Горгульи собора Notre-Dame de Paris, богемная атмосфера Монмартра, загадка «Моны Лизы» в Лувре, индустриальное изящество Belle Époque в стремительном силуэте Эйфелевой башни, бутики Елисейских полей, чашечка эспрессо с теплым круассаном в одном из многочисленных кафе на зеленых бульварах барона Османа — со всем этим мы привыкли ассоциировать французскую столицу. Между тем есть и другой Париж — Париж стеклянных высоток, клерков и транснациональных корпораций. Как строить район небоскребов в контексте исторического города, одного из красивейших на планете? Onliner.by рассказывает о Дефансе, рискованном архитектурном эксперименте, который сумел стать одной из достопримечательностей Парижа, ежегодно привлекающей миллионы туристов.
Сразу после окончания Второй мировой войны Франция вступила в период бурного экономического роста. Стремительно развивавшийся в «Славное тридцатилетие» (1945—1975) корпоративный сектор экономики нуждался в офисных площадях соответствующего класса. Исторические районы Парижа с преимущественно доходной застройкой XIX века не могли удовлетворить крупные компании, которым требовались современные административные здания, своей архитектурой и масштабом отражавшие их растущие амбиции и символизировавшие успех.
В первой половине 1950-х годов французское правительство приняло решение создать в Париже отдельный деловой район на окраине города, который, во-первых, удовлетворил бы чаяния «белых воротничков», а во-вторых, не разрушил бы инородным вторжением цельную застройку центральной части французской столицы.
Место для современного «даунтауна» в американском стиле долго не искали. В XVII—XIX веках в Париже сложилась 10-километровая магистраль, названная «Исторической осью». Парадная улица вела от Лувра через украшенные триумфальными арками площади Каруззель и Звезды и Елисейские поля на запад, где заканчивалась берегом Сены.
Было решено форсировать реку, продлить «Историческую ось» далее и выстроить на противоположном от центра берегу тот самый новый деловой центр, который бы стал логическим завершением главной парадной магистрали города.
На выбранном участке располагались заурядные парижские пригороды Путо и Курбевуа с малоэтажными домиками, порой переходившими в трущобы, небольшими предприятиями и даже фермами. Все это было возможно относительно безболезненно снести. Главной достопримечательностью района была большая круглая площадь, в центре которой располагался памятник, посвященный защите Парижа во время франко-прусской войны 1870—1871 годов. Монумент носил официальное название La Défense de Paris («Оборона Парижа»). Он и дал будущему деловому центру его имя La Défense — Дефанс.
В сентябре 1958 года французское правительство создало специальное агентство — EPAD, задачей которого стала реализация крупнейшего парижского градостроительного проекта XX века. Впрочем, первое современное здание, задавшее тон будущей застройке, появилось тут еще до возникновения этой официальной государственной структуры. В 1956—1958 годах в районе той самой круглой площади с памятником был построен так называемый CNIT — Центр современной промышленности и технологий — выставочный зал, где должны были экспонироваться все самые актуальные достижения народного хозяйства Франции.
Футуристическое здание, выросшее посреди депрессивных парижских пригородов, выглядело действительно гостем из светлого будущего. По тем временам это было инженерное чудо: архитекторам и конструкторам середины 1950-х удалось создать самый большой и по сей день в мире безопорный пролет длиной в 218 метров. По сути, вся кровля комплекса, поднимающаяся к центру на высоту 46 метров, опирается лишь на три точки в углах условного треугольника, который CNIT образует в плане.
Вскоре после окончания возведения выставочного центра и образования EPAD в Дефансе началось строительство и первой административной высотки. Tour Esso, штаб-квартиру французского представительства американского нефтяного гиганта Standard Oil of New Jersey, сложно было назвать небоскребом. 11-этажное здание высотой чуть больше 40 метров, тем не менее, стало первенцем среди конторских зданий Дефанса, во многом определившим его лицо, которое предстояло создавать в 1960—1970-е годы. В Tour Esso работали полторы тысячи клерков, в Дефанс начали съезжаться «белые воротнички».
Оно же стало и первой снесенной в Дефансе высоткой. В 1993 году Tour Esso была демонтирована, а спустя 8 лет место здания занял огромный административный комплекс Cœur Défense — две башни высотой 161 метр каждая и общей площадью 350 тыс. кв. м.
Первые генеральные планы нового делового района подразумевали строительство вдоль продолжения «Исторической оси» одинаковых симметрично расположенных конторских и жилых зданий, создавших бы так любимую архитекторами-модернистами ансамблевость и ритмику застройки.
Первое поколение высоток было ограничено высотой в 100 метров. В 1966 году в Дефансе появилась Tour Nobel (ее уже можно было назвать небоскребом), спустя год — Tour Aquitaine, затем — Tour Europe и Tour Aurore. К 1970 году в эксплуатацию было введено около 800 тыс. кв. м офисных площадей. Крупные корпорации могли быть довольны: они получили современные офисные помещения в актуальной (по крайней мере, на то время) архитектурной обертке.
От симметричности и единообразности застройки отказались быстро. Разные компании, стремившиеся стать арендаторами на рождавшемся парижском Манхэттене, в то же время хотели за свои деньги недвижимость, имевшую свое яркое лицо, отличавшееся от соседей. Архитекторы, более не ограниченные строгими требованиями генерального плана, при этом получали бы простор для фантазии. В 1967 году на обложке журнала Paris Match появилась архитектурная фантазия «Париж через 20 лет».
Согласно утвержденной концепции, потоки автотранспорта и пешеходов в центральной части Дефанса принудительно разделялись. В качестве продолжения «Исторической оси» сооружалась огромная приподнятая платформа, выполнявшая роль пешеходной эспланады-променада. В эту платформу-стилобат были направлены автомагистрали, в ней же разместили железнодорожную станцию и станцию метро, парковки жилых домов, служебные подъезды к административным и торговым центрам.
Улицы с автомобильным траффиком сохранили лишь в периферийных кварталах Дефанса. Для особенно загруженных магистралей соорудили специальные эстакады.
На рубеже 1960—1970-х годов в районе началось строительство второго поколения небоскребов. В эксплуатацию были введены башни Franklin, Assur, GAN, Fiat и другие. Общая полезная площадь административных помещений была доведена до 1,5 млн кв. м. Дефанс начал обрастать высотками и постепенно обретал задуманный вид.
В 1970 году произошло еще одно важное событие. Была сдана специальная ветка городской электрички RER. 12 тыс. уже работавших к тому времени в Дефансе клерков получили возможность всего за 5—10 минут добираться до городского центра. Решение проблемы общественного транспорта значительно повысило репутацию района в глазах потенциальных арендаторов и должно было послужить дополнительным толчком к его развитию и продолжению застройки.
Однако «Славное тридцатилетие», период активного послевоенного экономического роста во Франции, подходило к концу. Мировой экономический кризис середины 1970-х не мог не сказаться на востребованности недвижимости в Дефансе. Уже в 1973-м около 600 тыс. кв. м офисных площадей в районе пустовало.
Впрочем, в конце 1970-х с нормализацией экономической ситуации в стране Дефанс вновь обрел популярность у крупного бизнеса. В течение следующего десятилетия здесь застраивались все новые кварталы. При этом на смену прежним бетонным модернистским башням-параллелепипедам приходила архитектура нового типа — стеклянные небоскребы, не ограниченные в экстерьере строгими геометрическими формами.
В 1980-е Дефанс получил и свое здание-символ. В 1989 году в центре района открылась «Большая арка» (Grande Arche), третья триумфальная арка на «Исторической оси», ставшая ее торжественным завершением. Гигантское сооружение высотой 110 м, длиной 108 м и шириной 112 м, спроектированное датским архитектором Йоханом Отто фон Спрекельсеном, победило на представительном международном конкурсе, где было продемонстрировано почти 500 различных проектов.
Лаконичное сообразно эпохе по форме и символичное по идее (арка Дефанса должна символизировать не победы в военных конфликтах, как ее аналоги XIX века на «Исторической оси», а идеи гуманизма и человеческого братства), сооружение, облицованное стеклом, мрамором и гранитом, быстро стало очередной достопримечательностью Парижа.
До 1980-х годов Дефанс был в основном районом административных зданий, приезжать куда не работавшим там парижанам (и гостям города) особого смысла не было. В 1960—1970-х здесь возвели некоторое количество жилых домов, однако постоянное население района до сих пор относительно невелико. В общей сложности здесь живет около 20 тыс. человек.
Крупнейшим жилым комплексом Дефанса является Tours Aillaud, конгломерат из 18 башен переменной этажности (от 13 до 30 этажей), построенный в 1977 году.
Однако управляющее районом агентство приняло меры по повышению его привлекательности в глазах горожан и туристов. В 1981 году здесь открылся торговый центр Quatre Temps, крупнейший на то время в Европе, площадью 100 тыс. кв. м.
В Дефансе появились современные отели, здесь регулярно проводятся музыкальные и художественные фестивали, спортивные мероприятия, выставки, открылся музей под открытым небом, где представлено более 60 образцов современного искусства. В 1992 году сюда пришло метро.
Новые небоскребы продолжали вводиться в строй на протяжении 1990—2000-х годов, даже несмотря на экономический спад середины последнего десятилетия XX века. Общая площадь административных зданий к тому времени достигла 3,5 млн кв. м. Крупнейшие компании Франции построили или арендуют свои штаб-квартиры в Дефансе: нефтяная Total, страховая AXA, фармацевтическая Aventis, металлургическая Arcelor, атомный гигант Areva и банк Societe Generale.
В общей сложности сейчас в 72 зданиях района работает около 180 тыс. человек, более 8 млн приезжают сюда ежегодно, из них только 2,4 млн — с деловой целью.
Дефанс продолжает развиваться. Согласно утвержденной программе, до 2019 года некоторые из башен второго и третьего поколений будут реконструированы, некоторые — демонтированы. Их место займут новые небоскребы, включая 323-метровых близнецов Hermitage Plaza и 300-метровую Tour Phare. Дефанс в прямом смысле возьмет новые, невиданные ранее высоты.
Конечно, как у всякого крупного градостроительного проекта, особенно в условиях большого исторического города, существование и развитие Дефанса вызывает негодование и болезненные ощущения в определенных частях тела у представителей неравнодушной ко всякому вторжению нового общественности.
Район обвиняют в том, что он дисгармонирует с историческим центром Парижа, портит перспективу «Исторической оси», вступает в конкуренцию с Эйфелевой башней и так далее.
Впрочем, к самой Эйфелевой башне в свое время предъявляли похожие претензии. Пройдет время — пройдет и субъективная иррациональная неприязнь к Дефансу. Объективная востребованность же подобного района уже доказана на практике.
Опыт Дефанса лишний раз доказал, что создание таких высотных деловых районов оправдано только тогда, когда оно обусловлено естественным развитием и потребностями экономики, а не волюнтаристским решением, спущенным сверху, в надежде на виртуальных «солидных инвесторов». Только в таком случае оно выдержит испытание кризисами, будет успешно реализовано и не выродится в очередное «сити» из типовых панельных многоэтажек.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by