«Новые ворота Милана»: как нужно строить в современном городе район небоскребов

 
37 734
04 июня 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич, wikipedia.org
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич, wikipedia.org
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Белорусы привыкли ассоциировать Милан с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи, беломраморным Дуомо и Меккой модного шопинга. Между тем это крупнейший промышленный и финансовый центр Италии, ее бизнес-столица. Тем удивительнее тот факт, что достойного делового района здесь до последнего момента не существовало. Только в середине 2000-х годов депрессивные кварталы рядом с Порта-Нуова, Новыми воротами города, стали преображаться. Как должен быть спроектирован современный высотный даунтаун на примере Милана и почему он в обозримом будущем, несмотря на амбициозные планы городских властей, скорее всего, так и не появится в Минске — в обзоре Onliner.by.

Любой успешный деловой центр с приятными взору зрителей и кошельку застройщиков высотками из стекла и бетона является естественным следствием более-менее успешного развития экономики, роста частных и государственных компаний и возникающей в связи с этим нужды в большом количестве современных офисных помещений. Этот тезис достаточно убедительно продемонстрировал пример парижского Дефанса. В отличие от французской столицы, в Милане дела обстояли не столь гладко.

Первую попытку построить район, где были бы сконцентрированы административные здания современного типа, здесь предприняли в 1950-е годы. Как и в Париже, это было вызвано послевоенным экономическим бумом, ростом корпоративного сектора экономики и необходимостью разгрузить от транспорта и конторских работников исторический центр Милана. Результаты, впрочем, получились совершенно иными.

Новый административный центр, получивший название Centro Direzionale di Milano, решили возвести к западу от главного вокзала города Milano Centrale, между ним и перспективной станцией Milano Porta Garibaldi. Для масштабного строительства был снесен еще один вокзал Porta Nuova и несколько жилых кварталов, которые должны были уступить место модернистским небоскребам, олицетворявшим послевоенное итальянское «экономическое чудо».

Активная реализация этого проекта продолжалась всего около семи лет, с 1955 по 1962 год. За это время в Centro Direzionale di Milano действительно выросли несколько высоток, олицетворявших современные на тот момент представления об актуальной архитектуре. Самой известной из них была башня Pirelli, 124-метровый небоскреб, спроектированный Гио Понти и на долгое время ставший высочайшим зданием страны.

Тем не менее амбициозный проект так и остался незавершенным, и в основе его провала лежали прежде всего градостроительные ошибки, заложенные в генеральном плане развития территории.

Необходимость обширных сносов существовавшей застройки и выплаты соответствующих компенсаций местным жителям значительно увеличила бюджет Centro Direzionale. Инвесторы стали терять к нему интерес. Те небоскребы, которые все-таки успели построить, находились на большом расстоянии друг от друга, чередовались с малоэтажными довоенными жилыми домами и пустырями. Полная урбанистическая эклектика, сложившаяся здесь к первой половине 1960-х годов, протесты аборигенов, недовольных инородными вторжениями в привычный ареал обитания, не позволяли реализовать инфраструктурные проекты, прежде всего транспортные.

В итоге Centro Direzionale di Milano лишь в небольшой степени смог реализовать поставленные перед ним задачи. Более того, уже во второй половине 1960-х незавершенный район, так и не ставший единым целым, стал деградировать.

Городским властям Милана понадобилось 40 долгих лет, чтобы вновь вернуться к его достройке. При этом старый генплан 1950-х годов, естественно, отправили на свалку истории, а к проектированию были привлечены сразу несколько архитектурных бюро, в том числе и иностранные звезды первой величины.

В 2004 году вся оставшаяся незастроенной территория была разделена на три отдельных кластера, объединяла которые крупная рекреационная зона в центре. При этом было решено отказаться от административной специализации: для того чтобы район не вымирал вечером и в выходные дни (как, например, сейчас происходит с тем же Дефансом), он изначально задумывался многофункциональным. Около 57 тыс. квадратных офисных помещений сопровождались десятками тысяч квадратов жилья, торговых и культурных территорий.

По сути, вместо исключительно делового центра для клерков создавалось полноценное городское пространство, которое могло как существовать само по себе, так и стать районом общегородского значения, интересным не только местным жителям и приезжающим сюда на работу «белым воротничкам». Проект получил название Progetto Porta Nuova, «Новые ворота» — в честь исторических городских ворот наполеоновского времени, которые до сих пор продолжают украшать Милан по соседству.

Реализация идеи началась в 2005 году и растянулась на целое десятилетие. На некоторое время миланский Porta Nuova стал одним из крупнейших строительных площадок Европы. Главный его элемент — Torre Unicredit, комплекс из нескольких изогнутых зданий переменной этажности, образующих единый архитектурный ансамбль, спроектированный выдающимся аргентинским архитектором Сезаром Пелли.

Центральный небоскреб заняла штаб-квартира итальянского банковского колосса Unicredit. Дугообразное в плане здание завершено впечатляющим закрученным в спираль 84-метровым шпилем, благодаря которому Torre Unicredit стала высочайшей башней страны.

Весь комплекс установлен на единый подиум, в середине которого устроена круглая пешеходная площадь с фонтанами. Это сердце всего нового района.

Кроме административных высоток, на него ориентирована торговая галерея и так называемый Pavilion Unicredit, главный местный культурный центр, который пока еще только достраивается. Здесь будут проводиться выставки, конференции, концерты и прочие культурные и околокультурные мероприятия.

Второй кластер образуют две совершенно выдающиеся высотки. Название жилого комплекса Bosco Verticale на русский язык переводится как «Вертикальный лес», и это тот самый случай, когда оно не вводит вас в заблуждение. Архитектор Стефано Боэри предложил украсить балконы двух башен (119 и 87 метров соответственно) 21 тыс. (!) разнообразных растений, включая около 800 полноценных деревьев. Эффект получился совершенно фантастический.

Вертикальное озеленение не только по-настоящему естественным образом украшает комплекс: деревья служат защитой от уличного шума и дополнительным источником тени, оздоровляют атмосферу в зданиях, и, кроме того, внешний вид Bosco Verticale будет меняться в зависимости от времени года, наличия и цвета листвы.

Стоимость квадратного метра здесь начинается от €3000, всего ЖК образуют 400 апартаментов разной площади, довольно дорогих по минским меркам, но ведь и класс жилья здесь принципиально иного уровня.

Остальные жилые новостройки района Porta Nuova сравнимы с Bosco Verticale по потребительским качествам, хотя и не столь оригинальны внешне. Неплохая современная архитектура в модном минималистичном скандинавском стиле. Разумеется, и здесь жить дорого, но стоимость квартир одновременно служит и залогом соответствующего социального состава местных жителей. О депрессивных 1970-х, когда жизнь здесь после окончания рабочего дня полностью замирала, можно забыть навсегда.

Здесь же расположен и жилой комплекс Torri residenziali delle Varesine, спроектированный архитектурным бюро Arquitectonica из Майами и состоящий из трех башен разной высоты: Solaria, Solea и Aria. Solaria из них самая высокая. Более того, со своими 143 метрами это высочайший жилой небоскреб всей страны.

Наконец, главным элементом третьего кластера стал административный комплекс Torre Diamante, придуманный Kohn Pedersen Fox из Нью-Йорка и решенный в форме алмаза.

Дополнительным украшением района является построенный в 2010 году Palazzo Lombardia. Административный комплекс, в котором разместилось правительство региона Ломбардия (по сути, Ломбардский облисполком), был также спроектирован в Нью-Йорке компанией Pei Cobb Freed & Partners. Две высотки (161 метр в верхней точке) объединены общим пространством на уровне первого этажа. Здесь разместились рекреационная зона, кафе и магазины для многочисленных работающих тут чиновников.

Объединяет все эти многочисленные новостройки, появившиеся тут в течение последнего десятилетия, парк, расположенный в центре района. Муниципальные власти не пожалели 90 тыс. высокоценных квадратных метров для создания «ботанической библиотеки», гибрида дендропарка на 1500 видов растений и культурного пространства общегородского значения.

Его создание — дело ближайшего будущего. Планируется, что тут появятся километры пешеходных и велодорожек, амфитеатр для концертов, площадки для выставок под открытым небом и прочие элементы, без которых сейчас уже сложно представить парк современного формата. Пока же вокруг завершаются последние строительные работы, в преддверии открытия Всемирной выставки «Экспо-2015» здесь было высажено пшеничное поле. Настоящее пшеничное поле в центре шумного европейского мегаполиса.

По оптимистичным оценкам десятилетний миланский проект Porta Nuova обошелся инвесторам (в основном арабским и европейским инвестфондам) минимум в €2,5 млрд. Реальная сумма может быть, конечно, больше, учитывая страсть итальянцев к красивой жизни и вызванную данным фактом некоторую расположенность к коррупции. Тем не менее поставленная задача была решена, пусть для этого и понадобилось полвека. Город получил новый модный район, в котором приятно жить и работать, куда хочется приезжать не только с миланских окраин, но даже из Беларуси.

Почему же появления чего-то подобного в обозримом будущем сложно ожидать в столице самого хрустального из сосудов? Главный урок, который дает строительство современных деловых даунтаунов: их невозможно создать волюнтаристскими, директивными методами, просто потому, что «хочется», «надо», «положено», «а чем мы хуже». Возникновение таких районов и даже отдельных высотных проектов может быть следствием лишь успешного развития экономики.

Тратить миллиарды долларов или евро лишь в угоду чьим-то амбициям и комплексам, о происхождении которых много интересного рассказал бы Зигмунд Фрейд, никто в здравом уме и трезвой памяти не будет. Как только рентабельность проекта, сроки его окупаемости начинают снижаться, в дело вступают неумолимые, безжалостные законы мира капитала. Это ярко показал провал первой попытки построить свой Манхэттен в Милане.

Поэтому и в Минске вместо Дубаев, Макао, Дефансов и Порта-Нуова будут появляться «Маяки Минска», вместо зданий, спроектированных мировыми архитектурными звездами, — панельные «Моцарты» и «Рахманиновы», вместо «ботанических библиотек» на 90 тыс. «квадратов» или хотя бы громогласно обещанных венецианских каналов с гондольерами — площадки для выгула собак с видом на оставшийся в 1980-х ромбо-кубо-октаэдр или задворки чудовищного торгового центра.

Рынок, даже если он и слегка социалистический, неумолим. Такого рода районы — это архитектурный пир, а пир во время чумы невозможен, если вы, конечно, не в Северной Корее.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by