Будапешт, Москва, Дубай, Мумбаи, железнодорожный вокзал времен Австро-Венгерской империи, московские тюрьмы, кремлевские архивы, высочайший небоскреб мира, восточные дворцы и ультрасовременные автоматические парковки мешают и помогают спецагенту Итан Ханту в очередной раз спасти мир от свихнувшегося маньяка. О том, как и где снималась неожиданно бодрая четвертая часть сериала «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», рассказывает блогер Darriuss.
За 15 лет, прошедших с момента выхода на экраны первого фильма «Миссия невыполнима», киноэкранизации известного шпионского телесериала 1960-х, Том Круз успел изрядно подрастерять свой кассовый потенциал. Даже «Миссии», успех которой среди зрителей был, казалось бы, гарантирован, приходилось труднее и труднее: каждая новая серия стоила киностудии Paramount все дороже, а прибыли приносила все меньше. Тем не менее в 2010 году продюсеры цикла решили сделать еще одну попытку реанимировать господина Круза в качестве звезды боевика, запустив в производство четвертый фильм о приключениях агента Ханта, получивший название «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Руководителем процесса освоения солидного бюджета в $145 млн был назначен Брэд Бёрд. Достаточно парадоксальный выбор, учитывая тот факт, что до этого Бёрд снимал лишь анимационные фильмы, пусть даже и такие успешные, как «Суперсемейка» (2004 год) и «Рататуй» (2007 год) для компании Pixar.
Неотъемлемой составляющей жанра шпионского боевика является частая смена более-менее экзотических (по крайней мере для среднестатистического американского и европейского зрителя) локаций. «Протокол Фантом» не стал исключением, его действие разворачивается в Венгрии, России, Объединенных Арабских Эмиратах, Индии. Не менее типичным было и то, что большая часть натурных съемок производилась вовсе не там, где положено по сюжету. Будапешт и Москву снимали в Чехии и Канаде, Индию — в Канаде же и ОАЭ. Там оказалось дешевле, а разницу большинство зрителей все равно не почувствовало. Начинается фильм в венгерской столице, для правдоподобия нам демонстрируют панорамные съемки роскошной имперской архитектуры Будапешта. На переднем плане — монументальное неоготическое здание венгерского парламента в Пеште, за ним — Дунай и Буда на западном берегу.
Наверное, главная достопримечательность Будапешта, крупнейшее здание всей Венгрии, было построено в 1885—1904 годах по проекту Имре Штейндля, украсив собой силуэт восточной равнинной части города.
Следующий кадр — вновь Будапешт туристический. Слева — базилика св. Иштвана, кафедральный католический собор, достроенный в 1905 году. По этому прологу многие зрители открыли для себя великолепную архитектуру Австро-Венгерской империи.
Вокзал Келети (Восточный), один из трех главных железнодорожных терминалов Будапешта. Интересно, что высокой часовой башни слева на самом деле не существует, ее дорисовали специалисты по спецэффектам во время пост-продакшна картины.
Вокзал Келети крупнее. В его центре хорошо заметен металлический дебаркадер над путями.
Если сравнить кадр из фильма с реальной фотографией вокзала с похожего ракурса, становится очевидно, что компьютерные художники поработали и над самим вокзалом, поменяв, например, форму кровли дебаркадера. Сначала не очень ясно, с какой целью это было сделано.
Чуть позже логика съемочной группы становится понятной. Натурные съемки вокзального эпизода проходили вовсе не в Будапеште, а в Праге, на Центральном вокзале города, а он, хотя и строился примерно в то же время и в том же стиле, что и будапештский Келети, все же деталями отличается. Обратите внимание на фон за героем Джоша Холлоуэя.
Таким он должен быть, если бы съемки проходили в Будапеште.
А так выглядит дебаркадер пражского центрального вокзала. Чтобы разница не так бросалась въедливому зрителю в глаза, экстерьер вокзала Келети на его панорамных съемках и поправили.
За интерьер будапештского вокзала также выдали hlavní nádraží в Праге. Обратите внимание на поезд, стоящий за окном зала ожидания, — он с головой выдает чешское происхождения эпизода.
Это двухэтажный электропоезд ČD Class 471 производства «Шкоды», работающий на пригородных маршрутах в Чехии под названием CityElefant (похожий ездит, допустим, и в Литве между Вильнюсом и Каунасом). Никаких «городских слонов» на венгерской железной дороге, разумеется, нет.
Из Будапешта действие переносится в город-герой Москву, за который создатели «Протокола Фантом» старательно выдают то Прагу, то город Млада-Болеслав, а то и вовсе Ванкувер (!). Смотрите, например, первый московский эпизод с побегом из российских застенков агента Ханта. Тюрьма слева. На самом деле это окружной суд в небольшом чешском городке Млада-Болеслав, в 50 км к северо-востоку от Праги. Но, чтобы зритель не сомневался в московском происхождении эпизода, справа на заднем плане старательно дорисовали сталинскую «высотку», колокольню Ивана Великого в Кремле и некие небоскребы, вероятно, «Москва-Сити».
Так выглядит парадный фасад этого здания, на тюрьму не слишком похожий, а потому в фильме и не показанный.
Московские подземелья были найдены в харизматичных туннелях под одной из исторических пражских очистных канализационных станций.
Так, по мнению американских кинематографистов, выглядят сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.
Типичные для американского кино ляпы в «русских» деталях. Текст на борту фургона заставляет задуматься.
Замечательный эпизод, когда агент Хант получает с помощью обычного московского таксофона свое следующее задание, снимался в канадском Ванкувере под мостом Баррэрд. Съемочная группа попробовала воссоздать на берегу Тихого океана уголок Москвы. Как она ее понимает.
Разрисованные граффити брутальные железобетонные опоры моста с надписью «Сделано в СССР», несколько видов афиш, в том числе загадочного представления «Эй, панки», табличка переулка Обуха (в Москве действительно есть такой) и настоящая, невесть откуда взявшаяся в западной Канаде, советская таксофонная будка.
Таксофон выглядит вполне убедительно, хотя это, конечно, достоверная реплика, сделанная к фильму.
Окрестности уставили подержанными автомобилями и даже нашли где-то ржавую «четверку».
С высоты же птичьего полета этот брутальный московский пейзаж на самом деле выглядит по-ванкуверски благообразно.
А вот настоящий московский переулок Обуха. Ничего общего с фильмом, тихая зеленая улочка на Таганке.
По сюжету агенту Ханту предстоит ни больше ни меньше нелегально проникнуть в Кремль, в некие секретные архивы. Для убедительности режиссер честно отснял несколько панорамных кадров настоящей Москвы в ее открыточной инкарнации.
Кадры с Красной площади. На самом деле в Москве работала лишь вторая съемочная группа, так называемая 2nd unit, без присутствия режиссера-постановщика Бёрда, основного оператора или кого-либо из актеров. Ею и были отсняты общие планы, на которые гораздо позже были наложены съемки уже героев фильма, сделанные в павильонах ванкуверской киностудии.
Необходимые же эпизоды во внутреннем дворе одного из кремлевских дворцов отсняли опять же в чешской столице, в Пражском Граде. В кадре — двор дворца президента Чехии. Слева — часовня св. Креста, а еще левее, но, увы, за кадром, выдавший бы Прагу собор св. Вита.
Леопольдов фонтан во втором дворе Пражского Града. В Кремле фонтанов вовсе нет.
Алый шарик пролетает мимо католических крестов, украшающих «Кремль», над его черепичными крышами. В варшавском обкоме были бы довольны.
Том Круз и Саймон Пегг в российских военных мундирах.
Решили не мелочиться и выдали американского шпиёна прямо за генерал-полковника из Генштаба.
Несколько странный для Кремля декор интерьеров.
Том Круз на Васильевском спуске? На самом деле Том Круз в ванкуверском павильоне на фоне синего экрана, который позже был заменен на отснятый заранее вид Красной площади.
Все ради того, чтобы выполнить давнюю мечту многих и впечатляющим образом Кремль взорвать.
На самом деле, как показали дальнейшие кадры, серьезно пострадала только знаменитая Спасская башня с курантами.
Далее в фильме продолжается чередование пражских улиц, выдаваемых за московские...
...с реальными московскими съемками, актеры в которых задействованы не были. Вид на Раушскую набережную, впереди слева хорошо видна «высотка» на Котельнической набережной.
Манесов мост в Праге.
Оперативки ФСБ на американских агентов доставляют немало радости. «Подозреваемый в международных делах», «ассоциация с западным правительством» — переводили, вероятно, с помощью Google Translate.
Выступление главного террориста на каком-то совещании в России. Обратите внимание, как откормлен Дагестан.
Главным архитектурным героем четвертой «Миссии невыполнима» стал, конечно, высочайший небоскреб мира, 830-метровый Бурдж Халифа в Дубае, для которого этот фильм стал первым крупным появлением в западном кинематографе.
Для дубайских шейхов эта была возможность в очередной раз прорекламировать свой эмират, из которого пытаются сделать, кроме прочего, крупный туристический центр.
Съемочная же группа получила в свое распоряжение харизматичное, всем хорошо известное и при этом не засвеченное ранее в кино здание, которое можно было использовать для чрезвычайно эффектных натурных эпизодов.
Хорошеет на глазах город Дубай, растут новостройки, молодые семьи въезжают в новые квартиры, на улицах слышится детский смех.
Вершина построенного человечеством мира и благоустройство прилегающей территории.
В конце съемок Том Круз, выполнивший значительную часть требуемых от его героя в Дубае трюков самостоятельно, без помощи каскадера-дублера, даже покорил эту вершину. Порой поступки Круза с трудом поддаются объяснению.
Владельцы здания предоставили съемочной группе доступ на 123-й этаж небоскреба. В конце 2010 года он еще никак не использовался, что позволило разместить там все необходимое для сложных трюков технологическое оборудование.
Эта часть фильма снималась с помощью специальных IMAX-камер, что дало возможность зрителям (правда, только в отдельных кинотеатрах) вовсю насладиться захватывающими дух эпизодами на Бурдж Халифе.
Даже в обычных кинотеатрах сцена, когда камера свободно выплывает из здания, демонстрируя умопомрачительную высоту, на которой развернулось действие, а затем к этой камере присоединяется и сам Том Круз, впечатляла безмерно.
Для съемок по понятным причинам использовалась теневая сторона «высотки». Слева можно наблюдать отражение эффектной тени Бурдж Халифы длиной в несколько сот метров.
Как уже говорилось выше, Том Круз захотел сам выполнять многие из требуемых трюков. Более того, создатели фильма отказались от идеи возвести в Ванкувере муляж нескольких этажей дубайского небоскреба и отсняли все сцены с ним на настоящей натуре. На 123-м этаже башни, предоставленном в распоряжение съемочной группе, была смонтирована система кранов и лебедок, к которой на тросах был подвешен знаменитый актер. В дальнейшем в пост-продакшне лишние элементы были удалены с помощью компьютерной обработки.
Круз специально брал уроки у обычных и промышленных альпинистов, чтобы его движения на стене остекления здания выглядели максимально естественно. Внизу слева — Dubai Mall, крупнейший торговый центр в мире.
Масштаб здания в сравнении со средним Томом Крузом.
В стекле Бурдж Халифы эффектно отражается город.
На заднем плане районы малоэтажной застройки, частный сектор по-дубайски.
Итан Хант бежит по высочайшему зданию мира. Вдалеке справа видна гостиница-парус «Бурдж аль-Араб», еще один знаменитый дубайский небоскреб.
В жизни это выглядело примерно так.
Впечатляющий скайлайн Дубая. К городу приближается песчаная буря.
Интерьерные съемки производились в павильонах ванкуверской студии Canadian Motion Picture Park.
Забег по Дубайскому международному финансовому центру. Впереди видно основание Emirates Towers.
На заднем плане — дубайская триумфальная арка, так называемые «Врата» (The Gate), главное здание МФЦ (2004 год, арх. Gensler). В фильме создается впечатление, что Бурдж Халифа расположен рядом с этой аркой. На самом деле между ними более 2 километров.
The Gate, Emirates Towers и башня шейха Рашида, Всемирный торговый центр Дубая, вдалеке.
Автомобильный продакт-плейсмент в фильме выкупили Баварские моторные заводы. Для начала концерн предоставил спецагенту Ханту в пользование кабриолет 6-й серии.
Один из автомобилей, использовавшихся во время съемок «Протокола Фантом», уже успели выставить в музее BMW в Мюнхене, причем именно в том виде, в каком он закончил сниматься: пыльным после имитации песчаной бури и с вмятинами.
За спиной Итана Ханта еще одна архитектурная достопримечательность Дубая — футуристический мост Мейдан.
В Дубае зло временно торжествует, но для претворения в жизнь собственного дьявольского плана этому злу требуется подержанный российский спутник, принадлежащий сейчас индийскому миллиардеру. Спутник назвали почему-то Novosti.
Появление на сцене индуса позволило задействовать в фильме еще и живописный Бомбей, точнее сейчас уже Мумбаи. Внизу справа видна базальтовая арка «Ворота в Индию», заложенная в 1911 году в честь коронационного визита короля Георга V.
Однако, как и в случае с Москвой, в целях экономии основную съемочную группу решили на место не вывозить. Пока вторая бригада снимала общие панорамы города, Мумбаи нашли в другом месте. Прага, понятное дело, и за Индию сойти уж никак не могла, но зато увлечение арабских шейхов архитектурным этнокитчем спасло ситуацию. Роль особняка индийского миллиардера выполнила только что построенная на искусственном острове Пальма Джумейра все в том же Дубае роскошная гостиница Jumeirah Zabeel Saray. В кадре — этот самый Сарай с припаркованными около него телегами.
И здесь в качестве автомобиля главного героя был триумфально представлен гибридный концепт-кар BMW i8.
Машина наверняка понравилась бы и многим дерзким белорусам.
У них будет возможность ее купить. Производитель планирует запустить концепт в серию уже в конце 2013 года с ориентировочной стоимостью в 135 000 евро за экземпляр, дающий право ощутить себя героем фантастического фильма.
Том Круз за рулем эффектного автомобиля.
Собственно, заездом BMW i8 по мумбайским улицам участие этого города в фильме и ограничивается. Вид из салона.
Набережная.
Вот, в частности, на заднем плане мелькает штаб-квартира Муниципальной корпорации Большого Мумбаи, организации, управляющей городом.
Прекрасное здание в индо-сарацинском стиле.
Или вот еще менее парадные жилые районы города.
В остальном за Мумбаи отдувался все тот же универсальный Ванкувер. Штаб-квартира Sun Networks, компании индийского миллиардера-ловеласа.
Довольно невзрачное административное здание на Шеллбридж Вей в пригороде Ванкувера было снято с дворового фасада.
Интерьерам в меру сил и бюджета попытались придать восточный колорит.
Мумбайский торговый центр создали из одного из павильонов Ванкуверского выставочного комплекса. Самой большой проблемой съемочной группы была, вероятно, необходимость найти такое большое количество архаичных по-азиатски выглядящих автомобилей.
Выставочный комплекс, открытый в 2009 году, в обычной канадской жизни.
Автоматический паркинг в виде цилиндра, где и разворачивается кульминация фильма, был дорисован к этому зданию усилиями мощных ЭВМ.
Художнику-постановщику, декораторам, мастерам спецэффектов, инженерам надо отдать должное: за 6 месяцев в одном из павильонов ванкуверской киностудии они создали полностью функционирующий муляж многоэтажного автоматического гаража-паркинга, самую сложную и дорогую декорацию всей картины.
Источником вдохновения для съемочной группы выступал так называемый Autostadt, многофункциональный (музейный, выставочный, торговый, развлекательный) комплекс рядом с заводом концерна Volkswagen в немецком Вольфсбурге. Среди прочего «Автогород» включает и два стеклянных цилиндра, служащих, по сути, складами готовой продукции, покидающей конвейеры Volkswagen. Так выглядит одна из двух построенных 60-метровых стеклянных башен. Каждая представляет собой автоматический паркинг, соединенный 700-метровым туннелем с заводским цехом.
Внутри.
Что-то очень похожее было выстроено в павильонах Ванкувера и притом в полностью работоспособном состоянии, что делало съемку процессом, опасным для жизни. Режиссер и специалисты, ответственные за создание паркинга, буквально по секундам расписали хореографию финальной драки героя Тома Круза и его антагониста, чтобы обеспечить безопасность актеров и технического персонала в условиях многометровой конструкции, 70 штук автомобилей и постоянно движущихся подъемников.
Выдающееся достижение киноинженерии, обогащенное в итоге и красивой постановкой.
Заодно была замечательно разбита еще одна новинка баварских автомобилестроителей — 5-дверный хетчбэк BMW118i.
Закончилось все счастливым спасением мира от ядерного апокалипсиса. В качестве цели русская ракета имела почему-то Сан-Франциско (вероятно, из-за ведущейся в этом городе жесточайшей гей-пропаганды).
Можно только поаплодировать мастерству и точности российских ракетчиков, умудрившихся из акватории Тихого океана угодить боеголовкой прямиком в макушку «Пирамиды Трансамерика», высочайшего небоскреба города, сданного в эксплуатацию в 1972 году (арх. Уильям Перрейра).
Своеобразной формы здание, к счастью, отделалось неглубокой царапиной.
А так и не взорвавшаяся боеголовка, стукнувшись о небоскреб, отлетела, как поговаривают, строго в направлении городка Эмеривилл, где помимо прочего расположена и штаб-квартира компании Pixar, бывшего работодателя режиссера «Протокола Фантом» Бреда Бёрда.
Как показало время, продюсер киносериала «Миссия невыполнима» Дж.Дж. Абрамс не ошибся в выборе режиссера-новичка, совершившего успешный трансфер из мультипликации в большое кино. «Протокол Фантом» получил отличные рецензии критиков и признание публики, став самым кассовым фильмом в своем цикле. Почти $700 млн, отданных зрителями по всему миру, как бы гарантируют, что четвертая серия приключений агента Итана Ханта и его коллег никак не последняя.