Жители деревень под Минском: технопарку отдадут лучшие земли, а нам батрачить на китайцев?

 
30 158
18 июля 2013 в 9:25
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

В эти дни в стране проходит общественное обсуждение детального плана первой очереди Китайско-белорусского индустриального парка. Уже известно, на каких землях будут строить заводы, а на каких жилые кварталы. Мы выехали в окрестности Национального аэропорта и попытались представить, как раскинется на месте лесов и полей гигантских размеров техноград и как денежной рекой хлынут сюда миллиарды долларов, о которых в последние дни говорят по телевизору. Но воображения нашего не хватило. Тогда мы расспросили у местных жителей, чего они ждут от технопарка и каким видят свое будущее. Об этом наш репортаж.

На 9000 гектарах, отведенных под технопарк, можно было бы поместить город величиной с Бобруйск или три из девяти административных районов Минска. Детальный же план, который сейчас вынесен на общественное обсуждение, разработан только для небольшой территории в центральной части промышленного «спутника» столицы. В границы первоочередной застройки попал лишь один населенный пункт — деревня Быкачено. Направляемся туда.

В 25 километрах от Минска сворачиваем с трассы М1, проезжаем километр по асфальту, затем еще немного по песчаной дороге через сосновый лес. Быкачено — это одна улица и четыре десятка домов. Деревенька небольшая, но не захудалая. Не так давно сюда провели газ.

— Мы тут все до одного против технопарка, — заметив нас, вышла со двора женщина. — Подписи собирали, письма писали, на обсуждение ходили — а толку никакого.

Через пару минут вокруг нас собираются пять-шесть человек. Каждый из них говорит о наболевшем.

— Какой тут технопарк? Сюда же пол-Минска едет на выходных. Дачники, туристы. На Волму, на Петровичское водохранилище, — говорит пенсионер Николай Герасимчик. — Тут два заказника, подземные водозаборы. Это же мы Минск чистой водой поим.

— А теперь окажемся на задворках промзоны, — вторит ему кто-то из соседей.

Смотрим детальный план. Почти со всех сторон Быкачено обступят кварталы среднеплотной многоквартирной застройки (секторы Ж-11мс).

Нажмите на фото для увеличения.

С запада помимо жилья к деревне примкнут школа и детский сад. С востока, где сейчас ржаное поле, будут тоже строить жилой микрорайон, а за ним — кварталы административных, развлекательных и торговых центров.

Сосновый бор на дальнем плане фотоснимков уступит место промышленным предприятиям (секторы П-11 и П-12 на схеме).

— Общественное обсуждение еще не завершилось, а мы видели в лесу машину геодезистов. Уже делят землю на кварталы технопарка. К чему тогда все эти обсуждения? Фикция какая-то, — включается в разговор местная жительница Нина Герасимчик (в Быкачено это распространенная фамилия). — Слыхали, что власти говорят? На прошлом общественном обсуждении жители Смолевичей поддержали генплан технопарка. Никогда в это не поверим.

Мы пытаемся поспорить. Смолевичи, как известно, лишены градообразующих предприятий, денежной работы в райцентре по большому счету нет. Городок прозябает, а технопарк — это тысячи рабочих мест…

— В Смолевичах пусть и строят свой технопарк, если им работа нужна, — перебивает нас молодой человек. — Там хоть какая-никакая инфраструктура, а тут леса да поля.

— Или в Гомельской области, в чернобыльских районах. Там земли свободной много, — добавил еще один житель.

Быкачено все еще полнится слухами. Причем весьма недостоверными. Говорят здесь о 600 тысячах китайцев, якобы уже пакующих чемоданы в Беларусь. На общественном обсуждении генплана звучали другие цифры. На первом этапе в экономике индустриального парка планируют занять 25 тысяч человек. В более отдаленной перспективе техноград рассчитан на 155 тысяч человек, в том числе с учетом приезжающих на работу из Минска и ближайших районов.

— Ладно, 155 тысяч, — соглашаются жители Быкачено. — Но откуда им взяться? Минчане? Так в Минске и без технопарка работы хватает. В Смолевичах нет и 20 тысяч жителей… Не иначе как экспансия готовится.

Николай Герасимчик приглашает нас к себе на участок, показывает дом послевоенной постройки, доставшийся ему от родителей, теплицу, вьетнамских свинок и их двухдневных детенышей. Снова сетует на жизнь.

— Раньше аэропорт нам не так досаждал, — говорит он. — Лес гасил гул самолетов, потом кусок леса вырубили — шума прибавилось. Теперь, выходит, до последнего дерева все снесут. И кто придумал строить рядом жилье и заводы? А вдруг авиакатастрофа?

В разговоре мы вспоминаем: весной прошлого года глава Минской области Борис Батура предлагал отправить в Китай группу из самых недовольных дачников, чтобы те убедились в безопасности тамошних технопарков для окружающей среды. Что из этого вышло?

— Были мы у Батуры. В первый раз он нас едва не выгнал из кабинета. Затем, когда поднялся весь этот шум, уже начал слушать, — рассказывает наш собеседник. — А поездка в Китай — все это пустословие.

Одно время дачники и жители местных деревень писали президенту, затем хотели провести местный референдум, но получили отказ. Впрочем, кое-чего людям добиться все же удалось. Им пообещали не сносить их дома, и в генплане технопарка все населенные пункты остались на своем месте.

— Технопарку отдадут наши лучшие земли, а мы останемся тут, посреди общежитий и заводов. И неужели будем батрачить на китайцев? — совсем уж пессимистичны жители Быкачено.

Леса занимают почти половину территории будущего индустриального парка. Еще недавно они относились к первой группе, теперь же указом президента переведены в категорию хозяйственного леса и будут вырубаться.

Между Быкачено и аэропортом раскинется зона промышленных предприятий. Сегодня эта территория выглядит так.

По расчетам авторов генплана, после строительства технопарка общая площадь озеленения превзойдет нынешнюю за счет компенсационных посадок. Быть может, но пока в это верится с трудом.

Разворачиваем машину и берем курс на Петровичское водохранилище. Земли по его берегам также включены в детальный план первоочередного освоения. Но заводы и фабрики там строить не будут — только жилье, торговые объекты и все, что связано с отдыхом.

Нажмите на фото для увеличения:

Река Волма. Эти земли тоже войдут в состав технопарка, но в береговой зоне ничего строить не собираются. Здесь все останется как есть, или почти как есть.

Поля в районе деревни Загорье. Технопарк доберется и сюда, но не сразу. В детальный план первой очереди застройки эти земли не внесены.

Где-то здесь, за деревней Лозовый куст, рядом с тремя подземными водозаборами, будет спортивно-рекреационная зона, а еще дальше запроектирован район среднеплотной усадебной застройки. «Китайская Рублевка», — шутят местные.

На обратном пути мы заехали в бывший поселок Сокол, а нынче отдаленный микрорайон Минска. В местном универсаме шел сбор подписей под очередным обращением в Администрацию президента, Совет Республики и Палату представителей Национального собрания.

«Сложилась ситуация, когда наши права и законные интересы никто не защищает, — говорится в письме. — В связи с этим оставляем за собой право обращаться в международные организации…»

Верят ли сами жители Сокола, что их подписи что-то значат, что их мнение кто-то принимает в расчет?

«А что остается делать?» — услышали мы в ответ сразу от нескольких человек. Лишь один из наших собеседников высказал в корне отличную от остальных точку зрения:

— Пусть китайцы к нам приезжают и строят, что хотят. Может, хоть научат наших мужиков работать. Посмотрим, что из этого всего выйдет.

Поддерживаете ли вы строительство Китайско-белорусского индустриального парка под Минском
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь