Было — стало: каким зеленым был Минск раньше
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
260
28 мая 2014 в 9:09
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков, Владислав Борисевич

«Каким все-таки зеленым был наш Минск раньше! Не то что сейчас!» — такая мысль красной (точнее, зеленой) нитью проходит во многих комментариях наших читателей о советском Минске. Так ли это или в подобных рассуждениях все больше воспоминаний из разряда «раньше деревья были выше, а небо голубее»? В очередном выпуске цикла «Было — стало» Onliner.by внимательно изучил зелень на старых снимках нашего города, сравнил их с современными аналогами и пришел к шокирующим выводам.

Площадь Независимости (бывшая площадь Ленина) — главный административный центр белорусской столицы еще по довоенному генплану. В ходе реконструкции, начавшейся в конце 2003 года, ее планировочная структура значительно изменилась. Кольцевое движение было заменено на линейное, вместо стоянки под площадью появился подземный паркинг, вошедший в комплекс торгового центра «Столица», исчез и прежний партерный сквер, впрочем, особой популярностью у минчан не пользовавшийся.

Тем не менее, зелени осталось практически столько же. Да, о деревьях (и тени от них) рядом с гранитно-стеклянными куполами и фонтаном «Столицы» все еще можно только мечтать, но подстриженных кустарников и клумб по-прежнему предостаточно, а отдыхающих минчан, преимущественно молодых, после ликвидации островного характера рекреационной зоны определенно прибавилось.

Главной потерей стало исчезновение голубых елей у стен Дома правительства — фирменного атрибута советских административных зданий.

Что определенно стало куда менее зеленым в годы независимости, так это проспект, ей посвященный. На этом снимке, который еще в 1964 году сделал французский путешественник, коммунист и фотограф-любитель Жак Дюпакье, хорошо видны могучие деревья, украшавшие обе стороны главной минской улицы.

Спустя 50 лет от них не осталось и следа. Их естественный возраст (деревья на центральных улицах города в ходе его послевоенного озеленения зачастую высаживались уже взрослыми) наряду с увеличившейся на порядок в последние десятилетия интенсивностью автомобильного движения стали здесь главными «убийцами» зелени.

Липы напротив кинотеатра «Центральный».

Сейчас в их существование поверить уже не так-то просто. Взамен умершей искусственной и естественной смертями зелени высадили молодые деревья, но, судя по их болезненному виду, живется им сейчас не слишком сладко.

Даже на черно-белых снимках видно, что Ленинский проспект был куда зеленее проспекта Независимости.

Таким, возможно, еще помнят Минск наши родители, бабушки и дедушки.

А таким царством вездесущей плитки и личных автомобилей запомним его мы. Зато довольны будут фотографы: прекрасный послевоенный архитектурный ансамбль проспекта не заслоняет «зеленка».

ГУМ и случайно угодившее в кадр маршрутное такси, скорее всего, едущее на Комаровку.

Наслаждаясь деревьями, практически не замечаешь легкую потрепанность Дворца культуры профсоюзов. Обратите внимание на нерегулируемый наземный пешеходный переход через Ленинский проспект: хорошо известно, что густота зелени в Минске была обратно пропорциональна количеству автомобилей на его широких улицах.

Сквер на Центральной площади сменил Дворец республики и плитка ОАО «Минскжелезобетон» на площади Октябрьской.

Похожая ситуация сложилась и на некоторых других центральных площадях и улицах города. Деревья бесследно пропали с Привокзальной площади.

Зеленый коридор улицы Кирова еще без подземного перехода, но с киосками и рестораном «Радуга».

Не то что сейчас.

Но совсем по-другому обстоит дело на иных участках той же минской улицы. Вот в кадр фотографа угодил район стадиона «Динамо», где левая сторона Кирова напоминает какой-то полусельский пейзаж с чахлой растительностью.

То ли дело сейчас.

Представьте себе, если бы улица Кирова выглядела так в настоящее время.

Аналогичная ситуация и с улицей Маркса. Можно оплакивать густейшую зелень на ее начальном участке. На снимке — район нынешнего Национального исторического музея Беларуси.

И в то же время можно с удовлетворением отметить, что возле Дома офицеров за 50 лет мало что поменялось. Минск такой же зеленый, как и в 1964 году.

Нелегко в это поверить, еще труднее признать публично: наш город во многих его районах сейчас куда зеленее, чем раньше. Набережная Свислочи и улица Коммунистическая еще на одном снимке Жака Дюпакье 1964 года. Штаб Краснознаменного Белорусского военного округа на Троицкой горе выглядит настоящим классицистским дворцом и прекрасно виден с Ленинского проспекта.

Через полвека остался заметен лишь его треугольный фронтон.

Главный объект революционной славы в Минске — музей I съезда РСДРП(б) уже в 1964-м утопал в густой растительности.

Но она была все же не так густа, как сейчас.

Замечательная панорама площади Победы с большим количеством общественного транспорта и почти полным отсутствием транспорта личного.

Даже несмотря на уплотнения той или иной степени одиозности, которым подвергся район, сложно сказать, что наш город тут уже не тот, что раньше.

Ветераны возлагают цветы к торжественно открывшемуся 4 июля 1954 года обелиску на площади Победы и выглядят явно обеспокоенными количеством зелени вокруг.

Сейчас они определенно были бы им довольны.

Улица Захарова на очередном снимке все того же неутомимого Жака Дюпакье.

Ее левая сторона отчего-то куда хуже перенесла последние десятилетия, чем правая.

Защитникам природы пришлась бы по нраву и интенсивность процесса озеленения парка вокруг оперного театра.

По мере удаления от центра Минска к его окраинам ошибочность тезиса «Какой зеленый был наш город раньше» становится все более и более очевидной. Площадь Якуба Коласа.

Площадь Калинина в 1960-е и сейчас.

Исчезли разве что сосны, которые когда-то росли прямо на проспекте.

Застройку улицы Толбухина просто стало не видно за деревьями.

О спальных районах говорить вообще не приходится. Большинство крупных минских жилых массивов в 1960—1980-е годы строилось в чистом поле, безжалостно, прямо на землях сельскохозяйственного назначения. Вместо злаковых растений там «заколосились» панельные многоэтажки, в первые десятилетия своего существования выглядевшие на этих пустырях столь же безрадостно, как и нынешние «спальники», например, на западе города. На снимке проспект газеты «Правда» в жилом районе Юго-Запад.

Сейчас деревья подросли и добавили уюта уже постаревшим районам.

Надо отдать должное советским архитекторам. О благоустройстве этих огромных массивов они задумывались заранее, проектируя там парки, часто, что немаловажно, сразу с водоемами. Именно это в немалой степени примиряло местных жителей с окружающей их панельной действительностью. Пруд Мухля в районе Харьковской.

Слепянская водная система — крупнейший успех советской белорусской ландшафтной архитектуры.

Стоило потерпеть — и через 20 лет эту рекреационную зону не узнать.

Зеленый Луг стал действительно зеленым.

Логойский тракт.

Зеленым стал и Восток.

Контрасты между молодостью жилого района и его нынешним состоянием особенно хорошо заметны на коллажах.

Та же ситуация и в куда более брутальных жилых массивах юго-востока. Партизанский проспект и район автозавода.

Конечно, со времен Советского Союза Минск не стал менее зеленым. Это заблуждение, миф. Более того, как бы кощунственно ни звучала эта мысль, но в массе своей зелени в нашем городе, даже несмотря на все уплотнительные издевательства и вырубки деревьев, только прибавилось, особенно на застраивавшихся в 1960—1980-е годы окраинах. Просто мы сравниваем Минск современный с Минском своего беззаботного детства, когда, разумеется, деревья нам казались огромными, глазированные сырки — гастрономическим откровением, а вкуснее газировки с сиропом из автоматов вообще ничего не существовало. Тоска по «уничтоженному» нынешними бездушными городскими властями городу оказывается на самом деле ностальгией по ушедшей молодости.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков, Владислав Борисевич
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
28.05.2014 в 9:10
деревья денег не приносят, и рекламу на них вешать трудно)
28.05.2014 в 9:10
Я люблю тебя, Минск!
Что само по себе и не ново...
Я люблю тебя, Минск!
И в тебя возвращаюсь я снова...
28.05.2014 в 9:11
Раньше как-то поуютнее было...
28.05.2014 в 9:11
просто не было Валеры:)
28.05.2014 в 9:11
С этим долбаным уплотнением, скоро будем деревья искуственные ставить на улицах....и травку из пластика
28.05.2014 в 9:12
без зелени как каменные джунгли
28.05.2014 в 9:12
развитая инфраструктура и "зелень" в городе вместе жить не могут
28.05.2014 в 9:12
За 50 лет в Минске мало что поменялось .
Минск - настоящий памятник СССР!
28.05.2014 в 9:12
сейчас время не зелени, но камня и горок ...
28.05.2014 в 9:13
наконец-то смогу уснуть ночью *sarcasm*
28.05.2014 в 9:13
"Тоска по «уничтоженному» нынешними бездушными городскими властями городу оказывается на самом деле ностальгией по ушедшей молодости."
что то в этой фразе есть(((
28.05.2014 в 9:15
Зачем эта зелень?
Надо больше панелек!
))
28.05.2014 в 9:16
А ещё раньше деревья были большими...И минчане более искренними и добрыми.
28.05.2014 в 9:16
деревьев Минску точно не хватает!
28.05.2014 в 9:19
По больше бы таких статей!
28.05.2014 в 9:20
Только бы не начали фасады в красно-зелёные цвета красить...
28.05.2014 в 9:21
Походу еще через 50 лет Минск превратиться в дремучий лес
28.05.2014 в 9:21
Этот город самый лучший город на земле,
Он как будто нарисован мелом на стене,
Нарисованы бульвары, реки и мосты,
Разноцветные веснушки, белые банты
28.05.2014 в 9:22
Скоро старый Минск можно будет видеть только на картинках. Раньше Минск был райский уголок!
28.05.2014 в 9:22
«Каким все-таки зеленым был наш Минск раньше! Не то что сейчас!»
Ничего, приедут китайцы, посадят деревья.
28.05.2014 в 9:22
Эх, были времена!
28.05.2014 в 9:22
Спасибо, darriuss!
28.05.2014 в 9:25
Зелень не приносит "зелени"!
28.05.2014 в 9:26
Некорректное сравнение. Видно же, что центр весь выпилили, а на окраинах просто выросло то, что было посажено еще в те годы. Но и до этих деревьев рано или поздно доберутся очумелые ручки дровосеков. Часто наблюдаю картину: то тут, то там нешта пиляць наши ландшафтные дизайнеры от Зеленстроя. ))
28.05.2014 в 9:27
А в центре жэстачайшэ было запрещено трогать только "голубые президентские" ели.
28.05.2014 в 9:27
только мне стало видно - что проспект облысел??? я имею ввиду, что раньше он был зеленый, а теперь местами какие то ущербные единичные деревца. и те не растут. Да и вообще у нас в городе это любят. Вырубить по максимум и замостить все (скользкой и крошащейся) плиткой. Хотя чуть в сторону от проспекта – спасибо, пока деревья не трогают. Они выросли и скрывают, зачастую убогую, архитектуру.
28.05.2014 в 9:27
Цветастые авто портят картинку современного Минска !
То то же раньше 3 цвета 7 марок ))))
В СССР И деревья зеленее и жизнь веселее))
28.05.2014 в 9:28
Предлагаю Онлайнеру сделать оценку статей лайками, как и комментариев, так можно будет понять какие статьи читателям больше всего нравятся. Просто эта статья мне очень понравилась, так и хочется "лайкнуть" )))
28.05.2014 в 9:28
Первые комментаторы не читают статью вообще. Ясное дело, что если деревья посадили 60 лет назад, то они уже умерли. Если вы внимательно посмотрите на проспект, то увидите молодые насаждения, посаженные 5 лет тому назад. А чем дальше от центра, тем больше старых, хороших деревьев.
28.05.2014 в 9:29
В общем я в курсе, что чижовка (как и другие спальники) явно не стала менее зелёной, если не считать последих пары лет из-за сроительства чижовки арены, где не то что бы сама чижовка арена зелень повыпилила, как огромная стоянка возле неё, но что центр лишишся зелени полностью - факт же, причём неоспоримый о чём сказал и автор. А то что зеленее закоулки заслуга в осномном того, что во время снимком деревья там ещё маленькие были.
В общем зависит от того, что минском то считать. Свой родной спальник, или всё же центр города, ну тот, где туристы в основном и гуляют.
28.05.2014 в 9:29
Ну с прошлым и настоящим вроде все понятно. Не понятно как будет Минск дальше развиваться... Даешь статью "Минск будущего"! :)
28.05.2014 в 9:31
Народ наш любит бетон! Даже котеджи когда строят- так весь участок занимают дом, баня. Гараж, сарай, кладовка, а там где незастроили-все заложат тротуарной плиткой!
28.05.2014 в 9:31
деревьев Минску точно не хватает!
"5084425":


Не в лесу живете партизаны! И так много зелени в Минске.
28.05.2014 в 9:31
Дарриус красава, очень интересный материал, впрочем, как всегда. Спасибо!
Минск стал красивее, это однозначно. Если бы еще решить проблемы с огромным количеством автомобилей и перестать застраивать центр высокими зданиями - это был бы просто великолепный город.
28.05.2014 в 9:33
но в массе своей зелени в нашем городе, даже несмотря на все уплотнительные издевательства и вырубки деревьев, только прибавилось

Спасибо за это нашим предкам, которые высаживали эти деревья и старались не превратить город в каменное гетто.

Но вопрос, а что останется нашим потомкам, если тенденция вырубки деревьев и строительство на их месте офисных, торговых центров, гостиниц и т.д. и т.п. сохранится?
28.05.2014 в 9:34
ну и чё? явно ж видны улучшения. впрос неудался))
28.05.2014 в 9:36
Автор,сравнивать тогда и сейчас не корректно!Даже по фото видно что многие деревья в 60-е были только высажены,а сейчас они выросли,вот и кажется что стало зеленее.Да и строилось тогда очень много,то в поле то на болоте.Сравнение ни о чём.Статья не понравилась.
28.05.2014 в 9:38
На этом снимке, который еще в 1964 году сделал французский путешественник,

Спустя 60 лет от них не осталось и следа.

Может все-таки спустя 50 лет, а не 60 лет (2014-1964=50)
28.05.2014 в 9:39
Хорошая статья. Вот только не понимаю, как можно сравнивать Минск восстановленный после войны с посажеными растениями, растущими в будущее, с настоящим, тем будущем, которое наступило?
А вот если сравнить 15 летний период, что получится?
Был колхоз и счас колхоз
28.05.2014 в 9:42
Хочу в тот Минск, что раньше...
28.05.2014 в 9:44
Автор,сравнивать тогда и сейчас не корректно!Даже по фото видно что многие деревья в 60-е были только высажены,а сейчас они выросли,вот и кажется что стало зеленее.Да и строилось тогда очень много,то в поле то на болоте.Сравнение ни о чём.Статья не понравилась.
"Swist":

глупости пишите, даже лень дискутировать.
28.05.2014 в 9:45
у меня одного ощущение, что все деревья выкопали и закопали подальше - у речки?
28.05.2014 в 9:48
Машины победили деревья (((
28.05.2014 в 9:49
Может и стал зеленнее, но многое из того, что было посажено во времена застройки вырубается (например, жуковского-воронянского под будущее метро) или само погибает из-за экологии и мастеров парковки....а как же санитарная "кастрация" деревьев почти под ноль....
28.05.2014 в 9:49
деревья денег не приносят, и рекламу на них вешать трудно)
"booker":

приносят, но смотря в каком количестве
28.05.2014 в 9:49
Давно маме говорила, что это раньше не лучше жить было, а просто она раньше молодая была.
28.05.2014 в 9:52
делаем выводы, вовремя засаживать новые деревья. чередовать 30 летнее дерево с молодым и каждые 30 лет поочередно менять новыми, всегда будет зелено. А то повыростают деревья, спилят, новых насадят и еще лет 10-20 будут ждать пока они вырастут.
28.05.2014 в 9:53
чтобы понять что минск все таки полон растительности - достаточно пролететь над ним на вертолете.
28.05.2014 в 9:55
деревья - это хорошо.
28.05.2014 в 9:55
деревья денег не приносят, и рекламу на них вешать трудно)
"booker":

приносят, но смотря в каком количестве
"bestden":


особенно если их на баланс ставить))
28.05.2014 в 9:57
Некорректное сравнение. Видно же, что центр весь выпилили, а на окраинах просто выросло то, что было посажено еще в те годы. Но и до этих деревьев рано или поздно доберутся очумелые ручки дровосеков. Часто наблюдаю картину: то тут, то там нешта пиляць наши ландшафтные дизайнеры от Зеленстроя. ))
"Morange":

Поддерживаю! Те же каштаны на пл.Я.Коласа возле здания завода вычислительной техники - внаглую спилили чтобы открыть вид с проспекта на вход в казино (в два?).
А на окраинах деревья просто выросли, на той же Слепянской системе, как и предполагалось изначально.
28.05.2014 в 9:59
музей I съезда РСДРП(б) как и все памятники СССР (кроме памятников связанных с ВОВ) вообще с глаз долой бы, и да деревья где-то выросли, а где-то сильно порядели, причём вырубают вполне не трухлявые тополи, а 20 летние дубы, крепкие сосны, каштаны и обьясняют это мол старые упадут на голову, бла бла бла
28.05.2014 в 10:00
Эх,многое бы отдал,чтоб хотя бы на часок вернуться в те времена...........
28.05.2014 в 10:02
Спасибо за это нашим предкам, которые высаживали эти деревья и старались не превратить город в каменное гетто.
Но вопрос, а что останется нашим потомкам, если тенденция вырубки деревьев и строительство на их месте офисных, торговых центров, гостиниц и т.д. и т.п. сохранится?
"KSSS":

Справедливое замечание. То что сейчас есть/выросло - заслуга тех, кто высаживал (тот же парк Дружбы народов - люди выходили на субботники и принимали участие в посадках деревьев). А сейчас жители должны защищать парки, подниматься, собирать подписи, чтобы спасти то, что сделали для нас предыдущие поколения. Тенденция на уничтожение зеленых насаждений в городе очевидна.

Статья не понравилась.
28.05.2014 в 10:04
намек понятен!
где деревья выросли можно уже рубить, как раньше...
28.05.2014 в 10:04
Глупейшее сравнение.
Давайте зайдем во дворы. В моем детстве, во дворе, было порядка 5-10 деревьев. Как думаете, сейчас там хоть одно есть? Хоть что-то посадили или попытались?
Та же ситуация и с прилежащими дворами.
28.05.2014 в 10:08
шпион из прошлого http://savepic.ru/5148628.png
28.05.2014 в 10:08
Ахахаххахахах как было так и осталось )))) только машины другие,современнее !!!
28.05.2014 в 10:10
мусолили уже эту тему
28.05.2014 в 10:11
Минск стал лучше! Это очевидно!
28.05.2014 в 10:13
Более того, как бы кощунственно ни звучала эта мысль, но в массе своей зелени в нашем городе, даже несмотря на все уплотнительные издевательства и вырубки деревьев, только прибавилось, особенно на застраивавшихся в 1960—1980-е годы окраинах.

Хорошо. Можно переформулировать. Центр стал менее зелёным.
28.05.2014 в 10:14
Хорошо, что зелени меньше особо не стало.
28.05.2014 в 10:14
И спустя 50 лет, всё те же фонарные столбы....
28.05.2014 в 10:15
А где розы с Пушкинской?
28.05.2014 в 10:18
Хоть что-то посадили или попытались?
"xchesh":


Чего ж вы ждете? Хорошо помню, как мой отец высаживал деревья во дворах - теперь они выросли и двор по-настоящему зеленый.
28.05.2014 в 10:20
время идет а на дорогах только машины изменились )
28.05.2014 в 10:20
Понятно, что зеленее - это хорошо. Вопрос в другом. Почему нынешние благоустроители не используют новые технологии по пересадке уже взрослых деревьев в тех же парках? Да что уж там говорить: Построили всеми "любимый" Дворец Независимости, а вокруг оставили чистое поле и только вдоль дорожек засадили двухлетние деревья....

https://www.youtube.com/watch?v=A88a7SKAvR8
https://www.youtube.com/watch?v=ONWfAVLINv0
ЗЫ: Даже "Амкодор" выпускает подобные машины....только похоже никто их не использует (
28.05.2014 в 10:20
Через те же 50 лет, когда молодые деревья, аккуратно высаженные вдоль улиц вместо старых исполинов придут ксвоему "рассвету сил", Минск станет еще красивее, чем был в то время.
28.05.2014 в 10:22
Глупейшее сравнение.
Давайте зайдем во дворы. В моем детстве, во дворе, было порядка 5-10 деревьев. Как думаете, сейчас там хоть одно есть? Хоть что-то посадили или попытались?
Та же ситуация и с прилежащими дворами.
"xchesh":


А в моем и всех по соседству деревьев как было дофига, так и осталось. Так что не вижу повода для паники.
28.05.2014 в 10:22
да...все стареем из года в год.... время летит быстро...
28.05.2014 в 10:25
Народ наш любит бетон! Даже котеджи когда строят- так весь участок занимают дом, баня. Гараж, сарай, кладовка, а там где незастроили-все заложат тротуарной плиткой!
"bardak_24":


А я не вижу щастья в том, чтобы на проспекте был лес. Это в первую очередь город, а не село. Много деревьев - это не только "здорово-зелено-экологично-красиво", но еще и мириады москитов, древесной тли и прочей дряни, плюс куча веток и листьев, которые задолбаешься убирать. Так что убрали деревья с проспекта - и правильно сделали.
28.05.2014 в 10:25
На месте Каменной Горки был лес... Теперь его нет. И было бы не все так плохо, если бы добавили в каменное гетто деревья, а не просто бетонные коробки... Может это еще случится?
Конечно растительность обновляется (+ растут ппосадки 80-90х.), но в целом её становится меньше, не в абсолютном измерении, а в пересчете на население Минска. Так что я бы осмелился поспорить с автором статьи...
Стало меньше зелени, и это не миф. И зрительная памать не врет... Сравните аэрофотосъемку 30-40 лет назад и сейчас. Я говорю о балансе строений, сооружений, людей - с одной стороны, и зелени (деревьев, кустарников) - с другой. Про автомобили - вообще молчу.
В 1984 году, будучи ребенком, я сидел на ул.Некрасова, которая еще была булыжной мостовой, и считал красные, белые, синие и всякие другие машины - уставал ждать, когда появится красная :) Сейчас бы не успевал считать. Да и деревьев даже конкретно в этом районе было больше. Нынче частный сектор убирают, это скорее благо, но вместе с ним и деревья.
28.05.2014 в 10:33
С удовольствием почитал...!
28.05.2014 в 10:33
Думаю, пора начать жэстачайшэ выпиливать деревья - за ними обычно прячутся классовые враги и шпионы
28.05.2014 в 10:34
последний абзац--очень сильно. спасибо.
28.05.2014 в 10:35
без зелени как каменные джунгли
"booker":

Вы б хоть полностью статью прочитали. (Зелени стало больше, а не меньше)
28.05.2014 в 10:37
А ещё раньше деревья были большими...И минчане более искренними и добрыми.
"SOLDYK":


минчане и сейчас добрые (в большинстве своем), стало больше злых понаехавших.
28.05.2014 в 10:37
октябрьскую засадить деревьями и всё будет ок
28.05.2014 в 10:40
Верните автоматы с газировкой!
28.05.2014 в 10:42
Стал менее зеленый центр, а по окраинам получается тоже так как раньше там были поля. В итоге менее зеленый, чем раньше.
28.05.2014 в 10:43
Я на Слепянке живу, там правда очень красиво!
28.05.2014 в 10:44
По-моему, всё более чем логично. На проспекте куча светофоров и знаков пдд, которые тогдашние бы деревья попросту заслоняли. Плюс надо не забывать про огромное количество магазинов с вывесками и рекламой, которые тоже бы закрывались. Да и сами по себе эти великаны тех лет мало бы приносили нынешним жителям проспекта радости, закрывая естественный свет!
Поэтому всё вполне логично с проспектом!
28.05.2014 в 10:45
ну да, как это по нашему! вырубить уже взрослые деревья и засадить молодыми чахликами.. может когда-нибудь одумаются и перестанут катать город в сплошной бетон и плитку, ведь тем самым делают жизнь в такой "цивилизации" совсем невыносимой..
28.05.2014 в 10:53
Я бы сравнил современный Минск, не с Минском 60-70-х, а концом 80-х, 90-е, когда то, что на фото лысое уже было зелёное, а то, чего уже нет ещё росло. Я хорошо помню густую зелень проспектов ещё в 90-х, не было лысых площадей и парков в городе, да и Юго-Запад был уже довольно зелёным. Поездка из центра туда напоминала перемещение по сплошному парку.
Тот кто говорит, что город должен быть строго функционален - задумайтесь, хорошо ли вам будет в строго функциональном автомобиле или ОТ, главная цель которых - из точки А в точку Б, а безопасность, комфорт и удовольствие от перемещения, не то что вторично, а нарочито удалено ради главной функции движения.
28.05.2014 в 10:53
Автор наверняка знаком с работами известного фотографа Прокудина-Горского, сделавшего ряд прекрасных цветных фото времен начала ХХ века.
Недавно набрёл на интересное сравнение тех фото и современного состояния. Вывод тот же - все неимоверно заросло зеленью :-).
Поэтому не надо печалиться - всё у нас будет хорошо!
28.05.2014 в 11:00
там где не вырубили деревья, всё растёт и по сей день, несмотря на типа высокую плотность движения авто транспорта.
повырубали, насадили прутиков, которые нифига неприживаются, а теперь придумывают сказки.
а слабо не прутики сажать, а нормальные деревья, как это делается в нормальных странах???
28.05.2014 в 11:01
darriuss +++++
28.05.2014 в 11:04
Спасибо за статью, darriuss. Как всегда, читаешь на одном дыхании и с удовольствием.
28.05.2014 в 11:05
Верните автоматы с газировкой!
"Euronews":

+1 И верните тех людей! Они умудрялить не тырить граненые стаканы из этих автоматов!
28.05.2014 в 11:06
Деревья должны быть спилены ЖЭСТАЧАЙШЭ что бы лучше был виден рекламный щит или название на парадном входе ресторана или кафе! На проспектах городов !!!!!!!!!!!!!
28.05.2014 в 11:10
Знаю совершенно точно, что любой город считался комфортным, если соотношение озеленения к жилому сектору составляет 4:6. Т. е 40 %. В Минске было 60% озеленения по отношению к жилому фонду на начало 90-х. Парки, скверы, дворовые территории. Поэтому он всегда приезжими воспринимался как уникальный, зеленый, уютный город и очень индивидуальный, хоть весь и построен после войны. Что теперь, после уплотнения за счет не то что озеленения, но и сформированных городских архитектурных ансамблей. Не Нью-Йорк, точно, не Москва и даже не Шепетовка. Набор нелепиц (Кемпински, свеча у Троицкого и т.п), вперемешку с "крутыми" ледовыми дворцами, аренами, резиденциями, среди высотных чемоданов без ручек и праковочного коллапса. Решили жилищную проблему с 80-х? Нет. Количественно только усугубили. Так что же мы имеем под названием г.Минск?
28.05.2014 в 11:12
Откро
Первые комментаторы не читают статью вообще. Ясное дело, что если деревья посадили 60 лет назад, то они уже умерли. Если вы внимательно посмотрите на проспект, то увидите молодые насаждения, посаженные 5 лет тому назад. А чем дальше от центра, тем больше старых, хороших деревьев.
"X-harn":

Открою Вам секрет: Деревья растут, если им не мешать и более 100 лет. А отдельные виды и по 1000.
По моему личному мнению, проблема проспекта заключается в откатах, получаемых за перекладку плитки/асфальта сомнительного качества и за "омоложение" зеленых насаждений.
28.05.2014 в 11:15
Пока не наехало куча крестьян вместе с главным, который застроил Минск каменными горками, было все замечательно. Понаехавшие наврядли оценят всю эту зелень, уют города, им подавай чтобы все сверкало и блестело, как у цыган.
Недавно кап ремонт в доме у родителей проходил, так еле отстояли деревья у дома, видите ли, рабочим они мешают проводить ремонт. Тем, кто в 1979 г. дом строил с нуля среди этих деревьев, они не мешали, а нынешним рабочим мешают..
28.05.2014 в 11:16
Я бы сравнил современный Минск, не с Минском 60-70-х, а концом 80-х, 90-е, когда то, что на фото лысое уже было зелёное, а то, чего уже нет ещё росло. Я хорошо помню густую зелень проспектов ещё в 90-х, не было лысых площадей и парков в городе, да и Юго-Запад был уже довольно зелёным. Поездка из центра туда напоминала перемещение по сплошному парку.
"Opel_AD":

Верно. Просто для коллажей использовались в основном фото 1964 года и фотографии из книг о Минске 70-х гг выпуска. Ч/б фото трамвая это уже поближе к 90-м, в той галерее очень много ч/б фото транспорта на улицах, в т.ч. 1991 года, возможно, если их сравнить, то либо разницы не будет , либо она будет не в пользу сегодняшнего дня.

Вообще, для такого рода материала всегда главная трудность - фотографии прошлых лет..
28.05.2014 в 11:17
Пока не наехало куча крестьян вместе с главным, который застроил Минск каменными горками, было все замечательно. Понаехавшие наврядли оценят всю эту зелень, уют города, им подавай чтобы все сверкало и блестело, как у цыган.
Недавно кап ремонт в доме у родителей проходил, так еле отстояли деревья у дома, видите ли, рабочим они мешают проводить ремонт. Тем, кто в 1979 г. дом строил с нуля среди этих деревьев, они не мешали, а нынешним рабочим мешают..
"hellboyX":

это где ж у нас в 79 году дома среди деревьев то строили?
28.05.2014 в 11:19
это где ж у нас в 79 году дама среди деревьев то строили?
"grohl":

ул. Восточная, недалеко от Логойского тракта.
В то время вокруг был частный сектор, часть которого еще осталась и до сих пор.
28.05.2014 в 11:26
С этим долбаным уплотнением, скоро будем деревья искуственные ставить на улицах....и травку из пластика
"NICK.II+":

А травку из пластика где-то на пр.Дзержинского стили )))
28.05.2014 в 11:28
А ещё раньше деревья были большими...И минчане более искренними и добрыми.
"SOLDYK":


минчане и сейчас добрые (в большинстве своем), стало больше злых понаехавших.
"thetraitor":

согласен !
28.05.2014 в 11:29
Знаю совершенно точно, что любой город считался комфортным, если соотношение озеленения к жилому сектору составляет 4:6. Т. е 40 %. В Минске было 60% озеленения по отношению к жилому фонду на начало 90-х. Парки, скверы, дворовые территории. Поэтому он всегда приезжими воспринимался как уникальный, зеленый, уютный город и очень индивидуальный, хоть весь и построен после войны. Что теперь, после уплотнения за счет не то что озеленения, но и сформированных городских архитектурных ансамблей. Не Нью-Йорк, точно, не Москва и даже не Шепетовка. Набор нелепиц (Кемпински, свеча у Троицкого и т.п), вперемешку с "крутыми" ледовыми дворцами, аренами, резиденциями, среди высотных чемоданов без ручек и праковочного коллапса. Решили жилищную проблему с 80-х? Нет. Количественно только усугубили. Так что же мы имеем под названием г.Минск?
"Aantony":

Не решили проблему, потому, что все колхозники считают своим долгом переехать в Минск и построить льготную хатку в КД.
28.05.2014 в 11:29
Нелегко в это поверить, еще труднее признать публично: наш город во многих его районах сейчас куда зеленее, чем раньше.

Вот только заслуги в этом нынешних властей ноль. Всю эту зелень садили именно раньше, сейчас только вырубать умеют.
28.05.2014 в 11:31
без зелени как каменные джунгли
"booker":

Вы б хоть полностью статью прочитали. (Зелени стало больше, а не меньше)
"arygold":

Статья ни о чем. Показывать Минск 60-х годов и сравнивать те места, где были в то время молодые деревья, думаю всем понятно, что деревья выросли, соответственно и зелени кажется больше. А почему бы не показать например те улицы парки, где сейчас стоит гостиница Пекин или та, которая так "облагородила" парк Горького, возле цирка. Вообще сравнение старых фоток сопоставимо с тем, если бы сфотографировать сейчас к примеру Каменную Горку и через 50 (ПЯТЬДЕСЯТ) лет сравнить как стало зеленее, как подросли деревья. Лучше бы сравнили, сколько сейчас высаживается деревьев, и раньше.
28.05.2014 в 11:33
это где ж у нас в 79 году дома среди деревьев то строили?
"grohl":

ул. Восточная, недалеко от Логойского тракта.
В то время вокруг был частный сектор, часть которого еще осталась и до сих пор.
"hellboyX":

категорически не соглашусь, хотя вам наверное виднее. мне кажется, что строили там как и на востоке в тоже время, деревья сажали уже посфактум. ну а то что в сельхозпоселке частный сектор серьезный--это да, приятно там было до недавнего времени прогуляться.
28.05.2014 в 11:35
Садите деревья - ваши дети будут вам благодарны.
28.05.2014 в 11:35
Не корректно проводить сравнение, ново строящихся районов и старых центральных проспектов. В центре города, после военного восстановления зелени было в разы больше, чем нынче...
А нам показывают на старых фото молодые районы на то время, где зелень еще не высаживали. Давно еще лет 12-15 назад проводилось документальное сравнение главным управлением архитектуры города. По заказу руководства того времени. Официальные данные свидетельствовали о том, что разница была 3:1 на тот момент.
Так что дело совсем не в том "...когда деревья были большими"
Данные показатели выгодны нынешней власти, лишь она одна заботиться о нас и нашем озеленении.
28.05.2014 в 11:36
категорически не соглашусь, хотя вам наверное виднее. мне кажется, что строили там как и на востоке в тоже время, деревья сажали уже посфактум. ну а то что в сельхозпоселке частный сектор серьезный--это да, приятно там было до недавнего времени прогуляться.
"grohl":

Ну меня в 1979 году еще на свете не было, не могу оспаривать. Это слова моих родителей, которые были очевидцами той стройки. Да и приезжая к ним в гости и видя некоторые огромные деревья понимаешь, что им не 30 лет, хотя часть деревьев я думаю, уже было насажено и после стройки.
28.05.2014 в 11:36
Развитие нигде не стоит на месте, в Европе в некоторых больших городах вообще почти нету зелени, а наш Минск считается одним из самых зеленых в Европе. Так что гордимся тем, что есть, а есть совсем не плохо:)
28.05.2014 в 11:37
Там где могли спокойно расти деревья их почему-то убрали...
28.05.2014 в 11:37
Развитие нигде не стоит на месте, в Европе в некоторых больших городах вообще почти нету зелени, а наш Минск считается одним из самых зеленых в Европе. Так что гордимся тем, что есть, а есть совсем не плохо:)
"M.PST.R":

В Лондоне зелени завались. Не меньше чем в Минске,так что не надо про Европу.
28.05.2014 в 11:38
это где ж у нас в 79 году дома среди деревьев то строили?
"grohl":

У меня во дворе на ул.Куйбышева встречаются деревья (яблони) с приусадебных участков снесенного частного сектора. Такое же видел на Сурганова.
28.05.2014 в 11:44
Статья хорошая, но в советские спальники надо будет лет через 10-20 заглянуть. Например в Серебрянке уже начинают некоторые старые деревья выпиливать .а на их месте остаются проплешины. Пока они закрываются соседними деревьями, но если так процесс пойдёт - то придётся озеленение начинать с нуля.
Сейчас повылазят "каранныя", приехавшие два дня назад и завоют: горат развиваецца, дзярэуям тут не места, хацице лес - едзьте у дзярэуню!
28.05.2014 в 11:55
Все кругом колхохники и льготнки с каменной горки, и понаехали ,а вы коментаторы самые б** умные кахей смотрели с крано-зелёными анучамі . свободно всем стало тусить с такими же быдлом угрофинским и город вам самый красивый не то что в европе гомосеки всякие ..скоро ни одного дерева не будет только билборды колхозные с надписями как вы любите беларусь и родной минск
28.05.2014 в 11:57
Ой, да ладно. Вся эта шикарная зелень была посажена в 60-80-е годы - заслуги нынешних градостроителей в том, что они сдержались и выпилили не всё, нет. Что садится сейчас? Где хоть один нормально сделанный большой _новый_ парк с маленькими свежевысаженными деревьями, дорожками, лавочками. детскими площадками и фонтанами? Где задел на будущее? Максимум, на что способны - это повырубать часть старого леса-рощи и накатать там лыжероллерную и пару пешеходных дорожек. Потом повырубать ещё часть леса, чтобы через пару лет провести туда освещение.
Большинство же посадок сегодня - только взамен спиленным деревьям. Да и те, в основном, вдоль дорог. Да только не те нынче условия - половина деревьев в лучшем случае выживает - остальных не выносят близости такого количества машин.
28.05.2014 в 11:59
Смущает то, что Дариус называет озеленением естественный рост деревьев, посаженных ещё тогда.
28.05.2014 в 12:01
Полностью согласен с выводом Дарриуса. Не был раньше Минск ни зеленее, ни красивее.
За последние лет 20 он только похорошел, несмотря на отдельные уродства вроде Дома у Траецкага.
Просто у людей ностальгия. В детстве, юности многое видится под другим углом. Переместить бы вас сейчас (взрослых) в какой-нибудь 94-й год, и вы бы захотели быстро из того Минска обратно в нынешний.
28.05.2014 в 12:18
Что бы тут ни утверждали про то, что как было зелено,так и осталось, остается верным: **ляцкий кемпинский безнадежно испортил панораму в сторону центра, а деревья вырубают и не восстанавливают на основных дорогах, тотому что они сорят листвой. И зимой соляные отвалы под корни молодых деревьев им здоровья не прибавляют.
28.05.2014 в 12:21
а ведь чистота на улице заслуга не президента, фото это доказывает, машина поливает асфальт (ровный, без ям) на площади победы!
28.05.2014 в 12:24
Сам с Немиги. Помню только Минск начиная с середины 1980-х годов. Он связан с воспоминаниями о бабушке и дедушке, очень много цветущих деревьев весной, очень много гуляли в центре, дома не сидели никогда. Помню как пройдем метров 100, бабушка встречает знакомых, говорит минут 10, а я лажу вокруг, дальше пойдем, опять встречает, опять я исследую Минск. Классный был город, немного местечковый, но это не беда. Сейчас всё как под линейку, без души. можно еще найти пару мест, например ул. Красноармейская, д. 16+. Когда вишня цветет там очень похоже на время из детства. Кто минчанин, тот поймет
28.05.2014 в 12:26
На миг, вернулись, в СССР!))
28.05.2014 в 12:30
Где деревья блеать? Опять зеленстрой постарался?
28.05.2014 в 12:30
Полностью согласен с выводом Дарриуса. Не был раньше Минск ни зеленее, ни красивее.
За последние лет 20 он только похорошел, несмотря на отдельные уродства вроде Дома у Траецкага.
Просто у людей ностальгия. В детстве, юности многое видится под другим углом. Переместить бы вас сейчас (взрослых) в какой-нибудь 94-й год, и вы бы захотели быстро из того Минска обратно в нынешний.
"Frank-7":

а что было плохого в том Минске? вы думаете, что что-то для людей изменилось? те же магазины, те же дома, тот же транспорт, те же больницы, они кстати выполняли свои функции нормально, всё осталось. только + колхозники, горы машин, казино, непонятные монстры типа монстра чижа, проститутки. А я как жил так и живу в том же доме, как ел хлеб с маслом так и ем, и моя дочка уже 2.5 года так живет, ко врачам ходим в ту же поликлинику, в которую я еще пионером ходил
28.05.2014 в 12:31
развитая инфраструктура и "зелень" в городе вместе жить не могут
"nixon93nixon":

плохому руководителю как и танцору плохому всегда что-то мешает
28.05.2014 в 12:45
нужно больше зелени !!!!!!!
28.05.2014 в 12:46
как всегда- из пустого в порожнее...
ждём тему- действительно ли вода мокрая?
28.05.2014 в 12:55
Минск БЫЛ ЗЕЛЕНЕЕ, однозначно. Вы сравниваете частности, а если сравнить в целом, то сравнение не в пользу нынешнего состояния вещей. В природоохранной зоне теперь принято строить, и даже один очень важный человек с усами показал пример, построив себе Цал Дир Бие.
Согласен с комментарием выше, что нынешние посадки - только для компенсации вырубленных старых. Просто деревья подросли.
На самом деле в статье сравниваются деревья, которые стали в основном выше и старше. Но ни слова о том, что еще в 80-е года при озеленении дворов во всех районах активно применялись кусты. Они классно пахли, на некоторых из них росли цветы, на других - плоды. Мы пуляли в детстве белыми ягодами друг в друга, красные плоды прикольно хлопали при ударе...
Потом кому-то умному в начале 90-х годов пришло в голову, что кусты загораживают обзор вокруг подъездов, следовательно, там могут таиться маньяки :) Результат - все кусты были оперативно вырублены.
28.05.2014 в 13:04
Ах, Дарриусс, ах-ты человечий сын ... терзаешь душу.

Сосны на проспекте помню, липы возле "Центрального" тоже. И ЛАЗы (горбатые) еще помню - у меня батя на таком возил строителей строить " СТАЙКИ" ... 1982 или 83 - помню обедали вместе с динамовцами и кто-то высокий усатый угостил гематогеном ...
28.05.2014 в 13:05
это сравнение цифры с пленкой?)
28.05.2014 в 13:06
автору респект....пускай наш минскградо задумается...
28.05.2014 в 13:10
Ностальгия!!!!
28.05.2014 в 13:12
Благословенный край - Республика Беларусь! Люди, берегите её!
28.05.2014 в 13:22
Блин, вот вранье у нас везде, даж здесь.
Во всех проектируемых в совке микрорайонах, пространство и количество Дет., садов, поликлиник, и озеленения было грамотно спроектировано и просчитано по ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ нормам. А сейчас по нормам БЕСПРЕДЕЛА.
А высаживались деревья сразу, а не как сейчас, когда нибудь потом...Конечно на фотках 70-80 годов, особенно черно белых не очень заметны молодые деревья....
А по поводу востока так вообще на букву П...
Там был шикарный яблоневый сад, который укреплял болотистую почву, ну а сейчас что.....
28.05.2014 в 13:31
Зелень пост! Да благо с этим у нас всё в порядке, местами больше чем местами меньше.
Ну пр. Независимости понятно, когда расширяли деревья спилили, ну без этого никак. Не оставлять же как в Новосибирске Красный проспект, две полосы туда, две обратно по середине пешеходная зона и все стоят сутра до вечера.
Минск --- зелень ))
28.05.2014 в 13:33
Все деревья из репортажа посажены нашими предками в 50-х 70-х годах и как раз таки все с чем вы сравниваете это результат их труда. А результат деятельности нынешних властей это проспект Ленина -Независимости, Немига, Республиканская- Романовская слобода, Опанского- Кальварийская и т.д. можно перечислять оч долго где все вырублено. Кто помнит то время когда Победителей называлась Парковой магистралью и была бульваром!утопающем в зелени? К сожалению это проблема не только Минска .,по всей стране по непонятным причинам вырублены тысячи вполне здоровых деревьев растущих вдоль дорог, и уничтожение продолжаются до сих пор. Потеряны уникальные тракты обсаженные 100 летними липами. [censored]
28.05.2014 в 13:34
Слепянская водная система — крупнейший успех советской белорусской ландшафтной архитектуры.

система-то успех, но сейчас он потиху разрушается: никто не восстанавливает крошашийся бетон на водопадах и вдоль берега. И сами берега потиху превращаются в унылое каменное г. усилиями строителей всяческих макдаков и нордсити, "патамушта панимаители земля в городе дорогая и не должна пустовать"
28.05.2014 в 13:35
Зелени много не бывает! :)
28.05.2014 в 13:42
Всё течёт, всё изменяется.
28.05.2014 в 13:44
Странные фото. Показаны не деревья, т.е. аллеи , а в основном кусты и клумбы. Там мол есть кусты в человеческий рост, а сейчас нет..Дело в том, что и Минск был в разы меньше. На всех улицах моего детства были деревья, липы, каштаны, тополя, а сейчас их мало, т.к. прошли десятилетия, город просто закатали в асфальт, деревья постарели, их много спилили, а новые не будут расти либо не выросли, либо их вообще не посадили, т.к. изменилась сама архитектура. Посмотрите внимательно. Тот Минск - это город без всяких сухаревых, кунцевщин, малиновок и прочих одинаковых застроек для чернобыльцев и переселенцев, где сейчас живет добрая половина жителей. Теперь в спальных районах вообще почти нет не только деревьев, но и простых кустов, чего уж тут сравнивать, а в центре их много спилили, т.к. они уже на головы падают, их любым ненастьем ломает, от тех же тополей помните сколько пуха было и как аллергики задыхались.
28.05.2014 в 13:58
Странные фото. Показаны не деревья, т.е. аллеи , а в основном кусты и клумбы. Там мол есть кусты в человеческий рост, а сейчас нет..Дело в том, что и Минск был в разы меньше. На всех улицах моего детства были деревья, липы, каштаны, тополя, а сейчас их мало, т.к. прошли десятилетия, город просто закатали в асфальт, деревья постарели, их много спилили, а новые не будут расти либо не выросли, либо их вообще не посадили, т.к. изменилась сама архитектура. Посмотрите внимательно. Тот Минск - это город без всяких сухаревых, кунцевщин, малиновок и прочих одинаковых застроек для чернобыльцев и переселенцев, где сейчас живет добрая половина жителей. Теперь в спальных районах вообще почти нет не только деревьев, но и простых кустов, чего уж тут сравнивать, а в центре их много спилили, т.к. они уже на головы падают, их любым ненастьем ломает, от тех же тополей помните сколько пуха было и как аллергики задыхались.
"wizard76":

вы статью читали? фотки видели? очевидно же, что намного больше стало зелени, в особенности в микрорайонах
28.05.2014 в 13:59

А по поводу востока так вообще на букву П...
Там был шикарный яблоневый сад, который укреплял болотистую почву, ну а сейчас что.....
"RossiFumi":

Тоже про него хотел написать. Чего ж фотограф не сфотографировал другую сторону проспекта,а? Статья как будто из отечественных СМИ позаимствована
28.05.2014 в 13:59
на некоторых фото деревья просто молодые ещё, а они выросшие деревья назвали озеленением, смешно! сами даже руки не приложили.
28.05.2014 в 14:04
минск красивый все таки город
28.05.2014 в 14:05
Минск - цветущий город, несмотря на потери других городов...
28.05.2014 в 14:05
Некорректное сравнение. Видно же, что центр весь выпилили, а на окраинах просто выросло то, что было посажено еще в те годы. Но и до этих деревьев рано или поздно доберутся очумелые ручки дровосеков. Часто наблюдаю картину: то тут, то там нешта пиляць наши ландшафтные дизайнеры от Зеленстроя. ))
"Morange":

100% согласен, статью читал с недоумением, картинки любимого города, как всегда, порадовали.
28.05.2014 в 14:07
Аналогичная ситуация и с улицей Маркса. Можно оплакивать густейшую зелень на ее начальном участке.


мне тая зеляніна - ліпы - на пачатку в. Маркса і беперапыны вераб'іны хор у сонечны дзень недзе на пачатку лета чамусці вельмі (адносна :) ) добра успамінаецца ... для для дашкольнага узросту )
****
Зеляніны у Мінску стала менш па вельмі простай прычыне: толькі акрамя новых раёнаў ты не мог прайсці каля дрэваў-кустоў-кветак нават калі хадзіў у гастраном за кефірам і чайнай каўбасой за 1руб.60коп. )
Сёння бязлесных вуліц стала больш... а фоткі тут у асноўным "парадных" вуліц... а не унутрыквартальных
28.05.2014 в 14:08
Верните автоматы с газировкой!
"Euronews":

+100500
... и жёлтые бочки с пивом! )))
Хороший у нас город: лет через 30 аборигены зелёной КамГорки будут так же издеваться над новосёлами очередного ЗаБугромОвражска )))
28.05.2014 в 14:08
[censored]
28.05.2014 в 14:09
Неправда! Даже сравнивая фотографии видно, что сегодняшние деревья - это всего лишь подросшие деревца из 70-х! А где-то они уже спилены... Но это касается только застройки, которая не менялась! Возьмите парки и скверы, которые были вырублены и застроены позорящими город объектами! И Дворец Республики - далеко не самое уродливое и выбивающееся из ансамбля здание.. Да вы и сами их можете перечислить...
28.05.2014 в 14:14
Можно согласиться и с выводом автора - это верно. Да зелени стало в целом больше, НО радоваться нечему! Потому что эта почти вся зелень - то что благоразумно сразу посадили в советское время. И сейчас эта зелень просто подросла. И судя по тому каким варварским способом эти деревья "подрезают"-уничтожают - профит выросшей зелени может сойти на нет. НЕ ТРОГАЙТЕ ДЕРЕВЬЯ(и кусты) [censored]
28.05.2014 в 14:16
Ой, да ладно. Вся эта шикарная зелень была посажена в 60-80-е годы - заслуги нынешних градостроителей в том, что они сдержались и выпилили не всё, нет. Что садится сейчас? Где хоть один нормально сделанный большой _новый_ парк с маленькими свежевысаженными деревьями, дорожками, лавочками. детскими площадками и фонтанами? Где задел на будущее? Максимум, на что способны - это повырубать часть старого леса-рощи и накатать там лыжероллерную и пару пешеходных дорожек. Потом повырубать ещё часть леса, чтобы через пару лет провести туда освещение.
Большинство же посадок сегодня - только взамен спиленным деревьям. Да и те, в основном, вдоль дорог. Да только не те нынче условия - половина деревьев в лучшем случае выживает - остальных не выносят близости такого количества машин.
"yo_zhik":

Вы в новых районах были? Парков засаживается море, зайдите хотя бы за библиотеку, или сьездите в Лошицу.
28.05.2014 в 14:17
Если четсно, то мало чего изменилось- нового мало, больше реконструируют )
28.05.2014 в 14:19
это не зелени прибавилось в количественном исчислении, а тупо выросли деревья, посаженные в те годы и чудом пережившие уплотнительно-градостроительную вырубку.
28.05.2014 в 14:19
Тоска по «уничтоженному» нынешними бездушными городскими властями городу оказывается на самом деле ностальгией по ушедшей молодости.


В самую точку.
28.05.2014 в 14:20
Насчет умирания старых деревьев. Очень хорошо помню времена, когда подростами ели мороженное под тенью больших каштанов напротив "Столичного". А потом помню как эти вполне здоровые деревья оттуда удалили. Проспект раньше был намного зеленее.
28.05.2014 в 14:22
Откро
Первые комментаторы не читают статью вообще. Ясное дело, что если деревья посадили 60 лет назад, то они уже умерли. Если вы внимательно посмотрите на проспект, то увидите молодые насаждения, посаженные 5 лет тому назад. А чем дальше от центра, тем больше старых, хороших деревьев.
"X-harn":

Открою Вам секрет: Деревья растут, если им не мешать и более 100 лет. А отдельные виды и по 1000.
По моему личному мнению, проблема проспекта заключается в откатах, получаемых за перекладку плитки/асфальта сомнительного качества и за "омоложение" зеленых насаждений.
"Dzimka":

Да дохли в центре эти деревья, еще много лет назад дохли. Лет 10 назад они уже лысые в сентябре стояли. Вы правда думаете, что в лесу и в центре миллионника равные условия для жизни деревьев? Отдельные виды которые растут по 1000 лет никто не высаживал. Всегда стремятся наиболее быстрорастущее высадить, что бы быстрей прикрыть проплешину.
28.05.2014 в 14:24
Спасибо Дарриуссу. Как всегда - прекрасная статья. Так держать))) Последнее предложение - аж до слез пробрало...
28.05.2014 в 14:29
в Витебске как-то тоже уничтожили прекрасный парк, где можно было людям отдохнуть и получили самую большую (лучше сказать дибильную) площадь в Европе тупо заложив плиткой:(
28.05.2014 в 14:33
деревья денег не приносят, и рекламу на них вешать трудно)
"booker":

и вай-фай не раздают (c)
28.05.2014 в 14:36
Минск лучший
28.05.2014 в 14:40
Сегодня Минск будет зеленый как ни в один день в году!!С ДНЕМ ПОГРАНИЧНИКА ЗЕЛЕНЫЕ БЕРЕТЫ!!!!!
28.05.2014 в 14:47
что раньше был савковый город, что сейчас, сильных изменений нет, только деревья подросли
28.05.2014 в 14:49
Одни и те же "заезженные" фото
28.05.2014 в 14:56
Ой, да ладно. Вся эта шикарная зелень была посажена в 60-80-е годы - заслуги нынешних градостроителей в том, что они сдержались и выпилили не всё, нет. Что садится сейчас? Где хоть один нормально сделанный большой _новый_ парк с маленькими свежевысаженными деревьями, дорожками, лавочками. детскими площадками и фонтанами? Где задел на будущее? Максимум, на что способны - это повырубать часть старого леса-рощи и накатать там лыжероллерную и пару пешеходных дорожек. Потом повырубать ещё часть леса, чтобы через пару лет провести туда освещение.
Большинство же посадок сегодня - только взамен спиленным деревьям. Да и те, в основном, вдоль дорог. Да только не те нынче условия - половина деревьев в лучшем случае выживает - остальных не выносят близости такого количества машин.
"yo_zhik":

Вы в новых районах были? Парков засаживается море, зайдите хотя бы за библиотеку, или сьездите в Лошицу.
"X-harn":

Оооо, я там была, но в отличие от вас, видимо, я какбэ прекрасно помню и лес за библиотекой, и яблоневый сад на месте Лошицы, и лес с ручьём на месте КГ, продолжать? Так что повторюсь: высаживается только взамен вырубленного, да и то вряд ли в полном объёме. _Больших_ новых водно-зелёных парков нет. Что появилось уровня Слепянской водной системы по труду и степени озеленения? В большинстве жилых районов нет нормального культурного парка (читай - с дорожками, освещением, беседками и детскими площадками) в шаговой доступности. Фонтаны в городе можно пересчитать по пальцам. Население с тех пор насколько увеличилось? А для того, чтобы просто погулять вечером после работы с семьёй, из большинства спальников надо по-прежнему ехать "в центр".
К слову, мест для обустройства предостаточно, но городские власти не особо торопятся - ведь площадки можно отдать под дома, тц и автостоянки, на худой конец.
развитая инфраструктура и "зелень" в городе вместе жить не могут
"nixon93nixon":

Мда. Пробелы в логике ничем не исправить. Инфраструктура включает в себя места отдыха, а это в первую очередь парки, а не барчики.
28.05.2014 в 15:13
Главный убийца зелени в Минске - изощренный мозг чиновников!
28.05.2014 в 15:22
деревья денег не приносят, и рекламу на них вешать трудно)
"booker":

Я бы ещё добавил: из-за деревьев с улиц не видно вывесок "Казино", "Игровой клуб", "Ресторан"...
28.05.2014 в 15:23
Как надоело нытьё людей о том, что стало меньше деревьев на улицах, при этом через пять минут ноющих о том, что до работы/универа/и т.п. не добраться за 5 минут, из-за заторов на дорогах на которых мало полос.

Не возможно иметь кучу зелени вокруг и при этом проспект в 4 полосы. Тут либо одно либо другое.
И как я погляжу очень многим это не доходит.
28.05.2014 в 15:30
да что за ерунда,что здесь сравнивать,только застроенные участки с недавно посаженными деревьями,с теми же деревьями но только подросшими. Или нечеткое фото с четким...
28.05.2014 в 15:54
Пока всякие пидорасы типа лабудько не перестанут вырубать парки и вместо их строгать малоколхозки для переселенцев и мусоров у Минска есть еще шанс.
28.05.2014 в 15:54
Хорошая статья....потянуло туда в детство)))
28.05.2014 в 16:08
Как ни крути, серавно красивый город)
28.05.2014 в 16:15
"И мне не нравится то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть..." (В.Цой)
Только лебеди из покрышек спасут город.
28.05.2014 в 16:32
Только я не увидел разницы в фото Было/Стало?
28.05.2014 в 16:35
Онлайнер как всегда бред написал. что-то я особо не заметил, где это на фото больше зелени стало?? абсолютно везде меньше. разве что молодые деревья, посаженные ещё в ту эпоху, выросли. а что касается современных ландшафтов, т.е. созданных недавно, то я заметил лишь газоны из травы, что и на стенах 4-го энергоблока расти будет и смотреть за ней не нужно, разве что подстричь, да и пару кустов. и-то всё это растёт пока никому не мешает и земля под ними не приносит деньги. а главное, заметил нотку пропаганды антиозеленения, особенно про пл. победы. не знаю конечно как кому, а мне газоны, клумбы и деревья в прошлом как-то более нравятся. ну, это мне, каждому своё.
28.05.2014 в 16:47
як можна казаць, што Мінск стаў больш зялёным, калі глянуць на

http://realt.onliner.by/2014/05/21/osmol/

і ацаніць што ёсць і што будзе ?

Тое, што хочуць зрабіць з Асмолаўкай ужо зроблена у Мінску у многіх раёнах (
28.05.2014 в 17:09
раньше - лучше! сейчас - гвн.....
28.05.2014 в 17:31
Жыве Беларусь!
28.05.2014 в 17:57
Как зашибись жили при союзе и кому оно мля мешало
28.05.2014 в 17:57
раньше и небо голубее и трава зе... а нет! сейчас зеленее
согласен с предыдущим мэном, п,Ёж это всё. Сегодня только пилят и вырубают, а выросло то, что садили тогда, в 60-70х.
Отсутствие личного транспорта просто радует, вот бы погонять в прошлом на своем турбомоторе!
28.05.2014 в 18:10
Больше панелей, Богу панелей!!!!
28.05.2014 в 18:16
А парк Горького тоже "озеленили"? По моему его классно "обетонили"....
28.05.2014 в 18:17
Половина фоток моего раена)
28.05.2014 в 18:35
эхххх так круто....вернуться бы в то время, хотя б на месяц))
28.05.2014 в 18:41
Нда... катимся в пропасть. Скоро будем в кислородных масках ходить. Минск уже не тот, да и ценности города изменились.
28.05.2014 в 18:56
Я не понимаю тех, кто плачет о том, что деревья в центре выпилили. По мне так даже лучше, потому что деревья закрывают вид на здания, на проспекте особенно. Туристы должны любоваться архитектурой, а не зеленой стеной.
А деревья должны быть в парках и аллеях, и спальных районах.

Также наверное убирать листву из центра города каждый год слишком затратно.
28.05.2014 в 19:24
от деревьев остались только одни фото(((
28.05.2014 в 19:25
Спасибо за статью,очень приятно сравнивать старый и современный Минск
28.05.2014 в 19:47
[censored]
28.05.2014 в 19:49
Итог такой - то что посадили на пустыре выросло и заколосилось, то что уже было зелёным - уродливо разрослось и разлохматилось.
28.05.2014 в 20:00
Аа класс фотки... от некоторых аж дух захватило, так ярко детство вспомнилось)))
28.05.2014 в 20:05
Я не понимаю тех, кто плачет о том, что деревья в центре выпилили. По мне так даже лучше, потому что деревья закрывают вид на здания, на проспекте особенно. Туристы должны любоваться архитектурой, а не зеленой стеной.
А деревья должны быть в парках и аллеях, и спальных районах.

Также наверное убирать листву из центра города каждый год слишком затратно.
"BoRoG":

Ага, как в Барселоне на Рамбле, так там зелень, которая еще Джорджа Оруэлла и гражданскую войну помнит, почему-то туристам не мешает. И архитектура там, мягко говоря...
28.05.2014 в 20:12
Ностальгия, вспомнил автобусы какие были раньше...
28.05.2014 в 20:21
Оно все вроде верно. Только вот, как всегда, не без нюансов. Чего стоит только тактично умалчивание о том, что напротив домов с мозаикой в районе восток. раньше - частный сектор и много-много зелени, лесок, огромный яблоневый сад... а теперь -чудо белорусской архитектуры. А так - да - Минск стал зеленее((
28.05.2014 в 20:25
Просто отличная статья, которую было интересно посмотреть!
Чаще радуйте нас такими :)

p.s: Автору отдельное СПАСИБО за проделанную работу!
28.05.2014 в 20:43
Раньше Минск был гораздо более комфортным городом, сейчас это уже не Минск а сплошная "толкотень", забитая автохламом, дурацкими муравейниками- новостройками, нигде не протолкнуться, понаехали всякие, не продохнуть.
28.05.2014 в 20:45
Спасибо автору.
28.05.2014 в 20:51
Вместо ЗЕЛЁНЫХ деревьев, сейчас в Минске ЗЕЛЁНЫЕ автобусы МАЗ!
28.05.2014 в 20:57
Хочется верить, что лет через 20-30 и в Дружбе, Лошице, Сухарево, Каменной горке, Домбровке, Малиновке и других новых районах Минска будет как минимум то же, что и в Юго-западе сейчас, по сравнению с 1960-ми, как сравнил автор этого материала!!! Благодарю за материал.
28.05.2014 в 21:00
Деревьев конечно они от души вырубили.
28.05.2014 в 21:05
Странные фото. Показаны не деревья, т.е. аллеи , а в основном кусты и клумбы. Там мол есть кусты в человеческий рост, а сейчас нет..Дело в том, что и Минск был в разы меньше. На всех улицах моего детства были деревья, липы, каштаны, тополя, а сейчас их мало, т.к. прошли десятилетия, город просто закатали в асфальт, деревья постарели, их много спилили, а новые не будут расти либо не выросли, либо их вообще не посадили, т.к. изменилась сама архитектура. Посмотрите внимательно. Тот Минск - это город без всяких сухаревых, кунцевщин, малиновок и прочих одинаковых застроек для чернобыльцев и переселенцев, где сейчас живет добрая половина жителей. Теперь в спальных районах вообще почти нет не только деревьев, но и простых кустов, чего уж тут сравнивать, а в центре их много спилили, т.к. они уже на головы падают, их любым ненастьем ломает, от тех же тополей помните сколько пуха было и как аллергики задыхались.
"wizard76":

вы статью читали? фотки видели? очевидно же, что намного больше стало зелени, в особенности в микрорайонах
"igres":

ага, с учётом, что и микрорайонов не было, то точно "больше"
28.05.2014 в 21:11
Вы на количество авто посмотрите.... я про деревья вообще молчу
28.05.2014 в 21:14
людзям жыць негдзе, а яны пра дзярэуя перажываюць
Предлагаю Онлайнеру сделать оценку статей лайками, как и комментариев, так можно будет понять какие статьи читателям больше всего нравятся. Просто эта статья мне очень понравилась, так и хочется "лайкнуть" )))
"zhikharm3":

больше лайков и скобочек, без дислайков это актуально для, надеюсь вы понимаете для кого

автобус, что ты делаешь http://content.onliner.by/news/2014/05/default/11401abb9521191dff9a5890ecedaf3d.jpg
28.05.2014 в 21:17
рукатвар. на палове фотак дрэвы тупа паспелі падрасці. напрыклад каля опернага. хаця пасаджаны былі яшчэ тады. я разумею, што рост дрэў, як і дождж - персанальная заслуга рыгорыча. пяцерка вам па ідэалогіі.
28.05.2014 в 21:57
Так можно и Минск полюбить.
28.05.2014 в 21:59
yo_zhik, Там было примерно то, что на фотографии шестидесятых годов с улицы Кирова. То есть, полусельский пейзаж.
Слепянская водная система появилась не просто так, а с вполне конкретной целью. Такие сооружения стоят десятки миллионов долларов, которые ради того, что бы несколько сотен человек могли погулять, никто не будет.
Я вижу, как например около дома моих родителей, как на месте болота и чахлого леса, сделали хороший парк, с дорожками и скамейками. Лес если что, местными жителями как свалка использовался ранее. Кстати, "лес" за библиотекой, использовался с той же целью, помните какая тогда проблема была вывести крупногабаритный мусор?
28.05.2014 в 22:00
прикольная статья
28.05.2014 в 22:01
777shyra, для льготничков понаехавших
28.05.2014 в 22:03
Интересно будет глянуть на фотки лет так через 40 .
28.05.2014 в 22:17
Очень люблю такие публикации от darriussа и, особенно, фото того доброго и уютного Минска в котором я родился...
28.05.2014 в 22:32
Сравнивать фото тех лет с фотиками на сегоднешний день ,глупо....
28.05.2014 в 22:34
Сравнивать фото тех лет с фотиками на сегоднешний день ,глупо....
"bulof":

Тогда не было зеркалок и обьективов за 1500 2500 $ кампов тоже не было .....
28.05.2014 в 22:35
Скоро весь Минск в каменную горку превратиться...
Как жаль, что нельзя вернуться в прошлое, в свое детство..
28.05.2014 в 22:39
а я всё равно хочу туда, в 80-е!
28.05.2014 в 22:43
Да уж, ностальгия.... Пойду Стругацких почитаю.
28.05.2014 в 22:49
В микрорайонах построенных в 70-80е годы, деревья выросли и сейчас там всё зелено. Пример: моя родная Веснянка (особенно если сравнивать с фотками начала и середины 90х)
Насчет проспекта Независимости. Была не так давно статья, о том откуда была эта зелень. Если посмотреть на фото послевоенного Минска - он "голый" (пример: район Оперного театра). А на фото 60-х годов Минск резко стал зеленым, причем озеленен 40-летними деревьями. Была целая программа по озеленению, когда город засадили взрослыми деревьями. К 90-м годам эти деревья умерли, т.к. в городских условиях деревья живут меньше чем в лесу. Вопрос в не в том почему порубили (это вполне логично), а почему не озеленили снова.

PS Новые микрорайоны, типа Каменной горки, лысые только сейчас, через 20 лет будут зеленые.
28.05.2014 в 22:52
Даже при мне он был зеленее. На ваши фотки больно смотреть.
28.05.2014 в 23:03
посмотрите берлин и поймете что такое зеленый город
28.05.2014 в 23:04
[censored]
28.05.2014 в 23:13

Тот кто говорит, что город должен быть строго функционален - задумайтесь, хорошо ли вам будет в строго функциональном автомобиле или ОТ, главная цель которых - из точки А в точку Б, а безопасность, комфорт и удовольствие от перемещения, не то что вторично, а нарочито удалено ради главной функции движения.
"Opel_AD":

Что-то воде этого http://lobzzik.ru/admin/pictures/3530b.jpg
28.05.2014 в 23:16
ВСЁ НОРМАЛЬНО МАМА....
28.05.2014 в 23:31
[censored]
28.05.2014 в 23:31
Как же сильно задрал ваш Минск. Словно наша страна - это один лишь Минск. Ну сделайте уже статьи о Бобруйске, Климовичах, Осиповичах, да о любом городе, кроме Минска. Как же мне жаль страну... Журналистов нет хороших, одни лишь "дворовые мыши"!
28.05.2014 в 23:32
Окраины стали зеленее, центр "каменнее" и только послевоенная застройка возвращает во времена вождей.
29.05.2014 в 0:00
booker, зато как украшают город)
29.05.2014 в 0:13
.
Вы в новых районах были? Парков засаживается море, зайдите хотя бы за библиотеку, или сьездите в Лошицу.
Лошицу вы имеете ввиду парк которому более 100 лет?
29.05.2014 в 0:41
Сравнивать фото тех лет с фотиками на сегоднешний день ,глупо....
"bulof":

Тогда не было зеркалок и обьективов за 1500 2500 $ кампов тоже не было .....
"bulof":

шизофреник-))))
29.05.2014 в 0:44
В кадр попал редкий полноприводный "Москвич"
И, да - раньше было уютнее, меньше было быдла
29.05.2014 в 1:31
PS Новые микрорайоны, типа Каменной горки, лысые только сейчас, через 20 лет будут зеленые.
"mx1981":

Конечно, будут, ведь любимое занятие пролетарских детей ломать молодые деревца. Другой раз они это делают на глазах у своих самок-родительниц.
29.05.2014 в 1:46
сейчас лучше
29.05.2014 в 2:08
Когда строили метро в 80-ом году, по проспекту бывшему Ленинскому (нынешнему Независимости), выкопали все большие деревья - мешали, это и понятно. Когда метро достроили - привезли и вкопали обратно.
Сейчас их нет... Наверное в целях безопасности, мало ли кто за деревом, или в дереве спрячется, а тут по проспекту кто нибудь важный ехать будет.
29.05.2014 в 2:54
[censored]
29.05.2014 в 3:57
Фотографии в районе Партизанского проспекта уже не соответствуют действительности. Почти все деревья в этом месте вырубили.
29.05.2014 в 7:05
yo_zhik, Там было примерно то, что на фотографии шестидесятых годов с улицы Кирова. То есть, полусельский пейзаж.
Слепянская водная система появилась не просто так, а с вполне конкретной целью. Такие сооружения стоят десятки миллионов долларов, которые ради того, что бы несколько сотен человек могли погулять, никто не будет.
Я вижу, как например около дома моих родителей, как на месте болота и чахлого леса, сделали хороший парк, с дорожками и скамейками. Лес если что, местными жителями как свалка использовался ранее. Кстати, "лес" за библиотекой, использовался с той же целью, помните какая тогда проблема была вывести крупногабаритный мусор?
"X-harn":

Ключевые слова "на месте леса сделали". В том, что вы написали, вообще ничего не противоречит моим словам.
Ок. Люди делали свалку. Власти облагородили, люди перестали делать свалку.
В другом месте люди тоже делали свалку. Но никто ничего не облагораживал - просто вырубили всё и, возможно, посадили взамен ровно столько же деревьев в том же районе где-нибудь вдоль дорог.
Вы говорите, что власти в этой ситуации молодцы - сделали хоть что-то, я говорю - сделали мало, потому что деревья вырастают долго, вырастают не все, а надобность в них с увеличением количества жителей и транспорта возрастает, и их надо садить не в соотношении 1 срубили- 1 посадили, и не от балды, а нормально планировать рекреационные зоны. Не то что "был чахлый лесок и болото" - облагородили, молодцы, что не вырубили, не было - и не стали заморачиваться созданием.

И да, Слепянская система появилась не просто так, а потому, что городу не хватало воды. Вот только я говорю не про сам канал, а про зоны рекреации в водно-зелёном диаметре.
Куча дорожек, куча лавочек, огромное количество высаженных деревьев - не из-за того высаженных, что по соседству рощу вырубили под строительство панелек, а из-за того, что людям нужны были места для отдыха в шаговой доступности. Это стоит денег, но это делает жизнь горожан полноценной, впрочем, если вас устраивают вечера за компьютером/телевизором вместо вечеров-прогулок в парках, обедов-пикников, если вам этого достаточно, то этих действий городских властей тоже достаточно, но я вам в таком случае сочувствую.

О, и кстати, на месте дома моих родителей раньше была деревня, так вот - там остались и большие липы и клёны, высаженные вдоль главных улиц, и яблони из чьего-то сада, и советски архитекторы в конце 70-х - начале 80-х сумели прекрасно их вписать в план застройки микрорайона, не вырубили, оставили, дополнили всё это дорожками и клумбами и новыми посадками - и они до сих пор радуют жителей района и не думают засыхать. только одну иву из тех старых деревьев вырубили. Так что не надо рассказывать про сельский пейзаж - он прекрасно адаптируется, если есть желание.
29.05.2014 в 7:52
деревья денег не приносят, и рекламу на них вешать трудно)
29.05.2014 в 8:31
коренные Минчане !!!!!!
СОЗДАЁМ ВЕТКУ
29.05.2014 в 9:02
[censored]
29.05.2014 в 9:06
Вы ведете сравнение с пятидесятыми годами, когда после войны пошло всего 10 лет, и деревья еще не могли успеть вырасти. А проведите сравнительный анализ с семидесятыми-восьмидесятыми! Уверена, ваши выводы не смогут быть столь же радостными, увы…
29.05.2014 в 9:21
Судя по фотографиям гордость испытываем за буйсто зелени, которое выросло из саженцев видных на старых фотографиях. А новых зеленых зон нет.
29.05.2014 в 9:29
yo_zhik, какие "рекреационные зоны"? Тут целыми парками вырубка под застройку идет... Все клали на генплан застройки, где все эти зоны были очерчены. Потому что зачем тут дереву торчать, когда можно бабки состричь? В центральном парке метр квадратный земли стоит больше штуки, а на окраине города - меньше трехсот. Застройщики готовы платить. Муниципалитет рад продавать и рапортовать о рекордных поступлениях в бюджет.
29.05.2014 в 12:20
Хочется больше зелени всё равно!, прям как из репортажа о Светлогорске!
29.05.2014 в 13:34
yo_zhik, какие "рекреационные зоны"? Тут целыми парками вырубка под застройку идет... Все клали на генплан застройки, где все эти зоны были очерчены. Потому что зачем тут дереву торчать, когда можно бабки состричь? В центральном парке метр квадратный земли стоит больше штуки, а на окраине города - меньше трехсот. Застройщики готовы платить. Муниципалитет рад продавать и рапортовать о рекордных поступлениях в бюджет.
"MishkaZ":

Да понимаю я всё это. Просто странно, как мало людей об этом вспомнили в комментариях. Странно читать эту статью от дарриуса. Странно и грустно ещё и спорить, пытаясь доказать людям, что они достойны лучшего отношения к ним, что лучшей городской среды достойны их дети, что выкладывая столько денег за квадратные метры и за "привилегию" жить в столице в виде завышенных столичных цен и проживания в переполненных спальниках, стоит требовать отдачи и достойного отношения к себе от городских властей. Не, ну я не тешу себя надеждой разбудить самосознание белорусов парой комментариев на онлайнере, но меня каждый раз, как в первый раз, удивляет, как дёшево люди себя ценят.
29.05.2014 в 14:18
Мне одному кажется, что везде кроме Кирова было лучше чем стало?
29.05.2014 в 18:56
все испортили!
30.05.2014 в 2:10
Современные архитекторы это бездари.Лепят бездушный блестящие коробки.Все это началось в 70 х годах.Сплошное уродство.То ли дело дореволюционные или Сталинской эпохи архитекторы в красоте знали толк.Смотришь и глаз отдыхает.
Возьмем здание МГУ в Москве до сих пор символ столицы, построено в проклятое Сталинское время.Странно получили якобы свободу,якобы демократию и сразу деградировали.Ни одной личности мирового значения,одни клоуны и идиоты политики.Не смотря ни на что все таки Минск красив чист и приятен.И главное это люди которые в нем живут и смотрят за ним .Ни приезжие таджики и тому подобная шваль а свои Белорусы,трудяги.
30.05.2014 в 8:55
а почему не показали как изуродовали ДС Веснянка? Раньше по дороге в дрозды, идешь в тени аллеи, так приятно и красиво! А теперь, Печешься как на сковородке, да и стройки сплошные! От подземного перехода до Арены доходишь- хочется вернуться назад!Буржуи, вообще обнаглели!
30.05.2014 в 10:49
Вот почему не сфотографировали парк Горького с проспекта в направлении цирка? всю статью бы испортили каменным саркофагом постороенным возле цирка. Куда смотрит главный архитектор страны или он не главный?
30.05.2014 в 11:11
Странно читать эту статью от дарриуса.
"yo_zhik":

Конек Дарриусса - "было-стало", как выглядело, что находилось раньше, как изменилось. Мне тоже это близко, я тоже люблю рассмотреть снимки со спутников и немецких самолетов, старые фотографии города. Просто в данном случае не стоило предлагать читателю слишком упрощенный вывод о том, что зелени стало больше потому, что выросло посаженное 30 лет назад. В наши дни не только таких масштабов озеленения нет, а наоборот приходится людям биться за каждое дерево - вспомнить борьбу в Зеленом Луге, парк Дружбы народов (неоднократно), парк Горького, когда спасли от Зеленстроя (эти всё пилят и пилят по городу) десятки здоровых деревьев!, когда вырубается зелень во дворах при точечной застройке и т.д. Этот фон автор не учел, готовя материал, поэтому много отрицательных отзывов на, как правило, всегда интересную работу этого уважаемого лично мной и другими читателями автора.
30.05.2014 в 15:00
Деревья убежали.
30.05.2014 в 15:48
блин, так ничего не изменилось...мы остались в далеких 50-х 20 века
30.05.2014 в 15:55
ДАРРИУСС, ВАМ СТАТЬИ ВАШ ДЕДУШКА, БАБУШКА ПИШЕТ, или ну , крайне папа, мама? ПРОСТО КОГДА ВЫ ПИШИТЕ ПРО МОЛОДОСТЬ (А САМИ ЗАКОНЧИЛИ ШКОЛУ № 25. В 1998 ГОДУ.........
31.05.2014 в 11:47
Тоска по «уничтоженному» нынешними бездушными городскими властями городу оказывается на самом деле ностальгией по ушедшей молодости.


Это вовсе не ностальгия и уменьшение зелени в Минске - это не миф и не заблуждение!
Просто чтобы это понять, нужно сравнить Минск нынешний и Минск лет 5-10 назад. Сравнивать с периодом 30-50 летней давности необъективно и некорректно, покольку деревья вырастают не за один день и живут не вечно.
31.05.2014 в 20:33
Я люблю тебя, Минск!
Что само по себе и не ново...
Я люблю тебя, Минск!
И в тебя возвращаюсь я снова...
"BeMyWife":

Гениально! Гениально!! Встал, хлопаю вам уже двое суток, не могу остановиться, восторх так и прёт (текст членом набираю) . Это ж какой талант у вас - такой стих красивый написали! Сами!! Все лайки - это я вам понаставил! Пасибо вам за ваше произведение!
05.06.2014 в 17:28
Фатаграфii - цiкавая "машына часу"! :)
09.06.2014 в 19:26
В центре зеленки стало действительно очень мало !!! Укатать в асфальт и плитку просто проще. А так сади, обрезай, поливай, землю подсыпай и ... еще денег при этом деревья не приносят ;)
17.11.2015 в 11:07
Ну статься все же не совсем корректная. Дело в том, что по увеличению зелени сравнили районы, строившиеся при СССР, т.е. по сути просто выросли деревья, посаженные тогда (!!!). Т.е. они уже были, просто были молодыми. но исчезли зато деревья уже взрослые.
Сейчас деревья почти не высаживаются, единичные случаи, соответственно через 20-40 лет молодые уже не вырастят, а старые будут вырубать...
Ведь озеленение не сиюминутная работа, результат можно увидеть через 5-10-15 лет только!
10.01.2017 в 9:49
Сколько бы меня не убеждали что деревьев не стало меньше - это полная ерунда. На месте огромного дерева сейчас сидит чахлый саженец - возраст ему лет за 20, а с виду - от силы 7-8. Не растут. Потому что втыкают их в колодец метр на метр, зажатые со всех сторон асфальтом и плиткой, они не могут нормально укорениться, не могут собирать влагу для питания кроны. А полезность дерева в городе определяется именно кроной: только она дает кислород и тень, испаряет влагу, насыщает ею воздух и дарит прохладу. Да вы попробуйте "погулять" летним днем в этом городе. Не забудьте намазаться кремом от загара.
10.01.2017 в 9:58
Как обычно, у нас забыли для чего вообще нужно озеленение, и почему оно должно быть именно таким. Озеленение нужно для комфорта. Допустим, у меня в двух кварталах - парк. Вроде отлично. Но чтобы добраться туда, надо пройти 500 метров по улице. Ехать на машине туда глупо и неудобно. А пешком? А пешком - иногда невозможно! На улице - солнце, жара, и тень можно найти только под самыми зданиями. Вот для чего были нужны деревья вдоль тротуара! Чтобы по городу можно было ХОДИТЬ, а не зажав нос и прикрыв голову прошмыгивать от двери до двери. А так будет. Потому что деревья, высаженные в таких ужасных условиях, не вырастут до прежних размеров НИКОГДА. Они зачахнут, но не поднимутся.