Дом кино: известные здания в фильме «Три мушкетера»

 
25 января 2013 в 17:53
Источник: Darriuss. Фото: Современные фотографии с сайтов panoramio.com и wikipedia.org.
Источник: Darriuss. Фото: Современные фотографии с сайтов panoramio.com и wikipedia.org.

25 декабря 1979 года на экраны Центрального телевидения вышла первая серия фильма, перевернувшего все представления советских мальчишек и некоторых девчонок о приключенческом кино. Дворовые игры «в войну» были навсегда отодвинуты на второй план, а особую актуальность вплоть до выхода картины «Гардемарины, вперед!» приобрели игры «в мушкетеров». Экранизация авантюрного романа Александра Дюма благодаря динамичному сюжету, обаятельным героям и целой россыпи музыкальных хитов Максима Дунаевского и Юрия Ряшенцева имела грандиозный успех, моментально сделав Михаила «Тысяча чертей» Боярского суперзвездой советского кинематографа. О том, где создатели фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» нашли в СССР Францию XVII века, рассказывает блогер Darriuss.

Трехсерийный телевизионный фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» был снят 44-летним режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем и, по сути, являлся экранизацией не столько известнейшего романа Дюма, сколько весьма вольно его интерпретировавшего мюзикла Марка Розовского и Максима Дунаевского, с большим успехом шедшего на сцене Московского театра юного зрителя. За постановку взялась «курортная» Одесская киностудия, поэтому выбор локаций для съемок был весьма логичным. Натуру для приключений Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним Д'Артаньяна щедро предоставила Западная Украина, преимущественно Львовская область, где, к счастью, массово уцелели подходящие фильму архитектурные памятники. Типичные галицийские пейзажи появляются уже в первых же кадрах картины.

Основные места съемок находились в самом Львове, который был успешно выдан советскому телезрителю за Париж, и в расположенном в 44 км к юго-востоку от него небольшом селе Свирж Перемышлянского района Львовской области. Там сохранился замок середины XVII века, то есть вполне соответствующий эпохе, в которой разворачивалось действие картины. Свиржский замок появляется в кадре неоднократно и в самых разных ролях. Впервые же — в сцене прощания Д'Артаньяна с собственным отцом как родовое гнездо отправляющегося на покорение столицы гасконца. Михаил Боярский в элегантном берете запрыгивает на удивительного цвета лошадь на фоне лестницы Верхнего замкового двора.

Вот она же на современной фотографии. Фильм снимался в апреле — августе 1978 года, и за прошедшие 35 лет лестница немного заросла, сохранив тем не менее характерные декоративные вазы.

Прямо из гасконского Свиржа 18-летний Д'Артаньян в исполнении 28-летнего Боярского отправляется в Париж, то есть Львов, проселочными украинскими дорогами.

Туда же в роскошной карете мчится и Миледи, причем опять на фоне все того же Свиржского замка.

Впервые замок упоминается в 1530 году как владение семьи Свиржских. В середине XVII века он переходит в собственность графа О. Центнера, который его значительно перестраивает и укрепляет, в результате чего замок получает вид, близкий к современному. В советское время уже после съемок прославившего его фильма архитектурный памятник намеревались сделать важной туристической достопримечательностью, для чего даже возвели на его территории стилизованный под замковую архитектуру гостиничный корпус. Проект, однако, не удался, и замок, по сути, заброшен до сих пор, он отчаянно нуждается в реставрации.

В следующем эпизоде Д'Артаньян по дороге в Париж впервые знакомится с графом Рошфором и гвардейцами кардинала. По сюжету встреча, естественно, закончившаяся дракой, происходит в городке Менг на Луаре, недалеко от Орлеана. Менг съемочная группа нашла во Львове во дворе бернардинского монастыря.

По стенам последнего Боярский с удовольствием и бегает. Видно, что дерево устроенных на стене галерей довольно свежее. Реставрация бернардинского комплекса во Львове проводилась как раз в 1976—77 годах непосредственно перед началом съемок будущего культового советского фильма.

Так стены монастыря бернардинцев выглядят в настоящее время. Справа видна апсида монастырского костела, который сейчас занимает греко-католическая церковь св. Андрея.

Здесь же, между апсидой костела и стеной монастыря, проезжает и карета Миледи. Обратите внимание на закрашенную на апсиде русскоязычную надпись, где в первой строчке отчетливо читается слово «здесь». Под апсидой стоят некие укрытые на время съемок черной и серой тканью конструкции. Впереди видна башня с черепичной крышей — это выходящая на Мытную площадь Глинянская брама 1618 года.

Брама вместе с примыкающими к ней стенами образует наиболее сохранившийся фрагмент старинных фортификаций Львова. За ней слева видна колокольня бернардинского костела.

Сам же костел, один из красивейших храмов вообще-то избалованной роскошной архитектурой столицы Галиции, был построен в 1620 году, то есть времени действия «Трех мушкетеров» вполне соответствует. Он еще появится в кадре в следующих сериях картины.

Рошфор, весь фильм проходивший в одном фиолетовом костюме, и Миледи, по нынешним меркам полноватая, но на то время бывшая признанным секс-символом Маргарита Терехова.

Д'Артаньян наконец въезжает на своей кляче в Париж по львовской улице Снежной и оказывается прямо у дома галантерейщика Бонасье, славного не только собственной молодой женой, но и размерами усадьбы.

Большой двухэтажный дом по адресу Львов, ул. Снежная, 5, как бы намекает, что галантерейщики XVII века в Париже процветали.

Вот нынешняя перспектива Снежной с отреставрированным домом Бонасье в центре снимка. Хорошо виден и подъезд с предыдущего скриншота. За зданием заметен костел Марии Снежной, первоначально построенный в XIV веке немецкими колонистами, а современный вид принявший после перестройки конца XIX века. Храм также мелькает в фильме.

В следующем эпизоде Д'Артаньян отправляется устраиваться на службу в отряд королевских мушкетеров.

В резиденции их капитана де Тревиля легко опознается роскошный дворец Потоцких на львовской улице Коперника, 15.

И хотя здание было построено только в 1880 году, проект был выполнен французским архитектором Людовиком де Верни и явно стилизован под родную архитектору дворцовую архитектуру. Так что и здесь создатели картины были, в принципе, корректны в выборе натуры для съемок. Во время них во дворце размещался Дворец бракосочетаний, сейчас это Львовская галерея искусств.

Вполне возможно, что и интерьерные сьемки особняка де Тревиля проводились здесь же, ведь дворец Потоцких как раз был отреставрирован в 1973—74 годах.

А вот дальше начинаются географические чудеса. Покидая резиденцию де Тревиля (дворец Потоцких), мушкетеры выходят почему-то из ворот собора св. Юра, главной греко-католической святыни всей Украины.

Вот эта брама, правда, уже без собственно металлических ворот, справа на фоне грандиозного барочного собора 1770 года, одной из самых известных львовских достопримечательностей.

На соборном же крыльце, расположенном в нескольких километрах от дворца Потоцких, мушкетеры продолжают развлекаться. Обратите внимание на характерное ограждение. У правой границы кадра заметна желтая стена дворца греко-католических митрополитов.

То же крыльцо в настоящее время.

После этого действие возвращается ко дворцу Потоцких, где происходят инциденты с рукой Атоса и перевязью Портоса, а вот эпизод с платком Арамиса вновь снимается в нескольких километрах севернее, у стен львовского Латинского собора. Справа заметны скульптуры, украшающие его ограду.

Они же на современной фотографии.

Тройная дуэль Д'Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом у монастыря Дешо. Наверное, самый известный «мушкетерский» адрес Львова — двор Армянского собора на одноименной Армянской улице в Старом городе. Характерная аркада собора видна слева.

Армянский кафедральный собор был построен армянской же диаспорой в месте своего компактного проживания в городе еще в 1370 году, являясь, таким образом, одним из древнейших зданий Львова. Открытая аркада-галерея у южной стены собора, в «Трех мушкетерах» показанная подробно, была возведена еще в 1437-м.

Во время съемок фильма в комплексе зданий располагалось хранилище Львовского музея имени В.И. Ленина.

Крупным планом показывают и деревянный горельеф «Голгофа» XVIII века, украшающий внутренний двор.

Соборная аркада и «Голгофа» на современном снимке.

Первое исполнение самой известной песни мюзикла «Пора-пора-порадуемся на своем веку» происходит на фоне портала еще одного важного львовского храма — Доминиканского костела в Старом городе.

Грандиозное здание было построено в 1749 году, и во время съемок картины его занимал музей истории религии и атеизма. Сейчас костел за малочисленностью римо-католической общины передан греко-католикам, как, впрочем, и большинство других львовских культовых построек.

Правда, уже в следующий момент друзья пока-пока-покачивают перьями на шляпах в Одессе (!) на Военном спуске. Обратите внимание на кучи, правдиво украшающие одесско-парижские улицы.

Бритье судейского в доме Бонасье. Судейский подозрительно напоминает одного знаменитого белорусского эстрадного певца и любителя красиво отдыхать.

Мушкетерское застолье. По многочисленным свидетельствам очевидцев и самих актеров, отношения между ними и образ жизни на съемках во многом напоминали сюжет картины. Попойки и активное общение с поклонницами практически не прекращались.

Интерьерные эпизоды дворца кардинала Ришелье снимались во львовском Доме ученых, бывшем дворянском казино, расположенном на ул. Листопадового Чина, 6, и построенном в 1898 году по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера.

Прекрасно отреставрированные интерьеры и эпическая лестница сделали это здание любимцем советских кинематографистов.

Так выглядит его уличный фасад, также мелькающий в «Трех мушкетерах».

Очередное исполнение «Пора-пора-порадуемся» происходит уже за пределами Старого города, на ул. Грушевского, на фоне ворот костела св. Николая.

И вновь в кадре — уже упоминавшийся выше Бернардинский костел. На переднем плане — декоративная колонна 1736 года.

Наконец, двор покидает Париж и выбирается на пикник на природу. Природу нашли у знакомого уже Свиржского замка, чья панорама и демонстрируется зрителю.

А друзья тем временем отправляются для спасения королевы за ее подвесками в Лондон. Эта развилка неоднократно фигурирует в фильме, причем Д'Артаньян постоянно норовит поехать неправильной дорогой. Снимали ее на ул. Калича Гора, естественно, во Львове.

Вот ее современный вид. Деревья, увы, повырубали, уюта поубавилось.

Д'Артаньян, теряя друзей, скачет неизвестными украинскими дорогами из Парижа в Лондон.

И оказывается, судя по пейзажу, где-то в Крыму, хотя, возможно, для этого эпизода, в котором герой слегка убивает своего архиврага де Жюссака на берегу «Ла-Манша», отыскали натуру и где-нибудь под Одессой.

Снимать в Советском Союзе еще и Лондон, за которым пришлось бы ехать, как обычно, куда-нибудь в Прибалтику, было накладно, поэтому режиссер ограничился лишь неким «замком Бэкингема». Свободный замок подобрали, конечно, вновь на Львовщине, и это оказался знаменитый Олеско, вероятно, самая известная достопримечательность области.

Сооружение, построенное в XVII веке, где в 1629 году родился последний великий король Речи Посполитой Ян III Собесский, неоднократно появлялось в советском кино, в том числе, например, и в фильме «Дикая охота короля Стаха» «Беларусьфильма» по Владимиру Короткевичу. В «Трех мушкетерах» же замок снят со стороны парка.

Засветился в этом кино и второй из знаменитейших дворцов Львовщины — Подгорецкий, построенный в 13 километрах от Олеско, в соседнем Бродовском районе. Тут он играет роль парижской Ратуши, где будто бы проходит бал с Марлезонским балетом. Именно сюда мчится Д'Артаньян с подвесками королевы, расстраивая коварные планы кардинала и Миледи.

Прекрасное ренессансное здание было возведено в 1635—40 годах по заказу гетмана великого коронного Станислава Конецпольского и по проекту итальянца Андреа дель Аква. Во время съемок фильма тут размещался туберкулезный санаторий, но натура была слишком живописной, чтобы этого испугаться. Обратите внимание на монументальную дворцовую лестницу, где Д'Артаньян в фильме сражается с гвардейцами кардинала.

Дворец в Подгорцах по моде XVII века окружен бастионными укреплениями, придуманными французским инженером Гийомом Ле Вассером Бопланом. В «Трех мушкетерах» они также показаны. Вот, например, Портос несется по восточному дворцовому рву.

Интерьеры же «Ратуши» в туберкулезном санатории снимать не решились. Их нашли уже в Одессе, в местном Оперном театре, построенном в 1887 году по проекту уже упоминавшихся выше венских архитекторов Фельнера и Гельмера, авторов Дома ученых во Львове (дворца Ришелье). Экстерьер одесской Оперы, впрочем, в кадре не появляется.

В фильме лишь фигурирует парадная лестница театра, ведущая к ложам бельэтажа. Именно тут объявляют ту самую «Вторую часть Марлезонского балета», вошедшую в народный фольклор.

Аналогичный ракурс на современной фотографии.

Алиса Бруновна Фрейндлих вся в подвесках, вуаля.

И вновь зовут галицийские дороги, на этот раз в Бетюнский кармелитский монастырь, где королевой была спрятана возлюбленная Д'Артаньяна.

Монастырей в Западной Украине сохранилось много, есть даже кармелитские, но съемочная группа решила не плодить лишние сущности и воспользоваться услугами все того же Свиржского замка. Вот так вот, используя разные фасады одного и того же комплекса, авторы «Трех мушкетеров» экономили на производстве фильма народные деньги.

В качестве Бетюнского монастыря Свиржский замок выступает со стороны центрального подъезда и моста через ров.

Здесь мало что изменилось.

Угловая башня с мощным контрфорсом.

В ожидании Констанции, а она уже подло отравлена Миледи.

Здесь же, в Свирже, снимался и эпизод в трактире, где Миледи пыталась заодно отравить и Д'Артаньяна. Трактиром выступала старая мельница, расположенная у озера по соседству с замком.

За 35 лет трактир-мельница слегка пообтрепался, но по-прежнему стоит там же.

Наконец, заканчивается картина осадой Ла-Рошели. За этот портовый французский город, набитый гугенотами, в «Трех мушкетерах» отдувается Хотинская крепость в Черновицкой области Украины.

Этот мощный замок, известнейшая достопримечательность Украины, был построен в конце XV века тщаниями молдавского господаря Стефана III Великого — Хотин с 1375 года пребывал в составе Молдавского княжества. Владельцев крепость меняла регулярно, став модным местом разборок Молдавии, Валахии, Речи Посполитой, Османской империи, казаков и позже русских друг с другом. В кино же тут успели повоевать друг с другом и французы.

Именно Хотин использовал режиссер Юнгвальд-Хилькевич для масштабных батальных сцен, разворачивающихся, впрочем, без участия главных героев картины.

Внешнее кольцо крепостных укреплений.

В кадр попал даже Днестр.

Но и в этой сцене не обошлось без Свиржского замка. Именно там, а не возле Хотинской крепости, был снят завтрак четырех мушкетеров в бастионе Сен-Жерве. В роли бастиона, где отчаянные друзья успешно отбивались от превосходящих сил гугенотского противника, выступила отдельно стоящая полуразрушенная оборонительная башня Свиржского замка. Так она выглядела в пиротехническом дыму в фильме в 1978 году.

А так сейчас, обжитая семейством индеек.

Вид изнутри башни. Мушкетеры завтракают, пьют вино (говорят, вино в бутылках у актеров было настоящее, и съемки эпизода прошли как по маслу), отстреливаются от неприятеля и поют свою знаменитую «На войне как на войне», после чего под аплодисменты и финальные титры возвращаются в свой лагерь. Все приключения когда-нибудь заканчиваются.

Увы, многочисленные продолжения картины, снятые в начале 1990-х и в 2008 году, не имели даже капли того успеха, который выпал на первый фильм. Популярность его велика настолько, что даже во Львове, городе, и так переполненном туристическими достопримечательностями, существует отдельный маршрут «Львов мушкетерский». По местам боевой славы героев по-прежнему любимого фильма миллионов.