Заурядным городом Брест не был никогда, но с начала XIX века его дальнейшее развитие все больше стало определять расположение на границе западно- и восточнославянских цивилизаций. Для начала в 1830-е годы власти Российской империи город практически уничтожили, снеся для строительства Брест-Литовской крепости прекрасное историческое Берестье. Новый Брест выстроили в нескольких километрах от старого. После окончания же Второй мировой войны город фактически превратился в парадные ворота Советского Союза. Именно через него в страну победившего социализма въезжало большинство путешественников, зачастую из капстран, именно в Бресте складывалось их первое впечатление об СССР. В этой связи архитекторы очень старались, чтобы город выглядел достойно. О встречавших и провожавших интуристов спальных районах Бреста, масштабности застройки которых позавидовали бы иные столицы союзных республик, рассказывает блогер Darriuss.
Вообще-то до середины 1960-х годов никаких особенных сверхзадач в Бресте перед архитекторами не стояло. Трасса Москва — Минск — граница с Польшей задевала только окраины города, жилищное строительство велось не слишком масштабное, и для него пока хватало участков в центральном районе областного центра. Лишь в 1953—1957 годах был реконструирован брестский железнодорожный вокзал, принимавший большую часть поездов из Западной Европы. Старое дореволюционное здание, перестроенное еще «за польским часом» в духе неоренессанса и основательно пострадавшее в годы Великой Отечественной войны, получило новый ампирный облик, явно отсылавший к архитектуре московских сталинских высоток.
Все изменилось в 1960-е годы. На восточной окраине Бреста была размещена одна из первых в БССР (да и во всем Советском Союзе) промышленных зон. О том, что такое промзона в представлении советских градостроителей и чем был хорош подобный способ организации промышленного производства, — чуть позже, пока же стоит отметить, что важным следствием формирования восточной промзоны стала необходимость строительства около нее крупного жилого массива. Новые предприятия требовали новых рабочих рук, те, в свою очередь, изымались, как обычно, из деревни и, как любые свежеиспеченные горожане, естественно, немедленно желали отдельного благоустроенного жилья, желательно с сопутствующей инфраструктурой.
Проект планировки нового жилого района, получившего незамысловатое название Восток, был разработан в институте «Белгоспроект» в 1966 году (арх. В. Аникин, П. Лагуновская). Предполагалось разместить к востоку от формировавшейся промышленной зоны вдоль улицы Московской массив из четырех микрорайонов, рассчитанных на проживание 80—90 тыс. жителей. В дальнейшем, в годы независимости к первым четырем микрорайонам добавились еще два.
Как видно на скриншоте с «Яндекс-Карты», все Востоки, кроме шестого микрорайона, расположились к северу от улицы Московской. К югу от нее, со стороны реки Мухавец, была запроектирована общественная зона с парками, вузами, спортивными и культурными учреждениями.
Общественный центр нового жилого района естественно разместили вдоль улицы Московской, представляющей собой часть автомобильной трассы М1 (Москва — Минск — Брест — государственная граница). Ответственная роль района, расположенного на въезде в город со стороны Москвы, предопределила характер застройки. Архитекторы постарались создать парадный ансамбль, достойно встречавший бы гостей города.
Рассмотрим устройство этого ансамбля подробнее. Его структура ритмична: две 20-этажные башни — протяженное 9-этажное здание — торговый центр — протяженное 9-этажное здание — две 20-этажные башни — протяженное 9-этажное здание — торговый центр — протяженное 9-этажное здание — две 20-этажные башни. Кроме 2 отдельно стоящих торговых центров, к каждой из 9-этажек было пристроено по 3 двухэтажных блока с магазинами и прочими заведениями соцкультбыта в общем количестве 12 штук. 20-этажные башни (всего 6 зданий) служили высотными акцентами, отмечавшими перекрестки улицы Московской с перпендикулярами, уходящими вглубь жилого района. Эта застройка длиной 1,5 километра, впечатляющая своим градостроительным масштабом, служила не только центром двух отдельных микрорайонов (Восток-1 и -2), целого жилого района Восток, но и играла серьезную роль в контексте всего города Бреста.
Цифрами обозначены: 1 — высотные 20-этажные башни из монолитного аглопоритобетона, 2 — торговые центры, 3 — протяженные 9-этажные жилые дома с пристроенными магазинами, 4 — ДК профсоюзов, 5 — исполком Московского район, 6 — православный собор.
Итак, первая пара высотных башен и первая девятиэтажка с пристроенными магазинами. Все девятиэтажные жилые дома покрашены в разный цвет: эта вот — в любимый коммунальщиками розовый.
Каждая из магазинных «троек» отличается от остальных декором своего фасада. Поражает запланированная архитекторами и даже реализованная в итоге на практике обеспеченность населения Востоков магазинами — 12 (двенадцать!) преимущественно специализированных двухэтажных пристроек и два крупных отдельно стоящих торговых центра на 1,5 километрах улицы. И это не считая торговых центров остальных четырех микрорайонов, расположенных в глубине застройки, в стороне от Московской.
За «розовой» парой — ТЦ «Юбилейный» (1978, арх. З. Левченко, «Брестгражданпроект»). Так он выглядел с 1978 по 2011 год.
В советское время, помимо универсама, в здании располагались овощной магазин, кулинария, ресторан с коктейль-баром.
В 2010 году «Юбилейный» был выкуплен одной из крупных торговых сетей, впоследствии реконструирован и приведен к типовому корпоративному облику.
Следующая девятиэтажка оформлена в желто-коричневой цветовой гамме.
Фасады этой тройки магазинов отличаются сплошной лентой остекления, которая только с центрального фасада прикрыта решеткой. Каждая из пристроек раньше специализировалась на продаже отдельной группы товаров: в 12 общественных блоках размещались магазины продуктов, хозтоваров («Все для дома»), культтоваров, мебели, крупнейший в Бресте универсальный книжный магазин, специализированные магазины бытовой техники, «Одежда» и «Обувь». Какие-то из них сохранили специализацию до сих пор, другие поменяли ее в соответствии с веяниями времени.
Так выглядел в 1980-е хозяйственный магазин «Все для дома».
Первая половина архитектурного ансамбля улицы Московской в сторону центра города. Нечто похожее, но в более скромных масштабах строилось и в других белорусских областных центрах. Например, в Гомеле на улице Кожара или в Могилеве на Первомайской также возвели длинные жилые дома с пристроенными общественно-торговыми учреждениями, контрастирующие с высотками.
Центральная пара 20-этажных башен, акцентирующая и начало Партизанского проспекта, перпендикулярного улице Московской и ведущего к микрорайонам Восток-3 и -4.
Вся шестерка высоток построена к 1993 году по проекту московского архитектора Александра Белоконя, как раз специализировавшегося на монолитных жилых башнях из аглопоритобетона. До Бреста он уже работал в БССР, спроектировав сразу семь жилых домов в Минске: четыре в минском Востоке, один в Курасовщине и пару домов-сот на перекрестке проспекта Машерова и улицы Куйбышева.
Высотки реновированы и также покрашены в свойственные нашей стране болотные оттенки.
Третья девятиэтажка окрашена в бирюзовый цвет.
Ее тройка магазинов отличается отсутствием решетки, загораживающей остекление, и присутствием декоративного ребристого пояса вверху.
Между зеленой и фиолетовой частями комплекса — второй торговый центр, тезка самого города, построенный позже всех остальных зданий и потому особенно скучный.
Первые микрорайоны Восток начали застраиваться в 1967 году, пик развития жилого массива пришелся на 1970-е.
Последняя девятиэтажка — фиолетовая. Здесь, кроме магазинов пристройки были отданы и под другие заведения соцкультбыта.
Свой оригинальный вид с брутальными железобетонными плоскостями и синими межбалконными простенками сохранила только третья пара башен Белоконя, ближняя к выезду из города.
Такой вид открывается с них на брестские Востоки.
В последние годы Брест получил жилую застройку и далее в сторону выезда из города. Надо отдать должное современным местным градостроителям — они в меру возможностей попытались сохранить оригинальность парадного фасада жилого массива.
Микрорайон Восток-5.
Восток-6, единственный из всех занявший южную сторону улицы Московской.
Одна из новостроек шестого Востока, логично выглядящая на окраине Бреста, удивительно напоминает самозванную минскую «Эйфелеву башню», так великолепно «держащий Свислочь» ЖК «У Троицкого».
Третий и четвертый микрорайоны от первых двух отделяет широкая зеленая полоса с проложенной по ней ЛЭП.
Общий вид Партизанского проспекта, соединяющего Востоки-1 и -2 с -3 и -4 на фотографии 1980-х годов.
Среди поздних советских Востоков интересен прежде всего Восток-3, строившийся как экспериментальный. Архитекторы Р. Шилай, В. Гопиенко и другие запроектировали здесь серию крестообразных в плане жилых домов-комплексов, сблокированных из секций разной этажности (от 5 до 12 этажей) и расположенных на плоском рельефе.
Есть здесь и свой торговый центр «Восток» (1984, арх. Ю. Лавровский, «Брестгражданпроект»). Так он выглядел раньше.
А так — сейчас.
Помимо универсама и кулинарии, в торговый комплекс входило одноименное кафе, открытая веранда которого в летнее время работала прямо на крыше универсама.
В общественную зону района Восток, кроме многочисленных магазинов, входило и входит множество других объектов, занявших в основном южную сторону Московской. Слева — Дворец культуры профсоюзов, справа — Московский райисполком.
В 1990-е к ним добавился Воскресенский православный собор.
Дворец культуры облсовпрофа (профсоюзов) был построен в 1981 году по проекту архитектора Г. Чистякова. Здание кубообразное, над его 3-этажным объемом выделяется коробка зрительного зала на 653 места. На этой фотографии, впрочем, не выделяется.
Главный фасад имеет решение в виде застекленной плоскости, расчлененной пилонами и украшенной витражом над входом.
На прилегающей территории сооружен фонтан, иллюстрирующий тему театра и народных праздников.
Вандалы проломили голову одной из танцовщиц.
Фонтан ДК и жилые дома Московской.
Исполком Московского района Бреста также построен в 1980-е.
Духовные потребности жителей Востока удовлетворяет Воскресенский собор, один из крупнейших в Беларуси.
Далее чуть в глубине территории находится кампус БрГТУ, Брестского государственного технического университета, бывшего Инженерно-строительного института. Несмотря на то, что вуз готовит в том числе и архитекторов, ничего особенного с архитектурной точки зрения он (в отличие от, допустим, архитектурного факультета минского БНТУ) не представляет.
Формирование ансамбля улицы Московской не ограничилось только участком в районе Восток. Архитекторы ответственно подошли даже к внешнему виду той самой промышленной зоны, с которой проект и начинался. Восточная промзона Бреста начала формироваться в первой половине 1960-х. В те годы в Советском Союзе одним из свежайших градостроительных веяний (наряду со строительством районов массовой жилой застройки) стала концентрация на одной площадке нескольких промышленных предприятий, что позволяло объединять многие общие для них службы (например, транспорт) и тем самым экономить народные деньги. Брестская восточная промзона была таким передовым опытом для нашей республики, и в специализированных журналах ей было посвящено немало статей. Здесь, помимо прочего, расположили ковровый и чулочный комбинаты, электроламповый и электромеханический заводы.
Так, например, выглядел Брестский ковровый комбинат. В решении композиции архитекторы «Белпромпроекта» (Н. Шпигельман, И. Бовт, инж. А. Эльтерман) предложили контраст между длинным трехэтажным объемом производственного корпуса и пристроенных к нему остекленных вертикалей лестничных клеток.
Электромеханический завод (с 1976 года носивший имя XXV съезда КПСС) был построен в Бресте в 1963—1965 годах как завод электроизмерительных приборов (электромеханическим стал в 1972-м). Выпускал ЭВМ, периферийные устройства, сервисную аппаратуру для ремонта ЭВМ, бытовую радиоаппаратуру. Заводской комплекс состоит из двух производственных, трех бытовых и инженерного корпусов. Производственные корпуса — одноэтажные прямоугольные в плане здания, находятся в глубине застройки. Бытовые корпуса — четырехэтажные также прямоугольные в плане, соединены между собой и с 12-этажным инженерным корпусом одноэтажными объемами, в которых были размещены конференц-зал, заводские столовые, общественные организации. Весь этот комплекс формировал северную сторону Московской и в начале 1980-х выглядел еще следующим образом.
В 1985—1989 годах торцы бытовых корпусов, выходящие на Московскую, были украшены фантасмагорическими мозаиками.
«Военное лихолетье».
Фрагмент.
Бытовой корпус №2. Основная тема — «Возрождение». Преимущественно естественно села.
Бытовой корпус №3. Основная тема — «Процветание». В галерее справа весь белорусский национальный пантеон, возглавляют который Франциск Скорина и космонавт Климук (!), уроженец Брестской области.
Напротив промзоны архитекторами был запланирован кластер спортивных сооружений. При советской власти, правда, успели начать только легкоатлетический манеж (слева), в итоге превратившийся в долгострой и законченный только в 2003 году. Брестский Ледовый дворец (справа) закончили куда оперативнее (2000, арх. И. Бовт, «Белпромпроект»).
Свежайшая брестская спортивная новостройка — Дворец водного спорта, построенный государством за $40 млн в 2010 году (арх. А. Котович).
А на противоположном берегу Мухавца имеется еще и гребной канал.
Завершает общественную зону на этом участке улицы Московской Центр молодежного творчества, бывший областной Дворец пионеров и школьников, в муках рождавшийся целых 13 лет (не везет им в БССР, минский Дворец молодежи тоже был фантастическим долгостроем). Здание построили по проекту группы московских архитекторов (арх. А. Щеглов, В. Орлов, Н. Коротков, инж. А. Назаров) в 1974—1987 годах, и по их задумке оно должно было напоминать «пионерский костер».
Облагородить всю трассу московского шоссе, проходящую через город, архитекторы не успели. После довольно обширного района индивидуальной застройки ответственная улица, переименованная на этом участке из Московской в проспект Машерова, оригинальностью застройки не отличается.
Интересный ансамбль получилось создать лишь на перекрестке проспекта Машерова с бульваром Космонавтов, где трасса М1 поворачивала в сторону Мухавца и моста через него. Здесь в 1979 году был сформирован интересный ансамбль из одной протяженной девятиэтажки и 4 точечных 60-квартирных 9-этажных домов-близнецов с пристроенными блоками торгово-бытовых учреждений (арх. Р. Шилай, А. Казюков, Г. Будько и др.).
Интересный художественный образ комплекса достигается контрастным противопоставлением высоких и низких объемов, а также темно-красных поверхностей, облицованных керамической плиткой, с белыми оштукатуренными участками. Фотография 1980-х годов.
Еще один оригинальный ансамбль жилых домов разместился непосредственно у Мухавца на набережной Ф. Скорины и раскрыт в сторону моста через реку и всех въезжающих по нему со стороны пограничного переезда «Варшавский мост». Три одинаковых 12-этажных дома состоят каждый из двух сгруппированных под углом в 120 градусов 55-квартирных корпусов.
К каждому из зданий пристроен 1-этажный корпус общественных и торгово-бытовых учреждений (продовольственный магазин, библиотека, ЗАГС). Комплекс построен в 1978 году (арх. Р. Шилай).
Пластику фасадов создают вертикальные конструктивные ребра, размещенные в шахматном порядке балконы и лоджии. Фасады облицованы светлой керамической плиткой.
ЗАГС (Дом гражданских обрядов) дополнительно украшен красочной мозаикой.
К сожалению, не все намеченное к реализации на трассе въезда в Беларусь из Польши удалось реализовать в том виде, в котором это задумывалось. Еще в 1975—1976 годах был проведен заказной конкурс на разработку проектных предложений по застройке Южного жилого района. Предполагалось, что город наконец-то всерьез перешагнет Мухавец, где создание торжественного приграничного ансамбля должно было продолжиться. Въезд в Брест со стороны Польши мог выглядеть вот так (вариант института «Брестгражданпроект»).
Или так (вариант «Минскпроекта»). Как видно, эти предложения предполагали создание двухуровневой системы транспортно-пешеходных связей. На нижнем уровне оставался весь автомобильный трафик, в том числе транзитный трансграничный, а пешеходные потоки убирались на специальные платформы, расположенные на верхнем уровне. Там же размещались учреждения социально-бытового обслуживания населения. К платформам пристраивались жилые дома различной этажности.
В представлении института «БелНИИП градостроительства» южная набережная Мухавца в Бресте могла выглядеть следующим образом.
Застройка Южного жилого района началась в 1983 году. Увы, по разным причинам реализовать задуманное не удалось. Южный жилой район, микрорайоны которого в дальнейшем получили свои собственные имена, в итоге не стал архитектурным откровением, оставшись лишь заурядным «спальником», одним из многих на просторах бывшего СССР.
Южный брестский скалайн так и не украсился группами высотных башен, с верхних этажей которых была бы видна братская Польша.
А микрорайоны последних лет отличаются разве что яркими (пока) красками фасадов.
Так брестский приграничный архитектурный ансамбль и остался наполовину законченным. Впрочем, сейчас задачи непременно поразить им интуристов и не стои́т. Другое время, другая страна и другие возможности.