Всемирно известные здания: Барселона архитектора Гауди

 
14 176
01 сентября 2012 в 17:00
Источник: Darriuss. Фото: Panoramio.com, Flickr.com, Wikipedia.org
Источник: Darriuss. Фото: Panoramio.com, Flickr.com, Wikipedia.org

25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус в семье котельных дел мастера родился мальчик, который вовсе не собирался связывать свою жизнь с производством каких-то там скучных котлов. Он вырос замкнутым одиночкой, женоненавистником и вегетарианцем, отличался слабым здоровьем, любил природу, был чрезвычайно религиозным и в конце концов стал жертвой собственной рассеянности и проезжавшего мимо трамвая. А еще он совершенно изменил представления людей о возможном в искусстве, ведь звали его Антони Гауди, и он был архитектором. О Барселоне великого зодчего рассказывает блогер Darriuss.

Эксцентричным мизантропом Гауди стал далеко не сразу. Его молодость была достаточно типичной для юноши из более или менее зажиточной семьи того времени и омрачалась разве что хроническими болезнями типа ревматизма, которым будущий архитектор был подвержен с раннего детства. Это, впрочем, не помешало ему в конце концов уехать из провинциального Реуса в почти столичную Барселону, где он и получил в 1878 году престижное архитектурное образование. Так будущий общепризнанный гений выглядел в свой дипломный год.

Молодой Гауди был модником. Он отлично одевался, имел определенный успех у женщин, но при этом особенных творческих успехов у него не было, хотя окружающая среда им всячески способствовала. Барселона последней трети XIX века переживала строительный бум, но Гауди поначалу перебивался мелкими заказами типа создания фонарных опор для городской площади Плаца Рейаль. Это была одна из первых его реализованных работ, и о будущем фирменном фантасмагорическим стиле зодчего тут еще мало что напоминало.

Подобными небольшими проектами творчество Гауди в 1870-е в основном и ограничивалось. Комплексное оформление аптек и газетных киосков, фонтаны и маяки, увлечение интерьерами и проектированием мебели... Ничто не предвещало будущего феноменального прорыва. Первой его крупной постройкой (1878—1882) стал машинный зал кооператива Обрера Матаронесе в каталонском городе Матаро. Перекрытый параболическими арками, собранными из отдельных деревянных элементов, он был по-своему интересен с инженерной точки зрения (и к тому же в итоге это единственная работа Гауди в жанре промышленной архитектуры), но кто бы сказал, что автором павильона является будущий создатель церкви Саграда Фамилиа.

Первой же «взрослой» барселонской работой архитектора стала летняя резиденция кирпичного и плиточного фабриканта Мануэля Висенса, известная сейчас как Casa Vicens. Ее проект Гауди закончил в 1878 году, то есть почти сразу после получения диплома о высшем образовании, но строительство началось только спустя 5 лет и было завершено в 1885-м. В этом доме сразу проявилась страсть автора к пышному декоративизму, но собственного варианта национального модерна он еще не изобрел — здание построено в неомавританском стиле, модном в то время не только в Испании, но и во всей Европе.

Щедро используя мотивы испано-арабского стиля «мудехар» и насыщая дом прочими ориенталистскими декоративными элементами, Гауди этой эффектной постройкой фактически открывает себе дорогу к получению выгодных и высокобюджетных заказов. Здание построено из грубого необработанного камня (внешние стены несущие), но при этом в значительной степени облицовано керамическим кирпичом и многоцветной изразцовой плиткой, производимой на фабрике Висенса. Фактически дом является не просто жилой резиденцией богатого фабриканта, но и монументальной рекламой его продукции. Здесь же Гауди проводит свои первые творческие эксперименты с использованием керамики, ставшей впоследствии одной из составляющих его фирменного стиля.

Ориенталистский (восточный) период в его творчестве имел продолжение. В 1883—1885 гг. Гауди возводит пристройку к дворцу маркиза Комильяса в Кантабрии на севере Испании, получившую название El Capricho («Каприз»). Небольшое здание почти полностью облицовано живописными полихромными изразцами, а угловая часть выделена башней в форме минарета в персидском стиле.

В начале 1880-х начинается сотрудничество Гауди с будущим главным спонсором всех его фантазий, богатейшим каталонским текстильным магнатом Эусеби Гуэлем, ставшим в итоге и другом архитектора. После успеха особняка El Capricho (маркиз Комильяс был родственником Гуэля) фабрикант привлекает Гауди к проектированию собственной усадьбы в пригороде Барселоны, сейчас, впрочем, уже вошедшим в городскую черту. Для начала молодой Антонио в 1884—1887 гг. строит для Гуэля вспомогательные корпуса усадьбы: ворота с домом привратника, конюшню и манеж, а также создает ограждение и смотровые площадки. Въездная группа, сохранившаяся до сих пор, стала последней работой архитектора в испано-арабском стиле «мудехар». Дом привратника.

Конюшня получилась даже живописнее.

А объединяют оба павильона кованые «Врата дракона», которые сами по себе являются шедевром прикладного искусства.

Спустя короткое время, в 1885—1890 гг., Гауди строит для Гуэля его городской жилой дом на барселонской улице Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла, сейчас известный как Palau Güell, дворец Гуэля. Архитектор отходит от увлечения восточной архитектурой и проектирует здание в стиле модерна с неоготическими мотивами.

Гости въезжали в дом прямо на конных экипажах через пару ворот, образованных параболическими арками и закрытых железными решетками. Из помещения для экипажей спиральный пандус спускается в конюшню, расположенную в подвале, а гости и обитатели дома могли воспользоваться парадной лестницей, ведущей в вестибюль на антресоли, из которого другая, плавно изогнутая лестница поднимает на бельэтаж.

Парадная лестница.

Архитектор являлся и автором интерьеров дворца.

Главный холл перекрыт куполом, пронизанным отверстиями, которые должны были создавать впечатление звездного неба.

На крыше расположены многочисленные вентиляционные шахты и дымоходы, получившие разнообразное завершение, еще один в будущем фирменный прием Гауди.

Параллельно с завершением всех этих построек Гауди увлекся неоготическим стилем, набиравшем популярность на континенте. При этом архитектор по-своему модернизирует неоготику, считая ее структурно несовершенной. В этот же период он начинает широко применять искривленные линейчатые поверхности и разнообразные гипер- и параболоидные конструкции, что позволило отказаться от многих декоративных элементов, присущих готике, и тем самым выработать свою ее разновидность. В 1887 году он начинает работу над епископским дворцом в Асторге (провинция Леон), растянувшуюся до 1913 года. Крупное здание из светло-серых гранитных блоков, самое «чистое» неоготическое произведение Гауди, получилось похожим на романтический замок.

Суровым минимализмом, не слишком привычным для традиционно богатой декором готики, веет и от так называемого Colegio Teresiano, церковного учебного заведения, построенного в Барселоне в 1888—1889 гг. Кирпичное здание, украшенное в верхней части стилизованными зубцами и угловыми башенками-пинаклями, также больше напоминало средневековый замок.

Еще одной и последней работой архитектора за пределами Каталонии стал так называемый Casa de los Botines в Леоне (1892—1893), жилой дом с внутренним складом, построенный Гауди для местных фабрикантов Симона Фернандеса и Мариано Андреса по рекомендации их партнера, все того же Эусеби Гуэля. Гауди продолжает в доме Ботинес тему епископского дворца в Асторге: «крепостной» облик, подчеркнутый угловыми башенками со шпилями и монументальным входом; ров для освещения и вентиляции обширного подвала, где был размещен склад для торговых контор, занявших первый этаж. Это первый из доходных домов, возведенных архитектором: бельэтаж заняли апартаменты заказчиков здания, на третьем и четвертом этажах разместились восемь (по четыре на этаже) сдаваемых в наем квартир.

Подъезд дома украшен скульптурной группой, изображающей св. Георгия, который убивает своеобразно выглядящего дракона, ставшего практически тотемом архитектора.

Последним зданием Гауди, которое имело отчетливо неоготические черты, стала Torre Bellesguard (башня «Прекрасный вид»), особняк, построенный архитектором в 1900—1909 гг. на месте бывшего летнего дворца короля Мартина Арагонского.

Все это время, насыщенное работой в разных концах страны, Антонио Гауди параллельно посвящает проектированию своего magnum opus, главного здания всей жизни. В 1883 году его (в возрасте всего 30 лет) назначают проектировщиком церкви Святого Семейства («Саграда Фамилиа») в барселонском районе Эшампле. Одновременно кардинально начинает меняться характер архитектора. Из молодого денди и щеголя с антиклерикальными убеждениями он быстро трансформируется в меланхолического затворника, отказавшегося от романтических отношений с женщинами, истязающего себя вегетарианскими диетами (известно, что повседневной его едой был салат с молоком) и полностью посвятившего себя религии и работе. При этом постепенно меняется и творческий почерк зодчего: он начинает отказываться от увлечения историческими стилями (готикой и ориентализмом) ради своего собственного, ни на что не похожего варианта национального модерна. Под влиянием своего увлечения природными мотивами Гауди разрабатывает новые структурные решения, основанные на широком использовании криволинейных поверхностей, органических форм и богатого орнаментального декора.

В 1892 году он проектирует комплекс францисканского монастыря в ныне марокканском Танжере. Работа, увы, так и осталась на бумаге, но из сохранившихся эскизов видно, что она выполнена в том же стиле, который прославил позже барселонскую Саграда Фамилиа.

В 1895—1897 гг. Гауди возвращается в поместье своего друга Эусеби Гуэля, в пригороде Барселоны, где возводит здание винного погреба.

Спустя три года, в 1900-м, в Барселоне завершается строительство второго доходного дома архитектора — Casa Calvet, заказанного вдовой текстильного фабриканта Пере Мартира Кальвета. Здание повторяет планировку Casa de los Botines, но отличается от него художественным образом. Гауди отказывается от любых готических и средневековых аллюзий в пользу барочных криволинейных мотивов, хотя и без того обилия органических форм, которые он будет широко использовать уже в следующем десятилетии.

Это самое традиционное из его зданий оказалось и единственным, принесшим архитектору прижизненную творческую премию.

Как обычно, Гауди детально разработал для здания и весь интерьер, включая рисунок полов, плоских потолков, обоев и мебель. Подход автора поражает своей тщательностью: продумано было все, вплоть до скульптурного изображения клопа, по которому ударяет дверной молоток.

На рубеже XIX—XX веков меценат Гауди Эусеби Гуэль под влиянием своих поездок в Англию решает построить в Барселоне «город-сад», модный в то время градостроительный концепт, предусматривавший компактное малоэтажное поселение без промышленных предприятий, сочетавшее лучшие свойства города и деревни, — агрогородок столетней давности. Для реализации своего проекта в 1901 году Гуэль приобрел 15 гектаров земли и заказал проект планировки любимому архитектору. Гауди предложил разделить территорию на 62 участка под строительство частных особняков. Кроме жилья здесь планировалось возвести службы привратников, рынок, местную площадь, театр на открытом воздухе и часовню.

Освоение территории первоначально продвигалось очень быстро. Уже в 1902 году были закончены ограждение с семью воротами, павильоны привратников, большая часть виадуков и «дорический храм» для рынка. Однако в 1905-м Гуэль отказался от своей идеи, и несостоявшийся город-сад по сути остался лишь парком. Из предполагавшихся 62 домов были построены лишь два (и оба не по проекту Гауди). Парадоксально, но в одном из них архитектор и поселился на следующие 20 лет. То есть великий зодчий-фантазер выбрал для жизни дом своего коллеги Франсеска Беренгера. Сейчас в нем размещается музей Гауди.

Сам же Гауди спроектировал для парка два здания при входе на его территорию, и в них впервые во всей красе проявился фирменный стиль архитектора.

Первый павильон предназначался для размещения администрации парка. Вертикальная башня, по сути полый гиперболоид с сложноволнистой поверхностью, высотой (вместе с крестом) 30 метров является всего лишь вентиляционной шахтой. Его верхушка украшена традиционным для Гауди пятиконечным крестом, ориентированным на части света.

Второе здание — «дом привратника», не столь вычурное, но все же с характерным «сказочным», «пряничным» обликом. Павильон выложен грубым природным камнем, но обрамления окон, детали завершения и зубцы покрыты мозаикой из битых изразцов с созданием четкого геометрического рисунка.

За входными павильонами раскрывается неглубокое пространство площадки, доходящей до подножия лестницы, которая ведет вверх к «дорическому храму» — рынку, так никогда и не использовавшемуся по назначению. В левой и правой подпорных стенах устроены гроты. Один из них служил складом, другой — укрытием для экипажей под сводом параболического сечения.

Промежутки, разделяющие две ветви лестницы, на каждом из уровней заполнены по-разному: внизу — искусственные сталактиты в заглубленной чаше; над площадкой выше второго марша — диск с выступающей из него змеиной головой на фоне, воспроизводящем флаг Каталонии; посреди третьего марша — гигантская ящерица-дракон, облицованная разноцветной керамикой.

Медальон с головой змеи.

На верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля, находится длинная, изогнутая в форме морского змея, скамья.

Здесь же так называемый «зал ста колонн» (на самом деле колонн 86 штук).

Он предназначался для размещения районного рынка.

От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд.

Парк занимает и склон холма. На фотографии в правом верхнем углу видна башня музея Гауди, одного из предназначавшихся на продажу особняков «города-сада», так и не нашедшего своего покупателя.

В это же время Гауди успевает построить в Барселоне еще два доходных дома, оба в 1905—1907 гг., и ими перечень его завершенных работ исчерпывается, архитектор практически полностью концентрируется на церкви Саграда Фамилиа. Первое здание формально вовсе и не новое, Гауди отвечал лишь за реконструкцию доходника 1877 года, хотя в действительности Casa Batlló, принадлежавший очередному каталонскому текстильному магнату Хосепу Бальо-и-Касановасу, был практически полностью перестроен.

Гауди спроектировал для Casa Batlló два новых главных фасада, устроил перепланировку, создал вместо узких световых колодцев полноценный внутренний двор и, наконец, надстроил здание. Архитектор довел здесь свое увлечение природными органическими формами и все возрастающее неприятие геометризма до кульминации: прямые линии в экстерьере и интерьере доходного дома практически полностью отсутствуют.

Криволинейный фасад из тесаного камня в верхних уровнях декорирован абстрактной мозаикой из разноцветных керамических осколков, которая постепенно меняет свою колористику, насыщаясь лазурью по мере продвижения вверх.

Профиль крыши здания напоминает о драконе, любимом образе Гауди. Башенка увенчана его же фирменным пятиконечным крестом.

Кровля ощетинилась лесом изогнутых дымовых и вентиляционных труб, каждая из которых имеет индивидуальное оформление.

Интерьеры, к дизайну которых Гауди подошел с присущей ему дотошностью, также поражают фантасмагоричностью облика.

Коридоры порой напоминают о чреве сказочного животного.

Внутренний двор облицован эффектной квадратной керамической плиткой в сине-лазурных тонах, интенсивность которых увеличивается с каждым верхним этажом.

Наконец, финальной завершенной работой Антонио Гауди стал Casa Milà, доходный дом, построенный для семьи Мила в 1907 году, и более известный под именем La Pedrera, что значит всего лишь «Каменоломня». Такое странное прозвище было дано зданию барселонцами сразу после окончания его строительства из-за харизматичного искривленного фасада, выполненного в тесаном камне.

Это был революционный для начала XX века проект, предложивший инженерные решения, вошедшие в общепринятую архитектурную практику значительно позже. Железобетонный каркас здания с несущими колоннами и отсутствием несущих и опорных стен позволил устроить перемещаемые по усмотрению жильцов межкомнатные перегородки. В Casa Milà есть подземный гараж, лифты, система естественной вентиляции.

На крыше, по обыкновению архитектора, — хаос из труб безумных форм, но в отличие от предыдущих работ мастера тут он отказался от яркой цветной облицовки как фасадов, так и отдельных архитектурных элементов здания.

Внутренний двор эллиптической формы, один из трех имеющихся в Casa Milà.

В 1908 году Гауди проектирует свой единственный небоскреб — 360-метровую гостиницу для Нью-Йорка. К сожалению, этот настоящий «Гранд-отель» так и остался в эскизном рисунке.

После этого архитектор полностью посвящает себя главному зданию своей жизни, работу над которым он начал еще в 1883 году, и строительство которого продолжается по сей день. Идея возведения «искупительного» храма в честь Святого семейства возникла еще в 1874 году у лавочника Хосе Марии Бокабелья. Смысл проекта и основная причина столь длительного строительства были в том, чтобы вести его исключительно на добровольные пожертвования. В 1881 году в барселонском районе Эшампле был выкуплен участок, а в следующем году храм начал строиться. Первоначальный проект разработал архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр, и барселонская Саграда Фамилиа вполне могла стать достаточно заурядной (пусть и гигантской) неоготической базиликой. В конце 1882 года из-за разногласий с заказчиком дель Вильяр уволился, а спустя год новым главным архитектором был назначен совсем еще молодой Антонио Гауди. Он несколько переработал проект, однако первое время храм по-прежнему сохранял неоготические черты. Вариант 1887 года.

По мере взросления архитектора и эволюции его творческого стиля изменялся и проект неспешно строившегося собора. За первые шесть лет строительства (до 1889 года) Гауди успел завершить только крипту, начатую его предшественником. В 1895 году закончили апсиду (алтарную часть), по-прежнему сохранявшую неоготический вид. Первый эскиз всего храмового комплекса появился только в 1906 году, и это было поразительное, ни на что не похожее зрелище.

Сооружение представляло собой колоссальную пятинефную церковь в форме латинского креста, образованного пересечением главного нефа с трансептом. С трех сторон образовывались равноценные фасады (южный фасад Страстей Христовых, восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова), с запада располагалась уже построенная неоготическая апсида с часовнями. Собор был увенчан 18 (восемнадцатью!) грандиозными башнями. Каждый из трех главных фасадов имел по четыре колокольни (всего 12 штук высотой 98—112 метров, по одной в честь каждого из апостолов). Главная башня высотой в 170 метров в честь Иисуса устраивалась над средокрестием (местом пересечения главного продольного нефа с поперечным трансептом), ее сопровождали четыре башни поменьше (120 метров) в честь четырех евангелистов. Наконец, еще одна, восемнадцатая башня, чуть ниже центральной, должна была быть воздвигнута над апсидой и посвящалась Деве Марии. На примерной схеме комплекса башни-колокольни обозначены белыми кружками.

За 43 года, которые Гауди лично работал над Саграда Фамилиа, успели возвести лишь фасад Рождества и одну из четырех колоколен при ней. Остальные три башни были закончены уже после его смерти (к 1930 году). На этом снимке фасада Рождества хорошо выделяются куда более светлым цветом камня объем главного нефа, законченный недавно.

Так разница старого и нового выглядит на крупном плане.

В 1930-е возведение собора прервалось. Сначала в Испании случилась гражданская война, потом началась Вторая мировая. Строительство возобновилось только в 1952 году. В 1954—1977 гг. был закончен второй фасад — фасад Страстей (впрочем, работы по его декорированию продолжались до начала 2000-х). Затем, в 1978-2000 гг. возводились главный неф и трансепт, а также их своды (без центральных и апсидной колоколен).

В 2000 году началось строительство третьего (и последнего) фасада Славы. В 2011 году он выглядел следующим образом (справа), слева — завершенный фасад Страстей.

Так еще совсем недавно выглядела степень завершенность Саграда Фамилиа. Бежевым цветом выделены законченные фрагменты, серым — еще не построенные фасад Славы, 5 центральных и 1 апсидная башни, галерея вокруг апсиды.

Впрочем, окончание работ над основным объемом (главным нефом и трансептом) позволили папе римскому Бенедикту XVI в 2010 году освятить храм, после чего в нем уже можно проводить богослужения. Строительство и по сей день финансируется за счет частных пожертвований, к которым в настоящее время, правда, присоединились и доходы от продажи билетов и сувениров туристам (а посещают недостроенную церковь более 2 миллионов человек в год).

Закончена Саграда Фамилиа по текущим оценкам будет только к 2030 году, и дело не только в финансировании и масштабе работ, но и в чрезвычайно насыщенном декоре здания, работу над которым на поток поставить чрезвычайно сложно.

Еще при жизни Гауди успели продумать интерьер храма. По своей привычке, прямым линиям он предпочел структуры с линейчатой искривленной поверхностью: параболоиды, гиперболоиды, геликоиды и прочие -оиды). Многочисленные колонны разного диаметра по мере приближения к сводам разветвляются, благодаря чему интерьер церкви напоминает фантастический каменный лес.

Гиперболические своды, круглые и эллиптические окна с витражами, лестницы-геликоиды, многочисленные сложные звезды, возникающие в местах пересечения линейчатых поверхностей, дополняют поражающую воображение картину.

Так выглядит свод одного из порталов, завершенных еще при Гауди.

К сожалению, это то немногое, что архитектор успел увидеть своими глазами. 7 июня 1926 года 73-летний Гауди, к тому время уже буквально живший на стройке, рассеянно шел на ежедневную службу в свою приходскую церковь, и на улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес его сбил трамвай. К этому возрасту зодчий окончательно превратился в одиночку-затворника, практически не следившего за своим внешним видом, не имевшего при себе ни денег, ни документов. Свидетели несчастного случая с трамваем приняли знаменитого уже тогда архитектора за обычного бродягу, которого с большим опозданием доставили в больницу для нищих, где оказали ему лишь элементарную помощь, от которой, видимо, тот и скончался спустя 3 дня, 10 июня. Саграда Фамилиа, дело всей его жизни, в этот момент выглядела примерно так.

Всемирная же известность пришла к Гауди не сразу даже после смерти. После оглушительной прижизненной популярности в Каталонии наступил период относительного забвения имени архитектора. В 1930-е в Испании разгорелась гражданская война, затем начали господствовать другие художественные стили, стремившиеся к функциональности и минимализму. Гауди упрекали в излишнем декоративизме, сумбурности, в том, что его работы ирреалистичны и носят «мрачно-фантастический» характер. По-настоящему мировое признание в искусствоведческой среде настигло архитектора только в 1970-е. Спустя еще четыре десятилетия это признание стало общечеловеческим. Барселонские работы мастера включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, их посещают миллионы туристов ежегодно, популярна даже сама эксцентричная личность архитектора, так повлиявшая на эволюцию его творческого стиля. Лес башен Саграда Фамилиа стал одним из самых узнаваемых визуальных образов в мире.

Один из исследователей жизни и творчества Гауди писал так: «Воплощая в себе человеческие усилия и иллюзии, жертвенность и страстность, он [храм Саграда Фамилиа], вопреки нежеланию одних и зависти других, постепенно вырастает над Барселоной как ее символ».