Дом кино: знаменитые здания в фильме «Темный рыцарь»

 
6970
30 сентября 2011 в 19:00
Источник: Darriuss
Источник: Darriuss

В конце 1990-х казалось, что киносериал про Бэтмена, героического человека-летучую мышь, без страха и упрека борющегося с коварными злодеями на мрачноватых улицах выдуманного мегаполиса Готэм-сити, безнадежно выродился. Плохо было буквально все: комичные сценарии Акивы Голдсмана, апатичная режиссура Джоэла Шумахера, сам Бэтмен с лицом Джорджа Клуни был какой-то не слишком геройский, а суперзлодеи — недостаточно суперзлодейскими. У боссов студии Warner Brothers хватило ума и совести не продолжать в том же духе и не ставить на франчайзинге окончательный крест, а попытаться его «перезапустить», наняв для этого абсолютно новую творческую команду. Спасителем культового сериала стал Кристофер Нолан, и даже Готэм-сити у него стал выглядеть по-другому.

Если в первом нолановском «Бэтмене: Начало» мифический Готэм еще как-то напоминает себя, привычного по фильмам 1980—1990-х, со всеми этими хрестоматийными зданиями 1930-х в стиле ар-деко, создающими почти готическую атмосферу полного беспредела и безнадеги, то в фильме №2, «Темном рыцаре», вышедшем на экраны в 2008 году, массивную архитектуру первой половины XX века практически полностью сменяют стеклянные фасады небоскребов 1960—1980 годах Готэм-сити Тима Бертона и Джоэла Шумахера — это всегда узнаваемый Нью-Йорк. Готэм Нолана — это совершенно определенно Чикаго. И нигде еще в кино этот город не выглядел так круто.

Первый же кадр фильма задает его архитектурный тон. Просто лес высоток 1950—1990-х с главным чикагским небоскребом (и самым высоким зданием США) Sears Tower (темный объем на заднем плане в правой части скриншота). В здании на переднем плане разворачивается действие первого эпизода «Темного рыцаря» — ограбление «Готэмского национального банка» бандой клоунов с Джокером, феноменально исполненным Хитом Леджером, во главе.

В роли банка выступает заброшенное ныне огромное девятиэтажное здание старого чикагского почтамта.

Почтамт (справа) был построен в 1921—1932 годах по проекту крупнейшего местного архитектурного бюро Graham, Anderson, Probst & White. В 1997-м, когда он окончательно перестал справляться с обработкой поступающей корреспонденции, рядом было возведено новое здание. А старый гигант, занимающий целых два квартала, так с тех пор и пустует, изредка снимаясь в кино.

Это же здание (только с бокового фасада) выступало в «Темном рыцаре» и в качестве полицейского управления Готэм-сити. Тут уже абандон чувствуется, а ведь городские власти тратят на содержание некислых размеров постройки до 2 млн долларов в год.

Благодаря сцене ограбления можно увидеть и интерьер основного зала почтамта — монументальную неоклассику просто в шпееровском духе.

Ночной Чикаго прекрасен. Классический американский город.

Примерно так по мнению Кристофера Нолана должно выглядеть секретное логово супергероя. Голый брутальный железобетон и сплошное поле светильников на потолке. Режиссер явно ценит эстетику архитектуры 1960-х.

Штаб-квартира Wayne Enterprises (компании, принадлежащей Брюсу Уэйну, гражданскому альтер-эго Бэтмена) размещается в одном из самых известных небоскребов города — Richard J. Daley Center. Башня построена в 1965 году (архитектор Жак Браунсан, бюро C. F. Murphy Associates) и первые четыре года существования была самым высоким зданием в городе. В качестве конструкционного материала была использована т.н. «кортеновская сталь», очень характерной чертой которой является ее коричневатый цвет. Стальные листы на самом деле просто ржавые: считается, что, один раз заржавев, в дальнейшем окисная пленка не размывается водой, и сталь становится «вечной». Здание на переднем плане левее центра, больше похожее на советский НИИ, — корпус административных учреждений округа Кук (1964 год, 35 этажей). В стеклянном столбике, расчерченном светлыми линиями, справа вдалеке — штаб-квартира авиакомпании United Airlines. Это работа (1992 года) известного испанского архитектора-постмодерниста Рикардо Бофилла.

Заседание совета директоров Wayne Enterprises проходит, впрочем, вовсе не в Richard J. Daley Center, а в другой канонической чикагской высотке — IBM Building. К сожалению, в фильме подробно демонстрируются только интерьеры этого замечательного образца «интернационального стиля», последней работы (1971 год) выдающегося архитектора Людвига Миса ван дер Роэ.

Далее действие ненадолго переносится в Гонконг. Тут тоже есть на что посмотреть.

Обратите внимание на самую высокую башню на противоположном берегу залива. Это здание №2 Международного финансового центра (или 2 IFC Building). Там развернется действие следующего эпизода картины.

Украшенную характерными рогами крышу одного из высочайших небоскребов Гонконга, спроектированного знаменитым Сезаром Пелли и построенного в 1997—2003 годах, Бэтмен использует для похищения одного плохого китайского парня.

Видите освещенные рога справа у нижнего края скриншота? Это корпус №1 того же IFC. Нашему герою — туда.

Затем Бэтмен некоторое время летает на фоне ночных красот Гонконга.

Небоскреб-трамплин.

Небоскреб-цель.

Несколько раз на заднем плане проскакивает еще одна культовая для этого города высотка — Bank of China Tower. Построенная в 1990 году по проекту притцкеровского лауреата Бэй Юймина (больше известного как Й.М.Пей), она запоминается своим очень характерным и узнаваемым видом с делением фасада на треугольные сегменты.

Челюсти злодеям особенно удачно получается ломать именно на фоне подобных архитектурных шедевров.

1 IFC Building и небоскреб под незамысловатым названием «Центр» (со шпилем слева, 1995—1998 годов постройки, архитектор Деннис Лау). Внешний вид у него, прямо скажем, тоже незамысловатый.

BOC Tower (справа вверху) куда круче, ну правда же?

Возвращаемся в Чикаго. Вид из офиса мэра Готэм-сити.

Макабрическая сцена повешения одного из бэтменовских фанатов протекает около уже упомянутого IBM Building Миса ван дер Роэ. Целиком последнюю работу мастера нам так и не показали, ограничились только первым этажом. Обратите внимание на, казалось бы, паркинг на заднем плане слева. Это нижние уровни одной из башен Marina City. Жилой комплекс из двух 65-этажных, круглых в плане высоток, похожих на гигантские кукурузы, был построен в Чикаго на берегу одноименной реки в 1964 году (архитектор Бертран Голдберг).

Сцена вечеринки в пентхаусе Брюса Уэйна, где праздник людям сильно портит появление Джокера, явившегося туда без приглашения, снималась в еще одном чикагском небоскребе Миса ван дер Роэ — One Illinois Center (1967—1970-е). Пентхаус прорисован на компьютере.

Так как никакого пентхауса на самом деле не существовало, его интерьеры сняли в лобби соседнего здания. Заодно можно посмотреть, как живут обычные американские миллиардеры. Панорамные пейзажи за окном добавлены позже с помощью фотошопа.

После сорванной вечеринки Брюсу Уэйну взгрустнулось, он надел трико костюм летучей мыши, залез на верхушку Sears Tower и предался меланхолическому осмотру Готэм-сити. Бэтмен смотрел на Готэм, Готэм смотрел на Бэтмена (черная фигурка в правой части скриншота).

Старый Чикаго.

Декор зданий 1930-х.

Сцена покушения на жизнь мэра Готэма и следующий большой эпизод битвы Добра (в образе человека-летучей мыши) со Злом (в виде Джокера) снимались на Ла Салль Стрит, одной из центральных улиц чикагского даунтауна. Застроенная в первой половине XX века монументальными зданиями в стиле ар-деко, в народе она получила прозвище «Каньон».

В перспективе Чикагская торговая палата, тут виден лишь ее фрагмент. Его фланкируют два здания с внушительными портиками. Слева — 20-этажный «Банк Америки» (1920 год, строился как Continental Illinoys Bank), справа — 15-этажный Федеральный резервный банк Чикаго (1922 год).

Та же улица чуть далее по фильму. «Банк Америки» уже справа. Действительно каньон.

Перспектива Ла Салль стрит с небоскребом Чикагской торговой палаты во всей его красе. Здание построено в 1930 году (бюро Holabird & Root) и до 1965-го было самым высоким в городе. Кстати, в «Бэтмене: Начало» именно тут размещалась штаб-квартира Wayne Enterprises, переехавшая в «Темном рыцаре» в Robert J. Daley Center.

Сталинская архитектура Чикаго.

Бэтмен спешит на помощь. Почему-то по подземным переходам у вокзала Миллениум Стэйшн. Потолок «волнами» роскошен.

Два одиночества сейчас встретятся.

Далее, как известно, окончательно взбесившийся Джокер взрывает Готэмскую центральную больницу.

На самом деле съемочная группа взорвала бывшую кондитерскую фабрику на окраине Чикаго.

Финальное же противостояние главного героя и его раскрашенного антагониста происходит на недостроенной еще башне Трампа, к настоящему времени уже ставшей свежайшей достопримечательностью города.

Классический вид Чикаго. Справа строится Trump Tower, за ним видны кукурузы Marina City, слева отличный образец местной архитектуры 1920-х — здание страховой компании London Guarantee (1923 год, архитектор Альфред Альшулер). Река Чикаго и многочисленные мосты через нее. Небольшая пробка.

Многие считают главным отрицательным персонажем «Темного рыцаря» Джокера. Это, конечно, не так. Беднягу, у которого было не то трудное детство, не то стервозная жена, куда как превосходит актриса Мэгги Джилленхол, чье вечно скорбное лицо систематически портит впечатление от чикагской архитектуры.