Несостоявшиеся жилые районы Минска: как пшеница, кукуруза и рапс победили льготников

 
11 048
16 августа 2013 в 15:44
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков, Влад Борисевич, Аркадий Соболев
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков, Влад Борисевич, Аркадий Соболев

В 2010 году в основополагающий документ, регулирующий развитие Минска, — его Генеральный план — были торжественно внесены корректировки. Согласно им в белорусской столице уже через пятилетку, в 2015-м, должны были появиться совершенно новые жилые районы, где сотни тысяч минчан, коренных и не слишком, получили бы новые квартиры. Однако довольно быстро и при этом совершенно неожиданно выяснилось, что оставшиеся в черте города и его ближайших окрестностях свободные территории представляют собой высокоплодородные пахотные земли, которые никак нельзя изымать из сельскохозяйственного оборота. Onliner.by осмотрел поля, которым было уготовано светлое спальное будущее, изучил оставшиеся на бумаге грандиозные планы городских властей и попытался разобраться, какая судьба в конечном итоге ожидает жилищное строительство в Минске.

Последний на данный момент Генеральный план для города Минска был утвержден в 2003 году, однако уже через 7 лет он был признан устаревшим и подлежащим корректировке. Соответствующие современным тенденциям городского развития изменения в основополагающий документ, регулирующий градостроительную политику в отношении столицы Беларуси, были внесены в 2010 году и утверждены на высшем уровне подписью главы нашего государства. К многостраничному генплану, прогнозировавшему развитие города вплоть до 2030 года и по сей день украшающему собой сайт Мингорисполкома, прилагалась красочная схема функционального зонирования Минска. По клику открывается изображение большего размера.

В первую очередь обратите внимание на зоны, закрашенные нежным персиковым цветом — ими отмечены зоны жилой многоквартирной застройки, то есть, говоря современной терминологией, «спальники». В глаза бросается не только то, что этим оттенком окрашены почти все остававшиеся свободными участки внутри Минской кольцевой автодороги, но и обширные территории за ее пределами. Возьмем, к примеру, запад Минска. Кроме Каменной Горки, которую все же успели отвоевать у рапса до объявления пахотных земель наивысшей государственной ценностью, к западу от МКАД персиковым отмечены огромные поля вдоль трассы М6 Минск — Гродно — перспективные жилые районы Дегтяревка и Тарасово.

Южный сектор. Городские власти планировали освоить под многоквартирное (и преимущественно, конечно же, панельное) жилье широкую полосу от промзоны ТЭЦ-4 до Колядичей. Здесь хотели разместить жилые районы Дворицкая Слобода, Щёмыслица, Сеница.

Важно отметить, что на плане представлено функциональное зонирование минской территории в перспективе до 2030 года, то есть на ближайшие 20 лет с момента создания документа. Но одновременно с ней была обнародована и другая схема, рассматривавшаяся как куда более реальная, на ближайшую пятилетку. На ней отметили участки, которые планировалось освоить под жилье в период до 2015 года, причем с конкретными цифрами вводимых квадратных метров квартирного счастья. По клику открывается изображение большего размера.

Итак, строительство каких районов в настоящее время должно было или активно вестись, или вовсю готовиться? Кроме Каменной Горки, Брилевичей, Лебяжего, Лошицы, Копища и некоторых других, более мелких, освоение которых успели начать в первую очередь, городские власти к 2015 году намеревались в западном секторе ввести 1 370 000 кв. м жилья в Дегтяревке (230 000), Тарасово (480 000) и Щёмыслице (660 000). На юге первыми 200 000 «квадратов» должно было заколоситься поле между деревней Новый Двор и Чижовкой. Наконец, еще 1 230 000 кв. м предполагалось возвести в районе Новинок.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть: все эти планы прошли утверждение в инстанциях разного уровня, включая самый высший. В 2010 году никого почему-то не смущало, что десятки и десятки жилых домов и сопутствующей им инфраструктуры займут место бывших колхозных полей внутри и вокруг Минска. Более того, городские власти, получив одобрение руководства страны, максимально помпезно обставили начало новых грандиозных градостроительных проектов.

В мае 2010 года торжественно, с участием первых лиц Мингорисполкома, развернулось возведение «пионерного» жилого района, получившего тогда условное название «Северный». Николай Ладутько, председатель Мингорисполкома, перерезая красную ленточку, заявил:

— Это будет крупнейший жилой район Минска, здесь намечено построить жилья более полутора миллиона квадратных метров. УКС Мингорисполкома выступает заказчиком по этому жилому району, генподрядчик — ОАО «МАПИД». Специалисты МАПИДа и начнут возведение первого жилого дома. В конце следующего (2011-го) года здесь уже будет введено несколько жилых многоэтажных домов. А к концу 2012-го вы эту территорию не узнаете.

«Живописно смотрелся на фоне цветущего желто-зеленого поля оранжевый экскаватор. И вот перерезана красная ленточка, экскаватор медленно и торжественно поднял первый ковш земли — и начало строительству нового жилого района Северный (у поселков Новинки и Зацень) положено», — писала городская газета «Вечерний Минск» в своей статье «Северный: вырастет целый город». Обратите внимание на пассаж «цветущее желто-зеленое поле»  плодородность тамошних почв уже тогда никем не ставилась под сомнение. Более того, делегация Мингорисполкома с удовольствием осквернила его ковшом оранжевого экскаватора, немало, надо полагать, тем самым, подорвав продовольственную безопасность страны.

Государственные проектные институты вовсю трудились над проектами детальной планировки «Северного» и его собратьев. В прессе были даже обнародованы эскизы первых двух микрорайонов. 45 гектаров территории, 13 тысяч жителей, исключительно девятиэтажная застройка (усовершенствованных серий!), 2 школы с бассейнами, детсады, детская поликлиника, магазины, прачечные, химчистки, паркинги, поверхностные и подземные автостоянки. Город-сад, Нью-Минск.

Всего в «Северном» запроектировали целых 9 микрорайонов на 40 тысяч минчан. Комиссия по топонимике Мингорисполкома на радостях даже быстро придумала для «спальника» новые названия вместо скучного «Северного». Первый и второй микрорайоны назвали Хмаринскими Пасеками, микрорайоны №3—9 — Цнянками.

Так на скриншотах из сервиса Google Maps выглядит территория, где должно было развернуться строительство Северного — Хмаринских Пасек — Цнянок. Площадки под застройку выделены красным.

Судя по всему, участок под первые два микрорайона даже успели начать осваивать. На первом этапе должен был быть построен подземный коллектор ливневой канализации, затем повысительные станции, трансформаторные подстанции, дороги. На скриншотах из Google Maps образца мая 2011 года видны земляные работы на первой очереди нового района, скорее всего связанные с устройством инженерной инфраструктуры.

Однако вскоре проект Северного был заморожен. Глава государства заявил о категорическом запрете изымать земли из сельскохозяйственного оборота, в том числе в пределах МКАД. «Ни одного гектара земель нельзя занять! Это самое жесткое уголовное преступление, если это произойдет без моего ведома», — подчеркнул президент, заявив также, что массивов по 40—50 га, даже 10 га, под жилищное строительство отводить не будут.

Городские власти быстро разобрались в изменении курса на жилищное строительство. И если весной 2010 года Николай Ладутько обещал, что спустя два года район Новинок будет не узнать, то в 2012-м он же заявил про ту же территорию следующее: «Это территория для ведения хозяйства, а совсем не для разворачивания строительства. Здесь достаточно высокая балльность земли (общий балл 47), чуть ли не самая высокая в Минском районе».

Оставим за скобками то, как совершенно неожиданно для себя городские власти выяснили особенную ценность этих земель для сельского хозяйства. В конце концов, их трудно винить в пренебрежении плодороднейшими землями Минщины, ведь они лишь действовали в соответствии с Генеральным планом, утвержденным на высшем уровне. Другой вопрос, почему 47-балльная земля, которой в 2010-м со спокойной душой пожертвовали и даже оформили это подписями в важнейшем градостроительном документе, спустя всего лишь 2 года оказалась чуть ли не главной ценностью в государстве. Почему в 2010 году под жилищное строительство отвели не десятки, а сотни гектаров пашни, а в 2012-м выяснилось, что это уголовное преступление.

Похожая ситуация сложилась и с прочими перспективными городскими площадками под строительство. В 2013 году должно было начаться строительство жилого района Дегтяревка. Под него отвели территорию к югу от трассы М6 Минск — Гродно в районе одноименной деревни практически до промышленной зоны ТЭЦ-4.

Здесь живописный холмистый рельеф, который белорусские архитекторы, видимо, с удовольствием бы использовали в создании района с небанальной планировкой.

Полторы тысячи гектаров, 8 микрорайонов на 3 млн кв. м жилья. 100 тысяч потенциальных минчан уже могли бы в конце этого — начале следующего года начать заселяться в первые дома Дегтяревки.

Близость города и активно возводящейся в настоящее время торгово-общественной инфраструктуры Каменной Горки и Сухарево сделали бы этот район привлекательным в глазах потенциальных дольщиков.

С другой стороны, можно только предполагать масштабы транспортного коллапса на станциях западного участка Автозаводской линии метрополитена. Добавляет антуража соседство Дегтяревки с промзоной ТЭЦ-4, крупной технической станцией Белорусской железной дороги и скотомогильником, рекультивация которого совершенно очевидно должна была стать непростой задачей городских властей.

В юго-западном секторе развитие города планировалось уже в ближайшие годы продолжить жилым районом Щёмыслица. Первые 30 тысяч кв. м жилья здесь, в районе трассы Минск — Брест, планировалось возвести уже в 2012 году и в дальнейшем удваивать эту цифру каждый год.

600 гектаров территории Минского района между деревней Дворицкая Слобода и агрогородком Сеница, 10 микрорайонов на 1,5 миллиона кв. м и 54 тысячи жителей, а кроме того станция метро, третье метродепо и крупный общественный центр городского значения должны были занять поля, где ныне растет кукуруза и еще недавно колосились злаковые культуры.

Именно в Щёмыслице около Брестского шоссе хотели создать новый Национальный выставочный центр (взамен павильонов «БелЭкспо» на ул. Янки Купалы и просп. Победителей) с бизнес-центрами, гостиницами и торговыми комплексами. Вдобавок здесь планировалось разместить и главный футбольный стадион страны.

Первая очередь нового жилого района могла бы появиться на месте этого кукурузного поля в районе деревни Малиновка.

Впрочем, никакое сверхплодородие земель не является преградой для отдельных инвесторов. Напротив Курасовщины, у развязки МКАД и Казинца, вовсю идет масштабное строительство т. н. «Деревни гипермаркетов» (слева), крупного торгового комплекса, инвестором которого выступает «БелСвиссБанк».

Свое новое жизненное пространство должно было появиться и в Заводском районе. Для него определили сразу 2 первоочередные перспективные площадки. Во-первых, участок между деревней Новый Двор и Чижовкой.

В эти поля, находящиеся в интересном соседстве не только с кольцевой автодорогой, но и крупными кладбищем и полигоном бытовых отходов, предлагали даже пустить скоростной трамвай.

Второй участок под массовое строительство в Заводском районе был отведен рядом с Шабанами. В 2015 году предполагалось ввести в строй первые 50 000 кв. м Ельницы, жилого района вдоль Могилевского шоссе между одноименной деревней и Малым Тростенцом.

Так это поле, с которого недавно сняли урожай, выглядит сейчас.

Но и про эти планы городским властям пришлось забыть. Разработанные проекты детальной планировки всех вышеперечисленных жилых районов осталось только сдать в архив, и вернут ли они себе актуальность, покажет только время. Теперь перед профильными институтами, прежде всего УП «Минскградо», стоит задача вновь, всего лишь спустя 3 года, откорректировать Генеральный план в соответствии с новыми установками.

Какие же они? Во-первых, это окончание освоения уже начатых жилых массивов в черте города на непригодных для сельского хозяйства землях. Можно предположить, что за следующую пятилетку городские власти сконцентрируются на достройке Сухарева, Лошицы, Брилевичей, Лебяжего, Копища, Восточного. Кроме того, существуют и перспективные территории, пока занятые городской инфраструктурой: прежде всего, аэропорт Минск-1, где Мингорисполком по-прежнему не теряет надежду построить многофункциональный комплекс «Минск-Сити».

На месте птицефабрики им. Крупской запланировано строительство микрорайона Виленский, который, впрочем, скорее всего сложно будет отнести к массовому жилью.

Постепенно будут ликвидироваться и некоторые массивы индивидуальной застройки, прежде всего в районе Грушевки, Автозавода и Дражни.

Следующим главным направлением жилищного строительства ныне позиционируется идея «городов-спутников». Впрочем, пока она видится малоперспективной: за несколько лет, которые эта концепция занимает умы руководства нашей страны и ее столицы, был сформирован всего один жилищно-строительный кооператив в Смолевичах. Перспективы расширения этой практики пока видятся смутными.

Кроме того, глава государства одобрил реализацию и новых крупных жилых массивов за пределами МКАД. Речь идет, в первую очередь, о районе Зеленый Бор на территории бывшего танкового полигона к востоку от Минска. 17 микрорайонов на 1900 га, 4 830 000 кв. м жилья, 800 000 кв. м общественных зданий, 726 000 кв. м промышленных сооружений, 25 школ, 38 детсадов, 7 поликлиник.
Население: 160 000 льготников-счастливчиков.

Впрочем, после презентации этого грандиозного проекта выяснилось, что создание инженерной инфраструктуры, необходимой для начала его реализации, обойдется в $4 млрд, доставать которые из собственного кармана государство вовсе не собирается. Найти же частных инвесторов, способных и, главное, готовых на это, будет очень сложно, если не практически невозможно.

Другой крупный градостроительный проект за пределами МКАД — это строительство т. н. «Белорусско-китайского индустриального парка». Для стратегического восточного партнера не пожалели даже плодородных земель, ведь настоящим друзьям, особенно таким платежеспособным, можно отдать последнее. Даже пашни с высокой балльностью.

Наконец, последним, а возможно и самым важным, направлением жилищного строительства в Минске станет уплотнение. В мае прошлого года президент заявил: «Сегодня надо привыкать к тому, что будем строить точечно, там, где есть место». Председатель Мингорисполкома Николай Ладутько поддержал главу государства: «Город уплотнялся раньше и будет уплотняться. Наша задача — не допустить переуплотнения. Мы будем улучшать, а не ухудшать жизнь людям. В Минске будет нормативное, продуманное, комплексное уплотнение застройки с учетом интересов всех сторон — и застройщиков, и живущих в уплотняемых микрорайонах жителей».

При этом весной текущего года президент Беларуси высказался против беспорядочного уплотнения: «Да, где-то надо и уплотнять. Но только в интересах людей и государства, а не того, кто вам сегодня придет и предложит какой-то проект. Обязательно надо влезть, зуботычин надавать народу, чтобы он обозленный ходил. Неужели земли в стране и в Минске, в черте кольцевой дороги, мало для того, чтобы строить парковки и жилье? Да предостаточно. И на уплотнение идти только в крайнем случае. По этому поводу приняты соответствующие решения».

Земли на самом деле предостаточно, вот только в массе своей она как раз пахотная.

На словах все выглядит замечательно. Действительно, город — живой организм, и уплотнение — его достаточно естественное свойство, когда оно ведется действительно с учетом интересов всех сторон. Пока же, по крайней мере в городе Минске, этот процесс систематически приобретает характер ожесточенных войн уплотняемых с уплотнителями, причем Мингорисполком в этой битве зачастую выступает на стороне последних.

Поведение республиканских и городских властей понятно. С одной стороны, они хотят сохранить для сельского хозяйства действительно ценные территории. Судя по заявлениям чиновников, плодородие пахотных земель в черте города и в ближайших его окрестностях выше среднего даже по меркам достаточно передовой в этом отношении Минской области.

С другой стороны, очевидно отчаянное желание руководства города максимально сэкономить государственные средства на освоении уплотняемых и новых территорий. Найти инвестора для выноса из черты города предприятий и освобождения площадок под перспективное строительство, масштабный снос индивидуальной застройки, создание инженерной инфраструктуры для работ на т. н. «неудобицах» вроде танкового полигона в Колодищах очень непросто, а порой и невозможно. Тратить же на это бюджетные деньги обидно, а порой и опасно.

Но при всей при этой очевидной и понятной логике власти не находят ничего лучшего, как делать жителей города заложниками своих проблем. Город не может расти интенсивно до бесконечности, если для него не хотят судьбы антигуманного бетонного многоэтажного «человейника». Рано или поздно все равно придет время, когда Минску, особенно в условиях продолжающейся урбанизации и активной столицецентричности нашей страны, придется расширять свою территорию, а городу и стране вкладывать деньги в ее освоение, жертвуя соображениями экономии и даже несколькими тысячами гектаров ценной пашни. Пример Москвы, значительно увеличившей свою площадь в 2011 году, в этом смысле особенно показателен.