Почему очередники не хотят ехать в Сокол? Фоторепортаж из самого странного минского микрорайона

 
30 149
18 июня 2012 в 17:30
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич

Не ищите в слове «странный» негативного контекста. Просто бывший поселок Сокол совсем не похож на типичный минский микрорайон. Его не собираются точечно уплотнять, на здешних улицах вдоволь зелени, а во дворах — свободного пространства. Жизнь в микрорайоне тихая и неспешная, как знойное июньское утро. Какая это столица? Милое захолустье! О настоящем и будущем района-«спутника» — наш фоторепортаж.

В Сокол мы отправились вот почему. В мае начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Авраменко заявил, что незанятые участки под жилищное строительство остались лишь в Большом Тростенце и в этом микрорайоне. Но многие очередники, которым предложили здесь строиться (в первую очередь многодетные семьи), от возможности отказываются, предпочитая дождаться более выгодного варианта. Чем же не угодил им Сокол?

Городской поселок был сформирован в начале 1980-х. Изначально здесь строили жилье для работников аэропорта, которые и составляли большинство населения. Закрытым авиационным городком Сокол, впрочем, так и не стал. После присоединения к Октябрьскому району Минска количество «чужаков», не имеющих никакого отношения к авиации, стало возрастать. Сейчас в бывшем поселке живет около 5 тысяч человек, а в перспективе численность должна увеличиться в шесть раз.

С цивилизацией микрорайон связывает автобус 112-го маршрута. От станции метро «Могилевская» ехать сюда около 20 километров. Расстояние совсем не фатальное, Сокол мы бы назвали готовым столичным «спутником», который соответствует практически всем требуемым параметрам. А именно — более-менее развитая инфраструктура, неплохие транспортные коммуникации, упорядоченность застройки. Не хватает рабочих мест, производства, но в планах властей коммунальная зона фигурирует.

Интересно, почему тогда ставку сделали на Смолевичи и Заславль, если идеальный «спутниковый» вариант под самым носом? На этот вопрос не могут дать ответ и сами генераторы идей из Мингорисполкома.

Территория бывшего поселка невелика, центр компактен, окраины — в зоне пешеходной доступности. Есть две главные архитектурные «доминанты»: церковь и высоченная коммунальная «башня».

Застройка смешанная. «Панельки» типовые, коттеджи ухоженные и, за редким исключением, без претензий на столичный шик.

Авиационная символика присутствует в названиях улиц и памятных досках на домах.

Так как Сокол — это Минск, цены на недвижимость здесь соответствующие. На специализированных сайтах мы нашли предложения о продаже коттеджей и за 150, и за 300 тысяч долларов. Последнее включает в себя участок 11 соток, встроенный гараж, плодоносящий сад, сарай. Есть варианты и подороже —  полмиллиона у. е. за дом.

Квартир на продажу выставлено немного, цены разнятся. Комнату в «двушке», к примеру, продают за 16 тысяч долларов, 2-комнатную квартиру (60 метров в новостройке) пытаются сбыть почти за 56 тысяч, «трешка» в пятиэтажке метражом 70 «квадратов» оценена в 68 тысяч. Кто-то скажет — вполне адекватные предложения. А кто-то покрутит пальцем у виска.

Активное строительство в данном микрорайоне будет продолжаться. В 2010 году УКС нашего района построил, ввел и заселил четыре жилых дома — это около 36 тысяч кв. м жилья. Максимально к 2030 году в микрорайоне Сокол будет проживать около 30 тысяч человек, — сказал недавно глава администрации Октябрьского района Анатолий Жуковский.

Район новостроек:

Мы зашли в один из домов, могилевские лифты упорно отказывались везти нас на последний этаж. А после «товар олимпийского качества» и вовсе перестал реагировать на нажатие кнопок... Быть может, умная машина признала непрошенных гостей?

Участок для строительства ограничен пахотными землями...

Жилье здесь, впрочем, будут строить и дальше. А как с инфраструктурой, которая и пугает очередников? Слово Жуковскому.

Сейчас в Соколе отстает строительство объектов социальной сферы. Уже построено два торговых объекта, занимаемся реконструкцией детского дошкольного учреждения. Планируется, что в течение ближайших 5 лет заработает еще одна школа, два детсада, поскольку в данный микрорайон в основном заселяются молодые семьи с детьми, — рапортует глава администрации.

Эх, чего только не собирались построить в Соколе! Из уст различных чиновников лились сладкие обещания. Микрорайон планировали обогатить спортивно-оздоровительным комплексом для молодежи, сформировать здесь три главные площади, в том числе торговую. Разве только аквапарк и ледовый дворец здешним жителям пока обещан не был…

Вот и Николай Ладутько, рассказывая о планах в отношении Сокола, заявил, что микрорайон будет «интенсивно» развиваться. Сюда запустят маршрутки, построят за 40 миллиардов поликлинику. Где взять деньги? Минский глава, будучи еще в должности и. о., предложил такой вариант — продавать участки под индивидуальную застройку.

Мы эти площадки, чтобы иметь средства на развитие инфраструктуры, выставим на аукцион, — мечтал Ладутько. — Я думаю, что в этом месте они будут востребованы. Конечно, там будут не такие цены, как на площадки в городе Минске, но все равно это будут деньги, средства, которые мы вложим в развитие инфраструктуры этой территории.

Что выполнено, а что нет? Погуляв по Соколу, мы поговорили с местными жителями. Молодые предсказуемо сетовали на отсутствие развлекательной инфраструктуры, ведь в микрорайоне нет даже нормального кафе, а вечером только и остается — пить пиво на лавочках или ехать в Минск.

Пожилые, наоборот, радовались, что столичная культура пока не оказала на Сокол своего разрушительного воздействия. В бывшем поселке, как и 30 лет назад, тишь и благодать. Здесь главенствуют не машины, а люди, здесь можно ходить в тапочках в магазин и сушить белье на веревках у подъезда. Главное — здесь пока еще можно жить в свое удовольсвтие, что в Минске уже проблема. «Ни за что не променяю квартиру в Соколе на такую же в Каменной Горке, — сказал нам один из пенсионеров, который отдыхал на лавочке у подъезда. — Даже если мне за это доплатят».

 

Можете смеяться, но мы прониклись этими словами. Сокол показался нам вполне самодостаточным жилым районом, со своей «душой», если можно так выразиться.

Открыли бы развлекательный центр, с боулингом, например, — вернула нас к реалиям жизни молодая мамаша, попросив при этом сигаретку. — Пока тут чистенько и спокойно, но от скуки можно сойти с ума!

О перспективе подобных инициатив мы поинтересовались в районном отделе архитектуры. Ожидали услышать очередное «вот-вот», но главный архитектор района Елена Суходолова была откровенна.

Участок в 20 соток под строительство многофункционального комплекса выставляли на аукцион несколько раз, — сообщила она. — Но он не востребован инвесторами. Люди жалуются на инфраструктуру? Да все у них нормально! Нормальные магазины, всего хватает. Есть кафе, по поводу того, что оно не устраивает жителей, обращений не было. Может быть, нет детских садов и школ, но мы планируем развивать там индивидуальное жилищное строительство, поэтому и сады, и школы в ближайшее время построим.

Елена Суходолова заявила нам, что на развитие Сокола город делает ставку.

Я согласна, что это практически готовый микрорайон-«спутник». Сокол будет развиваться. Детальным планом там предусмотрена большая коммунальная зона, чтобы люди могли работать, не выезжая в Минск. Планируем развивать невредные производства. Плюс продлится улица Ваупшасова, до центра можно будет доехать очень быстро. Осталось найти немножечко денег…

Стоит ли верить госпоже архитектору? Вот уж о чем не хочется говорить. Еще в 2008-м сайт Мингорисполкома вещал о том, что рядом с Соколом начинается строительство нового авиаремонтного завода, который инвестор начал выносить с территории «Минск-Сити». Микрорайону и тогда обещали бурное и «интенсивное» развитие. Что из этого вышло, всем прекрасно известно. «Песня о Соколе» — одна из любимых минских песен...

Уезжая из микрорайона, мы были готовы понять, почему минские очередники пока не рвутся обзаводиться здесь жильем. Верить обещаниям они не хотят, патриархальное спокойствие Сокола их не устраивает. Корить людей за это, пожалуй, не стоит.