Международный конкурс проектов «Минск-Сити» завершился месяц назад, но архитекторы пока так и не определились, как будет застраиваться территория аэропорта Минск-1. Первоначальная концепция с небоскребом в виде аиста, которую планировала реализовать российская «Итера», давно отвергнута. Альтернативы ей предложили различные компании, как белорусские, так и иностранные. Сегодня в минской ратуше архитекторы презентуют свои проекты перед членами комиссии. Пока окончательное решение не вынесено, предлагаем читателям оценить работы, поступившие на конкурс.
В состав комиссии входят заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрий Семенкевич, главный архитектор Минска Александр Петров, декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров, директор «Минскградо» Леонид Добыш и другие архитекторы.
Некоторые компании представили свои концепции в виде макетов, другие ограничились только эскизами. Что характерно для всех проектов — в новом районе не будет грандиозных небоскребов, которыми отличалась самая первая версия «Минск-Сити».
Британская компания BDP, партнер «Зомекс Инвестмент», представила проект «Минск Мир»: многофункциональный комплекс с обширными зелеными зонами. Жилые кварталы здесь представлены как многоэтажными кварталами, так и виллами (всего запроектировано 450 особняков). В состав района войдут также деловой центр, торговая зона, центр отдыха и развлечений, общественные сады и спортивная зона.
По клику открываются изображения большего размера.
«Городская структура проекта определяется тремя основными элементами: городской парк, центральная часть, включающая новый финансовый район, и многофункциональный жилой район, — отмечается в видеопрезентации. — Каждое здание находится в пределах пешеходной доступности от парка, который будет центром городской жизни в любое время года».
Архитекторы выразили надежду, что деловой район «Минск Мир» станет новым финансовым центром региона, «укрепит растущую роль Беларуси как моста между Европой и растущей экономикой востока». Прозвучало сравнение с Дубаем, бурное развитие которого началось благодаря строительству финансового центра.
— Вы полагаете, архитектурного акцента достаточно для того, чтобы создать инвестиционную привлекательность страны? — поинтересовался Армен Сардаров. Архитектору также показалась неуместной аналогия с Дубаем.
— Новый деловой центр позволит диверсифицировать экономику. А опыт Дубая как раз красноречиво доказывает, что скачок может быть совершен не только благодаря нефти, — ответили представители BDP.
Затем о своем видении «Минск-Сити» рассказали специалисты компании Gensler.
— Город Минск занимает стратегическое положение. Раньше я полагал, что он находится где-то на востоке, но когда взглянул на карту, обнаружил, что он ближе к центру Европы, чем Лондон, — рассказал во время презентации проекта британский архитектор. — Чем привлекает район застройки — редко где встретишь такие большие территории, расположенные так близко к центру города.
Gensler предлагает разделить «Минск-Сити» на пять контрастирующих друг с другом микрорайонов. Восточная часть — деловой и коммерческий центр, жилые кварталы, западный сектор — зона торговых центров, на юге запроектированы места отдыха и образовательные объекты, а на севере — инновационная площадка с различными галереями и кафе.
По диагонали район пересечет сквозной парк, который объединит все микрорайоны. От центрального парка зеленые насаждения и речные каналы протянутся вглубь кварталов. Предусмотрена широкая сеть пешеходных бульваров, велодорожек.
Высота жилых домов составляет от 4 до 12 этажей, офисных — от 16 до 18. По словам архитекторов, ставилась цель «не выпячивать» новый район, а интегрировать его в сложившуюся городскую застройку.
— Мы сделали акцент на взаимосвязи застройки и окружающей среды. Ведь белорусы исторически жили в согласии с природой, — отметил архитектор. — Здесь будет комфортно жить и вести бизнес в любое время года.
Армен Сардаров обратил внимание на плоский рельеф территории аэропорта и спросил, как архитекторы намерены создать систему речных каналов.
— Запланировано понижение ландшафта, — ответил английский специалист. — Водная артерия района будет впадать в городскую реку.
Проект Gensler предусматривает сохранение не только старого здания аэровокзала (это одно из условий конкурса), но и некоторых ангаров. Минские архитекторы поинтересовались, имеет ли смысл оставлять невзрачные постройки.
— Ангары — это память об аэропорте, — последовал ответ. — Они обладают большими внутренними пространствами, которые можно использовать для организаций художественных выставок, инсталляций. Один из лучших музеев Лондона расположен в здании старой электростанции. Уверен, через 100 лет минчанам будет интересно взглянуть на то, какими были самолетные ангары.
«Диадема» — концепция французской компании Valode&Pistre (совместно с «Хефастус Билдинг Компани»).
Композиция сосредоточена в центральном круге, где комплекс высотных зданий (бизнес-центров и гостиниц) образует форму диадемы. У подножия комплекса — городская площадь.
«Место активности, бизнес-встреч и развлечений с масштабным холлом станции метро, международным конференц-центром, магазинами и ресторанами, водным бассейном, превращающимся зимой в восхитительный каток — это образ Рокфеллер-центра на Манхеттене», — отмечено в презентации.
Вариант «Минск-Сити» в представлении белорусской «Творческой мастерской 7»:
Концепция архитектурной студии Sasaki:
Предложение компании SOM:
Видение «Минск-Сити» архитекторов из Perkins Eastman:
Вариант от HOK:
Сейчас в минской ратуше продолжаются презентации проектов застройки «Минск-Сити». Когда комиссия определится с концепцией, будет объявлен конкурс для инвесторов, способных воплотить идеи архитекторов.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by