Символы нашего времени: ТОП-10 ледовых дворцов Беларуси

 
16 502
24 ноября 2012 в 18:29
Источник: Darriuss. Фото: ais.by, wikipedia.org, panoramio.com.
Источник: Darriuss. Фото: ais.by, wikipedia.org, panoramio.com.

Вторая половина 1990-х, 2000-е и 2010-е, по всей видимости, войдут в историю белорусской архитектуры как эпоха ледовых дворцов. К 1994 году в республике существовало всего 4 более-менее крупных хоккейных арены. За следующие 18 лет в эксплуатацию были сданы еще два десятка, и их количество, с присущей нашей стране стабильностью и случайными перерывами на кризисы, продолжает расти. Как и любое типичное явление, эти здания вполне закономерно отражают текущую ситуацию в Беларуси, а их архитектура — господствующую у нас эстетику. Блогер Darriuss внимательно изучил всю существующую номенклатуру ледовых дворцов, выбрал лучшую десятку и расставил по своим местам эти символы нашего времени, красота которых требует от страны стольких жертв.

Необходимо сразу оговориться, что в хит-парад белорусских ледовых арен не были включены малые дворцы, строящиеся в настоящее время в небольших районных центрах. В самом деле, сложно всерьез рассуждать об архитектуре и художественных достоинствах этих зачастую типовых ангаров из металлоконструкций на 500—700 зрителей, отличающихся друг от друга разве что расцветкой фасадов. На фото — ледовая арена в Пружанах на 790 мест. По этому же проекту (арх. Г. Кескевич, «Брестпроект») в последнее время были возведены и дворцы в других райцентрах Брестской области: Ивацевичах, Кобрине и Лунинце, планируется строительство такого же здания в Слониме.

Более сложный по конфигурации и самый свежий ледовый дворец Беларуси — в Горках Могилевской области, аврально сданный к самым Дожинкам. Но и он представляет собой всего лишь два похожих на склады или производственные корпуса помещения (в первом — собственно каток, во втором — спортивный зал), объединенных входной группой с зеркальным синим остеклением. Впрочем, белорусские архитекторы (авторы проекта — арх. М. Гродников, Ю. Даргевич, «Белпромпроект»), для которых художественный образ здания непременно должен символизировать что-то доступное для понимания человеком труда, и тут решили, что два ангара — это крылья, вестибюль — туловище, а сама арена — «огромная птица, парящая над городом». Похожа ли на самом деле получившаяся конструкция на птицу — вопрос, конечно, спорный.

Увы, в топ-десятку ледовых дворцов Беларуси, по мнению автора, не вошли и некоторые крупные стадионы (например, гродненский, больше напоминающий средней руки торговый центр) или построенные во время первой волны возведения новых хоккейных арен на рубеже 1990-х и 2000-х дворцы в Минске и Бресте. На фото — могилевский ледовый дворец (2000 г., арх. М. Гродников, А. Веретенников и др., «Белпромпроект»).

10 место.  Бобруйск

Открывает (точнее, закрывает) десятку красивейших ледовых дворцов Беларуси  «Бобруйск-Арена», второй по вместительности хоккейный стадион страны (7191 зритель).

Необходимость строительства столь крупного ледового дворца в пусть и большом, но районном центре, была вызвана парадоксальной, на первый взгляд, идеей включить именно Бобруйск, наряду с Минском, в заявку на проведение чемпионата мира по хоккею 2014 года. Инспекторы международной федерации хоккея город, издавна считавшийся «прекрасным, высококультурным местом», почему-то не оценили. Правительство, видимо, посчитав бюджет адаптации Бобруйска к строгим требованиям главного мирового хоккейного форума, прослезилось и в следующую белорусскую заявку город не включило, что сказалось на ее судьбе самым положительным образом. Однако «Бобруйск-Арену» к тому времени достроить уже успели — огромный стадион открылся в мае 2008 года.

Сколько средств на него потрачено, в том числе и крупнейшего бобруйского промышленного гиганта «Белшины», востребованы ли у зрителей матчи играющей там команды «Динамо-Шинник», услуги катка, концерты и прочие общественно-развлекательные мероприятия? Какими бы ни были ответы на эти вопросы, необходимость арены такого масштаба для 220-тысячного города весьма сомнительна и является очередным примером некоторой сумеречности мышления ответственных товарищей, принимавших решение о строительстве дворца.

Как обычно, архитекторы, проектировавшие здание, не обошлись без художественных сравнений. Автор проекта «Бобруйск-Арены» — Марат Гродников, в советское время большой специалист по многоэтажным гаражам (именно он автор комплекса гаража Совмина на ул. К. Цеткин и так и не законченных долгостроев в пер. Козлова и ул. Ковалевской), ближе к 2000-м успешно переквалифицировался в архитектора куда более актуальных ледовых дворцов. По его мнению, бобруйский стадион напоминает футуристическую «летающую тарелку», приземлившуюся посреди руин Бобруйской крепости. Злые языки утверждают, что здание куда больше похоже на обычную и такую близкую белорусам сковороду для шкварок, накрытую крышкой (даже с ручкой на верхушке). Футуристично оно лишь в той степени, в какой это понимают современные белорусские архитектурные гуру.

9 место. Барановичи

Дворец построен в 2007—2009 годах (арх. А. Шафранович, все тот же «Белпромпроект»). Спортивный комплекс общей площадью 22 000 кв. м с катком, который окружают трибуны на 2158 мест, возведен на болотистой местности на севере города, на месте прудов-отстойников ТЭЦ.

Кроме собственно хоккейной арены, способной трансформироваться и под проведение других спортивных соревнований, а также культурно-развлекательных мероприятий, в комплекс по традиции входят разнообразные дополнительные помещения: тренажерный и танцевально-хореографический залы, залы для художественной гимнастики и акробатики, боулинга и бильярда, конференц-зал и прочее. На фото с диагональной проекцией здания хорошо видно, насколько ледовая коробка «обросла» вспомогательными площадями. Наверное, поэтому ее строительство обошлось в целых 20 млн долларов.

Это вполне типичный образец современной белорусской архитектуры. Комплекс выполнен в металлическом каркасе с заполнением внешних стен газосиликатными блоками и внутренними стенами из гипсокартона. Конечно, имеются и участки витражного остекления, и облицовка металлическими панелями. А еще традиционно в пассиве большие убытки от эксплуатации здания.

Каток. Несмотря на то что барановичский ледовый дворец по вместимости куда более отвечает потребностям города, чем бобруйский, отягощение его дополнительными и не всегда нужными жителям функциями делает окупаемость здания практически невозможной. Фактически все белорусские ледовые дворцы II поколения (второй половины 2000-х) представляют собой многофункциональные комплексы. Они примерно соответствуют советским Дворцам культуры (только, естественно, с приоритетом спортивной составляющей). При этом из городов никуда не исчезают и старые ДК, функции которых во многом дублируются. Все это в конечном счете выражается во вполне конкретных убытках, компенсация которых зачастую ложится на кошельки обычных налогоплательщиков.

8 место.  Гомель

На самом деле почти все хоккейные арены первого поколения, построенные на рубеже 1990-х — 2000-х в областных центрах и столице страны, получились очень похожими (исключение составляет Гродно, где реконструировался уже существующий стадион). Ледовые дворцы в Минске, Гомеле, Могилеве, Бресте, Витебске проектировались в одном минском институте «Белпромпроект» одними и теми же архитекторами, и потому все они напоминают большие сундуки, существенно отличающиеся разве что площадями и конфигурацией остекления. Выбрать из них чуть более удачные, чем остальные, непросто, и выбор этот всегда будет субъективным.

Гомельский дворец среди всех первых ласточек ледового дворцестроения выделятся некоторой элегантностью и спокойствием внешнего облика. Здесь отсутствуют типичные для белорусской архитектуры декоративные приемы (пирамидки, купола, врезанные под острыми углами стеклянные объемы), которые, по мнению архитекторов, обогащают пластику зданий .

Существующее здание с трибунами на 2760 мест было открыто в мае 2000 года (арх. И. Бовт, С. Митько, «Белпромпроект») в жилом районе Мельников луг. В октябре 2003 года рядом с ним была построена крытая тренировочная площадка. Как раз в гомельском случае вместимость арены оказалась достаточно скромной для города с населением в полмиллиона человек. Еще в 2008 году были озвучены планы по строительству в Гомеле второго ледового дворца в районе Гомсельмаша с перспективой дальнейшего его использования в матчах Континентальной хоккейной лиги. Однако в связи с некоторыми экономическими сложностями этот проект был (пока) отложен.

7 место. Брест

Ледовый дворец был открыт спустя всего месяц после гомельского, в июне 2000 года. Здание с трибунами на 2000 мест было спроектировано на Московском проспекте города в существующем кластере спортивных сооружений, куда также входит легкоатлетический манеж, дворец водных видов спорта и даже бейсбольный стадион. Легкоатлетический манеж слева, ледовый дворец — справа.

Главным архитектором выступил все тот же Иван Бовт из института «Белпромпроект». Арена получилась похожей на его гомельскую работу с несколько переработанными фасадами, главный из которых имеет куда большую степень остекления и вынесенные в крупные вертикали лестничные секции. Здание очень напоминает железнодорожный вокзал в средней величины областном центре. Обратите внимание, что в отличие от, допустим, барановичского ледового дворца, комплекс выглядит не таким громоздким за счет отсутствия дополнительных помещений, не связанных с основной функцией здания.

6 место.  Витебск

Самым удачным из дебютной шестерки ледовых дворцов стала занимающая как раз шестое место арена в Витебске. Построенное в жилом районе «Юг» в ноябре 1999 года здание хотя и было спроектировано все тем же Иваном Бовтом (совместно с будущим автором дворцов в Барановичах, Молодечно и Орше А. Шафрановичем), но выглядит уже не родным, а как минимум двоюродным братом хоккейных храмов Минска, Гомеля, Бреста и Могилева.

Во-первых, и это на самом деле немаловажное обстоятельство, он другого цвета. Это сейчас бежевая плиточка вентфасада на 83% процентах нетиповых новостроек всем набила оскомину, а в конце 1990-х на фоне своих белоснежных собратьев в других облцентрах дворец спорта в Витебске казался откровением. Вдобавок, этот цвет куда лучше сочетался с традиционным для ранних белорусских ледовых дворцов темно-коричневым зеркальным остеклением. Поражаешься мужеству архитекторов, нашедших в себе смелость предложить (и отстоять) темную колористику арены, ведь традиционно среди трудящихся масс и ответственных работников разнообразных исполкомов считается, что цветовая гамма строящегося здания должна быть светлой, розовой, желтой, а лучше и вовсе яркой. Например, красно-зеленой. Ведь это смотрится празднично, нарядно и ласкает замыленный черными деревянными хатами родной деревни глаз.

Витебский дворец выглядит стильно в солнечный день и особенно на фоне снега и вульгарных малиновых куполов многоэтажки вдалеке. Аккуратная полукруглая входная группа, выделенная витражным стеклом, и пластика фасадов, ритмично расчлененных вертикалями оконных ниш, чем-то даже отсылает к конструктивистской архитектурной традиции межвоенного времени.

5 место. Лида

Каждый Новый год многие советские люди ходили в баню, а в независимой Беларуси каждый год проводятся «Дожинки», праздник тружеников села, превращающийся в капитальный ремонт одного из городов страны. Непременным атрибутом дожиночной реконструкции города-счастливчика является возведение там ударными темпами, с опережением всех мыслимых и немыслимых нормативных сроков, ледового дворца. Конечно, из любого правила есть исключения. Например, ледовый дворец в Орше, возводить который начали еще перед «Дожинками» 2008 года, достраивается до сих пор, и точные сроки сдачи его в эксплуатацию по-прежнему остаются туманными. Однако следующим дожиночным столицам повезло куда больше. В Кобрине в 2009-м возвели типовой ангар, клон показанной выше пружанской арены, но для Лиды-2010 все тот же «Белпромпроект», который впору уже переименовать в «Беллёддворецпроект», предложил здание с индивидуальным обликом.

Не то чтобы построенная за два года (2008—2010) арена с трибунами на 1000 мест доставляет безоговорочное эстетическое наслаждение. Но на фоне однотипных клонов первого призыва она все же выглядит достаточно необычно. Современна и цветовая гамма: ярко-синий со стальным сочетаются неплохо. Обошелся государству комплекс в 17 млн долларов.

Но это не главное. Любой ледовый дворец страны меркнет на фоне установленной в Лиде к открытию арены декоративной композиции.

4 место. Молодечно 

Спустя год после лидского к следующим «Дожинкам» осчастливили хоккейной ареной и жителей Молодечно, она занимает в нашей десятке четвертое место. Спроектировали стадион, конечно, в «Белпромпроекте» (арх. А. Шафранович, Э. Длугунович). Комплекс зданий на этот раз выполнен в бело-желтой цветовой гамме. По сложившейся традиции, помимо собственно ледовой коробки, он оброс дополнительными помещениями. На изогнутом дугой главном фасаде, этажи которого каскадом нависают друг над другом, витражным остеклением выделена зона фойе. Часто применяющийся нашими архитекторами прием.

Официально комплекс был назван Спортивно-развлекательным центром. Кроме катка, тут имеется и небольшой аквапарк, бассейн, боулинг, тренажерный зал и прочая традиционная инфраструктура.

Пугать посетителей хоккеистами на этот раз не стали, установив у входа скульптурную композицию юной пары.

3 место. Жлобин 

Тройку лидеров открывает Жлобин. В 2004 году БМЗ, местное градообразующее предприятие, решил выделить средства на строительство небольшого ледового дворца на 1000 зрителей. В ходе дальнейших совещаний, в том числе и на самом высоком уровне, выяснилось, что финансовых средств у завода вполне хватит и на вдвое более вместительную арену, и на аквапарк. Так в городе белорусских сталеваров вырос целый комплекс корпусов, внешним обликом напоминающий ту самую огромную птицу, запарившую в 2012 году над Горками. Проект разработали в институте «Гомельгражданпроект» (главный арх. В. Беспалов).

Сдавался «Физкультурно-оздоровительный центр», как в Жлобине его называют, в несколько очередей: ледовый дворец — в 2006 году. На втором этаже корпуса с катком — административные помещения, зал совещаний, комнаты отдыха, а также акробатический и универсальный зал общефизической подготовки. Третий этаж — технический и спортивно-бытовой.

Северное крыло центра заняли бассейны: спортивный и детский.

В южной части комплекса имеется пристройка с трехзвездочной гостиницей на 50 мест и кафе.

ФОЦ облицован серо-стальными панелями вентфасада, кровля и витражи — синего цвета. Композицию несколько портят обязательные к применению наши зодчими стеклянные пирамидки на объемах лестничных клеток. Без них, по всей видимости, комплекс не утвердили бы на архитектурно-градостроительном совете.

2 место. Солигорск

На второе место взгромоздился «Спортивно-зрелищный комплекс» в Солигорске, в состав которого входит и ледовый дворец на 1759 зрителей. Что характерно, и здесь художественный образ создавался за пределами, казалось бы, главного института по разработке хоккейных арен. Авторами солигорского комплекса выступили архитекторы В. Рондель и А. Соболевский из «Минскгражданпроекта».

Два самостоятельных объема (ледовая арена и универсальный спортивный зал) расположились в 2008 году на центральной эспланаде города. Этот комплекс во многом отличается от своих аналогов в других городах республики. Во-первых, он существенно заглублен в землю, что позволило идеально вписать и так мягкий и плавный силуэт в существующую зеленую зону, сделав его к тому же соразмерным человеку. Во-вторых, каркас здания не из металлоконструкций, а монолитный и сборный, перекрытый металлическими фермами кровли. В-третьих, заглубление комплекса под землю позволило сделать имеющиеся плоские поверхности кровли помещений эксплуатируемыми с размещением там газонов, малых архитектурных форм, освещения и прочего.

Фасады ледового дворца облицованы разноцветным керамогранитом, создающим эффект мозаики. Тот же прием повторен и в покрытии скатных крыш комплекса.

1 место.  «Минск-Арена»

Наконец, на вершине списка и вне всякой конкуренции спортивно-зрелищная арена комплекса «Минск-Арена», многофункциональный зал с трибунами на 15 000 зрителей, основной стадион хоккейного клуба «Динамо-Минск».

Здание, очередная всебелорусская «стройка века», возведенное всего за 4 года (2006—2010) и обошедшееся государству (вместе с соседними конькобежным стадионом, велотреком и паркингом) в 350 млн долларов, к настоящему моменту уже полностью оправдало собственную необходимость, пусть и без особого положительного финансового эффекта. Спортивные соревнования высокого уровня вкупе с вполне европейской организацией околоспортивной инфраструктуры вернули минчан на трибуны стадиона, пусть и всего одного, а достаточная вместимость и современное оборудование позволили привезти в Минск музыкантов, о которых еще лет пять назад меломаны и мечтать не могли.

С точки зрения архитектурного облика — это, возможно, пока самое удачное произведение всей постсоветской белорусской архитектуры. В жанре крытых спортивных арен, типичными образцами которого являются угловатые коробки разнообразных конфигураций (не только, кстати, в Беларуси), архитекторам института «Белгоспроект» удалось найти простую и понятную форму диска-шайбы, оживляемую ритмичными участками зеркальных витражей. Можно предъявлять претензии к качеству отделки арены, в частности того же остекления, но все же главный недостаток стадиона не в этом. У архитекторов не хватило смелости или может быть фантазии довести сходство «Минск-Арены» с хоккейной шайбой до полного. Черно-серая колористика фасадов выглядела бы еще более убедительно и необычно.

Строительство ледовых дворцов продолжается и в настоящее время, причем со вновь сданными зданиями состав этого хит-парада стратегических объектов времен стабильности и процветания, скорее всего, поменяется. Эффектный ледовый дворец должен быть сдан в будущем году в Орше (арх. А. Шафранович, «Белпромпроект»).

Прекрасный спортивный комплекс с хоккейным стадионом на 5000 мест был запроектирован и в Полоцке (арх. Л. Головко, «Минскгражданпроект»). Впрочем, перспективы его реализации пока туманны.

Будут продолжаться строиться небольшие дворцы в районных центрах (скорее всего, по типовым проектам). Нет больших арен еще в нескольких крупных и зажиточных городах, где есть большие предприятия, способные на выделение определенного объема спонсорской помощи (например, в Мозыре, Речице или Светлогорске). Стоит вопрос о новом современном крытом стадионе в Новополоцке. В конце концов, по признанию руководителя Федерации хоккея РБ, «сегодня в Беларуси 29 ледовых арен. И я не согласен с формулировкой „зачем нам столько“. В Канаде этих арен тысячи и никто не ставит таких вопросов». У ледовых дворцов в Беларуси большое элегантное будущее, конца которому пока не видно.