Мы продолжаем серию публикаций, в которых жители небольших белорусских местечек рассказывают о своей малой родине. На этот раз выбор пал на Узду. Приглашая нас в гости, скромный парень Дима (отказавшийся фотографироваться), живущий в небольшом городке с рождения, заинтриговал: «Приезжайте, я вам покажу единственную в Беларуси пирамиду масонов высотой с 3-этажный дом и Литву, где коров роботы доят».
Узда встретила нас бодрым морозом и закрытыми кафе. То есть таблички «Спецобслуживание» висели буквально на дверях всех приличных заведений, в которые нас приводил коренной житель Узды. После пятой неудачной попытки Дима развел руками — говорил, что подобного на его памяти не случалось. Жители соседних райцентров, наоборот, смеются, что в Узде с 9-тысячным населением концентрация культурно-питейных заведений прямо зашкаливает. Пока же мы ищем место, где можно попить кофе, и знакомимся с городом.
— Мы живем как бы в транспортном «аппендиксе», — рассказывает Дима. — В двадцати километрах — городской поселок Негорелое, трасса М1 и железнодорожная станция, а у нас тут, так сказать, ближайшая к Минску глушь. Но я не жалуюсь, наоборот, считаю, что удаленность только на пользу. В противовес большим городам должны быть такие тихие места. Здесь хорошо жить семьей, растить детей.
В Узде действительно дышится, в отличие от столицы, по-другому. Крупных промышленных предприятий в округе нет, поток автомобилей на улице слабый — самым взыскательным «зеленым» будет трудно придраться к чему-нибудь. В городе — 4 школы и 4 детских сада; по словам местных жителей, этого вполне хватает, чтобы полностью закрыть актуальную для столичных родителей проблему. Школы и садики оформлены с любовью, но порой весьма экстравагантно.
На одной из улиц города нам повстречался настоящий корабль. Для чего он построен, не смог сказать ни Дима, ни прохожие. Есть предположение, что летом в нем расположится детское кафе.
В городе два центра — исторический и современный. Исторический — с традиционным памятником Ленину в центре площади. Памятник этот немного необычный — вождь мирового пролетариата выглядит удивленным и даже слегка испуганным, поэтому регулярно подвергается нападкам шутников. Есть такая городская легенда: еще в советские времена жители Узды, проснувшись поутру, увидели, что на памятник забрался допившийся до «белочки» местный главврач и сосредоточенно прикладывает к чугунной груди вождя стетофонендоскоп, тщетно пытаясь понять, бьется ли еще сердце революции. Снять медика с памятника удалось только с помощью милиции и смирительной рубашки.
В жаркие дни летом местные шутники заменяют газетку в руках Ленина на бутылку пива, и Ильич напряженно косится на напиток, попробовать который ему никогда не суждено.
Напротив памятника стоит бывший католический костел, построенный в конце XVIII века. Правда, о прежнем назначении здания напоминают только внушительные въездные ворота и небольшие фрагменты фигурной кирпичной кладки. Вот уже 70 лет как костел используется в качестве Дома культуры. Пытаясь максимально обезличить здание во времена воинствующего атеизма, его обшили деревом. Но даже сейчас странный уродец кричит о своем истинном назначении сквозь аляповатую деревянную обшивку и нелепо стоящие колонны-новоделы. Еще пять-шесть лет назад в Центре культуры регулярно на выходных крутили дискотеки, которые пользовались большой популярностью. 200-летнее здание не выдержало потока энергии, льющейся из местной молодежи, и начало разваливаться. Второй этаж, говорят, вовсе находится в аварийном состоянии, на первом изредка проводят общественные мероприятия. Без танцев.
Католики так и не смогли добиться, чтобы им отдали здание старого костела, и построили рядом новый храм.
Современный центр города находится неподалеку. Он формируется из административных зданий, банка и небольшого рынка. Тут можно увидеть современную 5-этажную застройку, часть домов построена МАПИДом (на фото ниже).
Неподалеку строится новое здание клуба. В этом году в Узде проведут областные «Дажынкі», и жители надеются, что клуб будет готов к празднику.
— Все к этому идет, — уверен Дима. — Работы не прекращаются весь световой день. Даже по субботам и воскресеньям регулярно строителей на лесах видим. Думаю, к осени тут многое изменится, по крайней мере другие города после «Дажынак» просто расцветали.
После мы посетили местную «рублёвку». Улица Неманская на окраине города, сплошь коттеджная застройка. Аккуратные аллеи вдоль дороги, хозяева небольших, но симпатичных домиков стараются чем-то выделиться среди соседей. В одном доме — флюгер в виде ведьмы на метле, в другом — еще один памятник Ленину. Говорят, когда-то бюст стоял у входа в одну из школ, после его собирались выбросить на свалку, но сердобольный горожанин подобрал Ильича и прописал его в своем огороде. Памятник пришелся в тему — коттедж, возле которого он стоит, выполнен в форме шалаша, что прекрасно перекликается со знаменитым местом жительства вождя революции в Разливе. Сегодня памятник выглядит неприглядно, но Дима уверяет, что хозяин регулярно по весне обновляет его свежей краской.
Проезжаем по «рублёвке» и направляемся за город. В нескольких километрах здесь находятся деревни Литва и Стальбовщина. Лет десять назад два отсталых местных колхоза взял под шефство «Беларусбанк». Смена хозяев пошла предприятию на пользу, это очевидно. Теперь оно называется ЗАО «АСБ-Агро Кухтичи». Дима с гордостью показывает на коровники, где в окнах стоят стеклопакеты.
— Как я и говорил, это деревня Литва, где коров роботы доят, — улыбается он и приглашает нас посмотреть на современное агропроизводство. — Многие жители Узды приезжают сюда работать, зарплаты хорошие, так что можно сказать, что эта ферма — неотъемлемая часть нашей городской жизни.
Ферма напоминает цех успешного завода — в здании сделан свежий ремонт, свет в коридорах включается датчиками движения. Коров здесь действительно доят специальные роботы, те уже привыкли к тому, что их обслуживают машины, и без страха самостоятельно заходят в загон. За пультом компьютера — простой деревенский мужичок. Спрашиваем, долго ли он обучался новой профессии, отвечает с гордостью — один день.
Следующая остановка — знаменитая узденская пирамида, расположенная на городском кладбище. Этот удивительный фамильный склеп и часовня-усыпальница были построены в 1800 году представителями древнего белорусского рода Завишей.
Откуда взялись ближневосточные мотивы в центральной Беларуси? Существует две основные версии. Во-первых, Египет в то время был весьма популярен. Огромный интерес к нему возник у европейцев в конце XVIII века, когда в военном походе Наполеона в Египет в 1798 году принимали участие и жители Речи Посполитой.
В пирамиде два помещения. Внизу располагался склеп — гробы замуровывали в нишах стен. Но самая интересная часть здания — небольшая потайная комната, расположенная практически на самой вершине пирамиды, на высоте 8 метров. Для чего она понадобилась? Некоторые историки предполагают, что в ней проводились тайные богослужения. Вполне возможно, что там собирались члены тайного общества масонов. Быть вольным каменщиком в те годы было модно — масоны переживали второе рождение в Беларуси.
Время и люди не пожалели уникальной усыпальницы. Несмотря на то что пирамида продолжает стоять, состояние ее плачевное. Родовой склеп полностью разграблен, ниши в стене, где хранились останки людей, вскрыты, от гробов виднеются одни щепки, а самих останков не видно вовсе. Мало того, кто-то пустил слух, что в пирамиде спрятан клад. И из уникального строения рьяные кладоискатели стали выковыривать камни. Клад, конечно, никто не нашел, а в стенах пирамиды зияет множество дыр…
Покидая Узду, мы все-таки попали в кафе — единственное частное заведение общепита в городе, открывшееся всего неделю назад. В дверях кафе нас встретил улыбчивый гостеприимный хозяин Арутюн Акапетович. Долгое время он работал в городе сапожных дел мастером, но проблемы со здоровьем заставили передать любимое семейное дело в руки брату. На кухне у Арутюна Акапетовича готовят отменные борщи и шашлык, а вся посуда, из которой едят посетители, сделана из глины по спецзаказу.
Говорят, лучше всего приезжать в Узду летом. Залитый солнцем зеленый «уездный городок» приходится по душе всем путешественникам, заглянувшим в «ближайшую к Минску глушь». Да и большинство жителей города уверены, что их малая родина подходит для тихой и спокойной жизни значительно больше, чем столица или областные центры. Это подтверждает хотя бы то, что в последнее время сюда все чаще приезжают небогатые россияне, решившие начать жизнь с чистого листа.
P.S. Любой житель Беларуси может стать гидом Onliner.by. Для этого достаточно прислать на адрес dk@onliner.by письмо, в котором вы расскажете, почему именно ваш родной город должен стать целью нашего следующего путешествия.