Тайная квартира для четырех мам: репортаж о тех, кто остался с ребенком, но без жилья

 
11 июля 2014 в 9:07
Автор: Оксана Красовская. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Оксана Красовская. Фото: Аркадий Соболев

Необычный для наших широт проект под простым и оптимистичным названием «Счастливый малыш» существует в Минске уже почти год. Он был разработан белорусскими специалистами, а вот деньги для его реализации нашлись только за границей: программа финансируется Федеративным министерством экономического сотрудничества и развития Германии. Проект включает в себя комплексную поддержку семей, оказавшихся в кризисной ситуации или находящихся в группе риска. Более того, специально для женщин, которые с маленькими детьми остались без крыши над головой, была приобретена четырехкомнатная квартира. Социальный центр «Счастливый малыш» действует в том числе и благодаря помощи городских властей. 

Небольшой кабинет в 105-й средней школе стал настоящим домом для проекта «Счастливый малыш». Помещение совершенно бесплатно выделила администрация Московского района. Именно здесь штатные работники и волонтеры — исключительно женщины — встречаются с молодыми мамами на тренингах, семинарах и праздниках, проводят консультации.

— Проект актуален для жителей четырех районов Минска: Московского, Октябрьского, Фрунзенского и Заводского, — поскольку именно в них проживает наибольшее количество молодых семей, — поясняет руководитель социального центра Ирина Шмак. — Все, что здесь делается, направлено на профилактику социального сиротства и укрепление семей. Кому-то покажется странным, но некоторых мам приходится учить тем азам, которые всем остальным женщинам кажутся обычными: экономить деньги, наводить порядок в доме, правильно ухаживать за малышом.

— Помимо этого, всем участницам проекта оказывается социальная, психологическая (как индивидуальная, так и групповая), юридическая и педагогическая помощь. Стараемся помочь в выборе профессии и трудоустройстве. По необходимости можем выделять гигиенические средства для новорожденных, витамины, одежду, игрушки. Но в первую очередь — это именно знания, умения и навыки. Все это мы даем бесплатно, что называется, берите полными горстями. Но, увы, зачастую приходится сталкиваться с тем, что у людей нет желания и мотивации что-то менять: женщины настолько эмоционально выжжены, что сил на то, чтобы изменить к лучшему собственную жизнь, у них просто не остается, — делится наблюдениями Ирина Шмак.

Чтобы стать участницей проекта, необходимо соответствовать нескольким требованиям: проживать в одном из указанных районов, быть в возрасте до 35 лет и иметь хотя бы одного ребенка в возрасте до 3 лет.

— Женщины приходят к нам не от хорошей жизни — благополучных семей, которые сами могут справиться со всеми проблемами, здесь нет. Чаще всего мам, которые оказались в социально опасном положении и из-за этого могут лишиться детей, направляют к нам государственные органы. Гораздо реже женщины обращаются сами.

Участники проекта заключают соглашение на полгода; по результатам этого периода принимается решение о дальнейшем участии или неучастии семьи. Одно из важных условий  минимум раз в месяц посещать образовательные занятия. Понятно, что заставить приходить на семинары и выполнять все условия мы никого не можем: здесь необходимо добровольное решение и желание что-то изменить в лучшую сторону.

Основной принцип социального центра — научить женщин распоряжаться теми ресурсами, которые у них есть — это способности, знания, навыки и не в последнюю очередь деньги. Мамы должны понимать, что нужно достичь самостоятельности и рассчитывать на собственные силы. Увы, бюджет нашей организации не очень большой, поэтому мы с радостью примем от неравнодушных людей детскую одежду и игрушки, можно побывавшие в употреблении, но чистые и в хорошем состоянии,  говорит руководитель социального центра.

В экстренных случаях, когда выхода попросту нет, благодаря проекту женщины могут даже получить хоть и временное, но все-таки жилье. По документам такая помощь называется «предоставление краткосрочного места для проживания несовершеннолетних и молодых матерей с детьми». В реальности «место» представляет собой отличную четырехкомнатную квартиру с ремонтом, мебелью и игрушками, расположенную в новом доме.

Впрочем, адрес квартиры держится в большом секрете: каждый переступающий порог подписывает документ о неразглашении «заданных координат». Более того, девушки, которые проживают в комнатах, обязуются никогда не приглашать к себе в гости кого-либо и даже не афишировать городской номер телефона. Единственные люди, которые имеют доступ в квартиру, не проживая в ней,  сотрудники центра «Счастливый малыш». В частности, социальный педагог, которая постоянно навещает молодых мам и помогает им освоиться в быту.

Как говорят сотрудники центра «Счастливый малыш», «простаивать» квартире еще не приходилось, а вот составить лист ожидания уже довелось. По наблюдениям специалистов, самые частые жильцы — выпускницы интернатных учреждений с детьми, которым в ожидании положенных по закону социальных метров некуда податься.

С каждой мамой, которая заселяется в нашу квартиру, официально заключается договор найма. Это необходимо, чтобы юридически утвердить их статус в квартире. А поскольку бесплатным такой договор быть не может, то установлена символическая сумма за проживание — одна базовая величина ежемесячно. Все мамы, попавшие сюда, находятся на самообеспечении, но при необходимости социальный центр может помочь бытовой химией, косметическими средствами для ухода за ребенком и иногда даже продуктами, — поясняет, как устроен быт, социальный педагог Екатерина Сидорук.

Квартира, в которой временно живут мамы с детьми, действительно впечатляет: просторный коридор, где легко размещаются сразу три-четыре коляски и, помимо этого, остается еще достаточно пространства для детских «маневров». Светлая гостиная с большим количеством окон, кухня не меньше 12 «квадратов», примерно такая же по размерам ванная комната и вполовину меньшая душевая.

Несмотря на то, что в квартире располагается своеобразный небольшой детский садик, все помещения идеально убраны, стены не разрисованы ни фломастерами, ни карандашами, на подоконниках растут цветы. Девушки, особенно те, кто уже долгое время живет в квартире, стараются не только содержать жилье в порядке, но и украсить его. Единственное, что делать категорически запрещено, — это заводить домашних животных.

О том, что это не обычная квартира, где, судя по метражу и ремонту, живет достаточно обеспеченная семья, напоминают лишь пронумерованные комнаты и информационная доска в коридоре: под тонким прозрачным пластиком висят графики, инструкции и правила проживания.

— На самом деле здесь достаточно строгие правила: есть режим дня, график уборки, очередность дежурств, которые обязаны соблюдать живущие в квартире мамы. К слову, одновременно здесь могут находиться 5 мам и 7 детей, сегодня же постоянно живут 4 женщины (одна из них ожидает рождения малыша) и 4 ребенка. Интернет в квартиру не проведен, но никто не мешает мамам подключиться к мобильному трафику, — рассказывает Екатерина Сидорук.

Чтобы избежать «острых углов» и недопониманий с соседями, жилье специально приобретали на первом этаже — на площадке квартир больше нет, а единственный, кто «обитает» за стенкой, — импортный лифт.

Как уверяют сами девушки, жить вместе и хозяйничать на одной кухне им несложно: два холодильника, электроплита и микроволновка позволяют свободно распоряжаться своим временем. Нет очередей и в ванные комнаты: у каждой семьи свой ритм жизни. Единственное, стараются всегда беречь сон чужих детей.

Одной из первых в квартиру от «Счастливого малыша» заселилась Валерия (здесь и далее имена изменены). Сейчас она считается старшей мамой и помогает освоиться вновь прибывшим девушкам. Даже не верится, что эта воспитанная, интеллигентная и уравновешенная мама двоих детей могла оказаться в сложной жизненной ситуации: ни тени обиды, злости или попыток обвинить в своих проблемах весь мир.

— Я помню эту квартиру еще нежилой: пустые комнаты, только мебель и игрушки, — рассказывает Валерия. — Потом уже стали приходить мамы с детками: у каждой своя история, свои проблемы. Первое время некоторые девушки очень закрыты и напряжены, а потом обвыкаются, к тому же постоянно работают с психологами, получают поддержку в центре — и вот у нас уже общие чаепития с угощениями, разговоры по душам.

О существовании центра я узнала от знакомых, правда, тогда еще и представить не могла, что мне самой нужна будет помощь, — просто радовалась за то, что удается воплотить в жизнь очень хороший и нужный проект, что женщины не останутся один на один с проблемами. Да, с мужем у нас не все было гладко, но кризиса отношений даже и предположить не могла.

Еще год назад мы всей семьей жили в квартире дальнего родственника моего мужа. Мужчина регулярно выпивал, но когда рядом любимый человек, то ничего не страшно. А потом супруг решил, что семья — это слишком сложно, и, забыв о трехлетнем и трехмесячном сыновьях, вернулся к своей маме.

Теперь представьте, что значит одной женщине с двумя детьми остаться, по сути, наедине с вечно пьяным человеком. Поначалу все было еще более или менее: где-то он мне помогал коляску спустить по лестнице, сумки донести, в благодарность я могла приготовить ему еду или постирать в машинке какие-то вещи. Но потом почти 60-летний родственник мужа решил, что моя благодарность — это проявление женской любви и ласки… Возомнил, будто он мужчина моей мечты, начались приставания…

Стало понятно, что так жить нельзя. И хотя бывший муж, с которым мы прожили неполных пять лет, и его родители были в курсе ситуации, искать выход, как спастись, мне пришлось самой. Так я и оказалась в квартире для временного проживания социального центра «Счастливый малыш».

— Как это ни печально, отец и бабушка с дедушкой считают, что мы очень хорошо устроились. Знаете, я сама родилась не в Минске, но ясно вижу, что проблема «новых» минчан, которые еще относительно недавно приехали из деревни и получили жилье в столице, состоит в том, что они очень боятся потерять свою жилплощадь и в каждом человеке видят врага, покушающегося на их метры. Изначально мама моего мужа была очень против наших отношений, и она, как ни странно, до сих пор против, хотя мы уже не живем вместе, — рассказывает Валерия, которая, несмотря на расставание с супругом, не перестает носить обручальное кольцо и относится к нему очень трепетно, говорит, они с супругом венчались и это многое для нее значит.

— Знаете, у всех ситуации тяжелые, но благодаря центру и проекту много семей получили огромную поддержку, — добавляет Валерия.

Скромной и неразговорчивой Марии нет еще и 18, а она уже мама. Девушка с двухмесячным сыном — самые молодые во всех отношениях жильцы центра. Несмотря на то, что у новоиспеченной мамы есть родители и жилье, находиться ей все-таки приходится в «тайной» квартире.

Небывалый и непраздный интерес к ее персоне и условиям проживания проявило руководство колледжа, в котором Мария училась на контролера-кассира. Смирившись с тем, что на учреждении образования будет «висеть» беременность несовершеннолетней, мастер и куратор решили оценить обстановку в квартире, в которую после выписки из больницы вернутся учащаяся и ее малыш. Педагогов порадовало далеко не все увиденное.

— Колледж пришел проверять условия дома, проверке они не понравились, и меня перевезли из больницы сразу сюда, — объясняет крутой поворот в своей судьбе Маша.

По правде говоря, на представителей колледжа девушка обижена и вообще считает, что те хотели ее вместе с ребенком отправить в приют. Несмотря на эти домыслы, родителям молодой матери дали время на то, чтобы они сделали ремонт в квартире и создали нормальные условия для младенца.

Сотрудники социального центра обновленное жилье уже проверяли и говорят, что с работами родители справились. Теперь дело за комиссией из колледжа, которая должна положительно оценить изменения.

— Я очень хочу домой, часть вещей уже даже перевезла, — говорит Маша.

На вопрос об отце ребенка девушка отвечает лаконично: его нет. Хотя у двухмесячного Вадима папа все же есть: такой же молодой, горячий и временно влюбленный.

Продолжать обучение в обидевшем ее и ее семью колледже девушка не намерена — на следующий год будет пробовать поступать на парикмахера-визажиста.

— Конечно, даже самая лучшая экстренная квартира хуже, чем родной дом. Поэтому Машу в ее стремлениях понять легко, — говорит социальный педагог Екатерина Сидорук. — В любом случае, мы не делаем за женщин все, мы даем им только возможность для старта, а вот уже стартовать и выстраивать свою жизнь они будут сами.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by