе не на что. Развлечения и цивилизованная торговля практически отсутствуют.

Город-спутник Смолевичи стал городом несбывшихся надежд. Первоначальные грандиозные планы архитекторов «усохли» до нескольких кварталов в северо-западной части райцентра, где уже построен первый панельный дом для минчан. Слишком уж затратной оказалась идея создавать всю инфраструктуру с нуля в чистом поле.

Район перспективной застройки обозначен вверху схемы генплана оранжевым цветом. По расчетам разработчиков генплана, до 2020 года здесь поселится 5 тыс. минчан, а к 2030 году в Смолевичи могут перебраться до 10 тыс. человек из столицы. К этому времени жилые кварталы многоэтажек должны появиться на незастроенном участке между улицами Комсомольской и Михайловской, а также с южной стороны водохранилища. Помимо многоквартирного жилья, в Смолевичах будут развиваться районы усадебной застройки.

Так сегодня выглядит «минская» площадка в Смолевичах.

В целом же через 15 лет население Смолевичей может увеличиться почти в два раза — до 30 тыс. человек (раньше архитекторы ставили более амбициозные задачи — почти 64 тыс. человек к 2030 году).

Микрорайон для минчан постараются оградить от шума автодорог деревьями и защитными полосами, благоустроят лесопарковую зону на берегу водохранилища. В генплане упоминается необходимость строительства теннисных кортов, открытия спа-салонов, фитнес-центров, автодрома. Должен появиться в Смолевичах и свой дворец водных видов спорта с бассейном на 50 метров (видимо, мода на строительство ледовых дворцов в Беларуси постепенно отмирает).

Почти двукратное увеличение численности населения потребует решения транспортных проблем. Архитекторы предлагают, например, расширить автотрассу Р53 до четырех полос (от автодороги М2 до улицы Комсомольской на первом этапе, а в последующем — до Борисова), построить двухуровневую развязку на пересечении дороги Р53 с улицей Магистральной, построить кольцевые пересечения на дороге Р53 в створе улиц Социалистической и Комсомольской. Подвергнется модернизации и улично-дорожная сеть города.

Перспективы трудоустройства минчан разработчики генплана связывают главным образом с развитием Китайско-белорусского индустриального парка, в экономике которого на первом этапе будет занято около 25 тыс. специалистов.

В ближайшие дни Onliner.by расскажет о перспективах остальных городов-спутников Минска: Руденска, Логойска и Заславля.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by