Очередной проект, присланный на архитектурный конкурс Onliner.by (условия конкурса можно увидеть здесь), представляет собой кардинально новое видение центра города — района улицы Немиги, Троицкого предместья, Оперного театра. По мнению автора, Сергея Баламатюка, проект призван затронуть несколько тем, связанных с концепцией образа города Минска, значимостью водно-зеленого диаметра столицы, и вопрос выразительности исторической души Минска.
Нажмите на фото для увеличения.
Сергей рассказывает, что проект был создан как дипломная работа в 2009 году и дополнен в 2011 году. Автор поставил перед собой глобальную задачу создать архитектурный комплекс, который бы являлся новым символом столицы. Врата в основополагающую ось города представлены в виде двух объектов — зданий «Луны» и «Солнца». Они расположены в сакральном, историческом центре города Минска, по обе стороны поймы реки Свислочь. На юго-западном берегу — одна из башен врат в виде солнечного диска — «Солнце», а на северо-восточном — здание в виде полумесяца — «Луна», что соответствует и их геральдическому значению как знаков запада и востока. Одно из строений, «Солнце», расположено на месте существующего здания Белпромпроекта (реконструкция), второе, «Луна», занимает часть территории 2-й городской клинической больницы.
— Если рассматривать объекты с точки зрения объемной пластики данной среды, то они ей чужды, — признает Сергей Баламатюк. — Но именно такие массы геометрически просты и хорошо читаемы, вкупе с концептуальной составляющей придают новое звучание пространству архитектуры через диссонанс форм и масс, старого и нового, стеклянного и каменного. Они становятся главными акцентами в восприятии силуэта исторической части города.
В соответствии с задумкой автора, Минск — город единства Солнца и Луны, олицетворение герба Франциска Скорины. Он уверен, что если и искать свой образ с «чистого» листа, то не нужно себя представлять неким маленьким узелком на громадной микросхеме мира. Мы мощный, гордый и упрямый, великий народ с утраченной стертой сущностью. Поэтому концепция и строится на позиционировании города как огромного центра — города-солнца, где все дороги берут свое начало, откуда всё исходит и куда всё стремится.
Что же касается Луны. Водно-зеленый диаметр города — это одна из его главных композиционных осей, которая проходит через центр по дугообразной направляющей, что из северо-восточной части столицы делает полумесяц, лунную часть города.
— Наше государство, столица все еще находятся на этапе формирования своего я, своего менталитета и культуры, а вместе с тем и своего нового Образа, — считает автор. — Именно поэтому Минску пока еще чужды пышность, блеск и символизм. Его центристские функции еще не проявились в олицетворении и представлении всего народа в целом. Минск — это столица, в которой пока еще обитает Душа того старого, всеми еще не забытого сакрально-провинциального эстетизма. В принципе город в своей истории всегда претендовал и имел виды на лидерство, но все же оставался провинциальным.
Сейчас Минск стал заложником ситуации, когда его «столичность» вступила в борьбу за Образ города с его Душой! Историческое наследие отметается напрочь, а продвигаются попытки в создании искусственного образа, но пока еще безликого и никем никак не продуманного. А этот проект — это попытка визуального воплощения концепции образа города «Солнца» и «Луны». И если все дороги ведут в Рим, то в Минске пускай они берут свое начало…