Высотное здание группы «Газпром» в Беларуси станет центральным объектом нового многофункционального комплекса возле Национальной библиотеки, пишет «Минск-Новости». Уже начинаются подготовительные работы на стройплощадке в районе пересечения проспекта Независимости и улицы Филимонова. О масштабном проекте рассказал заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, начальник проектного отдела ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Михаил Гаухфельд.
— Многофункциональный комплекс группы «Газпром» в Минске станет завершающим звеном нового крупнейшего градостроительного ансамбля, который сейчас формируется вокруг Национальной библиотеки, — говорит Михаил Гаухфельд. — Подъезжая к центру Минска с московского направления, слева увидите сначала «Магнит Минска», потом торгово-офисную часть комплекса «Маяк Минска», затем центральное звено ансамбля — здание библиотеки, а в конце перспективы — новый комплекс «Газпрома». С другой стороны проспекта в будущем планируется возвести еще одно высотное здание за существующим бизнес-центром «Александров пассаж».
Центром композиции станет остекленный высотный объем сложной конфигурации — это офис для группы «Газпром» высотой более 180 м, в котором будут двухсветные пространства вестибюлей и других помещений, а на самом верху прозрачной башни расположится многоуровневый ресторан с обзорной площадкой. Там посетители смогут не только попробовать уникальные блюда, но и полюбоваться прекрасными панорамами города.
Вокруг главной высотки построят еще пять зданий, где разместятся офисы класса «А» для крупных отечественных и зарубежных компаний и гостиница уровня «четыре звезды плюс». Эти объекты будут 12—15-этажными. Естественно, в каждом из сооружений запланированы кафе и рестораны для работающих и посетителей.
По концепции силуэт и цветовое решение основных составных частей комплекса должны ассоциироваться с газовым факелом — символом группы «Газпром». В вечернее время этому образу будет способствовать архитектурная подсветка всех строений и территории.
Кроме перечисленных сооружений, проектируют также объекты социальной направленности: спортивный, медицинский, детский центры и другие.
Все здания расположатся на 2—4-этажном подземно-наземном основании — стилобате, который занимает большую часть всего участка, выделенного под застройку. За счет перепада рельефа два этажа стилобата со стороны ул. Филимонова будут открыты. Там проектируется торговая зона с бутиками, конгресс-центр на 1000 мест с залом-трансформером, где можно будет проводить симпозиумы, концерты и другие массовые мероприятия. Основной объем подземной части стилобата займет паркинг для легковых автомобилей.
На кровле стилобата в центре между зданиями задумана пешеходная площадь с открытым амфитеатром на 1000 зрителей, где возможны культурно-массовые мероприятия. На площади также будет зона отдыха с фонтаном, а зимой на этом месте можно ставить елку и заливать каток.
Чтобы попасть на территорию комплекса со стороны Национальной библиотеки, над ул. Филимонова построят пешеходный мостик с велодорожкой.
— Когда только начинались переговоры о возможном строительстве комплекса, минчан встревожило сообщение о необходимости переноса на новое место автовокзала «Московский». Одно время шла речь о том, что оригинальное сооружение сохранят и впишут в новую застройку в ином функциональном назначении.
— Действительно, было много дебатов о том, чтобы сохранить вокзал и приспособить его под новые функции. В 2012 году в УП «Минскпроект» под моим руководством были сделаны варианты такого решения. Учитывая объем предполагаемого строительства нового комплекса и необходимость одновременного возведения транспортной развязки на этой территории, в результате переговоров руководства ОАО «Газпром» с городскими властями было достигнуто соглашение: инвестор перечисляет деньги за перенос здания вокзала на новое место, а освободившуюся площадку полностью использует под новый объект. По условиям договора, группа «Газпром» на 50% финансирует и строительство двухуровневой развязки на перекрестке ул. Филимонова и пр. Независимости. На время ее возведения часть территории вплоть до здания существующего автовокзала будет использоваться как временная трасса пр. Независимости. Под это решение и пошло последующее проектирование двух объектов.
Сегодня инвестор перечислил средства, которые в двойном размере перекрывают стоимость переноса «Московского», что позволяет построить новый современный объект в любой точке города, удобной для населения. При желании властей Минска и горожан можно сохранить и облик вокзала на новом месте. Архитектурно и технически сегодня это решается довольно просто.
Что касается развязки Филимонова — Независимости, то средства на ее возведение также перечислены. Проект сооружения уже готов. После прохождения экспертизы заказчик развязки УП «Гордорстрой» приступит к ее строительству. ОАО «Газпром» в лице дочерней компании «Газпром трансгаз Беларусь» выполнил инвестиционные обязательства перед городом еще в прошлом году.
— Каковы сроки возведения?
— Они очень сжатые, директивные. В 2018 году должны быть построены и транспортная развязка, и наш объект, поэтому в нынешнем году начнется подготовительный период на двух площадках параллельно. К концу года движение пойдет в объезд части проспекта, а на перекрестке начнется возведение путепровода. На нашей части будет идти устройство котлована, который сопоставим по величине с котлованом под ТЦ «Столица» с паркингом на пл. Независимости. Возведение зданий стартует с фундаментов головного офиса как самого трудоемкого. Одновременно проектируют еще две новые улицы: одна пройдет за нашим комплексом и соединит Филимонова и Макаенка, другая свяжет эту новую улицу с пр. Независимости.