Семейный архив: Старый Минск весной 1993 года

 
12 июля 2013 в 14:29
Автор: darriuss. Фото: Сергей Скрипниченко, darriuss
Автор: darriuss. Фото: Сергей Скрипниченко, darriuss

Мы начинаем конкурс «Семейный архив», в ходе которого любой желающий может поделиться своими личными фотографиями, снятыми в «интерьере» белорусских городов, и получить за это ценный приз. В первом выпуске минский дизайнер-график Сергей «Skrypa» Скрипниченко показывает свою серию снимков исторического центра столицы нашей страны, порой неузнаваемо изменившегося. Как же выглядели площадь Свободы, Верхний город, Раковское предместье весной 1993 года, за год до наступления долгожданной стабильности? Прокомментирует изменения, произошедшие с городом за последние 20 лет, журналист Onliner.by.

«В Белорусской академии искусств у нас был предмет „Фотодело“, — рассказывает автор снимков. — Я к тому времени умел только в принципе наводить фотоаппарат и кнопку нажимать — базовые представления о фотографировании как процессе были весьма туманными. И тут подвернулась великолепная возможность освоить это дело целенаправленно и под руководством опытнейших мастеров. Кроме собственно теоретических занятий мы, студенты, имели очень существенный бонус — постоянный доступ в фотолабораторию. То есть приходишь в течение рабочего дня в любое удобное время, а все растворы готовы, стоят фотоувеличители, работает глянцеватель — проявляй, печатай. И консультации тут же, абсолютно по любым вопросам.

В общем, я накупил пленки и бегал по Верхнему городу, Раковскому предместью и снимал виды всевозможные. Использовал разные выдержки, разные диафрагмы, записывал это и потом, проявив и напечатав, наблюдал результаты и делал выводы. Это происходило ранней весной 1993 года.

Кадры, которые тут представлены, — это те самые учебные кадры, снятые с различными выдержками и диафрагмами. Так как я изначально относился к этим снимкам как к учебным, то об их сохранности сильно не заботился. Более того, потом я их нередко использовал в художественных проектах, и все артефакты небрежного хранения — царапины, трещины и т. п. — начинали выполнять некую эстетическую функцию».

Итак, начнем с самого сердца Минска, с площади Свободы. На снимке кафедральный костел Имени Пресвятой Девы Марии еще в прежнем, «советском» своем облике, полученном в начале 1950-х годов в ходе реконструкции под размещение спортивного комплекса «Спартак». Как раз в 1993-м храм вернули католической церкви, после чего началась реконструкция его первоначального облика. Впрочем, весной этого года его вход еще «украшает» вывеска «Дом физкультуры».

Общий вид сквера на площади. Естественно, пока никакой ратуши здесь нет (работы по ее восстановлению начнутся только в 2002-м), как нет и предшествовавшего ратуше вернисажа художников. Зато вдалеке слева, на месте, ныне занимаемом гостиницей «Европа», заметен павильон кафе-мороженого «Пингвин», еще украшенного фирменной вывеской. Слева от «Пингвина» стоит типичный минский киоск тех лет. В кадр также попала заснеженная Audi, по тем временам выглядевшая роскошной иномаркой.

Перекресток площади Свободы и улицы Революционной. Угловое здание еще не украшает бюст писателя Максима Горецкого, но над входом в подвальное помещение уже висит вывеска широко известного в узких кругах кафе «Тройка». Справа фрагмент здания института «Белпромпроект».

Комплекс этих домов сейчас совершенно неузнаваем. Это фасад Большого гостиного двора, выходящий к православному Кафедральному собору Святого Духа. В ходе реконструкции в 2000-е годы ему вернули первоначальный облик, включая восстановление утраченного углового здания, где сейчас размещается винарня «У Адмирала».

Трудно представить, но 20 лет назад на площади стояли именно эти четырехэтажные здания конструктивистского облика.

Этот и предыдущий снимки сделаны со стороны бывшего костела святого Иосифа (Язэпа), занятого сейчас архивными учреждениями. Справа за границей фотографии православный кафедральный собор.

А теперь обратный кадр: от Гостиного двора к костелу. Пока к его боковому фасаду не пристроены восстановленные десятилетием позже торговые ряды, занятые ныне рестораном «У ратуши».

Впрочем, частично эти ряды сохранялись и в те лихие годы. На фотографии их уцелевший фрагмент вдоль улицы Герцена (сама улица, на которой, кажется, отсутствует асфальт справа). Здание заросло деревьями и кустарником, сложно поверить, что сейчас его занимает ресторан «Бессонница».

Еще один кадр Большого гостиного двора. Угловой старосветский домик с кованой решеткой балкона обнесен деревянным забором, у одного из окон висит сигнализация. Сейчас тут бутик одежды, а в подвале размещен пивной ресторан «Гамбринус».

Тот же комплекс, но уже со стороны площади Свободы. В 1993-м на месте нынешнего магазина Corneliani находилось отделение ГАИ, фрагмент вывески которой заметен у левой границы кадра. Перед зданием припаркована милицейская «буханка», украшенная еще прежними государственными символами.

Обходим Гостиный двор со стороны спуска к Немиге. В угловой части этого в 1993 году заброшенного здания сейчас посольство Грузии. Слева виден снесенный впоследствии Малый гостиный двор, теперь его место занимает фонтан рядом с Кафедральным собором Святого Духа.

Улица Герцена, вид от Зыбицкой-Торговой в сторону площади Свободы. В перспективе корпус женского базилианского монастыря с музыкальной школой внутри.

Но в 1993 году школы там еще не было. Здание находилось в разгаре реставрации и было обнесено забором. Справа виден лишенный крыши т. н. «Дом Манюшко» на перекрестке Энгельса — Интернациональной, где сейчас на первом этаже кафе Byblos.

Тот же комплекс со стороны Энгельса. Обратите внимание, что барочный щит монастырского корпуса не отштукатурен — он был восстановлен в процессе идущей реконструкции здании.

Зато корпус мужского базилианского монастыря выглядит неплохо, здание давно было занято профсоюзными организациями. Справа заметна колоннада консерватории.

С площади Свободы и Верхнего города проходим в глубину старых улочек исторического центра, которых еще не коснулся мастерок строителей из КУП «Минская спадчина». Вид с улицы Революционной в сторону площади Свободы, впереди видно основное здание Большого гостиного двора, того самого, с ГАИ.

Та же улица спустя двести метров. Движение автотранспорта еще не было односторонним.

Вид в обратную сторону перекрестка с Комсомольской. В доме №3, судя по обилию УАЗов характерной окраски и мужчине с погонами, размещалось учреждение, имеющее отношение к Министерству обороны. Сейчас здание занимает Главное управление по борьбе с оргпреступностью.

Революционная в сторону Городского Вала. Слева на месте нынешнего клуба TNT видна вывеска швейного ателье «Купалинка».

Перекресток Комсомольской и Революционной. Петропавловская церковь еще не закрыта торговым центром. ТД «На Немиге» достраивается и огорожен бетонным забором.

Угловой домик по Революционной, 16 еще в оригинальном одноэтажном варианте без чудовищной стеклянной надстройки, так хорошо символизирующей практику белорусской реставрации с приспособлением.

В дореволюционной двухэтажке под номером 5 по Комсомольской пока находится книжный магазин «Книголюб».

Пересекаем разделившую исторический центр Немигу и попадаем в Раковское предместье. Улица Раковская в сторону жилого дома архитектора Мусинского.

Вид с улицы Освобождения на перекресток с Раковской и Витебской. Вдалеке над исторической застройкой громада дома Мусинского.

И в обратную сторону, к Димитрова — Замковой.

Кран установлен на стройке многоэтажек по Обойной.

Раковская уходит к Юбилейной площади.

Еще одна историческая минская улиц — Витебская. Ее нечетная сторона, сейчас в дальнем здании расположено кафе «Чехов».

А на этом снимке справа бывшая иешива (еврейская школа) 1888 года постройки. Вскоре начнется реконструкция этого здания, после чего здесь в 1997 году откроется известный всем минчанам и гостям города-героя ресторан «Раковский бровар». Слева вдалеке Минское епархиальное управление.

Наконец, флюгер с Георгием-Победоносцем на офисе Минской православной епархии.

Всего 20 лет прошло с момента, когда делалась эта серия снимков, но количество и масштаб изменений, произошедших со Старым Минском, поразителен. Исторический центр города ныне не узнать, хотя и не всегда, увы, случившееся с ним за два десятилетия носило позитивный характер. Тем ценнее эта серия снимков, зафиксировавшая состояние Верхнего города и Раковского предместья, унаследованное независимой Беларусью от БССР.

Мы уверены, что у наших читателей есть еще немало подобных уникальных фотоисторий. Напоминаем, что свои работы на конкурс «Семейный архив» вы можете присылать по адресу darriuss@onliner.by. К участию допускаются серии фотографий с комментариями, снятые в «доцифровую» эпоху. Не имеет значения, изображен ли на них кто-то из ваших родственников или другие люди, — главное, чтобы снимок был сделан в «интерьере» белорусского города. Победитель будет определен 27 сентября, он получит фотоаппарат Nikon D3200. Подробнее о правилах конкурса можно прочитать здесь.