Всемирно известные здания: как устроен Ватикан

 
34 036
15 марта 2013 в 18:54
Источник: Darriuss. Фото: wikipedia.org, panoramio.com, flickr.com.
Источник: Darriuss. Фото: wikipedia.org, panoramio.com, flickr.com.

Это самая маленькая страна мира. Здесь на территории в 44 гектара, со всех сторон окруженных бывшей столицей мира, проживает всего несколько сотен человек, и тем не менее глава этого государства в той или иной степени распоряжается душами более чем миллиарда землян, пятой части всего населения третьей планеты от Солнца. Об устройстве Ватикана, только что получившего своего нового папу, рассказывает блогер Darriuss.

Когда-то здесь, на небольшой возвышенности, занимающей противоположный знаменитым римским семи холмам берег реки Тибр, располагался храм этрусского бога пророчеств Вагитануса. Именно на его месте в 40 году нашей эры, спустя всего 7 лет после легендарного распятия в Иерусалиме одного иудейского проведника, известного под именем Иисус, в тогдашнем пригороде Вечного города император Калигула начал строительство огромного цирка, арены для тех самых зрелищ, которыми славился Рим. Достраивалось сооружение уже при преемнике Калигулы — не менее печально известном императоре Нероне, а потому сейчас оно известно как Circus Gaii et Neronis или просто цирк Нерона. На плане хорошо видно, что цирк, да и весь Mons Vaticanus (Ватиканский холм) располагался за границами (и соответственно, стенами) Рима и в городскую черту не входил. Обратите внимание и на обозначенное кладбище рядом с ареной, оно в будущем сыграет важнейшую роль в истории Ватикана и католической церкви.

Именно в цирке Нерона, начиная с 65 года, начали устраиваться своеобразные, по нынешним меркам, представления, в то время пользовавшиеся большой популярностью у свободных римлян. На его арене, украшенной доставленным из египетского города Гелиополь обелиском, систематически и весьма изощренными способами убивали еретиков, в том числе и последователей упомянутого выше иудейского проповедника, называемых христианами. В 67 году очередь дошла и до ближайшего ученика Иисуса по имени Петр, избранного к тому времени первым епископом столицы империи, главой римской христианской общины. Петра распяли прямо в центре цирка, у обелиска. Причем, согласно легенде, подвесили его к кресту вниз головой. Это была собственная инициатива апостола — он решил, что недостоин быть распятым так же, как его учитель (то есть головой вверх). После такой мученической смерти апостола последователи Петра сняли его тело с креста и похоронили на кладбище под стенами цирка. Цирк Нерона на гравюре Пьетро Санти Бартоли 1699 года.

Именно расположение могилы святого Петра сыграло потом определяющую роль в строительстве главного храма христианского мира. К четвертому веку нашей эры увлечения римлян несколько изменились, сам город и империя, столицей которой он был, начали приходить в упадок, а с ними деградировал и Неронов цирк. Примерно так он выглядел к четвертому веку нашей эры, когда император Константин Великий решил построить большую базилику на месте предполагаемой гибели и захоронения апостола Петра. К тому времени христианство обрело популярность и из относительно камерной секты выросло во влиятельную религию, не считаться с которой императорская власть не могла. Древний некрополь хорошо виден в верхней части этой реконструкции.

Строительство базилики св. Петра началось ближе к 322 году нашей эры и продолжалось примерно 30 лет, причем для устройства ее фундамента Ватиканский холм в значительной степени был срыт. Считается, что храм был возведен таким образом, чтобы могила святого Петра оказалась как раз под его алтарем. Этот факт и необходимость развернуть собор фасадом к городу определили его экзотическую ориентацию: апсида расположилась на западе, а вход на востоке (обычно все делалось наоборот, мессу служили ad orientem, то есть лицом к востоку). Специалисты сумели воссоздать оригинальный облик так называемой Старой базилики, предшественницы дошедшего до наших дней собора. Храм имел весьма типичный для ранних христианских церквей внешний вид. Перед фасадом пятинефного здания был устроен окруженный аркадной колоннадой двор, так называемый Райский сад. Обратите внимание и на крепостную стену с многочисленными башнями, видную на заднем плане иллюстрации — это так называемая Леонинская стена, окружившая собор и его ближайшие окрестности в IX веке, чтобы обезопасить их от нападений сарацин (то есть арабов-мусульман, в 846 году захвативших и разграбивших Рим). Она частично уцелела до сих пор и отдельными своими фрагментами обозначает современные границы государства-города Ватикан.

Разрез Старой базилики. 42 колонны, поддерживавшие своды здания, были позаимствованы у античных римских языческих храмов (стоит ли удивляться, что они так плохо сохранились до наших дней). Храм длиной 110 метров и формой похожий на латинский крест вмещал 3—4 тысячи верующих, и именно тут в 800 году Карл Великий короновался императором Запада. Кто знает, если бы здание было построено более качественно, возможно, так главный собор католической церкви выглядел бы и сегодня.

Однако к XV веку базилика, существовавшая уже 11 столетий (более 1100 лет!), ощутимо деградировала, чему в значительной степени способствовало и то, что с 1309 по 1377 годы резиденция римских пап находилась во французском Авиньоне. По возвращению в Рим понтифики нашли, что город (и первый собор святого Петра вместе с ним) крайне запущенны и нуждаются в капитальном ремонте. По свидетельству очевидцев: «Церковь и монастырь этого имени находились в полном запустении. Монахов оставалось всего несколько человек. В старинной базилике путники варили на кострах мясо и овощи и тут же их ели. На ночь пастухи загоняли сюда быков и буйволов». Центральный неф базилики стоял без крыши.

При папе Николае V в 1450-е началась грандиозная реконструкция Рима, его наследники ее продолжили (в частности, при Сиксте IV рядом с собором св. Петра была построена новая часовня, сейчас известная как Сикстинская капелла), Рим стал называться городом зодчих и художников. Это, впрочем, оригинальный храм апостола Петра не спасло. При папе Юлии II в начале XVI века стало очевидно, что тысячелетнее здание уже не спасти. Решение о его сносе далось папе нелегко и шокировало современников, но в тех условиях оно было единственно возможным — отклонение стен здания от вертикали на некоторых участках составляло до двух метров. Базилика еще сопротивлялась ветровым нагрузкам, но первое же ощутимое землетрясение (не редкость в окрестностях Рима) стало бы для нее последним.

В строительстве нового собора, равного которому не было бы ни в христианском, ни в языческом мирах, поучаствовали в итоге все крупнейшие итальянские архитекторы XVI века. Первым к реализации был утвержден проект Донато Браманте 1506 года, предложившего сооружение в виде равностороннего греческого креста с центрической композицией.

Перекрестье должно было быть увенчано грандиозным куполом, а все здание — напоминать античные храмы.

После смерти Браманте в 1514 году в строительстве собора случился небольшой хаос. Сначала его возглавил знаменитый Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной для католиков форме латинского креста (с одной вытянутой стороной). Затем Бальдассаре Перуцци вновь предложил центрическую композицию, а в 1534 году следующий главный архитектор, так называемый капомаэстро Антонио да Сангалла опять реанимировал латинский крест. Так собор св. Петра должен был выглядеть в представлении последнего. В глаза в первую очередь бросаются две высокие колокольни, фланкирующие центральный купол.

Но и Сангалло умер в 1546-м, успев возвести только южную и восточную сторону своего здания, после чего руководство работами перешло к Микеланджело, вновь-таки отказавшемуся от вытянутой композиции и вернувшемуся к оригинальной центрально-купольной системе Браманте. Великому человеку эпохи Ренессанса было уже за 70, но свои идеи он по-прежнему отстаивал с присущим ему энтузиазмом. Несмотря на то что и Микеланджело не дожил до завершения строительства, его идея в общем и целом была реализована. Лишь купол, достроенный к 1590 году Джакомо делла Порта, получил чуть более вытянутую форму, чем предлагал Микеланджело.

Однако, как оказалось, в скором будущем оригинальный замысел выдающегося архитектора был все-таки значительно искажен. Папа Павел V решил, что новенькое, только что законченное здание недостаточно вместительное, после чего приказал пристроить к центрическому храму Микеланджело дополнительную трехнефную базиликальную часть с новым грандиозным фасадом. Эти работы были проведены в 1607—1614 гг. архитектором Карло Мадерной, и в общем и целом, спустя чуть более 100 лет после начала строительства, собор святого Петра приобрел облик, близкий к современному. Картина Вивиано Кодацци 1630 года.

Пристройка Мадерны в конечном итоге все-таки придала зданию форму вытянутого латинского креста, традиционную для католических церквей. При этом Мадерна безвозвратно нарушил единство и целостность композиции собора, так как его огромный купол полностью утратил свое доминирующее положение. Теперь, находясь перед входом в храм, посетители не могли купол видеть вовсе или видели его лишь частично. Выдающееся инженерное сооружение эпохи Возрождения было полностью подавлено пышно декорированным массивным главным фасадом Мадерны.

Всю грандиозность постройки можно оценить лишь издалека, например, от замка святого Ангела, бывшего мавзолея римского императора Адриана. Только на таком расстоянии художественный образ самого значительного здания эпохи, придуманный целой плеядой крупнейших архитекторов Ренессанса, виден целостно и в полном объеме.

Зато папа Павел V, надо полагать, был доволен. Вместимость собора святого Петра в конечном итоге составила 60 000 человек, беспрецедентная цифра не только для XVII, но и для XXI века. Интерьер пристройки Мадерны на картине Джованни Паоло Панини 1750 года.

Строительство здания продолжалось всего чуть более века, с 1506 по 1614 годы. Несмотря на частую смену архитекторов-капомаэстро и периодическую приостановку работ, это мизерный срок для эпохи, когда возведение огромных катедралей затягивалось на несколько сотен лет. Сыграло свою роль и щедрое финансирование проекта: папы потратили на главный храм христианского мира более 45 млн золотых дукатов (по некоторым оценкам, эквивалент около 6,5 миллиардов современных долларов).

Купол, опирающийся на четыре мощные колонны, имеет высоту в верхней точке 119 метров и диаметр 42 метра.

Новый собор святого Петра был гораздо больше оригинальной Старой базилики. Тем не менее итальянские архитекторы Возрождения сохранили основную идею безвестных авторов первого храма — центром его по-прежнему являлась могила св. Петра. На этом сравнительном плане внизу серым обозначены контуры цирка Нерона, сплошной черной линией — Старая базилика, пунктиром — современный собор св. Петра. Показано расположение могилы апостола по отношению ко всем трем сооружениям.

Над ней, прямо под главным куполом, расположен основной алтарь здания, украшенный высоченным (29 метров, четырехэтажный дом!) балдахином, первой (1633 год) работой для собора Джованни Бернини, принявшего у Мадерны эстафету как капомаэстро.

Балдахин Бернини — выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства уже следующей эры — барокко. Необычная форма его колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия крестоносцами Иерусалима.

Вот перед ним и находится лестница в гробницу святого Петра. Этот спуск называется Confessio — своеобразное окно в исповедальне, через которое верующие могли обратиться напрямую к раке, где находятся мощи первого из апостолов. В 1968 году папа Павел VI объявил, что останки 60—70-летнего человека, найденного в этом месте при раскопках еще в 1950-е годы, каким-то образом идентифицированы как останки св. Петра.

Под этим полом и находится могила первого римского епископа, от которого вот уже 265 римских пап ведут свою преемственность. Сложно представить, что 1950 лет назад здесь было обычное кладбище, а рядом стоял античный цирк, где тысячи людей умирали, а часть их них даже славила при этом цезаря.

После завершения строительства собора в центре внимания римских пап оказалось создание достойной площади перед ним, соответствовавшей бы масштабами и архитектурным антуражем и храму, и тому количеству верующих, которое могло на ней оказаться. Формирование ее архитектурного ансамбля было поручено Джованни Лоренцо Бернини, что он с успехом и проделал в 1656—1667 гг. По замыслу архитектора, площадь должна была состоять из двух половин. Первая по форме напоминала трапецию, расширяющуюся к фасаду собора и зрительно увеличивающую его высоту, уменьшая при этом ширину. Вторая половина представляла собой гигантский эллипс, с юга и севера ограниченный монументальными колоннадами. Обратите внимание на сплошную белую линию, соединяющую внешние стороны колоннад со стороны города (в правом нижнем углу) — это граница, разделяющая две страны: Италию и Ватикан.

В центре эллипса, на центральной оси собора св. Петра, установлен тот самый обелиск из Гелиополя, вывезенный в 36 году по приказу Калигулы из Египта и первоначально установленный в цирке Нерона. Обелиск, общей высотой 40 метров, прозван «Свидетелем», так как считается, что именно у него казнили апостола Петра.

По обе стороны от обелиска, на оси, перпендикулярной центральной, сооружены два фонтана, уравновешивающие композицию в целом.

Общий вид площади, названной, как и собор, в честь первого римского епископа. По замыслу Бернини, вся композиция должна была напоминать руки, как бы обнимающие верующих и приглашающие их в храм.

300 лет площадь упиралась в сплошную стену средневековых домиков и ренессансных палаццо, отделявших ее от Тибра и исторического центра Рима. Фотография 1900 года.

Все эти 300 лет архитекторы вынашивали планы создания широкого променада, раскрывшего бы собор на реку и служившего бы парадным подходом к нему. Вот один из проектов.

Идею смогли реализовать только при кровавом режиме Муссолини. Волевым решением диктатора через средневековые кварталы и историческую сеть улиц в направлении замка св. Ангела и моста через Тибр того же имени был таки пробит искомый проспект, и теперь с купола собора открываются весьма живописные и душеспасительные перспективы. Так что уничтожали милые сердцу туристов и коренных жителей «узкие кривые улочки» не только в Советском Союзе, прорубая Новый Арбат (в Москве) или новую Немигу (в Минске). Градостроительное благо ставилось превыше ностальгической умиляющей старины и во вполне цивилизованных европейских странах (правда, при не вполне цивилизованных режимах). Что характерно, и там это тоже вызывало лютое, бешеное сопротивление краеведов и прочей неравнодушной общественности.

Проект был осуществлен в 1936—1950 годах, то есть заканчивался даже после того, как Муссолини с триумфом расстреляли. Его реализация началась вскоре после заключения так называемых Латеранских соглашений, оформивших в 1929-м отношения между Италией и новым государством-городом Ватикан. Конфликт, в ходе которого римские папы на протяжении 59 лет (в 1870—1929 гг.) объявляли себя «узниками Ватикана», отказываясь его покидать в знак протеста против ликвидации Папского государства, образования единой Италии и узурпации, казалось бы, богом данной понтификам собственности, был успешно разрешен. По этому поводу новый проспект назвали Виа делла Кончилиационе (то есть «улица Примирения»).

Собор св. Петра теперь стал прекрасно виден прямо от Тибра. Тем не менее архитектурные «наци» и прочие пуристы от зодчества продолжают негодовать, ведь кроме сетки старых кварталов разрушен был и любопытный замысел Бернини. По идее создателя площади святого Петра, она должна была совершенно неожиданно своим грандиозным открытым пространством и монументальным ансамблем зданий набрасываться на путника, плутающего по тем самым узким кривым улочкам. Мол, идет пилигрим, ничего не подозревает, и тут внезапно выходит на огромную пьяццу с еще более умопомрачительным собором на ней, от чего дополнительно преисполняется высоких чувств. С созданием улицы Примирения такой оглушающий эффект уже был недостижим. Человек к созерцанию ватиканских красот начинает готовиться заранее.

Собор святого Петра с прилегающей одноименной площадью — это, безусловно, главные архитектурные сооружения Ватикана. На этом плане показано их соотношение в расположении и масштабах относительно цирка Нерона (выделен оливковым цветом) и Старой базилики (коричневый пунктир), когда-то занимавших примерно это же место.

Но собором и площадью архитектурное содержимое Ватикана, разумеется, не ограничивается. Несмотря на всю ограниченность территории карликового государства (ватиканские 44 га это, для сравнения, чуть больше площади Комсомольского озера в Минске) и то, что больше половины ее занимают сады, парки и прочие лужайки, здесь умудрились разместить еще несколько десятков зданий, выполняющих совершенно разнообразные функции и зачастую небезынтересных внешне. Собственно, благодаря им Ватикан и может считаться полноценным, пусть и несколько своеобразно функционирующим государством.

Посмотрим на компьютерную аксонометрию страны. Цифрами подписаны важнейшие ее здания и сооружения.

1 — Собор святого Петра, 2 — площадь святого Петра с обелиском и фонтанами, 3 — Апостольский дворец с Папскими апартаментами, 4 — Сикстинская капелла, 5 — Бельведерский дворец, занятый Ватиканскими музеями, 6 — Апостольская библиотека, 7 — Браччо Нуова, 8 — Пинакотека, 9 — казармы Швейцарской гвардии, 10 — казармы Папской жандармерии, 11 — почтамт, 12 — супермаркет, 13 — аптека, 14 — дворец Святой канцелярии, 15 — зал для аудиенции имени Павла VI, 16 — дом св. Марты (папская гостиница), 17 — церковь св. Стефана, 18 — железнодорожный вокзал, 19 — Губернаторский дворец, 20 — Папская академия наук, 21 — Старые сады, 22 — Новые сады, 23 — монастырь Mater Ecclesiae (новая резиденция папы Бенедикта XVI), 24 — Радио Ватикана, 25 — Абиссинская семинария, 26 — гелипорт.

Кроме собора и колоннад, окруживших пьяцца Сан-Пьетро, туристы во вторую очередь обращают внимание на довольно хаотичный комплекс построек, нависающих над северной колоннадой. Это так называемый Апостольский дворец, где, помимо музейных помещений, внутри живет и римский папа. Видите правый верхний угол здания? Окна на третьем этаже — его!

Предыдущий папа, Бенедикт XVI, обращается к пастве из окна личных апартаментов.

Интересно, что здесь папы жили далеко не всегда. Не считая авиньонского пленения, продолжительный срок, когда Рим был еще столицей Папского государства, а не единой Италии, их резиденция находилась в римском Квиринальском дворце на одноименном холме. Сейчас он — официальная резиденция президента Италии.

Еще одно постоянное место жительство пап — Латеранский дворец рядом с базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано. Кстати, не все туристы знают, но именно она является официальным кафедральным собором Римского диоцеза, епископом которого по должности является папа. У собора св. Петра кафедрального статуса нет. Впрочем, фактически епархией в ежедневном режиме давно уже управляет специально назначаемый генеральный викарий, службы которого частично и занимают сейчас Латеранский дворец. Последний, в отличие от Квиринальского, по-прежнему принадлежит Святому Престолу и имеет в рамках Италии экстерриториальный статус. Такой ватиканский анклав.

В настоящее же время частные Папские апартаменты (сюда не входят официальные помещения для приема высоких гостей и прочее) состоят из примерно 10 комнат, включая личные кабинет, спальню, столовую, гостиную, кухню, библиотеку и даже медицинскую палату. Они занимают третий этаж так называемого дворца Сикста V и выходят как на площадь св. Петра, так и во внутренний двор. В этих комнатах папа постоянно живет круглый год, за исключением особо жарких в Риме месяцев с июля по сентябрь, на которые он перемещается в свою летнюю резиденцию в Кастель Гандольфо под Римом.

Так, например, выглядел рабочий кабинет папы Бенедикта XVI. После смены понтифика апартаменты подвергаются ремонту в соответствии со вкусами нового наместника Христа. Например, Бенедикт XVI пожелал иметь под рукой все 20 000 томов собранной им библиотеки, для чего оборудовали специальную комнату.

Здания Апостольского дворца не представляют собой единого целого. Они строились в разное время при разных папах и сейчас образуют довольно беспорядочное нагромождение объемов преимущественно XV—XVI веков.

В комплексе имеются даже фрагменты оборонительных укреплений, как, например, эта башня Борджиа, построенная при папах, происходивших из данной одиозной итальянской семьи. История папства почти никогда не была мирной.

Большая часть этих помещений сейчас используется под музейные нужды, как, например, эти так называемые «Станцы Рафаэля», четыре сравнительно небольших зала, расписанных Рафаэлем Санти и его учениками. Когда-то это были личные апартаменты папы Юлия II (того самого, который инициировал строительство нового собора св. Петра), а сейчас они служат для экспонирования рафаэлитских фресок.

Светские помещения густо облеплены и религиозными постройками. Вокруг и внутри Апостольского дворца сразу несколько часовен и церквей. Самая известная из них, конечно, Сикстинская капелла, украшенная росписями Микеланджело, этого заклятого рафаэлевского друга. Довольно небольшая домовая церковь была построена в 1473—1481 гг. по заказу папы Сикста IV (отсюда и ее название) и внешне воображение не поражает. Как и многие итальянские средневековые церкви, экстерьер ее предельно скромен.

Зато совершенно иной эффект, благодаря гению Микеланджело, капелла производит изнутри. Именно тут традиционно проводятся Папские конклавы, включая и только что завершившийся.

Наверное, самая известная фреска из Сикстинской капеллы — «Сотворение Адама».

Как и большинство других помещений дворца, капелла фактически является сейчас музеем. Последний, точнее целый набор из разнообразных музеев, занимает и так называемый Бельведерский дворец, довольно крупный комплекс построек к северу от дворца Апостольского. Его общий вид хорошо рассматривать с купола собора св. Петра (в правом нижнем углу Сикстинская капелла). Это длинный прямоугольник с двумя перемычками-галереями, образующими сразу несколько внутренних дворов. Его строительство началось в конце XV века при Иннокентии VIII и последовательно продолжалось при едва ли не десятке последовавших за Иннокентием пап.

В ближнем к собору св. Петра внутреннем дворе, Бельведерском, когда-то проводились турниры и устраивались прочие увеселяющие понтификов мероприятия. Сейчас его занимает огромная автостоянка. В корпусах, окружающих двор и занятых когда-то различными папскими учреждениями, сейчас находятся Ватиканские музеи.

К примеру так выглядит так называемая «Галерея карт».

Когда-то корпуса Бельведерского дворца образовывали каре вокруг единого внутреннего двора, но уже в 1587 году поперек него было построено здание Апостольской библиотеки, что разрушило оригинальную композицию.

Сикстинский салон Ватиканской библиотеки. В настоящее время ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей — богатейшее собрание, сформированное за два тысячелетия существования папства.

Второй внутренний двор — так называемый сад делла Пинья (пинья — по-итальянски «шишка»), названный так в честь фонтана, выполненного в форме гигантской бронзовой шишки.

Она находится на этом месте с 1608 года, а отлита была в первом или втором веке нашей эры мастером Публием Цинцием Сальвием, оставившим свое имя в основании самой колоссальной шишки планеты.

Южную сторону сада делла Пинья образует так называемая «Браччо-Нуово» (слева), очередная галерея-перемычка, построенная уже только в 1822 году. Перед ней установлен арт-объект, так называемая «Сфера внутри Сферы». Как видим, и современное искусство не чуждо Ватикану.

Хотя, конечно, основное содержимое Ватиканских музеев — это искусство классическое. Ценность выставленных в бесконечных анфиладах залов Бельведерского дворца экспонатов сложно сколь-нибудь трезво представить.

К западу от дворца расположены отдельно стоящие (и построенные куда позже) Пинакотека (картинная галерея, на переднем плане, 1932) и Этнологический миссионерский музей (1960-е, вверху).

По крайней мере Пинакотека вполне успешно мимикрирует под Бельведер XVI века, хотя строилась она на 400 лет позже.

Бесконечно богатые Ватиканские музеи пользуются непреходящей популярностью у туристической публики, регулярно образующей умопомрачительные очереди желающих прикоснуться к прекрасному. Одновременно это является и весьма ощутимым источником дохода Святого Престола.

Ватикан не чужд не только современному художественному искусству, но и архитектуре, и технологиям. В 1971 году выдающийся итальянский архитектор и инженер Пьер Луиджи Нерви по личному заказу папы Павла VI спроектировал огромную ультрасовременную аудиторию на 6500 сидячих или 12 000 стоячих мест. Здание из монолитного железобетона характерной изогнутой формы предназначено для проведения общих аудиенций папы римского и прочих массовых мероприятий. Интересно, что сцена с троном понтифика находится еще на ватиканской территории, а основная часть зала — на итальянской. При этом последняя имеет экстерриториальный статус.

В 2007 году крыша сооружения была оборудована 2400 панелями солнечных батарей. Вырабатываемой ими электроэнергии достаточно для удовлетворения всех потребностей здания.

Особенно эффектно аудитория им. Павла VI выглядит изнутри, где сложная криволинейная форма свода подчеркнута ритмом рядов светильников.

По соседству с этим залом расположена папская гостиница, носящая имя «Дома святой Марты». Шестиэтажное здание в форме буквы «Н» было возведено в 1996 году по инициативе Иоанна Павла II специально для размещения гостей Святого Престола и в особенности членов Коллегии кардиналов во время проведения конклавов. Их правила требуют компактного и в то же время изолированного от внешнего мира проживания всех участников выборов нового понтифика.

Ранее кардиналов закрывали (порой буквально замуровывали) в Сикстинской капелле, где они вынуждены были жить в крайне стесненных условиях. С увеличением количества кардиналов-выборщиков им перестало хватать имевшихся в комплексе капеллы монастырских келий. В итоге пожилых (и зачастую не обладающих богатырским здоровьем) людей селили во временных помещениях, иногда разделенных обычными простынями, по нескольку человек в одной комнате. Все это, скорее, напоминало быт общежития, и хотя, конечно, порой способствовало скорейшему завершению конклава, все же не отвечало требованиям времени. Иоанн Павел II, поучаствовав в двух таких конклавах, прежде чем быть избранным папой, решил все же избавить своих наследников от подобного экстремального опыта. На месте старой больницы, построенной для больных холерой еще в конце XIX века, было возведено скромное внешне и внутри здание, решившее проблему с комфортом кардиналов-выборщиков и в то же время позволяющее должным образом разобраться с вопросом о их изоляции на время выборов главы церкви.

Это, конечно, никакой не пятизвездочный отель. Все по-монастырски скромно, но и эти спартанские условия не идут ни в какое сравнение с существовавшими ранее в Сикстинской капелле. В здании 106 сьютов, двухкомнатных номеров, 22 одиночные комнаты и 1 апартаменты, куда переселяют папу после избрания и где он живет до тех пор, пока не отремонтируют папские покои в Апостольском дворце. На фото — спальня в стандартном двухкомнатном номере.

Есть в Ватикане и исключительно административные здания. Конечно, большая часть управленческих структур Римской курии, так называемых дикастерий, расположены в различных зданиях, разбросанных по всему Риму. Однако сразу за апсидой собора св. Петра в глубине ватиканской территории находится так называемый Губернаторский дворец. Его занимает Папская комиссия по делам государства-града Ватикан, учреждение, в специфической местной системе управления выполняющее функцию законодательного органа. Председатель этой комиссии также осуществляет непосредственное управление повседневной хозяйственной жизнью Ватикана, ему подчиняются корпус жандармерии, ватиканские музеи, обсерватория, почта, телеграф и прочие местные учреждения соцкультбыта. Обратите также внимание на лужайку перед дворцом. Здесь Ватиканзеленхоз подвластными ему средствами создает клумбу с изображением герба текущего понтифика. На фото — герб Бенедикта XVI.

Ватикан имеет почти все признаки полноценного государства, пусть порой и достаточно формальные. Здесь есть исполнительная власть, законодательная, сразу несколько судов, свои газеты, журналы, радио и телевидение. Есть даже своя армия из 100 человек. Основанная еще в 1506 году Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы (или просто Швейцарская гвардия), насчитывает сейчас 110 человек и считается старейшим постоянно действующим военным формированием в мире. Впрочем, в настоящих военных действиях гвардия поучаствовала лишь однажды, вскоре после своего образования, 6 мая 1527 года, когда, защищая папу Климента VII во время захвата и разграбления Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V, погибли 147 гвардейцев. С тех пор, впрочем, роль швейцарских гвардейцев все больше свелась к церемониальной, но зато их красочная оригинальная средневековая форма немало радует многочисленных туристов, заезжающих в Ватикан.

Казармы гвардейцев, каждый из которых, кстати, имеет редчайшее в мире ватиканское гражданство, расположены вплотную к Апостольскому дворцу сразу за северной колоннадой Бернини.

Есть в Ватикане и своя полиция — Корпус Жандармерии из 130 человек. В их обязанностях — обеспечение повседневной безопасности в стране, охрана общественного порядка, пограничный контроль, контроль за соблюдением ПДД, криминальные расследования и прочие общеполицейские задачи.

В Ватикане расположена и самая загруженная аптека в мире. Ежедневно около 2000 человек совершают покупки в этом здании (здесь размещаются и некоторые другие учреждения ватиканского здравоохранения). Аптека, единственная в городе-государстве, была основана монахами-бонифратами в 1874 году. До сих пор ее директором традиционно назначается бонифрат, хотя провизорами и фармацевтами давно уже работают исключительно миряне. Около 50% всех клиентов составляют специально получающие разрешение на вход на ватиканскую территорию обычные римляне, ведь в государстве, где нет налогов, дешевле и лекарства: скидки в сравнении с римскими аптеками, находящимися на соседней улице, доходят до 25%.

Напротив аптеки — и настоящий ватиканский супермаркет, также фактически дьюти-фри.

Внутри выглядит как обычный магазин, разве что больше специфически ватиканских покупателей.

Скромный ватиканский почтамт тем не менее приносит немало евро в казну Святого Престола. Традиционно издание марок и чеканка монет составляют не последнюю статью доходов бюджета государства. Специальные марки и монету для коллекционеров успели выпустить и в только что закончившийся период Sede Vacante, пустующего папского престола. Слева от почтамта — аптека, справа — Апостольский дворец. Всего на территории страны 4 почтовых отделения — отправить открытку отсюда считают обязательным миллионы туристов ежегодно.

Местный почтовый ящик традиционно желто-белых цветов.

Целый ряд любопытных учреждений расположены в относительно труднодоступных для туристов Ватиканских садах. Рядом с Губернаторским дворцом находится так называемая Эфиопская (или Абиссинская) семинария, готовящая священников для африканского континента. У Святого Престола крайне разветвленная сеть учебных заведений, часть из которых имеет экстерриториальный статус в пределах Рима, но на территории собственно Ватикана находится лишь одно (и почему-то эфиопское).

Здесь же, в садах, и Папская академия наук, занявшая домик папы Пия IV, фактически небольшую папскую дачу, к которой была сделана пристройка для нужд академии.

Здание Ватиканского радио и телецентра с передатчиком. Обратите внимание, как в структуру интегрированы фрагмент стены и башня бывшей Леонинской стены, построенной еще в середине IX века.

Еще одна постройка, в которой использована часть Леонинской стены, — это возведенный только в 1994 году монастырь Mater Ecclesiae, занявший место бывшей штаб-квартиры ватиканской жандармерии. Небольшое здание, строившееся для обслуживающих Апостольский дворец монахинь, в настоящее время реконструируется под новую постоянную резиденцию ушедшего на покой папы Бенедикта XVI. Новый и старый папы будут жить на расстоянии в нескольких сотнях метров друг от друга.

Вокруг же прекрасные Ватиканские сады: фонтаны, статуи, клумбы и даже настоящий огородик. В левом верхнем углу — Радиоцентр, чуть правее — монастырь Mater Ecclesiae, где будет жить папа-пенсионер, справа виден фрагмент Папской академии наук. Между ними сохранен небольшой участок настоящего леса.

В левом верхнем углу — монастырский огород, правее которого — фонтан Орла рядом с монастырем Mater Ecclesiae. В центре газона — статуя апостола Петра.

Есть в Ватикане и своя вертолетная площадка — гелипорт, расположенный на одном из бастионов ватиканской системы укреплений. Именно отсюда Бенедикт XVI 28 февраля улетел в отставку.

Общий вид Ватиканских садов. Хорошо видны оборонительные уровни, расположенные на разных ярусах остатков Ватиканского холма. Тесновато, конечно.

Но даже в этой тесноте нашлось место для настоящей Ватиканской железной дороги и вокзала. Ну и что, если протяженность всей системы всего 852 метра — два основных пути по 300 метров каждый и вспомогательные ветки, связанные с общеитальянской сетью. Ferrovia Vaticana — полноценная, просто самая маленькая в мире национальная железнодорожная система.

Очень симпатичный, пусть и небольшой, железнодорожный вокзал.

Сейчас Ferrovia Vaticana используется в основном для грузового снабжения Святого Престола, но периодически, пусть и очень редко, с него по-прежнему отправляют и пассажирские поезда с папой внутри. Последний раз это произошло в октябре 2011 года, когда Бенедикт XVI уехал отсюда в поездку в город Ассизи.

Сейчас ватиканское гражданство имеют около 600 человек, причем только 250 из них постоянно проживают в Ватикане (почти половина — это швейцарские гвардейцы), а остальные являются дипломатическими работниками. Всего постоянное население страны составляют немногим более 800 человек. Совсем скоро ватиканский паспорт получит еще один счастливчик, на этот раз из Аргентины, а вместе с ним — ответственность не только за паству в 1,2 миллиарда душ, но и за этот маленький кусок планеты, гордый и независимый, который почти весь умещается на одной, пусть и панорамной, фотографии.