Районы, кварталы: история минской Чижовки
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
226
16 мая 2014 в 9:07
Автор: darriuss

Этим районом в Минске принято пугать детей. Считается, что в Чижовке живут сплошь пролетарии, склонные к неумеренному потреблению спиртных напитков, а экология немногим лучше, чем в чернобыльской Припяти. Такая репутация спроектированного в первой половине 1960-х жилого массива заслуженна лишь отчасти, а уж по живописности конкурентов в Минске у него практически нет. В дни, когда топоним «Чижовка» на устах у прогрессивной хоккейной общественности всей планеты, Onliner.by рассказывает об истории создания и настоящем этого района Минска.

Минское предместье рядом с заболоченной долиной Свислочи, несколько деревень, колхозные поля, фруктовые сады на месте нынешнего парка 900-летия Минска и загадочный дом отдыха «Замчище» — такой была будущая Чижовка в 1930-е.

В октябре 1964 года район вместе с остальным Минском угодил в объектив американских спутников-шпионов Corona. На этом снимке мы можем видеть, как выглядела Чижовка непосредственно перед началом застройки, в момент, когда уже активно шло ее проектирование. Сразу несколько изменений в сравнении с довоенной ситуацией бросаются в глаза. На северо-западе перспективный жилой район уже ограничивает водохранилище, фруктовый сад на месте парка 900-летия Минска исчез, зато появился новый массив индивидуальной застройки, в основной своей массе сохранившийся до сих пор — это поселок совхоза Затишье, выросший тут к югу от промзоны Минского автомобильного завода после войны.

Спустя всего три года американские спутники зафиксировали рождение первых двух микрорайонов: Чижовка-1 возводилась вдоль улицы Ташкентской, а Чижовка-2 — между улицами Голодеда и Уборевича. Пока еще на месте и деревня, давшая району имя. В скором будущем деревянные домики Чижовки пойдут под снос ради строительства микрорайона номер 5. Зато две другие деревни в окрестностях прожили гораздо дольше: последние дома Затишья уничтожили перед началом возведения «Чижовка-Арены», а Корзюки продолжают существовать до сих пор, хотя и насчет них у Мингорисполкома имеются далеко идущие и очень панельные в своей сущности планы.

К 1971 году деревни Чижовка и след простыл, зато практически во всей красе появился жилой район Чижовка из шести микрорайонов. Строителям оставалось возвести лишь несколько высотных акцентов в разных частях массива, «дома-стены» вдоль улицы Голодеда да ряд общественно полезных зданий.

Проектирование нового жилого района в юго-восточной части белорусской столицы развернулось в первой половине 1960-х, а строители пришли сюда в 1964-м и остались почти на десять лет. Согласно задумке архитекторов «Минскпроекта», здесь выросло сразу шесть микрорайонов, изначально рассчитанных на проживание 62 тыс. человек. На этой карте 1997 года Чижовка представлена в своем почти классическом варианте, реализованном за годы советской власти, без уплотнений последнего времени. Основными магистралями массива являются пересекающиеся под прямым углом улицы Ташкентская и Голодеда (на их перекрестке сформирован и главный общественный центр района) и улица Уборевича, опоясывающая все чижовские микрорайоны.

Улица Ташкентская, после недавней реконструкции к чемпионату мира по хоккею превращенная в настоящий широкий проспект. «Сама идея района получила свое начало от стремления отделить пешехода от транспорта и создать благоприятные условия для жизни в большом городе. Это обусловило и систему уличной сети, которая убрала машину с дороги человека в границах этого района и позволила лучше организовать благоустройство», — писал в свое время архитектор Н. Вараксин.

Специалист был прав: проектировщикам действительно удалось избежать чрезмерно дробного деления широкими шумными улицами застройки на кварталы — по зеленым, уютным Чижовкам удобно и приятно гулять.

С зеленью в Чижовке дело вообще обстоит очень хорошо, хотя, конечно, ее в последнее время и стало меньше. Вдоль берегов Чижовского водохранилища, образованного в 1951 году плотиной на Свислочи для технического водоснабжения минской ТЭЦ-3, в 1967-м к круглому юбилею столицы БССР был разбит парк 900-летия Минска, ставший основной рекреационной зоной жилого массива.

На этом снимке второй половины 1960-х фрагмент будущего парка заметен справа: хорошо видно, что деревьев здесь еще почти нет. Тот самый случай, когда сейчас Минск стал куда зеленее, чем был почти полвека назад.

Для строительства «Чижовка-Арены» парк существенно проредили, однако вместо деревьев район получил спортивно-развлекательный центр общегородского масштаба, вдохнувший новую жизнь в старую рабочую минскую окраину. Про существование Чижовки, пусть и невольно, узнали по всему миру. В основном, конечно, хоккейные болельщики.

Строительство дамбы через Свислочь. Так в 1969 году район между улицами Ташкентской и Кабушкина наконец соединили с Партизанским проспектом. Тогда же в Чижовку пустили и троллейбус (первым — маршрут №16), что значительно улучшило транспортную доступность ранее в существенной мере изолированного от остального города района.

Ташкентской главную магистраль новорожденного массива назвали неспроста. В апреле 1966 года центральная часть столицы советского Узбекистана была фактически стерта с лица земли в результате катастрофического землетрясения. Восстановление Ташкента, в котором активно участвовали и белорусские строительные организации, стало удачным примером дружбы народов в СССР, а в качестве одного из косвенных последствий на минских картах в 1967-м появилась новая улица.

Вдоль нее же был запроектирован и первый чижовский микрорайон. Надо сказать, особенной оригинальностью застройка Чижовки похвастать не может. Больше половины всех крупных жилых зданий — это панельные и кирпичные пятиэтажки типовых серий, в массе своей поставленные «колоннами» друг за другом — образец так популярной в 1960-е «строчной» застройки. Однако располагая довольно скудной номенклатурой продукции домостроительных комбинатов, архитекторам все равно удалось создать пусть скромный, но завершенный ансамбль, по крайней мере вдоль красных линий основных чижовских улиц.

В случае с Чижовкой-1 вдоль улицы Ташкентской для «разбавления» пятиэтажек высотными акцентами были поставлены четыре девятиэтажных здания серии МК-9 с пристроенными объектами торговли и соцкультбыта. Здесь расположились детское кафе, столовая, универсам, парикмахерская, магазин «Пионер» и многие другие учреждения, столь важные для превращения спального района в пространство не только для сна, но и для жизни.

Один из первых минских универсамов на улице Ташкентской.

Панорама первой Чижовки и новеньких зданий вдоль Ташкентской. Слева видны домики старой деревни Затишье. Теперь на их месте стоянка у «Чижовка-Арены» и отель «Арена», первая крупная гостиница района.

А это вид с противоположного конца улицы. Вдалеке достраивается четвертая девятиэтажка первого микрорайона (Ташкентская, 16-1). Парка 900-летия Минска опять же нет.

Тот же прием, когда 90-квартирные в большинстве своем пятиэтажки разбавлялись высотными акцентами, был использован и далее по Ташкентской, в микрорайоне номер 3. И здесь жилые дома оборудовались дополнительными пристройками, в частности с крупным мебельным магазином внутри. Перекресток же с улицей Голодеда был оформлен высотным «домом-стеной», определившим, как оказалось, и дальнейший характер застройки этой улицы в границах Чижовки-3.

Чижовка-3 на фотографии начала 1980-х.

Первоначальный макет 3-го и 4-го микрорайонов из середины 1960-х. Обратите внимание, что попавший на их территорию фрагмент бывшего поселка совхоза Затишье (улицы Копыльская и Столбцовская) подлежал сносу — проект, не реализованный до сих пор и, судя по всему, отложенный городскими властями в долгий ящик. С некоторыми изменениями по сравнению с оригинальным замыслом была осуществлена и застройка улицы Голодеда в микрорайонах Чижовка-1 и -5.

Дома-башни тут появились, однако в иных точках, чем было запланировано первоначально.

Они же на снимке конца 1980-х.

Еще один (и самый крупный) массив индивидуальной застройки сохранился в микрорайоне Чижовка-5. Домики, возводившиеся после войны для работников пригородного совхоза «Затишье», в конечном итоге очутились прямо в сердце района, рассчитанного на проживание десятков тысяч человек, и продолжают с переменным успехом существовать и 60 лет спустя. Более того, несмотря на тягостную ситуацию со свободными участками для строительства в Минске, снос их в обозримом будущем не предполагается. Чижовка — не Сельхозпоселок, район куда менее привлекателен для застройщиков.

Панорама микрорайона Чижовка-5. До середины 1960-х годов на месте этих пятиэтажек располагалась деревня, давшая жилому району имя и одновременная ставшая его жертвой. Любопытна мотивация городских властей, из трех имевшихся здесь деревень выбравших именно Чижовку для увековечения в минской топонимике. С равным правом массив, родившийся в недрах мастерских института «Минскпроект», мог носить имя Корзюки или Затишье.

На месте, где когда-то находился таинственный дом отдыха «Замчище», после войны разместили два важных городских объекта — МГВАК (авиаколледж, в среде выпускников продолжающий зваться своей еще советской аббревиатурой МАТУГА) и 10-я клиническая больница, одна из крупнейших в Минске, реновированная вместе с остальным районом и вместо характерного красного цвета теперь ставшая малиновой и нежно-коралловой.

За МГВАКом располагается один из интереснейших объектов Чижовки — стоянка разнообразных самолетов, использовавшихся курсантами училища, а впоследствии колледжа в качестве тренажеров.

По традиции, характерной для советской архитектуры 1960—1980-х годов, любой крупный жилой район должен был получить свой общественный центр. Чижовка исключением не стала, ее авторы (Р. Артемчик, Л. Архангельская, Е. Заславский, А. Шелякин) запроектировали один главный центр и два вспомогательных. Главный расположился на перекрестке основных магистралей района, улиц Ташкентской и Голодеда, и занял широкую полосу между первой и Ташкентским проездом. Так он выглядел на плане.

Основным элементом здесь выступил кинотеатр «Дружба», построенный в 1974 году по типовому, но очень редко использовавшемуся в Советском Союзе проекту московского ЦНИИЭП им. Мезенцева. Особенностью этого двухэтажного здания являлось совмещение функций кинотеатра с кафе и танцзалом.

«Кина» в «Дружбе», возможно, уже никогда не будет. Минскому «Киновидеопрокату» кинотеатр из-за своей убыточности оказался не интересен, «Дружбу» с удовольствием продали на аукционе, но дальнейшая его судьба остается неясной. По крайней мере, вывески со знакомым всем жителям Чижовки названием на здании уже нет.

Компанию кинотеатру составила открывшаяся в 1982 году библиотека, достаточно оригинальный проект которой получил в свое время всесоюзную премию ВЛКСМ. Интересно, что пара ее авторов — Александр Чадович и Олег Ладкин — выросли в довольно известных сейчас архитекторов. Чадович в 1996—2003 годах даже был главным архитектором Минска, а Ладкин известен ныне как автор минской Эйфелевой башни, «Дома у Троицкого».

За библиотекой и кинотеатром еще несколько важных объектов: рынок, поликлиника и даже отдельный крупный Дом быта, похвастать каковым может далеко не каждый минский жилой район.

Примерно тот же ракурс на фотографии конца 1980-х.

Несмотря на то, что работа над архитектурой и строительством Чижовки растянулась на долгие десятилетия, главный общественный центр района так и остался незавершенным. Кроме реализованных объектов, здесь планировалось построить еще «блок общественного питания» с рестораном, кафе и столовой. Так проект застройки выглядел в конце 1960-х. На переднем плане — улица Голодеда, слева вверх уходит Ташкентская.

А это уже более поздний макет с группой высотных башен в районе Чижовского рынка и Дома быта. В них планировалось селить так называемых малосемейных граждан, при этом высотки выполняли бы и роль необходимого в самом центре района композиционного акцента.

Вспомогательные районные центры разместили в сердце двух разделенных Ташкентской половин жилого массива. Типовой торгово-общественный центр для микрорайонов Чижовка-1, -3, -4 и -5 находится на улице Голодеда, неподалеку от диспетчерской станции общественного транспорта.

Аналогичный центр для 2-го и 6-го микрорайонов также построили в глубине квартала между улицами Уборевича и Голодеда. Жителям района он запомнится в первую очередь благодаря детскому кафе «Космос», когда-то располагавшемуся на втором этаже здания.

Еще не так давно на фасаде сохранялась вывеска, своим внешним видом лишний раз напоминавшая о скоротечности мирской славы.

Теперь лишь декоративные наклейки на окнах вызывают во многих минчанах, даже уже уехавших из Чижовки в другие «спальники», воспоминания о беззаботном детстве.

К счастью, в одном из минских фотоальбомов сохранился цветной снимок «Космоса» с его фантастическим интерьером и световой дорожкой, квадраты которой загорались, если на них наступишь.

Детское кафе и торгово-общественный комплекс, в который оно входило, располагались в микрорайоне Чижовка-2, строившемся параллельно первому микрорайону. Так он выглядел от перекрестка улиц Ташкентской и Голодеда. Обратите внимание, что на месте нынешнего отеля «Арена» в конце 1960-х находилась автобусная диспетчерская станция.

Царство пятиэтажек разбавили традиционной ритмикой девятиэтажных домов вдоль улицы Голодеда со стильными птичками-консолями на крыше.

Западная Чижовка, 2-й и 6-й микрорайоны с противоположного берега Чижовского водохранилища, из братской Серебрянки.

Панорама только что застроенного и пока совсем не зеленого района. Спустя почти полвека за деревьями часто не видно домов, дворы же остались столь же просторными — вопиющее расточительство с современной точки зрения Мингорисполкома.

Возможно, неоднозначная репутация района сыграла свою роль в том, что щупальца уплотнительной гидры дотянулись до Чижовки куда позже ее аналогов в других частях Минска. Точечная застройка массива продолжалась в 1980-е и в начале 1990-х, затем на десятилетие замерла.

Теперь строители вновь вернулись сюда. Две 19-этажки М111-90, этой современной классики МАПИДа, выросли в Чижовке-4, в Чижовке-6 вплотную к домикам старой деревни Корзюки и ее кладбища появился первый в Минске арендный дом. В будущем, обещают архитекторы и городские власти, Корзюки ждет судьба их соседей — светлое панельное завтра с прекрасными видами на искусственное озеро.

Новые жильцы, конечно, освежат старый рабочий район, но пока Чижовка остается прежней, пусть ее внешний облик и привели в порядок к чемпионату. С веселыми компаниями под окнами, периодически горящими коллекционерами пустых бутылок, запахом Большой Индустрии, единственным городским зоопарком, уютными дворами и живописнейшей природой.

«Когда я бываю в Чижовке, мне представляется, что тут созданы все условия для разумного досуга людей разных поколений, для полноценных контактов между ними, а такие контакты носят и массовый характер, и сугубо индивидуальный. Большинство домов здесь надежно защищены от вредностей, связанных с интенсивным транспортными движением на главных магистралях. Чижовка — современный город-спутник в границах Большого Минска», — немного наивно, но в целом точно в свое время писал выдающийся белорусский скульптор Заир Азгур. Современности нынче в районе поубавилось, досуг стал более безумным, но городом в городе Чижовка осталась.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
16.05.2014 в 9:10
Хорошая статья,красивые фото , читается на одном дыхании
16.05.2014 в 9:11
иностранным болельщикам полезно узнать что здесь было до ЧМ 2014;
спасибо darriuss за очередную интересную статью!
16.05.2014 в 9:11
Классный район !

На Чижовке ты живешь, и к тебе не пройдешь,
Так чижовские замесят, что до дома не дойдешь.
16.05.2014 в 9:12
Ну хоть где-то деньги выбросили не зря ) Спасибо за Чижовку-Арену )
16.05.2014 в 9:12
А толку, ели всем продуваем?(
16.05.2014 в 9:12
Район рабочих, строителей и крестьян, но благодаря именно им строился и развивался Минск, а не творческой интеллигенции из центра!
Теперь еще около водохранилища появилось, здание с высоты птичьего полета напоминающее женскую грудь различных размеров!
16.05.2014 в 9:12
Это легендарный район!
16.05.2014 в 9:12
Спасибо за Чижовку-Арену )
"Pioneer":


одного тоже благодарили раньше, за счастливое детство
16.05.2014 в 9:14
Чижовка- мама! Воспитала ты меня и в сердце поселилась навсегда.
16.05.2014 в 9:15
Если бы выселить всю пьянь и шваль, то был бы самый престижный район в Минске
16.05.2014 в 9:17
К чемпионату нормально отмыли. интересно сколько мобил наотжимали?)))
16.05.2014 в 9:17
иностранным болельщикам полезно узнать что здесь было до ЧМ 2014
"sasha364":

кто из них будет читать онлинер!?
16.05.2014 в 9:17
Котейка в конце -репортаж удался!!
16.05.2014 в 9:18
Спасибо, Дарриус! Ваши статьи о Минске возвращают в детство...
16.05.2014 в 9:20
Если бы выселить всю пьянь и шваль, то был бы самый престижный район в Минске
"Brigadir59":


а если из минска выселить понаехавших, то был бы самый престижный город в европе))
16.05.2014 в 9:21
что-то ничего особо не изменилось по сравнению со старыми фотками.
16.05.2014 в 9:21
родина
16.05.2014 в 9:22
Постройте развязку с МКАД на Ташкентскую!!!!! А не магазину Табак-инвеста индивидуальную
16.05.2014 в 9:22
Какая же чижовка зеленая.
16.05.2014 в 9:26
За столько лет ничего не поменялось. Чиж- арена только
16.05.2014 в 9:26
Достойны уважения статьи darriussа, видно, что человек старался, спасибо.
16.05.2014 в 9:27
на фото машины соседей и любимый двор!!!!
16.05.2014 в 9:27
Вот именно Арены Чижовке и не хватало всю жизнь...
16.05.2014 в 9:30
да уж. на старых фото она как то поприятнее была) ща тоже самое только потрепанное все)
16.05.2014 в 9:31
Чижовка рулит!
16.05.2014 в 9:33
Стоит добавить, что в парке 900-летия когда то (1970-1975 гг) был карьер и проходили гонки по мотокроссу.
При строительстве микрорайона на месте домов 30-38** по ул Уборевича было снесено старое кладбище.
После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
Зоопарк вообще забыли, по которому может быть подготовлена отдельная статья.
Ну и алкаши, куда уж без них Заводскому району.
16.05.2014 в 9:38
дариусу, как всегда, + за статью
16.05.2014 в 9:39
Стоит добавить, что в парке 900-летия когда то (1970-1975 гг) был карьер и проходили гонки по мотокроссу.
При строительстве микрорайона на месте домов 30-32** по ул Уборевича было снесено старое кладбище.
После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
Зоопарк вообще забыли, по которому может быть подготовлена отдельная статья.
Ну и алкаши, куда уж без них Заводскому району.
"MASTER+":

А еще про дискотеки на Дружбе нужно было написать, по которым может быть подготовлена отдельная статья :))))
16.05.2014 в 9:40
Сюда ходил еще в видеозал, смотрел на теликах Терминатор 2 - вот это было круто!!
16.05.2014 в 9:42
Бредни о чижовках, серебрянках, "ангаре", шабанах и т.д. чаще всего распространяют те, кто там никогда не жил. Или помнит только 90-е годы, когда бандюки и беспредел были в любом районе.
16.05.2014 в 9:47
Люблю чижовку за то,что очень много деревьев и зелени =)
16.05.2014 в 9:48
в детском кафе квадратики на дорожке светились,когда на них наступаешь,эх ностальгия)
16.05.2014 в 9:52
кто бы что не писал, Чижовка самая зеленая!
16.05.2014 в 9:54
Родной Минск))
16.05.2014 в 9:57
иностранным болельщикам полезно узнать что здесь было до ЧМ 2014
"sasha364":

Иностранным вряд ли. Это интересно только жителям Чижовки.
16.05.2014 в 10:03
Почему нет фото гостиницы снаружи и изнутри?
16.05.2014 в 10:08
Чижовка мама
Плюсуй если видел свой дом
16.05.2014 в 10:16
К счастью, я побывал однажды в кафе "космос" и помню как загорались плитки(когда на них наступаешь)
16.05.2014 в 10:19
да апошняга моманту захоўвалася інтрыга - ці будзе котка на фотах (8
16.05.2014 в 10:26
А как там, собственно, с чижами дело обстоит ?
16.05.2014 в 10:28
Красота!!!
16.05.2014 в 10:31
Хорошая статья,красивые фото , читается на одном дыхании
"Смертокрыл":

Судя по времени вашего коммента - действительно, "на одном дыхании"
16.05.2014 в 10:33
Люблю такие статьи - без прошлого нет будущего..."Затишье" опять же...
16.05.2014 в 10:33
Классный район !

На Чижовке ты живешь, и к тебе не пройдешь,
Так чижовские замесят, что до дома не дойдешь.
"neJenechko":

чижовка ёпта!
16.05.2014 в 10:34
Бредни о чижовках, серебрянках, "ангаре", шабанах и т.д. чаще всего распространяют те, кто там никогда не жил. Или помнит только 90-е годы, когда бандюки и беспредел были в любом районе.
"9001":

Согласен. Районы как районы.
16.05.2014 в 10:34
Я еще зачем-то хочу на экскурсию в Припять...Хм, а не съездить бы в Чижовку??? :)
16.05.2014 в 10:36
до матуги там был пед
16.05.2014 в 10:37
Не жил, но Чижовку люблю!
16.05.2014 в 10:46
Как всегда статья про старые районы Минска отличная.
16.05.2014 в 10:47
Эх, Чикаго! Может вернуться?
16.05.2014 в 10:49
Эх, помню, как я бегала по загорающимся квадратикам в "Детском кафе". Жаль, что оно сейчас в таком состоянии. Идея ведь отличная! Все дети были в восторге!!!
16.05.2014 в 10:49
Мой район)
16.05.2014 в 10:56
Кафе "Космос" было мегазач0тнейшим :))

Эх... Надо сгонять, прогуляться по Чижовке, давно там не был.
16.05.2014 в 10:59
Спасибо автору за статью! Правильно сказал, это город в городе. Чуть на слезу не пробило. Очень жаль что пришлось съехать с Чижовки-2. Зеленый, тихий и спокойный район. Правда когда весной поле за МКАД удобряют, ароматы те ещё))) Есть своя романтика в этом районе.
16.05.2014 в 11:05
в детском кафе квадратики на дорожке светились,когда на них наступаешь,эх ностальгия)
"Tart":

А еще там часто были в продаже глазированные сырки. Эх...
16.05.2014 в 11:06
в чижевке всегда жили и живут одни интелегенты !!! так сказать сливки общества тока лучшие из лучших могли там жить ))
16.05.2014 в 11:06
Помню как мы чижовским наволяли, потом они нам, потом опять...славные были времена !
16.05.2014 в 11:06
в чижевке всегда жили и живут одни интелегенты !!! так сказать сливки общества тока лучшие из лучших могли там жить ))
"zenia1945":

хотя чижевку мы называем просто ЧИКАГО )
16.05.2014 в 11:10
Хорошая статья,красивые фото , читается на одном дыхании
"Смертокрыл":

)) дыхание было быстрым) минута чтоль
16.05.2014 в 11:10
один из лучших жилых районов Минска!
Да-да...Чижовка попала в городской фольклор, имидж прижился, хотя эти стереотипы ничего общего не имеют с реальной жизнью)

Типичные стереотипы:
1) все бухают
На самом деле: не больше не меньше остальных районов. Брат живет возле кинотеатра Октябрь, там алкашей во дворе гораздо больше, хоть дом выходит на главный проспект)
2) криминальный район
На самом деле: за 22 года, ниразу ничего не приключилось. Кроме того есть официальная статистика, милицейские сводки, там вся правда, криминальные районы в Минске совсем другие)
3)Пролетариат
На самом деле: да согласен, но это еще советские люди, они в любом районе есть в большом количестве, их легко узнать по одежде и т.д.


А теперь разберемся с плюсами:

1) нет плотной застройки, от этого людям легче "дышать", легко найти место для парковки
2) хорошая инфраструктура
больница, парк, озеро, велодорожка, сады-школы и т.д. теперь еще и арена.
Нет ресторанов и баров, так они и не нужны, всеравно все сидят в условном "Хулигане", "Голденкофе", тоесть в центре.

Если бы Чижовка (в ее виде) находилась бы в нормальном европейском городе, район бы вполне мог считаться лучшим вариантом для обеспеченного среднего класса, есть с чем сравнивать: был и в Цюрихе, и в Бельгийских городах.
16.05.2014 в 11:10
Автор допустил НЕТОЧНОСТЬ. "ПРАЛЕСКА" и "КОСМОС" - это одни и тот же комплекс. А тот, который автор называет "ПРАЛЕСКА", официального названия не имел, а в народе его называли "НА ГОРКЕ". Вообще интересная задумка архитекторов, - на первом этаже магазин + почта, а на втором "дом торжеств"(зал для корпоративов, свадеб, поминок…..) + кафе, и отдельно стоящее здание «овощи+фрукты» (отдельно, так как в подвале была естественная «лядоўня»).
16.05.2014 в 11:11
Уважаемые, я вырос в чижовке и жил там до 20 лет, не слушайте эти бредни про какое то особое количество пьяни на улицах и сверх криминогенную обстановку))) все везде одинаково
16.05.2014 в 11:12
Чижовка-город, всё остальное-пристройка!!!! :))
16.05.2014 в 11:14
Чижовка-мама!
16.05.2014 в 11:18
жил с 87го по 2013й.
в кафе Космос было самое вкусное мороженное! и здание в котором он был всю жизнь и называли Пролеской, а не то где сейчас Евроопт

p.s. Чижовка центр цивилизации!
16.05.2014 в 11:20
Как классно было там в моем детстве. Жила прямо возле кинотеатра "Дружба". А кафе "Космос" - это вообще улет. Одно из самых ярких впечатлений моего детства. Там можно было покушать глазурованный сырок. Тогда казалось, что вкуснее его ничего не было. А может просто в детстве всегда все ярче и деревья выше?
16.05.2014 в 11:23
Правда когда весной поле за МКАД удобряют, ароматы те ещё))
"stepka-gluk":


я жил во 2й возле голодеда. нам не пахло :)
16.05.2014 в 11:26
еще автоматы с газировкой возле Пралески были :)
16.05.2014 в 11:34
Спасибо за статью! Родной район, столько ностальгии!
16.05.2014 в 11:43
Уважаемые, я вырос в чижовке и жил там до 20 лет, не слушайте эти бредни про какое то особое количество пьяни на улицах и сверх криминогенную обстановку))) все везде одинаково
"prostotak88":

Полностью согласен. Отличный район был, а теперь стал еще лучше.
Вот только старого парка жалко. Столько воспоминаний.
Стоит добавить, что в парке 900-летия когда то (1970-1975 гг) был карьер и проходили гонки по мотокроссу.
При строительстве микрорайона на месте домов 30-38** по ул Уборевича было снесено старое кладбище.
После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
Зоопарк вообще забыли, по которому может быть подготовлена отдельная статья.
Ну и алкаши, куда уж без них Заводскому району.
"MASTER+":

А алкашей и нариков теперь в каждом районе тьма.
16.05.2014 в 11:51
Судя по комментам, вся гопота, из-за которой чижовка приобрела дурную славу, разъехалась по другим районам и сейчас ностальгирует по родине.
16.05.2014 в 11:52
Или напутал Дарриусс, или у меня склероз.
Кафе Пралеска и соответственно одноименный общественно-торговый центр находились во второй Чижовке, а не как он указал-в первой. В центре второй Чижовки вначале была Пралеска, потом безымянная рюмочная, а потом сиё злачное место переоборудовали под детское кафе. Ну и про местный бомонд не забыли, построив напротив пивной павильон, который затем переделали в хлебный, и не знаю, что там сейчас.
Там же и овощной магаз был(есть?), где продавали на разлив из фляг в бидончики молоко совхоза "Рассвет"
А в первой Чижовке в общественно-торговом центре был дом семейных торжеств, но это я уж точно не помню, может и что другое.
Ну и про седьмую Чижовку мельком, мельком :)
16.05.2014 в 12:09
Желание добавить свои фото парка и ул.Ташкентской до строительства арены...
16.05.2014 в 12:10
Кафе КОСМОС,детство.....СПАСИБО ФОТКУ!!!!
16.05.2014 в 12:14
блииин... детское кафе "Космос"... я когда совсем маленький был успел туда несколько раз попасть... очень красивая кафешка была... уже лет 20 не работает и заброшена по факту
16.05.2014 в 12:16
Родина) мачы серабранских!))))
16.05.2014 в 12:20
Если бы выселить всю пьянь и шваль, то был бы самый престижный район в Минске
"Brigadir59":


а если из минска выселить понаехавших, то был бы самый престижный город в европе))
"booker":

если выселить понаехавших, то минск будет самым престижным городом-призраком
16.05.2014 в 12:29
имеются далеко идущие и очень панельные в своей сущности планы.
супер предложение. спасибо - улыбнуло ))

а про ташкентскую - пока не будет развязки с мкадом, нет смысла в ее широкости и трафикопропуску.
16.05.2014 в 12:32
в чижевке всегда жили и живут одни интелегенты !!! так сказать сливки общества тока лучшие из лучших могли там жить ))
"zenia1945":

Сарказм попёр у тех кого в Чижовке обидели :) Выучи название района - колхозник
16.05.2014 в 12:37
Спасибо за статью. До сих пор вызывает улыбку, когда говоришь, что вырос в Чижовке.. а в глазах людей читается и сожаление , и уважение, и страх))))
Эх.. какое же классное это было место в 90-х и начале 2000-х
16.05.2014 в 13:12
жаль, про библиотеку мало - пожалуй, единственный интересный архитектурный объект, заслуживающий внимания, отличный образчик советского модернизма (если я правильно разобрался в стиле). такого по всей РБ не сыщешь.

пы.сы.
на месте, где ныне располагается каток/теннисные корты, раньше была пивнушка - одноэтажное здание в форме спичечного коробка с большими окнами по фасаду - классика)
16.05.2014 в 13:14
Замечательный, зеленый район. Только эта никому не нужная арена все испортила. Что за тенденция вырубать парки ради строительства комплексов?
16.05.2014 в 13:19
Ну и про седьмую Чижовку мельком, мельком :)
"Бора":


дада тема 7й Чижовки не раскрыта :)
16.05.2014 в 13:28
В чижовке живут настоящие "минчане"(статья супер спасибо)
16.05.2014 в 13:36
Спасибо за статью. До сих пор вызывает улыбку, когда говоришь, что вырос в Чижовке.. а в глазах людей читается и сожаление , и уважение, и страх))))
Эх.. какое же классное это было место в 90-х и начале 2000-х
"Dim86":

судя по твоему нику тебе было 10 лет в середине 90-х. что ты можешь знать про 90-е в минске, разве что по рассказам пацанов с магаза на районе? )))
16.05.2014 в 13:37
и ни слова про зоопарк?
16.05.2014 в 13:41
Или напутал Дарриусс, или у меня склероз.
Кафе Пралеска и соответственно одноименный общественно-торговый центр находились во второй Чижовке, а не как он указал-в первой. В центре второй Чижовки вначале была Пралеска, потом безымянная рюмочная, а потом сиё злачное место переоборудовали под детское кафе. Ну и про местный бомонд не забыли, построив напротив пивной павильон, который затем переделали в хлебный, и не знаю, что там сейчас.
Там же и овощной магаз был(есть?), где продавали на разлив из фляг в бидончики молоко совхоза "Рассвет"
"Бора":

Все правильно - точно так и было. А разливное молоко - вообще супер, помню в 80-х родители постоянно посылали за ним. Интересно, были ли еще магазины в Минске , где такое молоко можно было купить? А родители до сих пор живут в 6-ой и считают свой микрорайон самым зеленым в городе!
16.05.2014 в 13:46
bulbashenko Не судите и не судимы будите
16.05.2014 в 13:47
Бредни о чижовках, серебрянках, "ангаре", шабанах и т.д. чаще всего распространяют те, кто там никогда не жил. Или помнит только 90-е годы, когда бандюки и беспредел были в любом районе.
"9001":

Согласен, меня как-то больше пытались "мурыжить" в Зеленом Луге и Кунцевщине.
А в Чижовке только один раз пристали лет за 10.
16.05.2014 в 13:57
Хорошая статья, спасибо! Со спокойно совестью купила квартиру в Чижовке напротив Арены и рада! Главное, чтоб квартира была ок, а район отличный. На машине везде рукой подать - до метро считанные минуты, кольцевая, зелень, красотища, теперь вот и спорт.комплекс. Мне кажется, ошибочно в статье про панельные дома 5-этажки, подавляющее большинство на второй линии от дороги все-таки кирпичные 5-этажки, а это большая разница. Ну и...слава Богу, не Каменная горка)
16.05.2014 в 14:02
bulbashenko Не судите и не судимы будите
"Dim86":

а вы будьте проще и к вам потянутся люди.
просто улыбнул ваш коммент про уважение и страх в глазах... ну как улыбнул, я еле сдержался чтобы не засмеяться вслух.
16.05.2014 в 14:07
Спасибо за статью. До сих пор вызывает улыбку, когда говоришь, что вырос в Чижовке.. а в глазах людей читается и сожаление , и уважение, и страх))))
Эх.. какое же классное это было место в 90-х и начале 2000-х
"Dim86":

судя по твоему нику тебе было 10 лет в середине 90-х. что ты можешь знать про 90-е в минске, разве что по рассказам пацанов с магаза на районе? )))
"bulbashenko":


Ты не поверишь, но в 10 лет в Чижовке много чего знали уже как бы. Пускай кто то от старших, кто то на побегушках промышлял и т.п. Район тихий впринципе и спокойный был, особено если ты свой. Ну и борзых не любили особо (если вечером спрашивают в переулке сигрету, то действительно хотят сигарету, а не дое....ться). Сейчас все кто создавал славу Чижовке либо уже спокойный и семейные, либо разьехались, либо спились-сфакались (именно нариков немного было), либо сидят все еще.
А по делу, насколько я помню былое, то Серебрянка не совсем братский район )))))
16.05.2014 в 14:08
В статье не написали, но стоило бы упомянуть, что в 1989 году прошло достаточно значимое событие на Чижовском водохранилище - этап Формулы 1 на воде %). Я жил в Серебрянке тогда и помню как на велике гонял смотреть. Рев двигателей, помню, был слышен за ул. Плеханова.
16.05.2014 в 14:09
я был в этом кафе "космос" все, чтоп омню. так как раз эти плитки ан полу, которые светились, помню еще в детстве атк хотелось по ним еще походить.а кафе уже закрыли навсегда)
16.05.2014 в 14:13
bulbashenko Не судите и не судимы будите
"Dim86":

а вы будьте проще и к вам потянутся люди.
просто улыбнул вам коммент про уважение и страх в глазах... ну как улыбнул, я еле сдержался чтобы не засмеяться вслух.
"bulbashenko":

Видно не допоняли, вот он вас и "улыбнул"... там вроде четко указано, что "До сих пор" "говоришь" , т.е. настоящее время, где мне уже не 10.
16.05.2014 в 14:13
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
16.05.2014 в 14:19
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
"Webbi":

ну да.. а прям чижовку покидаешь и на пути только приятные улыбчивые трезвые лица из архитектурных инноваций выглядывают
16.05.2014 в 14:19
Dim86, да при чем тут уже или раньше. какой страх, какое уважение? в начале - первой половине 90-х все спальники минска типа чижовки, серебрянки, ангарки, югов, шабанов и т.д. были быдло-гоп райнами. не было среди них сильнейших или слабейших - они были полностью одинаковы во всем. даже погонялы одинаковые были в 90% случаев. а так да, у себя на районе свой район всегда считался якобы лучшим (еще бы) - самым сильным, смелым, правильным и т.д.
16.05.2014 в 14:30
Бредни о чижовках, серебрянках, "ангаре", шабанах и т.д. чаще всего распространяют те, кто там никогда не жил. Или помнит только 90-е годы, когда бандюки и беспредел были в любом районе.
"9001":

Согласен, меня как-то больше пытались "мурыжить" в Зеленом Луге и Кунцевщине.
А в Чижовке только один раз пристали лет за 10.
"Zzombik":

В 90-х в прекрасном Зелёном Луге моего товарища на глазах у всех гопники вывели из трамвая и ограбили. Никто даже не пикнул, все стыдливо отвернулись.
16.05.2014 в 14:35
Для меня,как для человека живущего всю жизнь в центре МИнска,Чыжоука это далекое государство...в котором побывать приятно только проездом сидя в своем авто!)))
16.05.2014 в 14:37
А по делу, насколько я помню былое, то Серебрянка не совсем братский район )
"tamko":

Живу на краю Серебрянки уже лет 5. Отличный зелёный (живу возле парков и водохранилища) и тихий район. Как, собственно и везде сейчас.
16.05.2014 в 14:58
Чикаааго...даже есть свой Бродвей
а сколько столов теннистных было задействовано в попойках и танцами на них так это ваще...ностальжи
16.05.2014 в 14:59
Если бы выселить всю пьянь и шваль, то был бы самый престижный район в Минске
"Brigadir59":

Расскажите мне, а в каком районе нет этой "пьяни и швали"?
16.05.2014 в 15:02
ну когда уже напишут про ШАБАНЫ
16.05.2014 в 15:08
Я еще зачем-то хочу на экскурсию в Припять...Хм, а не съездить бы в Чижовку??? :)
"dnShark":

Возьми у мамки денег на метро (2 жетона - туда и обратно, если рядом с метро живешь, если нет, сам рассчитывай сколько на проезд надо. Ну, или зайцем, как ты привык) и приезжай. Встретим, как родного. О дате и времени посещения сообщи в личку. Красная дорожка обеспечена
16.05.2014 в 15:08
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
"Webbi":

ну да.. а прям чижовку покидаешь и на пути только приятные улыбчивые трезвые лица из архитектурных инноваций выглядывают
"Dim86":


Ну может не совсем так все радужно как вы описали, но в уручье как-то приятнее и "современнее")
16.05.2014 в 15:13
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
"Webbi":

ну да.. а прям чижовку покидаешь и на пути только приятные улыбчивые трезвые лица из архитектурных инноваций выглядывают
"Dim86":


Ну может не совсем так все радужно как вы описали, но в уручье как-то приятнее и "современнее")
"Webbi":

Потрясающее сравнение районов окраин, которые строились с разницей во времени в 40 лет
16.05.2014 в 15:21
В статье не написали, но стоило бы упомянуть, что в 1989 году прошло достаточно значимое событие на Чижовском водохранилище - этап Формулы 1 на воде %). Я жил в Серебрянке тогда и помню как на велике гонял смотреть. Рев двигателей, помню, был слышен за ул. Плеханова.
"Hlebik":

Это было раньше, году в 1987, я тоже хорошо помню это мероприятие. Я тоже тогда жил в Серебрянке. Мы еще купаться ходили на водохранилище. В 1989 году туда, увы, уже не ходили.
16.05.2014 в 15:24
Гарлем!!!
16.05.2014 в 15:27
жил с 87го по 2013й.
в кафе Космос было самое вкусное мороженное! и здание в котором он был всю жизнь и называли Пролеской, а не то где сейчас Евроопт
p.s. Чижовка центр цивилизации!
"Mad:

Да, кафе классное было! особенно нравилось прыгать по квадратикам, ездить верхом на каких-то аппаратах и да, мороженное там было крутое!
16.05.2014 в 15:40
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
"Webbi":

съезди в Гатово (вроде это тоже Минск). у тебя резко поменяется отношение к Чижовке, как к неприятному району.
16.05.2014 в 15:42
Стоит добавить, что в парке 900-летия когда то (1970-1975 гг) был карьер и проходили гонки по мотокроссу.
При строительстве микрорайона на месте домов 30-38** по ул Уборевича было снесено старое кладбище.
После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
Зоопарк вообще забыли, по которому может быть подготовлена отдельная статья.
Ну и алкаши, куда уж без них Заводскому району.
"MASTER+":

Немного поправлю.Мотокросс проходил в карьере за Свислочью,на Машикостроителей.На озере зимой проходили соревнования по спидвею.
16.05.2014 в 15:44
Я сейчас живу на Уборевича возле зоопарка. Когда-то в конце 90 хватило денег только на двушку в Чижовке. Был рад и этому, чтобы вместе с родителями не жить. Не поверите, я не хочу отсюда уезжать! Живу рядом с парком 900 и Зоопарком. Зелени - море (правда проредили каштаны перед ЧМ), водохранилище, развитая, оставшаяся от СССР инфраструктура с детскими садами, школами и магазинами. Транспорта до метро - море. С парковкой 3 из 5 баллов. Сейчас ищу 3 комнатную квартиру здесь же. (Начало Уборевича). Стереотипы -зло
16.05.2014 в 15:47
в чижевке всегда жили и живут одни интелегенты !!! так сказать сливки общества тока лучшие из лучших могли там жить ))
"zenia1945":

Боже, ну зачем так коверкать "чижевке"
Сливки тут не живут, единственный бич чижовки - алкоголизм
16.05.2014 в 15:47

После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
"MASTER+":

а где точно был этот самый мост который уничтожен? что-то не припомню такого.
16.05.2014 в 15:54
в чижевке всегда жили и живут одни интелегенты !!! так сказать сливки общества тока лучшие из лучших могли там жить ))
"zenia1945":

Боже, ну зачем так коверкать "чижевке"
Сливки тут не живут, единственный бич чижовки - алкоголизм
"Вечный":

Вечный вы наш, это бич всей Беларуси по данным ВОЗ, читайте классиков в подлиннике. Мои родители живут на Кирова (да, мне со временем достанется хатка). В центре пьют и сцут больше, чем возле зоопарка.
16.05.2014 в 16:27
с архитектурой ясно! теперь давай статью про жыхароу, их быт да культуру
16.05.2014 в 17:07
с КАТЭ помоему перегиб, в каждой статье ))
16.05.2014 в 17:26
Спасибо за статью !!!!
Прожил с 1974 по 2000г., а многих фактов не знал. Фотографии окунули в детство.
16.05.2014 в 17:30
del
16.05.2014 в 17:32
В статье не написали, но стоило бы упомянуть, что в 1989 году прошло достаточно значимое событие на Чижовском водохранилище - этап Формулы 1 на воде %). Я жил в Серебрянке тогда и помню как на велике гонял смотреть. Рев двигателей, помню, был слышен за ул. Плеханова.
"Hlebik":

Это было раньше, году в 1987, я тоже хорошо помню это мероприятие. Я тоже тогда жил в Серебрянке. Мы еще купаться ходили на водохранилище. В 1989 году туда, увы, уже не ходили.
"Selvor":

Я точно год не помнил - загуглил.
16.05.2014 в 17:36
Хорошая статья,красивые фото , читается на одном дыхании
"Смертокрыл":

за 3 минуты???
16.05.2014 в 17:41
кто же ты Дарриус? где ж тебя так интересно научили писать, каждая статья выше всяких похвал!
16.05.2014 в 17:44
Там еще есть какая-то башня в леске возле 10-ки - кто знает что за она ? На фотках тут ее нету.
16.05.2014 в 17:51
эх, Чикаго моей жизни, скучаю!!! А фото детского кафе "Космос" - вообще душу провернуло...спс...
16.05.2014 в 18:09
где чижовка? кусты да бурьян.
16.05.2014 в 18:25
в детском кафе квадратики на дорожке светились,когда на них наступаешь,эх ностальгия)
"Tart":

И не говорите...сама детство вспомнила))
16.05.2014 в 18:30
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
"Webbi":

Так не надо к нам ездить. Без таких тут тишь и благодать, да соловьи по утрам заливаются. Дышите воздухом на КГ, там определенно лучше.
16.05.2014 в 18:39

После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
"MASTER+":

а где точно был этот самый мост который уничтожен? что-то не припомню такого.
"bulbashenko":

Обходим зоопарк с восточной стороны и двигаемся вдоль забора в сторону Свислочи, там еще опоры бетонные остались. Путь из Чижовки к мазовской проходной, которую уже тоже закрыли)
16.05.2014 в 18:47
Darriuss, что за серия тн домов-башень может в курсе?)
16.05.2014 в 19:02
второй после шабанов район !
16.05.2014 в 19:30
Спасибо за интересную статью про мой район.
16.05.2014 в 19:37
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
16.05.2014 в 20:43
спасибо за статью
16.05.2014 в 20:45
Колхозом она была,колхозом и осталась!
16.05.2014 в 21:06
Увы, юноши и девушки,были в истории Чижовки лихие времена. Через чур, конечно, но Чижовку считали самым бандитским районом Минска в конце 60-начале 70-х. К слову, в черту Минска райончик вошел в 1967 году. Я хорошо помню, как комбайны ходили там, вели битву за урожай. Ну а потом... Всякое бывало. По вечерам я лично без кастета в кармане на улицу не выходил. Можно долго рассказывать. А вообще Чижовок не 6, а 7. Седьмой в шутку называли кладбище.
16.05.2014 в 21:09
Да, прочитана статья на одном дыхании, с интересом всматриваясь в фотографии-как многое изменилось за последние ...адцать лет. Вот здесь раньше все было заполнено рыбаками с удочками и подъемниками; у пристроенного магазина к первой слева высотке http://content.onliner.by/news/2014/05/default/7ac0354c337e8d7ac8c477515d436c82.jpg стояли автоматы с газировкой ,где всегда были граненые стаканы. Но потом начали пропадать стаканы, а позже пропали и сами автоматы. Перед магазином"Пионер " http://content.onliner.by/news/2014/05/default/bb4362d9c559494c79329d47963920cd.jpg(канцтовары,а позже и игрушки-ммм)) ) в 90-ые был целый городок из киосков(жвачки,сникерсы ,петарды...). Детское кафе здесь-http://content.onliner.by/news/2014/05/default/5a40634a2262d039229451cec6538b49.jpg открыто на месте рюмочной , где изнутри были красивые витражи (!), с отсуствующими кусочками цветных стекол. В конце длинной пристройки (на месте двух квадратных окон ) был вход в кулинарию-за деревянной дверью опять же с цветными стеклами была всегда свежая выпечка и пирожное
Картошка
, вкус которого больше не встречался...Магазин тут http://content.onliner.by/news/2014/05/default/8801431c45fd1008f3569e100739d3ff.jpg занял площади овощного, из окон детской пол-ки № 22 (слевам от библиотеки http://content.onliner.by/news/2014/05/default/bd6f65e93ccde81828c293ce4168d2f3.jpg) был виден рынок.Эти 2 здания http://content.onliner.by/news/2014/05/default/aa0ad95f40aecfa950c24715de42c8e2.jpg точь -в точь как и в 90-ые. На месте газона http://content.onliner.by/news/2014/05/default/e7566fce9f4bd4cfa5b51f33d48d5924.jpg раньше была автостоянка и как-то приезжал цирк -шапито где проводили гонки по вертикали... На этом снимке http://content.onliner.by/news/2014/05/default/dac4048bd2b3862d155cdd9bf1266b57.jpg в кадр попал стадион СШ №106 (ныне гимназии №25) -в пункте приема стеклотары (желтое одноэтажное здание слева за малыми воротами) пройдя испытание "специфичским" запахом и очередью можно было обменять "валюту" стеклянную на валюту деревянную и с особым чувством потратить её в киосках у" Пионера". В центральном "столбике" на первом этаже был продмаг с вкуснейшим моченым чесноком , молоком в треугольных пакетах и длииииннными очередями в день завоза чего-нибудь стоящего по меркам тех лет... Спасибо автору за основательную подборку материала и всем дочитавшим до конца). Как летит время...
16.05.2014 в 21:20
Уважаемый Онлайнер!!! Огромная Вам всем Благодарность за такие материалы:) Столько нового узнаёшь о городе, в котором живёшь уже 22 года!!!:):):)
Предложение: Сделайте пожалуйста обзор про Севастопольский парк. Красивейшее место, недалеко живу и люблю коротать там вечера летом и зимой, а информации про его историю мало, и она очень скудная и слабая. Ещё раз ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВАШЕМУ КОЛЛЕКТИВУ!!!)))
16.05.2014 в 21:35
Стоит добавить, что в парке 900-летия когда то (1970-1975 гг) был карьер и проходили гонки по мотокроссу.
"MASTER+":

Да, об этом напоминают (ли ) холмы по парку и мелкий черно-серый песок или шлак.
После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
"MASTER+":
Жаль , когда-то путь через луг и этот самый мостик был кратчайшим до проходной. З.Ы Где соб-но находится МАТУГА и самолеты не было известно.
16.05.2014 в 21:42
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

... она хотела бы жить на Манхеттене и с Деми Мур делиться секретами.....
16.05.2014 в 21:51

Немного поправлю.Мотокросс проходил в карьере за Свислочью,на Машикостроителей.На озере зимой проходили соревнования по спидвею.
"past26":

Там тоже.
Мотокросс был на стороне парка, 300 метров выше от нового причала.
Соревнования по аквабайку были на водохранилище и не раз.
16.05.2014 в 22:00
Бррр...самый неприятный район Минска. Приезжаешь туда и как будто попадаешь в прошлое - совок алкашня и пр. радости
"Webbi":

А мы Вас здесь и не ждем. Не надо сюда приезжать.
Ну может не совсем так все радужно как вы описали, но в уручье как-то приятнее и "современнее")
"Webbi":

А Уручье - это за МКАДом.
16.05.2014 в 22:07
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
16.05.2014 в 22:15
Я сейчас живу на Уборевича возле зоопарка.
"Tutejszy01":

Последние тенденции для домов, что ближе к зоопарку, это - очень сильный рёв льва с интервалами секунд 40 и вонь в летнее время от близкого проживания животных.
16.05.2014 в 22:18
Приезжайте к нам, в Чижовочку! Вы ни в одном районе так увлекательно не проведёте время!
Welcome!
16.05.2014 в 22:24
Спасибо! Отличная познавательная статья.
И особое спасибо автору, что в этот раз обошлось без приватных часто субъективных суждений и оценок. Всё объективно и по делу!
16.05.2014 в 23:10
осталось только кинотеатр вернуть и можно никуда не выезжать)
16.05.2014 в 23:33
Ностальгия. Спасибо за статью.
17.05.2014 в 0:37
ЧижоПка.... Как шабаны, сейчас правда немного лучше стало...
17.05.2014 в 0:52
Тлен: история тлена)))))
17.05.2014 в 1:20
Респект автору за фотку кафе "Космос". Из далекого детства запомнилась та самая дорожка с подсветкой. У кого не спрашивал - никто не помнит. Сейчас хоть показать можно. А кто может знает: в каком году оно закрылось?
17.05.2014 в 1:49
А как там, собственно, с чижами дело обстоит ?
"Фанат":

Чижик-пыжик, где ты был?
На Чижовке водку пил!
17.05.2014 в 1:52
Я сейчас живу на Уборевича возле зоопарка.
"Tutejszy01":

Последние тенденции для домов, что ближе к зоопарку, это - очень сильный рёв льва с интервалами секунд 40 и вонь в летнее время от близкого проживания животных.
"MASTER+":

Бедный лев!
Плохо ему в городе да еще в клетке - вот и ревет!
17.05.2014 в 1:55
Стоит добавить, что в парке 900-летия когда то (1970-1975 гг) был карьер и проходили гонки по мотокроссу.
"MASTER+":

Да, об этом напоминают (ли ) холмы по парку и мелкий черно-серый песок или шлак.
После 2000 был уничтожен пешеходный мост через Свислочь.
"MASTER+":
Жаль , когда-то путь через луг и этот самый мостик был кратчайшим до проходной. З.Ы Где соб-но находится МАТУГА и самолеты не было известно.
"Светотень":

Здрасте вам! Я и то знаю, где находится МАТУГА, хотя бываю в Чижовке проездом.
17.05.2014 в 1:59
где чижовка? кусты да бурьян.
"Anjey:

А в бурьяне - Чижовка-арена!
17.05.2014 в 2:02
второй после шабанов район !
"vasiliy208":

Все-таки Курасовщина страшнее!
17.05.2014 в 2:04
ну когда уже напишут про ШАБАНЫ
"Hallmarck":

Все боятся!
17.05.2014 в 2:20
Хорошая статья,красивые фото , читается на одном дыхании
"Смертокрыл":

)) дыхание было быстрым) минута чтоль
"Zaxarychev":

Нет, не шутите. Когда читается на одном дыхании - значит и написано было на одном дыхании.
А это признак хорошего журналиста.
17.05.2014 в 6:27
Пустил скупую мужскую слезу от ностальгии. Как же сильно, судя по фоткам, изменился район за последние годы!
Выражаю эпическую благодарность Дарриуссу за эту работу, которую ждал с момента самой первой статьи "Районов, кварталов", хотя конечно можно было бы и поглубже в район окунуться, а то дворов, которые есть душа района, как то не видать.
17.05.2014 в 9:33
Чижовку строили как рабочее гетто подальше от центра и поближе к их заводам. Чтобы пролетариат мог жить и работать не попадая в центр города (не загрязняя его своим видом). Место выбрали подходящее - поближе к кольцевой дороге (наверное, первый микрорайон, построенный у кльцевой), где Свислочь, загрязнённая заводами, превращённая в речку-говонтечку, вытекает из города. Чижовское водохранилище быстро превратилось в технический водоём, в котором запрещено купаться.
При этом, в отличие от нынешних властей, в то время больше заботились о пролетариате. Район построили очень уютным, вся инфраструктура, необходимая для нормальной жизни, присутствует.
Если бы не местоположение и не хорошая слава, сейчас Чижовка был бы уютным и весьма дорогим районом.
17.05.2014 в 9:48
Даешь независимость Чижови!
17.05.2014 в 10:20
Ой не, не, лютый райочик, как курасы и шабаны, объезжаю, обхожу всегда.
17.05.2014 в 11:01
ЧИЖИК рулит
17.05.2014 в 11:53
Александр, благодарю. Замечательный материал. Приятно ещё раз вспомнить места, где прошла молодость. Особенно, благодарю за 10-ое фото. По этой дороге возвращался домой после службы в армии. Именно в этих не затейливых дорожках под сводами многолетних деревьев вся прелесть Чижовки. Ощущение, что живёшь в лесу. Хочется продолжения темы... У кого-то должны быть фото свадеб в "Пралеске" в круглом зале в Чижовке. Будет здорово, если выложите. Это и есть то самое знаменитое детское кафе "Космос" которое переоборудовали под зал для проведения свадеб и банкетов. Есть и ещё, что добавить.....
17.05.2014 в 12:40
А может кто помнит Чичу, дитя эпохи, на Дружбе тусовался, деньги с прохожих стрясал?
17.05.2014 в 13:07
Ещё любопытный момент. В Сумах был построен точно такой кинотеатр Дружба http://0542.pp.ua/viewtopic.php?f=75&t=107&p=107&sid=6d203174c7905f2b047132c7c3977921
17.05.2014 в 13:13
В Пралеске на втором этаже всегда был ресторан со входом со стороны почты, работал в 1986, возможно позднее. Теперь там секонд. А вход в Космос всегда левее входа в магазин с той же стороны, работал еще в начале 90-х.
Почти все дома застройки 70-х годов с маленькими кухнями и комнатами, преимущественно панельные. Поэтому немного желающих покупать здесь жилье. Зато большие зеленые дворы. И отсутствие суеты.
А кому Чижовка не нравится (чаще всего, тому, кто и не жил никогда здесь) - так и не надо сюда ехать, Вас здесь не ждут.
17.05.2014 в 15:15
Имело бы смысл при составлении материалов обращаться к гражданам с просьбой предоставить фото материалы, а от этих фоток веет казёнщиной. У меня наверное килограмм 10 фотографий Чижовки и окрестностей начала 1980 годов с дворами парками и т.д. не только летние, все сезоны. На моих фото чувствуется атмосфера того времени, а на этих только виды. Так же нет фоток зданий где находиться ЗАГС и обувной магазин там довольно красиво. Ещё в Чижовке куча конечных станций транспорта.
17.05.2014 в 15:20
Весной зелени много, и довольно красиво, исключительно благодаря зелени. Но зимой это депрессивный район.
17.05.2014 в 16:09
У меня наверное килограмм 10 фотографий Чижовки и окрестностей начала 1980 годов с дворами парками и т.д
"LEXX":


Если есть возможность закиньте в нет. Вот сюда удобно закидывать http://www.saveimg.ru/ И фото хорошие в статье. Цель просто была не показывать дворы, а сделать краткий экскурс в проектирование и этапы создания района. Во дворы тоже интересно заглянуть. Но это уже следующий этап ... :)
17.05.2014 в 17:28
Переехали в Чижовку на Ташкентскую (напротив Арены) полгода назад.И не жалеем.Спокойный,тихий,уютный район.Много зелени.Всё для жизни есть.Она за последнее время преобразилась.До этого жили на Маяковского и в Кунцевщине-вот где действительно алкаши на каждом углу,и вообще-районы-муравейники
17.05.2014 в 20:01
Космос кафе помню-помню!
17.05.2014 в 21:20
А про Простор почему не написали? Таких тольк три, притом два в Заводском районе.
17.05.2014 в 22:29
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
17.05.2014 в 23:25
Чижовка- мама! Воспитала ты меня и в сердце поселилась навсегда.
"fogast":

прекрасный микрорайон. парк, лес, водохранилище,зоопарк, неплохое озеленение кварталов, ну теперь и спорткомплекс. Куда не сунься, везде хватает супермаркетов)) живу здесь с рождения и не собираюсь его покидать. А быдло и пьянь есть везде
17.05.2014 в 23:27
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
"Gretxen555":

Вы, видимо, родились на Карла Маркса... конечно, такой интеллигенции не место в быдло-районах
17.05.2014 в 23:35
я был в этом кафе "космос" все, чтоп омню. так как раз эти плитки ан полу, которые светились, помню еще в детстве атк хотелось по ним еще походить.а кафе уже закрыли навсегда)
"Seva90":

да!да!!да!:-)
17.05.2014 в 23:38
я был в этом кафе "космос" все, чтоп омню. так как раз эти плитки ан полу, которые светились, помню еще в детстве атк хотелось по ним еще походить.а кафе уже закрыли навсегда)
"Seva90":

да!да!!да!:-)
"murzaka":

оу-еееее!!! а мне мама не разрешала :'(
18.05.2014 в 1:53
сходил на фан зону отсидел 2 часа в опорняке а чо выпившим вход запрещен беларусам нельзя иностранцам можно
18.05.2014 в 9:28
Так сделают ли мост в серебрянку?
18.05.2014 в 10:54
Онлайнер делайте так по каждому району, следующий путь будет ШАБАНЫ)
18.05.2014 в 11:23
Почему так мало машин.?
Сейчас в командировке в Сморгони так кажется там и то больше
да и по фоткам район какой то унылый
18.05.2014 в 11:55
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
"Gretxen555":

Вы, видимо, родились на Карла Маркса... конечно, такой интеллигенции не место в быдло-районах
"lineight":

Она-то как раз из понаехавших) раз пришлось ютиться у родителей мужа. От таких, как правило, ни слов благодарности за жилье нет, так еще и носик свой деревенский задирают, что вы) им Чижовка - не Дрозды, не комильфо жить там.
18.05.2014 в 12:51
Хорошая статья,красивые фото , читается на одном дыхании
"Смертокрыл":

Где вы видите красивые фото,не смешите.Может для кого то родные да, но красивых не вижу.
18.05.2014 в 15:57
вчера была возле Чижовка-арены. очень хорошо облагородили территорию!!
18.05.2014 в 15:59
сходил на фан зону отсидел 2 часа в опорняке а чо выпившим вход запрещен беларусам нельзя иностранцам можно
"сандро82":

белорусы - самая пьющая нация. нам категорически нельзя пить. все правильно милиция сделала. иностранцы спиваются пускай, а среди своих надо пресекать жесточайшэ.
18.05.2014 в 22:15
Быдло район.. Для меня это другая планета..
Как там люди живут хз... Зоопарк, хоккей арена и пустыри...
18.05.2014 в 22:20
А чижовских в комментариях много..
Теперь ясно где тролли живут)))

Хотя, был уверен, что интернета в чижовских нет ))))))
И расплачиваться там в магазинах купонами и зайчиками ))
18.05.2014 в 23:13
[censored]
18.05.2014 в 23:16
Так сделают ли мост в серебрянку?
"Аркаша":

ДВА моста!))
18.05.2014 в 23:25
Люблю свою Чижовку. Не променяла бы ни на один другой район в Минске.
18.05.2014 в 23:29
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
"Gretxen555":

Вы, видимо, родились на Карла Маркса... конечно, такой интеллигенции не место в быдло-районах
"lineight":

Она-то как раз из понаехавших) раз пришлось ютиться у родителей мужа. От таких, как правило, ни слов благодарности за жилье нет, так еще и носик свой деревенский задирают, что вы) им Чижовка - не Дрозды, не комильфо жить там.
"makaridze":

аналогично подумал
18.05.2014 в 23:58
Я родился в чижовке и теперь ее ровесник. До 1982 года все озеро - так мы называли водохранилище- было заставлено лодками , привязанными к металлическим колам на берегах цепями с замком. Люди на выходных приходили семьями к личным лодкам и со своими веслами, вычерпывали излишки воды и весь день катались или рыбачили. Машин почти ни у кого не было, а лодки свои были. Только жители чижовки имели в городе свои лодки на озере.

С 1980 года я постоянно рыбачил на озере. Там ловилась жирная уклейка, караси и окунь с плотвой. Во время нереста рыбу брали руками в камышах. Там , где сегодня на берегу озера стоит церковь , был общественный пляж. Сотни, если не тысячи людей семьями там купались и загорали. Вода сначала была чистой, но с ростом числа панелек и общей урбанизации в озеро начали сброс ливневки с улиц. А там были и автол и прочие нефтепродукты. Озеро быстро стало зарастать. Лодки с годами прогнили. А новые лодки люди перестали ставить на прикол , т.к. их воровски стали угонять на другой берег.

Возле корзюков озеро имеет высокий обрыв. Зимой озеро замерзало и мы на минилыжах сигали с высокого обрыва к озеру. Дух захватывало. Само озеро зимой было практически единственным катком для любителей хоккея, кроме дворовых коробок. Также зимой народ рыбачил, повсюду были лунки и рыбаки.

Возле чижовки-6 осталось старое деревенское кладбище. Захоронения были 18..-х годов. Мы детьми по нему шарились постоянно. На нем росли огромные сосны. На одной такой кладбищенской сосне наверхатуре был собран из досок кем-то лежак. Даже милиция этим заинтересовалась. Возле кладбища крутился какой-то убогий мужичек. его потом в психушку сдали. Кладбище стояло на возвышенности. И мы , дети 5-15 лет со всей округи ехали туда на лыжах и целыми днями гоняли там со склона. Самые крутые лыжники стартовали с могилок, отталкиваясь от креста или оградки. Такие были советские времена.
никто не думал об упокое мертвых.

За кладбищем был огромный яблоневый сад. Валялись по нему и ели вместо обедов и ужинов халявные , но чаще не зрелые яблоки.

Детское кафе космос появилось не сразу. Изначально это был большой гастроном с красивым названием "Пралеска". Туда летом в бочках привозили сырое молоко с ближайшей фермы совхоза "Рассвет". Молоко было теплое и очень быстро портилось . Но оно долго не застаивалось - очень вкусное было.

А само кафе потрясало своим интерьером и светящейся дорожкой. И только в этом кафе продавали глазированные сырки. Это было самый вкусный десерт моего детства. Но потом ближе к 90-м они там пропали , т.к продавщицы и заведующая стали их продавать дороже из-под полы своим людям. Еще в кафе стояли импортные детские автоматы с самолетиками и спейскорабликами, да еще морской бой.

В общем чижовка оставила незабываемые впечатления в моем детстве. Бывала там и поножовщина с лужей крови. И разгон цыганского табора с дракой цыган и милиции. Но ничего, выросли.

Но теперь там все уже не так. Потому туда и не тянет...
19.05.2014 в 9:08
litax, кто вырос не в Чижовке, тот никогда ее не поймет и не полюбит.
19.05.2014 в 11:04
darrius, как всегда респект!
19.05.2014 в 11:46
Даешь независимость Чижови!
"lizer":

Дадим только если там ущемляют права русскоязычного населения.
19.05.2014 в 12:03
litax, кто вырос не в Чижовке, тот никогда ее не поймет и не полюбит.
"Marysa777":

Это точно.
Я родился в деревне Чижовка в 1961г. (когда микрорайон ещё только проектировался) и прожил в своём родительском доме 48 лет до сноса дома в 2009. Жил на улице созвучной имени района - Чижовская. Да, да была такая улица (возле р.Свислочи в районе замчища-МАТУГА) Шильда с её названием до сих пор хранится у меня в гараже как память о прожитом.
У меня самые тёплые воспоминания об этом, а вспомнить есть что ...., считай вся жизнь.
Большое спасибо автору за статью!
19.05.2014 в 15:59
Езду на велосипеде по всему городу. Райончики Серебро и Чижовка уверенно лидируют по количеству любителей взять мангальчик и зарыть рыльники на природе в полукилометра от дома своего. Как ни крути, это так.
А особо ленивые заливают рыльники прямо во дворе своего дома и выводят нашу страну на первое место рейтингов международных
19.05.2014 в 16:13
И здесь был кот.
19.05.2014 в 16:18
litax, кто вырос не в Чижовке, тот никогда ее не поймет и не полюбит.
"Marysa777":


Как раз наоборот и поймёт и полюбит...
19.05.2014 в 16:45
litax, кто вырос не в Чижовке, тот никогда ее не поймет и не полюбит.
"Marysa777":
ой, да ладно. Я в Серебрянке вырос. И прекрасно всех и вся понимаю.
20.05.2014 в 0:23
Я как житель Чижовки, да и как житель страны, всё больше и больше мест перестают быть родными.
Вместо виноградника теперь пластмассовый треш-арт, деревья вырублены, ремонт сделан плохо, через пару лет это всё осыпаться начнёт, тоже самое и во всём, никакого напоминания о прошлом всё снести, деревья вырубить и выложить плитку, на большее фантазии не хватает.
Тоже самое и с транспортом, во всех цивилизованных странах есть ретро маршруты, у нас же всё списали и распилили, ну хоть один бы старый трамвайчик оставили или троллейбус.

Да можете назвать меня старой консервой, но вернувшись однажды из Питера в родную Чижовку, я Чижовки не увидел, я как будто обратно в Купчино приехал.
20.05.2014 в 9:28
Очень хороший район, переехали из его в уручье, но квартира там осталось, сейчас как не приезжаешь обратно срабатывает ностальгия, Хорошо сделала и арену и всё прилегающее к ней, а если брать качество воды и сравнивать с другими микрорайонами к примеру Сухарево, Пушкинская, Камменая горка, Малиновка. То в Чижовке очень хорошая вода.. И соседи тихие т.к большенство из них уже старенькие. А как пролистал фото вспомнил кафе Космос где наступаешь на плиточку. а она загорается ( Кто в теме тот поймёт)
20.05.2014 в 9:31
эХ МАТУГА
21.05.2014 в 12:39
эХ МАТУГА
"bazooka1987":

А между прочим когда то в МАТУГе пытался получить образование нынешний женский сердцеед - Стас Михайлов.
22.05.2014 в 2:10
статья огонь! даже мой дом попал в объектив, школа, в которой учился и двор :) Автору большая благодарность за статью!
з.ы. ГОМ не нужно было фоткать ))) хотя, в каком-то смысле, это тоже значимое место, а для некоторых - достопримечательность :)
22.05.2014 в 19:55
эХ МАТУГА
"bazooka1987":

А между прочим когда то в МАТУГе пытался получить образование нынешний женский сердцеед - Стас Михайлов.
"12anatoli":

Не осилил?
23.05.2014 в 0:36
Это минск
23.05.2014 в 16:37
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
"Gretxen555":

Вы, видимо, родились на Карла Маркса... конечно, такой интеллигенции не место в быдло-районах
"lineight":

нет не на Маркса . на Я. Купалы возле цирка.Сейчас живу в своем доме Советский р-н. А что вас так задело ? На любимый чижовский мозоль наступили ?Любите . что хотите . но не нужно навязывать свое мнение другим.
23.05.2014 в 16:57
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
"Gretxen555":

Вы, видимо, родились на Карла Маркса... конечно, такой интеллигенции не место в быдло-районах
"lineight":

Она-то как раз из понаехавших) раз пришлось ютиться у родителей мужа. От таких, как правило, ни слов благодарности за жилье нет, так еще и носик свой деревенский задирают, что вы) им Чижовка - не Дрозды, не комильфо жить там.
"makaridze":

аналогично подумал
"lineight":

Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

Милочка, не Чижовка виновата, а отношения с родственниками.
"Marysa777":

мЫ в квартире жили одни .Негатив был извне : в транспорте . в магазинах . во дворе .Что бы нравился такой район и такой контингент - там нужно родиться . Родину не выбирают.
"Gretxen555":

Вы, видимо, родились на Карла Маркса... конечно, такой интеллигенции не место в быдло-районах
"lineight":

Она-то как раз из понаехавших) раз пришлось ютиться у родителей мужа. От таких, как правило, ни слов благодарности за жилье нет, так еще и носик свой деревенский задирают, что вы) им Чижовка - не Дрозды, не комильфо жить там.
"makaridze":

аналогично подумал
"lineight":

ну если проживать молодоженам одним в 3-х комнатной квартире это у вас называется ютиться....Квартиру нам подарили на свадьбу.Прожили 1 год . а потом с хорошей доплатой с нашей стороны еле еле поменяли её на центр. где я родилась и выросла . Равно как и мои родители.Кто занимался обменом тот поймет меня . Да уж . Чикаго .... Хотя ТОВАР всегда по КУПЦУ...
23.05.2014 в 20:57
Принцесса голубых кровей снизошла до чижовского парня...
24.05.2014 в 12:41
Принцесса голубых кровей снизошла до чижовского парня...
"Marysa777":

Да . очень горжусь своими предками . Родство знаю со стороны отца до 7 колена и до 5-6 по маме. А ЧТО вы можете рассказать своим детям про родовые корни ? И что вы . Маруся . злобствуете все - печень лопнет от желчи . А парень чижовский отличный - преотличный и самый лучший в мире муж и отец. Просто в своё время он не шаболдался тупо по гопницкому району и не пил чарлик по лавочкам. Ему было некогда: учился и занимался спортом . имея к 17 годам звание мастера спорта по боксу.
25.05.2014 в 12:37
sasha364, А что же там было до ЧМ2014? подскажите пож.
25.05.2014 в 12:39
Gretxen555, Так и вам не хворать в своем советском районе.
25.05.2014 в 18:00
Gretxen555, то есть Вы сами и подтвердили, что в так нелюбимой Вами Чижовке оказывается, живут не только алкаши и бандиты, а вполне себе приличные люди. И, оказывается, в Чижовке зеленые дворы, нетронутые уплотнением. И нет бомжей и побирушек цыган-таджиков, как у "престижной" Комаровки. Не воняет бензином и выхлопами. Не паркуются на газонах - в целом хватает стоянок. И не выкидывают мусор из окон, как в новостройках. И главное - нет суеты, присущей центру. Так что у каждого - своя правда. Нет смысла сравнивать центр и окраину - они разные, со своими плюсами и проблемами.
28.05.2014 в 18:19
что-то ничего особо не изменилось по сравнению со старыми фотками.
"krogvin":

Так и слава богу!
28.05.2014 в 18:39
В статье не написали, но стоило бы упомянуть, что в 1989 году прошло достаточно значимое событие на Чижовском водохранилище - этап Формулы 1 на воде %). Я жил в Серебрянке тогда и помню как на велике гонял смотреть. Рев двигателей, помню, был слышен за ул. Плеханова.
"Hlebik":

Это было раньше, году в 1987, я тоже хорошо помню это мероприятие. Я тоже тогда жил в Серебрянке. Мы еще купаться ходили на водохранилище. В 1989 году туда, увы, уже не ходили.
"Selvor":

Это было, всё-таки, в 1989, мы с будущим мужем ходили на "Формулу", в 1987 мы даже не были знакомы :)
28.05.2014 в 18:57
Да, прочитана статья на одном дыхании, с интересом всматриваясь в фотографии-как многое изменилось за последние ...адцать лет. Вот здесь раньше все было заполнено рыбаками с удочками и подъемниками; у пристроенного магазина к первой слева высотке http://content.onliner.by/news/2014/05/default/7ac0354c337e8d7ac8c477515d436c82.jpg стояли автоматы с газировкой ,где всегда были граненые стаканы. Но потом начали пропадать стаканы, а позже пропали и сами автоматы. Перед магазином"Пионер " http://content.onliner.by/news/2014/05/default/bb4362d9c559494c79329d47963920cd.jpg(канцтовары,а позже и игрушки-ммм)) ) в 90-ые был целый городок из киосков(жвачки,сникерсы ,петарды...). Детское кафе здесь-http://content.onliner.by/news/2014/05/default/5a40634a2262d039229451cec6538b49.jpg открыто на месте рюмочной , где изнутри были красивые витражи (!), с отсуствующими кусочками цветных стекол. В конце длинной пристройки (на месте двух квадратных окон ) был вход в кулинарию-за деревянной дверью опять же с цветными стеклами была всегда свежая выпечка и пирожное
Картошка
, вкус которого больше не встречался...Магазин тут http://content.onliner.by/news/2014/05/default/8801431c45fd1008f3569e100739d3ff.jpg занял площади овощного, из окон детской пол-ки № 22 (слевам от библиотеки http://content.onliner.by/news/2014/05/default/bd6f65e93ccde81828c293ce4168d2f3.jpg) был виден рынок.Эти 2 здания http://content.onliner.by/news/2014/05/default/aa0ad95f40aecfa950c24715de42c8e2.jpg точь -в точь как и в 90-ые. На месте газона http://content.onliner.by/news/2014/05/default/e7566fce9f4bd4cfa5b51f33d48d5924.jpg раньше была автостоянка и как-то приезжал цирк -шапито где проводили гонки по вертикали... На этом снимке http://content.onliner.by/news/2014/05/default/dac4048bd2b3862d155cdd9bf1266b57.jpg в кадр попал стадион СШ №106 (ныне гимназии №25) -в пункте приема стеклотары (желтое одноэтажное здание слева за малыми воротами) пройдя испытание "специфичским" запахом и очередью можно было обменять "валюту" стеклянную на валюту деревянную и с особым чувством потратить её в киосках у" Пионера". В центральном "столбике" на первом этаже был продмаг с вкуснейшим моченым чесноком , молоком в треугольных пакетах и длииииннными очередями в день завоза чего-нибудь стоящего по меркам тех лет... Спасибо автору за основательную подборку материала и всем дочитавшим до конца). Как летит время...
"Светотень":

Спасибо и Вам за важные и правильные дополнения :) Приятно вспомнить..... И у нас , на автозаводе, всё было почти так же... Возле Дворца культуры МАЗ арбузы с лотков, в больших деревянных решётчатых ящиках - в сентябре-октябре. Может, с конца августа - НЕ РАНЬШЕ!!!
28.05.2014 в 19:01
Довелось мне после свадьбы проживать в квартире родителей мужа в Чижовке .1 год всего . а казалось вечность.Потом разменялись . переехали . но весь этот негатив от района помнится всегда . хоть и лет прошло не мало. Пьянь . быдлячина . колхозаны. Согласна : этих граждан везде хватает . но там их 90%. Даже проездом в машине бывать там не приятно.
"Gretxen555":

... она хотела бы жить на Манхеттене и с Деми Мур делиться секретами.....
"fit66":

Смотрите TLC , и будет Вам счастье
28.05.2014 в 19:08
Так сделают ли мост в серебрянку?
"Аркаша":

ДВА моста!))
"AILEN":

В каждой челюсти!
28.05.2014 в 20:07
Принцесса голубых кровей снизошла до чижовского парня...
"Marysa777":

Да . очень горжусь своими предками . Родство знаю со стороны отца до 7 колена и до 5-6 по маме. А ЧТО вы можете рассказать своим детям про родовые корни ? И что вы . Маруся . злобствуете все - печень лопнет от желчи . А парень чижовский отличный - преотличный и самый лучший в мире муж и отец. Просто в своё время он не шаболдался тупо по гопницкому району и не пил чарлик по лавочкам. Ему было некогда: учился и занимался спортом . имея к 17 годам звание мастера спорта по боксу.
"Gretxen555":

И что, такое чудо родилось и выросло в Чижовке ?!?!?! Да не может быть!!! Что же вы, милая Гретхен, не смогли отыскать своего Гензеля на ул.Я.Купалы???? Или , всё-таки, настоящие мужчины водятся именно в наших замечательных Чижовках, Серебрянках, Автазах и иже с ними? А на Купалах таких замечательных, сильных и красивых, уверенных в себе и могущих постоять за себя и своих близких мальчиков - НЕТ? Таки - Чижовка РУЛИТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
11.06.2017 в 5:47
Прослезился, все детство мое прошло в Чижевке, я помню каждый закуток. В Космос был отпразднован не один десяток ДР друзей и одноклассников. Мой задний дворик уже изрядно зарос. Блин где то у меня куча негативов 90-93 я тогда увлекался фотографией.
11.06.2017 в 6:04
Интересно, а редакция Onliner, в курсе что на улице Уборевича 146 так и не провели кап ремонт здания. Хотя 150 дом сделали наверное 15 лет назад??? Думаю там сидит какая то мега мафия откатившая себе не на один бентли.
18.10.2017 в 21:21
У нас есть ещё и великолепный парк для отдыха,спорта с тренажерами,велодорожки. А какая красота самого парка и виды,гуляешь и наслаждаешься. Кто не был-приезжайте и убедитесь сами.
06.10.2018 в 2:56
Родился и вырос в чижовке, ушёл в армию, вернулся и сразу свалил от туда в центр о чем не жалею в свои 50 лет, и поверте, что не тянет туда вообще.