В то время как риелторы продолжают жаловаться на отсутствие «денежных» клиентов и низкие комиссионные, некоторые белорусские компании предлагают поистине щедрые гонорары за подбор, казалось бы, рядовых помещений — $100 000! Причем получить эту сумму может не только профессионал риелтор, но и любой рядовой минчанин, располагающий необходимой информацией, умеющий вести переговоры или попросту желающий уступить свое право аренды подходящего помещения.
Корреспондент Onliner.by попытался разобраться, что мешает покупателям, продавцам и посредникам договориться друг с другом и обрести финансовую гармонию. С вопросами отправляемся к директору по развитию крупной столичной компании ООО «Импортстройматериалы» Александру Гриню. Именно эта компания, разочаровавшись в работе риелторов, заявила о своей готовности выплатить щедрое вознаграждение любому, кто быстро и качественно выполнит необходимую работу по поиску помещения или уступит право аренды.
— Александр Сергеевич, $100 000 — это реальный гонорар или просто красивая цифра?
— Гонорар может оказаться и выше, если сделка купли-продажи или аренды будет стоящей. Передавая хорошее помещение, находящееся в госсобственности, предприниматель, по сути, продает нам свой бизнес — разумеется, это стоит немалых денег. Посредник, предлагающий нам подходящий вариант, не дает информацию кому-то другому (или не забирает помещение для своего бизнеса), следовательно, цену в данном случае формирует рынок.
— Какие требования вы предъявляете к помещению, за поиск которого готовы заплатить такой щедрый гонорар?
— Помещение должно в полной мере соответствовать требованиям street retail. Оно должно располагаться в центре города, на первом этаже. Площадь — 200—300 кв. м, важно наличие отдельного входа, витрины и парковки. На сегодняшний день особый интерес мы проявляем к следующим улицам: Партизанский пр-т, пересечение ул. Плеханова и пр-та Рокоссовского, ул. Якуба Коласа и В. Хоружей, пр-т Машерова, ул. Немига, ул. Максима Богдановича, пр-т Дзержинского, ул. Воронянского, ул. Жуковского, ул. Чкалова, пр-т Пушкина, ул. Притыцкого.
— Неужели настолько трудно найти подходящий вариант?
— Наиболее подходящие для наших целей помещения никогда не пустуют. Можно сказать, что в Минске значительный дефицит коммерческой недвижимости для street retail. Хорошие варианты достаются «не случайным» компаниям.
Помимо этого, мы придаем большое значение отношениям с будущим арендодателем. Регулярное, зачастую необоснованное повышение цен на аренду существенным образом осложняет финансовое планирование и ведение бизнеса в целом. Нам бы не хотелось в будущем вложить в отделку и дизайн интерьера помещения значительные средства и стать заложником ситуации, в которой собственник устанавливает все более высокие тарифы просто потому, что имеет юридическое право это делать. К сожалению, для белорусского рынка эту ситуацию можно назвать повсеместной.
— Какой вы видите выход?
— Наиболее привлекательный для нас вариант — госсобственность. Выкуп права аренды помещений, находящихся в собственности у государства. Причем в данном случае мы готовы оплачивать не только фактическую стоимость права аренды, но и услуги любых посредников, которые нам предложат помещение, подходящее по типу (торговля, 1-й этаж, витрина), площади (200—300 кв. м), инфраструктуре (парковка) и расположению.
— Неужели агентства таких помещений не предлагают?
— Честно говоря, опыт работы с агентствами сложился печальный. Компания находится в стадии активного роста и развития розничной сети, мы уже открыли 6 торговых объектов в Минске и 1 — в Гомеле. Еще 3 наших объекта в Минске в стадии строительства, их планируем открыть в течение полутора лет, ближайший — в марте 2014 года. Ни одно из этих помещений не было предложено агентствами недвижимости, хотя обращались практически во все. Сложилось впечатление, что агентства не слишком заинтересованы добросовестно проводить работу, почему это так — для меня осталось загадкой.
— Тогда каким образом вы подбирали помещения, которые у вас уже есть?
— Просматривали профильные сайты, списки государственных помещений, аукционы, самостоятельно находили собственников. К примеру, салон сантехники «Аквамарин» мы купили вместе с профильным бизнесом у предыдущего собственника.
— Существующая проблема характерна для всех стран или только для Беларуси?
— Отчасти низкую мотивацию агентств можно объяснить существующими законодательными ограничениями гонорара. В Беларуси есть единый прейскурант, утвержденный Советом министров, согласно которому комиссионные в сделке купли-продажи могут варьироваться от 1 до 3% с продавца, при этом чем выше стоимость помещения, тем ниже процент комиссионных. Максимальной сделкой считается любая сделка с недвижимостью стоимостью свыше $266 000. В данном случае со сделки в 1 миллион долларов риелтор может рассчитывать лишь на 10 000 долларов комиссионных. В США, для примера, риелтор может получить и 6% комиссионных: по 3% с покупателя и с продавца. В Москве агентство недвижимости заработало бы от 6 до 12%, на элитную недвижимость комиссионные могут быть выше.
— К чему привязана данная шкала?
— Существующая шкала рассчитывается с привязкой к базовой величине, растет базовая — растут гонорары агентств. Не так давно базовую величину подняли на 30%, и сразу выросли гонорары риелторов, но лично я улучшения качества услуг не почувствовал. Поверьте, у людей, знающих законодательство и свое дело, всегда есть возможность получить достойное вознаграждение — было бы желание работать и понимание того, что клиент есть клиент.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by