Репортаж: Астана — как построить «город мечты» за 20 лет

 
16 сентября 2013 в 10:26
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Встретившись с туристом, впервые приехавшим в город, жители Астаны обязательно спрашивают: «Понравилась наша столица?». Заданный вопрос наверняка будет звучать как утверждение — действительно, как этот город может не нравиться? Казахи гордятся Астаной и называют столицу не иначе как «город мечты». Onliner.by продолжает серию статей, посвященных путешествию в Казахстан. Мы уже рассказали о поезде Брест — Караганда — самом долгом железнодорожном маршруте белорусского формирования, показали поезд в лицах. Настало время представить вам столицу удивительного азиатского государства — Астану. Приготовьтесь к неожиданностям — казахи, как оказалось, умеют разрывать шаблоны.

За полвека город переименовывали трижды: когда Хрущев поднимал целину, небольшой город Акмолинск стал Целиноградом, после развала СССР и обретения Казахстаном независимости он стал Акмолой, а в 1998 году молодая столица получила название Астана. Перенос столицы из Алма-Аты в Астану официально произошел по просьбам жителей Казахстана. Но ни для кого не секрет, что инициатором такого изменения стал бессменный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Мы приехали в Астану ранним утром. Пока добрались до гостиницы, взошло солнце. Столица начала оживать, широкие пустые улицы постепенно заполняются суетливыми, спешащими по своим делам горожанами. Туристов среди этой пестрой толпы можно выделить сразу — как правило, это неспешно прогуливающиеся группы людей, большинство — слегка обалдевшие от окружающего великолепия, размаха, простора. Над головой — бездонное небо Азии, горизонт, кажется, уходит в бесконечность. Теплый сильный ветер, гуляющий по проспектам, напоминает, скорее, морской бриз.

Река Ишим делит Астану на две кардинально отличающиеся друг от друга части. Правый берег, на котором расположен старый город, представляет собой вполне заурядную застройку, свойственную крупному районному центру советских времен — пяти- и девятиэтажные дома, типовые здания, правда, заново обшитые фасады «хрущевок» порой претендуют на своеобразный азиатский шик. Но достаточно зайти в их дворы, чтобы понять — это не более чем яркие декорации. В архитектуре старой Астаны, по сути, мало что изменилось со времен обретения Казахстаном независимости. Говорят, на окраинах города, спрятанных от глаз туристов, есть совсем уж неприглядные районы. Но, признаться честно, увидеть такие нам не довелось.

А вот на левом берегу Ишима расположился новый город. Практически весь он построен за последние два десятилетия. Новый город строят «на вырост». За пятнадцать лет население Астаны увеличилось втрое, с 275 тыс. до 778 тыс. Но даже такой грандиозный прирост не может «заполнить» отстроенные торговые центры, университеты, общественные здания. Огромный торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», являющийся, кстати, самым большим шатром в мире (152 метра в высоту!), на протяжении всего дня полупустой. Даже в момент открытия здесь собралось всего несколько десятков человек.

Один из этажей «Хан Шатыра» отдан под фудкорт. Работники Burger King, KFC и других многочисленных сетевых фаст-фудов с надеждой смотрят на редких потенциальных клиентов, практически все столики пусты — зрелище удивительное для человека, привыкшего к минским «МакДональдсам». Подобную картину можно увидеть и в других крупных торгово-развлекательных центрах, коих в левобережной Астане немало.

Сердце города — Водно-зеленый бульвар. Спроектированная всемирно известным японским архитектором Кисё Курокава, эта рекреационная зона представляет собой необычное трехуровневое сооружение. На нижнем его этаже размещена автостоянка. На среднем находятся магазины, кафе и рестораны, выставочные залы и офисы. На верхнем уровне проложена пешеходная зона с аллеями, клумбами, газонами, деревьями, скамейками, фонтанами, малыми архитектурными формами. Особенно впечатляюще Водно-зеленый бульвар смотрится вечером, когда многочисленные фонтаны, подсвеченные всеми цветами радуги, пульсируют в такт играющей музыке.

Со всех сторон бульвар окружают здания, спроектированные архитекторами с мировыми именами. Здесь нет ни одного стандартного «столбика», каждая постройка имеет свою неповторимую архитектуру. Вот, например, жилой комплекс «Северное сияние». Три здания высотой 32, 37 и 42 этажа объединены двухэтажным основанием, в котором расположились паркинг и объекты инфраструктуры. В любую секцию можно попасть, не выходя на улицу. Квартиры в этом комплексе продаются до сих пор — однокомнатную можно купить за $140 тыс., цена на трехкомнатную доходит до $400 тыс. Это, конечно, не потолок, а только те предложения, что есть на рынке недвижимости сейчас. Все элитное жилье давно скуплено.

Неподалеку расположилось здание, принадлежащее «Казахстанским железным дорогам». Для того чтобы вместить весь штат сотрудников, казахским железнодорожникам пришлось отстроить 40-этажный 174-метровый «небоскреб».

Еще один административно-жилой комплекс «На Водно-Зеленом бульваре» состоит из зданий высотой от 3 до 30 этажей, вмещает в себя более 200 тысяч квадратных метров офисов и квартир. Как и многие здания, расположенные в центре Астаны, получил международную архитектурную премию. Двухкомнатная квартира здесь стоит от $200 тыс., трехкомнатная может обойтись в $500 тыс.

Еще одна «высотная» достопримечательность — административно-офисный центр «Изумрудный квартал». Задуман как комплекс из трех зданий асимметричной формы. Так, в самом высоком 49-этажном здании (201 метр), начиная с 32 этажа, площадь небоскреба постепенно растет и к пику отклоняется на 15 метров. Вторая высотка насчитывает 37 этажей и тянется ввысь на 180 метров. Строительство третьей только начинается.

Водно-зеленый бульвар начинается у упомянутого ранее торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр» и проходит по прямой через сердце столицы к резиденции президента Акорда. С любой ее точки можно увидеть символ города — монумент Байтерек, изображающий «Дерево жизни» — образ из мифологии древних кочевников. По большому счету Байтерек — грандиозная смотровая площадка. Два лифта у его подножья поднимают посетителей в огромный прозрачный шар, с которого открывается восхитительный вид на город. Высота сооружения — 105 метров. В центре обзорной площадки находится художественная композиция «заботливые руки» с оттиском правой руки Нурсултана Назарбаева. Уже родилась традиция прикладывать к реликвии свою ладонь и загадывать желание. Но, как признались нам коренные жители Астаны, побывавшие на Байтереке не один десяток раз, действенность этого обряда представляется крайне сомнительной, загаданные желания не сбываются и все тут.

К слову, именно со смотровой площадки Байтерека хорошо видно, что Астана строится в голой степи. От нового центра города до его окраины, кажется, рукой подать.

Наступает вечер, и левый берег Астаны превращается в сплошную световую иллюминацию. Улицы центра города заполняются отдыхающей молодежью. Нигде не видно пьяных, на тротуарах практически ни одного окурка. По местным законам за брошенную сигарету, и даже за плевок в общественном месте, можно сесть на 15 суток! Замечаем рабочих, которые то тут, тот там обрабатывают траву и кустарник каким-то составом. Оказывается, в течение ночи они травят комаров. Судя по всему, эта процедура выполняется на совесть, так как за все время пребывания в Астане кровососы нас ни разу не атаковали.

В Казахстане запрещены азартные игры, вплоть до бильярда. Азартные казахи (а таких немало) утоляют свою страсть благодаря букмекерским конторам. По всему городу разбросаны бары, в которых на стенах висят широкоформатные телевизоры, транслирующие спортивные матчи. Рядом стоят терминалы, через которые можно делать ставки в режиме реального времени. В момент, когда мы зашли в один из таких баров, практически на всех экранах четвертьфинал US Open, играют Виктория Азаренко и Даниэла Гантухова.

«Мы знаем, что победит Азаренко, но все болеем за Даню, — признаются посетители. — Уж очень она хороша!»

Наперекор общественному мнению ставим 1000 тенге (около 7 долларов) на Вику и выигрываем. Наше ликование перекрывает разочарованный выдох постояльцев бара. Один из них поставил на спортсменку из Словакии более тысячи долларов. Услышав, что мы из Минска, казахи злорадно вспоминают футбольный поединок БАТЭ и карагандинского «Шахтера», после которого белорусский клуб покинул Лигу Чемпионов.

Астана продолжает отстраиваться по принципу «Больше! Выше! Грандиознее!». В Париже есть Триумфальная арка? Подобную арку построили и в Астане. В 2012 году здесь была открыта крупнейшая в Центральной Азии мечеть «Хазрет Султан».

Сейчас ведется строительство самого высокого в Казахстане и Центральной Азии 88-этажного 388-метрового жилищно-гостинично-делового комплекса «Абу-Даби Плаза», который планируется завершить уже к 2014 году. Порой возникает ощущение, что городские архитекторы, собравшись на очередном совещании по развитию города, ломают голову над тем, как бы еще удивить жителей Астаны и гостей столицы. Возможно, оно могло бы проходить так:

— Может, построим здание в форме яйца? — предлагает один из архитекторов.

— Поздно опомнился, посмотри на Государственный Архив… — возражают ему.

— Есть предложение соорудить выставочный комплекс, напоминающий амфитеатр, только облицованный зеркальным фасадом небесно-синего цвета! — осеняет еще одного чиновника.

— А как же Дворец искусств «Шабыт»? — уныло напоминают собравшиеся.

— Пирамида? — задумчиво спрашивает один из градостроителей и сам же признает, что идея не нова, в городе уже есть Дворец мира и согласия.

А может не мудрствовать и построить что-нибудь огромное, чтобы дух захватывало, — не сдается один из присутствующих.

Посмотри на Дом Министерств! Здание длиной полтора километра — что может быть грандиознее? — урезонивают его.

— В конце концов, давайте пойдем дальше и построим здание в форме летающей тарелки, а еще лучше — громадного белого полушария, с линзообразным черным куполом, — в отчаянии выкрикивает молодой и прогрессивный творец, но оказывается, что и такие проекты в городе уже воплощены.

И все-таки новые идеи находятся, и реализуют их с душой и в достаточно сжатые сроки. Одна из последних грандиозных строек — «Астана Опера», которая обошлась бюджету страны в $300 млн. В театре расположился зрительный зал, рассчитанный на 1250 человек, и зал камерной музыки на 250 мест. Размеры этого здания сложно передать фотографией, поверьте — дух захватывает.

Совершая очередной объезд столицы, мы разговорились с таксистом.

— Я, говоря по правде, не успеваю уследить, что нового в городе построили, — признается он. — Тренд последнего года — элитные кварталы с тематической застройкой. Как правило, они объединяют сразу несколько зданий невысокой этажности, стилизованных под определенную архитектуру. Так у нас уже появился парижский квартал, итальянский. Сейчас строится английский квартал, в нем даже будут знаменитые лондонские телефонные будки!

Обратите внимание: строятся эти практически уже завершенные кварталы, отнюдь не являющиеся типовыми проектами, — год-полтора!

Два дня, проведенных в Астане, пролетели за минуту. Многие говорят, что восторженные отзывы людей, посетивших «город мечты», были бы значительно сдержаннее, побывай они в других городах Казахстана. Мол, Астана — не более чем витрина, визитная карточка страны, построенная на шальные «нефтяные» деньги. А за ней скрыты ничем не примечательные городишки, бедствующие деревни. Вполне вероятно. Как бы то ни было, Астана сегодня — жемчужина Казахстана, удивительный и грандиозный проект, позволивший за короткий промежуток времени создать в голой степи «город-сад».

Хочется верить, что столица Казахстана не превратится в «лубок», будет развиваться прежними темпами и уже в скором времени станет городом-миллионником. Приехать сюда хотя бы раз однозначно стоит. Мы прощаемся с Астаной представительской, но это не последний материал серии. Завтра вас ждет репортаж, рассказывающий о том, как устроен быт обитателей одного из жилых комплексов в новой столице.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by