Насущные вопросы мирного соседства обсуждали на днях на круглом столе в «СБ». Примеры из собственной жизни, когда буйные соседи не дают жизни и спокойствия, может привести, наверное, каждый горожанин. Высказался по этому вопросу и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Алексей Кузьмич.
— Святая обязанность работников ЖЭСа — содержание жилья в надлежащем состоянии. Никакого отношения к дебоширам они не должны иметь! Это обслуживающая организация. Представьте: мастер пришел к нарушителю составлять протокол, а он ей: иди мой мусоропровод и убирай лестничную клетку, отмостку чисти. Когда же приходит человек в погонах, отношение к нему совершенно другое, — считает депутат.
— В законе об органах внутренних дел закреплено: основными их задачами является защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан. А у коммунальщиков основная задача — эксплуатация жилья и оказание коммунальных услуг. Любому жильцу от ЖЭСа прежде всего нужны теплая вода, чистый двор, а к милиции люди обращаются за защитой чести и законных интересов. Да и у мастера в ЖЭСе совсем другой круг вопросов: лампочка в подъезде не горит, мусор не вывозят, хлорная обработка не сделана, крысы бегают. Потому у нее и мысли не возникает, что она еще должна мирить соседей, которые, скажем, курят в подъезде.
Депутат также упомянул о том, что на стороне шумных квартирантов могут быть даже арендодатели.
— Приведу один случай из практики. Рассказывал житель Фрунзенского района Минска. Ночью соседи шумели. Он вызвал милицию. Приехали, зашли с жалобщиком в проблемную квартиру. Там квартиросъемщики. Двое молодых людей пригласили девушек и устроили танцы в 2 часа ночи. Никто у них не проверил документы, погрозили пальчиком и уехали. И в дальнейшем на мой депутатский запрос не смогли ответить, кто же там живет и нарушает общественный порядок. Только через две недели нам удалось выселить нарушителей. А после хозяйка квартиры зашла к жалобщику и сказала: я тебе за это заселю табор цыган.
Считаю, надо всем собираться и думать, как сделать, чтобы люди, нарушающие общественный порядок, знали: будут неминуемо привлечены к ответственности. Но, как депутат, советую всем: про выселение лучше забудьте. Это крайняя мера. Самая страшная вещь, которая может произойти. И вряд ли на миллион одна такая ситуация возможна. Прежде чем выселять правонарушителей, следует в полной мере задействовать другие способы регулирования человеческих взаимоотношений. И если работники милиции не имеют права войти в квартиру, где совершается правонарушение, значит, надо вносить изменения в законодательство.
Могу привести статистику по моему любимому Фрунзенскому району, которую мне подготовили два ЖРЭО. 50 тысяч проживающих. 2013 год — 423 заявления о нарушении гражданами правил пользования жилыми помещениями, 55 — о создании повышенных шумов. Как правило, конфликт создают граждане, ведущие асоциальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками. Однако работники ЖЭСов, которые уполномочены составлять протоколы, — преимущественно женщины, которые не могут принять исчерпывающие меры по привлечению нарушителей к ответственности по причине игнорирования ими законных требований.
Неотвратимость наказания более эффективна, и обеспечить ее, на мой взгляд, в случаях явного нарушения порядка в жилых домах сможет только передача этих функций органам МВД.