Не только владельцы автомобилей вынуждены бороться за возможность припарковать свое транспортное средство во дворе. Активные велосипедисты сталкиваются с не меньшим количеством проблем, с той лишь разницей, что велосипед все же можно занести домой и быть спокойным за его сохранность. Однако жильцы нескольких минских многоэтажек решили пойти дальше и за свой счет обустроить во дворе велопарковку. В итоге энтузиазм, самые светлые мечты и готовность вложить средства в одночасье разбились о суровую белорусскую реальность.
— Живу я в обычной панельке на последнем, 9-м, этаже, — рассказывает минчанка. — Лифт ходит до 8-го. Но пусть бы даже лифт вез нас выше — и в тамбуре, и в квартире для двух велосипедов моих сыновей места очень мало. Приходится мириться с тем, что, возвращаясь из поездок по городу, дети как могут обтирают колеса тряпкой и тащат велики в свою комнату или на балкон. С колес сыплется песок, транспортные средства очень мешают. Примерно такая же ситуация у моей приятельницы Ирины из соседнего дома. Хотя ее мужу и нравится ездить на работу на велобайке, каждый раз тащить его на 4-й этаж хрущевки и спускать обратно — сомнительное удовольствие.
Поговорив на эту тему с другими соседями, выяснили, что человек 10—15 согласились бы профинансировать в разумных пределах оборудование основательной велопарковки в нашем дворе.
Для себя хотели взять опыт одного товарищества собственников в агрогородке близ Боровлян. Первое помещение для хранения велосипедов там обустроили более 5 лет назад. С тех пор появилось еще несколько закрытых велопарковок. В основном их размещают в торце дома. Если сначала эту идею далеко не все восприняли с энтузиазмом, то сейчас, чтобы арендовать место на такой парковке, записываются в очередь.
Конечно, мы понимали: одно дело — товарищество собственников, другое — наши дома. Поэтому в первую очередь хотелось узнать, возможно ли в принципе обустройство подобной конструкции во дворе. И если да, то во что это нам обойдется.
В ЖЭС ответили очень коротко: «Мы такими вопросами не занимаемся. Велопарковок никто не строит: прокуратура запретила парковки во дворах за счет населения. Может, в ЖРЭО вам что-то посоветуют».
Работница ЖЭС, отвечавшая моей соседке, вероятно, имела в виду запрет на «покупку автовладельцами парковочных мест для машин».
В ЖРЭО-1 Фрунзенского района действительно дали более подробную информацию. Специалист пообещала поручить директору ЖЭС, чтобы тот пригласил архитектора. Ведь парковка, о которой мы вели речь, должна иметь не только крышу и ограждение, но и какое-никакое основание, а его где попало не поставишь.
— Приблизительно во сколько нам обойдется такое удовольствие? — этот вопрос казался тогда самым существенным.
— По аналогу с контейнерной площадкой — где-то около 40 миллионов. Это примерно 15 квадратных метров.
Пока Ирина прикидывала в уме, сколько придется вложить каждому дольщику в это сооружение, сотрудница ЖРЭО продолжала:
— Только имейте в виду: закрыть велопарковку на замок вы не сможете.
— Почему?
— Площадка не станет вашей собственностью, поскольку ее обустроят на землях общего пользования. Любой человек имеет право поставить там свой велосипед.
— Значит, кто-то запросто может увести мой велик или, допустим, снять с него колесо, несмотря на то, что я оплачиваю сооружение парковки?
— Вы должны понимать: это земля города, а вкладывая свои средства, вы просто участвуете таким образом в благоустройстве. Вот, например, во дворе устанавливают детский игровой комплекс за счет жителей какого-то дома. Но это не значит, что пользоваться им не смогут дети из другого двора…
Нам стало понятно, почему так трудно найти примеры оборудования велопарковок во дворах Минска.
Мои соседи, потенциальные дольщики такой конструкции, после полученной информации сразу отказались от затеи. Выложить 3—4 миллиона рублей за место, которое может занять кто угодно, да еще без минимальных гарантий сохранности велосипеда, никто не готов. Это просто не имеет смысла. Увы…