На первый взгляд картина кажется сюрреалистической. Среди в общем-то обычных с виду, хотя и довольно устало выглядящих многоэтажек стоит круизный лайнер длиной больше сотни метров. В поле зрения нет ни малейшей воды — лишь бурлящий людскими толпами мегаполис. Это не корабль-призрак, по прихоти истории и человека забытый на последней точке швартовки, а один из самых необычных торговых центров мира. Внутри корпуса, украшенного надписью Whampoa, находятся совершенно обычные магазины, рестораны и развлекательные заведения, заключенные в оригинальную оболочку. Впрочем, такой внешний вид — не прихоть эксцентричного собственника, а напоминание о прошлом этих мест, где еще не так давно, на территории, занятой ныне десятками высоток, строили морские суда для Гонконга, одного из самых легендарных портов мира.
Эта история начинается не в самом Гонконге, а за 100 километров от него, на болотистых берегах Жемчужной реки, в городе, прежде известном европейцам как Кантон, а ныне носящем название Гуанчжоу. Китай долгое время пытался изолироваться от остальных стран, и отношения с великими европейскими колониальными державами поддерживались лишь через эту точку на карте. Фактически Кантон-Гуанчжоу долгое время являлся монополистом в китайской внешней торговле, что крайне благоприятно сказалось на его развитии и превращении в крупный мегаполис страны.
Иностранцам было разрешено швартоваться у острова Вампоа в дельте Жемчужной реки.
Это название представляет собой искаженное европейским слухом кантонское словосочетание «желтый порт». Именно на Вампоа в 1845 году представители британской судоходной компании P&O основали верфь для ремонта собственных кораблей после долгих и опасных переходов через моря и океаны. Спустя 18 лет после очередного военного конфликта с властями империи Цин, владельцы решили перенести предприятие под надежную защиту армии на новую базу Британской империи в регионе — в основанный за пару десятилетий до того Гонконг. Прежнее название частично сохранили. Hongkong & Whampoa Dock Company Limited стала первой зарегистрированной в Гонконге компанией современного типа.
У Hongkong & Whampoa Dock было несколько производственных площадок. Сначала на собственно острове Гонконг, где и возник город, а затем на материке, где с 1870 года судостроительные и судоремонтные мощности стали развиваться на полуострове Коулун. Это было стратегически верное решение. В отличие от тесного и гористого острова, на Коулуне имелось достаточно много относительно плоских участков, дававших возможность для роста предприятия. В короткие сроки Hongkong & Whampoa Dock превратилась в ведущую азиатскую верфь, со своей стороны обеспечивавшую стремительный рост и процветание Гонконга, его превращение в тот блестящий огнями небоскребов город, каким мы его знаем сейчас.
Компания успешно работала больше сотни лет с коротким перерывом на Вторую мировую войну, когда мощности предприятия подвергались ожесточенным бомбардировкам сначала японской, а затем, после оккупации, и союзнической авиацией. Приговор верфи подписали вовсе не боевые действия, а Великая контейнерная революция, перевернувшая всю мировую торговлю и обеспечившая спрос на корабли такого масштаба, которые на Коулуне строить уже было невозможно. Менялся и Гонконг. Из сборочной площадки, где на небольших заводиках сотни тысяч мигрантов из материкового Китая производили все — от пластмассовых игрушек до сложной электроники, город стал превращаться сначала в региональный, а потом и мировой финансовый и биржевой центр. Он просто перестал нуждаться в верфи, и в 1980-е годы ее собственники делают еще один ключевой выбор.
Население Гонконга все это время стремительно росло и постепенно богатело. В городе сформировался относительно зажиточный средний класс, который нуждался в жилье соответствующего уровня комфорта. В конце концов это приведет к тому, что в мегаполисе сформируется высокоплотная среда, где многоквартирные высотки в 40—50 этажей абсолютная норма, а не исключение из правил. Естественно, в таких условиях ставшая ненужной большая производственная площадка представляла собой лакомую цель для девелоперов.
Цеха и доки, где когда-то работали тысячи судостроителей, можно было снести, а на их месте построить жилые дома.
Это и случилось в середине 1980-х. Верфь перешла под контроль Ли Ка-шинга, самого влиятельного гонконгского предпринимателя, построившего настоящую многопрофильную империю, где недвижимость стала одним из важнейших секторов. Ее структуры и принялись быстро осваивать эту территорию, вскоре превратившуюся во второй по величине частный жилой район города, получивший название Whampoa Gardens.
Whampoa Gardens выглядел очень желанным местом для жизни. Он расположен прямо на берегу бухты Виктория-Харбор. До центральной части Коулуна с его паромами в главный деловой район Гонконга можно было добраться за 30—40 минут пешком по набережной или куда быстрее на метро. Однако существовала одна проблема. В Коулуне все еще действовал международный аэропорт Кайтак. Требования обеспечения безопасности полетов существенно ограничили этажность Whampoa Gardens. Скорее всего, Ли Ка-шинг не отказался бы использовать эти 19 гектаров более эффективным способом, но пришлось согласиться на максимальную высоту в 16 этажей.
Правда, в остальном район получился по-гонконгски плотным.
К 1991 году на территории бывшей верфи возвели сразу 88 шестнадцатиэтажек на 10,5 тысячи квартир. Помимо этого девелопер построил пять средних школ, мини-парки, кинотеатр, три супермаркета и сразу восемь торговых аркад, занявших первые этажи жилых домов. Сейчас в Whampoa Gardens проживает более 30 тысяч человек. Ну а главным объектом притяжения района стал торговый центр. Инженер Фрэнки Кир предложил сделать его облик напоминанием о судостроительном прошлом этих мест. Так появился Whampoa в виде корабля, Мекка для локального шопинга.
Внешний вид торгового центра обманчив. На самом деле Whampoa возведен из бетона, но корпус облицевали металлическими листами, так что сходство с круизным лайнером получилось довольно убедительным. К тому же здание построили прямо на месте одного из бывших сухих доков верфи, так что достоверной вышла и его локация. Длина объекта составила 110 метров, а ширина и высота — по 32 метра. Глубина дока позволила создать и несколько подземных этажей, где разместили паркинг, вход в метро, развлекательный центр и один из этажей универмага.
Последний, сейчас управляемый японской сетью AEON, занимает и первый наземный этаж комплекса.
Внутри к услугам местных жителей и гостей города десятки магазинов, кинотеатр, детская зона, подогреваемый бассейн и рестораны. В общем, то же самое, что есть и на традиционном «круизнике». Не хватает только жилых кают. Неудивительно, что торговый центр быстро стал популярным. Настолько, что обитатели Whampoa Gardens категорически отказались с ним расставаться, когда у собственника жилого района в середине нулевых появилась идея сноса корабля и возведения на его месте жилого небоскреба. Аэропорт Кайтак к тому времени закрылся, что сняло ограничения по высотному строительству. Но протесты жителей оказались успешными. Необычный объект продолжает работать до сих пор, став одной из оригинальных достопримечательностей Гонконга.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by