За последние 10 лет Беларусь покрылась относительно равномерной сетью ледовых дворцов, число которых при этом продолжает увеличиваться. Полгода назад мы составили список их самых удачных образцов в центре Европы. Однако наша страна — не единственная, где хоккей является национальным видом спорта. Onliner.by исследовал, как обстоит дело со строительством ледовых арен в разных странах мира, и отобрал для своих читателей 25 наиболее любопытных зданий в этом жанре.
Канада и США, Швейцария и Германия, Швеция и Финляндия — во всех этих странах хоккей так же популярен, как и в Беларуси, а площадки для него — огромные арены на 20 000 зрителей и небольшие катки «шаговой доступности», встречаются повсеместно.
Архитектура белорусских ледовых дворцов порой справедливо подвергается критике, но на самом деле проблема с зачастую предельно утилитарным экстерьером этих спортивных сооружений носит общемировой характер. В 1960—70-е популярно было строительство брутальных железобетонных гигантов, уместно смотревшихся бы разве что в суровом индустриальном окружении. На снимке стадион Rexall Place (1974) в канадском Эдмонтоне, домашняя арена команды НХЛ Edmonton Oilers.
Pacific Coliseum в Ванкувере (1968). Обе арены-диска рассчитаны на 16—17 тысяч зрителей.
Очень популярен и образ громоздкой коробки, по поводу которой даже упоминать термин «архитектура» не поворачивается язык. Странно, что зодчие вполне благополучных стран способны до сих пор производить на-гора подобный продукт. SAP Arena в Мангейме (ФРГ), открытая в 2005 году.
TD Arena (1995) в американском Бостоне, домашний стадион хоккейной команды Boston Bruins.
В лучшем случае типичный ныне крупный ледовый дворец напоминает собой многофункциональный торгово-развлекательный центр. Особенно много подобных сооружений сейчас строится в Северной Америке. Amway Center в Орландо, штат Флорида (2010).
Автором большинства из них является компания Populous, специализирующаяся на спортивной архитектуре. Consol Energy Center в Питтсбурге (2010).
Pepsi Center в Денвере (штат Колорадо), открытый в 1999 году.
Впрочем, немало успели построить и арен, выделяющихся своим обликом среди себе подобных. При этом многие из них, по сути, представляют собой спортивные комплексы, где хоккей — лишь один из культивируемых видов спорта. Как и наша «Минск-Арена», эти огромные крытые сооружения используются и для баскетбола, гандбола, волейбола, и, конечно, для проведения концертов и прочих развлекательных мероприятий.
25. Открывает наш список второй по вместимости ледовый дворец СНГ (после первенствующей пока «Минск-Арены») и главный хоккейный стадион столицы восточного «большого брата» — дворец спорта «Мегаспорт» на Ходынском поле в Москве. Здание на 14 000 зрителей было построено в кратчайший срок в ноябре 2005 — декабре 2006 года для проведения чемпионата мира по хоккею 2007 по проекту московского архитектора Андрея Бокова.
Основной цилиндрический объем комплекса окружен пешеходными спиралями-пандусами, что служит определенной отсылкой к архитектуре советского авангарда 1920-х—1930-х годов. Цветовое решение фасадов напоминает о российском флаге. Авральность строительства сооружения дала о себе знать спустя всего 6 лет после сдачи комплекса в эксплуатацию. В 2016 году сюда вновь вернется чемпионат мира по хоккею, в связи с чем неожиданно выяснилось, что конструкции практически нового дворца уже нуждаются в дополнительном усилении и выделенные на это финансовые средства по российскому обычаю в элегантном освоении.
24. Еще одна ледовая арена, строившаяся к чемпионату мира по хоккею (только еще 1997 года) — финская Hartwall Areena в Хельсинки. Комплекс, возведенный по проекту местного архитектора Харри Харкимо, вмещает 13 500 зрителей на хоккейном матче и до 15 000 человек на концертных мероприятиях.
Здание своей формой напоминает нашу «Минск-Арену», но образ диска-шайбы для такого рода сооружений, в принципе, лежит на поверхности, а потому пользуется неизменной популярностью у проектировщиков.
23. Еще один объект того же ряда — Staples Center в Лос-Анджелесе. Огромный комплекс с вместимостью до 21 000 человек представляет собой несколько дисков, установленных под углом друг к другу. Арену возвели всего за полтора года к октябрю 1999 года по проекту крупного архитектурного конгломерата NBBJ, но, в отличие от своего московского аналога, построенного столь же авральными темпами, ее реконструкция всего через пятилетку эксплуатации не потребовалась.
Интересно, что сверху Staples Center слегка напоминает канцелярскую кнопку. Возможно, это не случайно, учитывая, что права на название арены купила корпорация Staples, один из крупнейших в США продавцов офисных аксессуаров, включая канцелярские товары.
22. Эффектный образ «летающей тарелки» использовали архитекторы Мацей Гинтовт и Мацей Красиньски в проектировании многофункциональной арены в польском городе Катовице. Здание, сданное в эксплуатацию в 1971-м, называется Spodek («блюдце») и представляет собой прекрасный образец футуристической архитектуры 1960-х годов.
21. Крупными спортивно-развлекательными комплексами строительство хоккейных арен за границами Беларуси, разумеется, не ограничивается. Примером небольшого ледового дворца, который можно сравнить с аналогами в белорусских областных центрах, выступает Patinoire Iceberg во французском Страсбурге.
Асимметричное в плане здание (2005, OCTANT Architecture) с двумя катками, самый большой из которых вмещает всего 1200 зрителей, запоминается своими изломанными формами, действительно напоминающими непонятно как оказавшийся в глубинах Эльзаса айсберг.
20. Двадцатку открывает один из крупнейших хоккейных стадионов Европы — 20-тысячная Lanxess Arena в Кёльне. Наиболее запоминающимся элементом комплекса является 76-метровая (в верхней точке) стальная арка, поддерживающая на тросах кровлю здания. Благодаря ей архитектор арены Петер Бём смог освободить фасады стадиона от несущих колонн и сделать их сплошное панорамное остекление.
Lanxess Arena была открыта в 1998 году к очередному чемпионату мира по хоккею и обошлась в 150 млн евро.
19. Приземлившийся на окраинах Праги звездолет «Энтерпрайз» напоминает домашняя арена хоккейного клуба «Славия» под названием O2 Arena. Облицованный стеклом и серыми панелями комплекс на 18 000 человек строился опять же к чемпионату мира по хоккею 2004 по проекту местного бюро ATIP.
18. В честь европейского телекоммуникационного гиганта назван и комплекс O2 World в Берлине. 17-тысячный стадион (14 000 зрителей в хоккейном варианте) был спроектирован уже упоминавшейся выше компанией Populous.
17. Еще один крытый спортивно-развлекательный комплекс от тех же архитекторов — Taipei Arena в столице Тайваня Тайбэе. Как ни странно, но хоккей с шайбой культивируется и на этом азиатском острове, и с 2005 года матчи «Хоккейной лиги китайского Тайбэя» проводятся на одном из катков этого огромного стадиона, получившего у местных жителей прозвище Mini-Big Egg («Маленькое Большое Яйцо»).
Слева на заднем плане заметен небоскреб Taipei 101, до 2009 года высочайшее здание мира.
16. Ледовая арена Königpalast («Королевский дворец») в немецком Крефельде. Элегантный 8-тысячный стадион из монолитного железобетона практически полностью облицован матовыми стеклянными панелями, которые подсвечиваются по ночам, создавая разнообразные световые эффекты.
15. Примером удачной реновации устаревшего ледового дворца 1960-х годов является крупнейшая хоккейная арена Швейцарии. Так выглядел построенный еще в 1967 году Eisstadion Allmend в Берне в самом начале строительных работ, в 2007 году.
К 2009 году существовавший объем катка, окруженного трибунами, был включен в новый комплекс, получивший современный облик от мастерской Ipas Architects. Заодно к зданию пристроили дополнительный административный корпус на 500 рабочих мест, ресторан, бар, тренировочную площадку.
При этом интерьер собственно ледовой арены менять не стали, он по-прежнему включает крупнейшую в мире стоячую трибуну на 11 тысяч человек.
14. Еще один пример эффектной реновации старого хоккейного комплекса — стадион имени Ондрея Непелы в столице Словакии Братиславе. Построенным еще в конце 1950-х годов зданием к началу XXI века уже можно было пугать юных хоккеистов и фигуристов.
В результате проведенной компанией Fischer Architects работы к 2011 году вместимость арены хоккейного клуба Slovan Bratislava увеличилась с 8 до 10 тысяч зрителей, она получила харизматичный современный фасад и полный набор современных культурно-развлекательных учреждений внутри здания.
13. Некоторые из построенных еще в 1960-е годы зданий и без кардинальной реконструкции по-прежнему продолжают доставлять удовольствие даже архитектурным эстетам. Открытый к Олимпийским играм 1967 года Дворец спорта в Гренобле представляет собой сложную инженерную конструкцию — гиперболический параболоид, в котором весь вес кровли поддерживается лишь в четырех опорных точках по углам здания.
12. Другой пример эффектного использования параболоидных конструкций в архитектуре ледовых дворцов — Saddledome в канадском Калгари. Название арены обыгрывает характерную седловидную форму здания, спроектированного фирмой Graham McCourt Architects.
Кстати, минчане при взгляде на Saddledome без труда вспомнят крытый каток в минском парке Горького, где белорусские архитекторы Юрий Григорьев и Владимир Бабашкин на 5 лет раньше канадцев (в 1976 году) использовали тот же гиперболический параболоид в форме седла.
11. Даже в маленьких городках и при этом в странах, никогда не славившихся хоккейными традициями, можно строить небольшие ледовые дворцы с интересным внешним обликом. В 2008 году в испанских Пиренеях, на зимнем курорте Хака открылся построенный по проекту местного бюро Coll-Barreu Arquitectos комплекс из двух катков. Арены накрыты мембранным куполом из стекла и металла, фактически ставшим естественным элементом окружающего сооружение пейзажа.
10. Saitama Super Arena в городе Сайтама — образец типично японской современной архитектуры. Гигантский стадион-трансформер, вмещающий до 37 000 человек и созданный усилиями сразу двух крупных проектных компаний (Nikken Sekkei и Ellerbe Becket), представляет собой хаотичное с первого взгляда нагромождение устрашающих бетонных и металлических конструкций.
9. Полной противоположностью выглядит олимпийская арена Torino Palasport Olimpico в итальянском Турине. Прямоугольное здание, облицованное стеклом и нержавеющей сталью, доказывает, что и минималистская, лишенная так любимых нашими зодчими «излишеств» архитектура может выглядеть убедительно. Любопытно при этом, что спроектировал его как раз японский архитектор Арата Исодзаки.
Особенно интересно здание смотрится в темное время суток.
8. В первой десятке ледовых дворцов мира находится и построенная в 1982 году методом скоростного боя арена в Пхеньяне. Конусообразное здание является прекрасным примером национальной северокорейской архитектуры эпохи чучхе и сонгун.
7. На противоположном во всех смыслах полюсе мира, в сердце враждебной народной Корее супердержавы, в Талсе, штат Оклахома, расположен открытый в 2008 году BOK Center. Городские власти именно его решили сделать своей архитектурной иконой, для чего пригласили в качестве автора знаменитого американского архитектора аргентинского происхождения Сезара Пелли. Тот предложил для арены спиралевидный образ из стекла и нержавеющей стали. По мнению автора, в этом здании он объединил несколько традиционных именно для Талсы архитектурных мотивов, вдохновленных искусством американских индейцев и ар-деко в преломлении модной современной архитектуры.
6. Стеклянный овал с запоминающимся рисунком из ромбов на фасаде — Oracle Arena в другом американском городе — Окленде. Удивительно, но столь современно выглядящее и по сей день здание было построено еще в 1967 году (арх. Skidmore, Owings and Merrill). В 1997-м была произведена его реновация, но экстерьер комплекса при этом не изменялся.
Этот же комплекс на открытке 1970-х годов.
5. Первую пятерку открывает очередной ледовый дворец/космический корабль — Спортивная арена имени Ласло Паппа в Будапеште. Венгерская мастерская Büro Közti создала футуристичное здание обтекаемых форм, облицованное серебристыми металлическими панелями.
4. Ледовый дворец имени Дэвида Ингаллса, классика мировой архитектуры, работа выдающегося финского зодчего Ээро Сааринена. Построенное в 1958 году как каток Йельского университета и прозванное с того времени «Йельским китом», здание представляет собой выдающееся инженерное сооружение. Железобетонная арка длиной 90 метров с помощью сети кабелей поддерживает деревянную кровлю. Она же создает неповторимый, вошедший во все учебники архитектуры внешний облик арены.
3. Еще один ледовый дворец, не имеющий себе аналогов — Ericsson Globe или Globen («Глобус»), крупнейшее в мире здание, построенное в форме сферы. Открытый в 1989 году купол вмещает около 14 000 зрителей на хоккейных матчах или 16 000 человек на концертно-развлекательных мероприятиях.
2. В 2008 году в хорватской столице открылась Arena Zagreb, смешанный хоккейно-гандбольный стадион. Фасад комплекса образован ритмом 86 монолитных изогнутых вертикальных бетонных ребер, соединенных полупрозрачной поликарбонатной внешней оболочкой, эффектно подсвечивающейся по вечерам. В максимальном, концертном формате здание способно вмещать до 25 тысяч человек.
1. Наконец, в прошлом году в Сочи к Олимпиаде 2014 года закончилось строительство главной хоккейной арены, носящей довольно странное название Большой ледовый дворец «Большой». Жемчужно-белый купол, спроектированный российскими специалистами из НПО «Мостовик», напоминает не то каплю, не то яйцо, не то Оперный театр в Пекине.
В крышу вмонтированы специальные светодиоды, позволяющие превратить ее в огромный экран.
Мы, белорусы, можем с гордостью признать, что, ровно как и наши библиотеки, отечественные ледовые дворцы, по крайней мере некоторые из них, например, «Минск-Арена» или «Арена-Орша», очень достойно выглядят на фоне своих зарубежных аналогов. Хотя бы в этом смысле Беларусь шагает в ногу с остальным, пусть и специфически хоккейным, миром.