Репортаж: поезд Брест — Караганда в лицах

 
36 556
10 сентября 2013 в 16:42
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Что может объединить 75-летнюю бабушку из Башкирии, начальника управления транспортом администрации Челябинска, двух педагогов, армянского музыканта, казахского бизнесмена и белорусского электрика? Правильно — поезд Брест — Караганда. На протяжении трех с половиной суток, которые мы провели в составе, следующем по территории Беларуси, России и Казахстана, удалось познакомиться со многими интересными людьми. Каждого из них беспокоят свои проблемы, у каждого своя история. Некоторые из них мы рассказали в репортаже, опубликованном вчера. На этот раз представляем вашему вниманию наиболее интересные монологи наших собеседников. Им есть о чем рассказать.

Бабушка Гузаль: первый раз наелась в 8 лет

Меня зовут Гузаль Гарифовна, я родом из Башкирии, мне 75 лет, я ветеран труда. Две мои дочки вышли за белорусов. Старшая училась в авиационном техникуме, переехала в Минск, а сейчас живет в Бельгии, работает переводчиком. Младшая тоже вышла за белоруса, теперь работает юристом. Внучке уже за тридцать, есть два правнука, так что я богатая.

Жизнь пронеслась, а я и не заметила. Муж умер 20 лет назад, сильно пил. Скучаю по советским временам — работать тогда можно было, где хочешь, квартиру получить — вполне реально. Сейчас никогда такие деньги не соберешь. Но были, конечно, и недостатки. Помню, много лет назад, еще молодыми, мы ездили в Москву. Зашли в магазин, там местная жительница просит свежего рубленого мяса котику. Ей говорят: только вчерашнее, она нос воротит. У нас на то время рубленого мяса отродясь в магазинах не было, а хлеб давали только работающим на добыче нефти.

В 1946 году недалеко от нашей деревни ударил фонтан нефти. Вскоре туда рабочих понаехало, комиссий всяких. Я совсем маленькая была — 8 лет. Нам, конечно, интересно было, ходили вокруг приезжих, рассматривали, нос свой везде совали. В какой-то момент эти мужики нас, детишек, собрали, в рядок посадили и накормили. Тогда я впервые в жизни наелась до отвала. Мне это необычное ощущение сытости запомнилось на всю жизнь.

Увы, люди все забывают! Рассказы стариков никому не интересны. Вот, например, у нас в поселке молодые удивляются, когда узнают, что дороги, по которым мы ездим, еще немцами пленными построены. Я вам точно говорю! Участок от Серафимовки до Туймазы. До сих пор латаем их и ездим! Сколько еще выдержат? Людям сейчас только деньги нужны, никто работать на совесть не желает. У нас в поселок мулла приехал. Сначала однокомнатную квартиру купил, после — двухкомнатную, потом уже трехкомнатную. Год прошел — поехал себе дом строить. Это мулла? Как он меня жизни учить будет?

Педагоги Любовь и Елена из Челябинска: наш город стал знаменит благодаря метеориту, а люди в Челябинске действительно суровые

Когда у нас спрашивают, какие достопримечательности в городе есть, говорим: семь заводов. Выбирайте, на какой любоваться: электролитно-цинковый, металлургический, тракторный…

Comedy Club говорит правильно — Челябинск действительно суров. Во-первых, это город рабочих. Во-вторых, несколько веков он был местом поселения ссыльных, а это определенный генофонд. Дети покупают яркой расцветки кроссовки и говорят: как же я по району в них пройду — снимут или побьют. У молодежи есть своя «форма» одежды, и кто в определенные стандарты не вписывается, может не пройти в подворотне «фейсконтроль». Спортивные костюмы, посиделки на «кортах», семки, развязная манера разговора — да, это наши ребята. Ищет очередного хулигана милиция, узнают особые приметы. Как был одет? Черная шапочка, черная курточка, спортивный костюм. Да у нас все так одеты, все!

Грех говорить о своем городе плохо, но у нас, в отличие от Минска, на центральных улицах и площадях сидит молодежь на лавочках, пьют, курят и, извините, под себя гадят, не отойдя в сторонку.

Ну и, конечно, метеорит — он сделал Челябинск знаменитым. Когда он упал, я в классе с детьми была. Вижу — ослепительная вспышка, думала, если честно, что это солнце сейчас погаснет. Смотрю — солнце есть. Детвора показывает — в небе как будто след от самолета, только черный. Все решили — авиакатастрофа. Сели заниматься дальше, а через пять минут до нас дошла взрывная волна. Все стекла посыпались внутрь класса, прямо на детей.

Удар был огромной силы. Ученики закричали, завизжала тревожная сирена. Началась паника. На этот раз мы решили, что началась война. Малышня, кто в чем одет, на улицу выбежала, а там февраль — такой же суровый, как Челябинск. Я стою, вокруг ко мне 30 детишек жмутся, а в голове мысли мечутся: дома свои — одни! Педагогам в тот день особенно тяжело пришлось. Сотовая связь перегружена, полная неразбериха. По телевизору побежала строка: всем приготовить воду, теплую одежду и еду, ждите, будут еще взрывы. Представляете, какое состояние у людей было? Это только через сутки всем стало весело и смешно, когда от первого шока отошли…

По приезде убьют нас, видимо… Прямо на вокзале и прикончат за такие разговоры [смеются].

Электрик поездной бригады Николай Тельпук: у нас два дома!

Говорят, что у поездной бригады вся жизнь — «на колесах». А на самом деле у нас два дома! Один из них остался в городе, в другом мы с тобой сейчас едем. Родители оба на «железке» работали. Отец был составителем, мать тоже работала на железнодорожной станции. Моя родина — деревня Люща, что в Лунинецком районе. Сама по себе деревенька небольшая, домов 500, не больше. Но зато в ней есть настоящая железнодорожная станция. Не полустанок какой-нибудь, а станция, понимаешь? Там и дежурный есть, и стрелочные переводы, лес грузят в вагоны. Как только я в школу пошел, батя меня брал пару раз с собой на маневровый локомотив. Стою в кабине машиниста, и сердце восторг переполняет — завидовали тогда мне все мальчишки.

Продолжать семейную традицию было логично. Мало того что мне моя работа нравится, железная дорога — стабильное предприятие. Зарплаты платят вовремя, и они приличные, полный соцпакет. Почему нет? Первоначально думал получить еще и высшее образование, но три с половиной года назад родилась дочка, сейчас уже не до учебы, деньги зарабатывать надо. Мне давно предлагали перейти с белорусских внутренних рейсов на поезда дальнего следования. Жена была против. Но в какой-то момент сели, посчитали с ней, какую я буду получать зарплату, отпустила она меня в дальние рейсы, сейчас не понимаю: как я без них жил?

Поначалу тяжело было, казалось, и едем долго, и выматываешься сильно. А сейчас настолько привык к такому графику, что не замечаю, как до Караганды доезжаем. Домой, сам понимаешь, всегда легче ехать. А потом неделю дома — чем плохо?

Я в поезде, можно сказать, на все руки мастер. Моя основная обязанность — следить за работой всех систем жизнеобеспечения вагона. При необходимости ремонтирую не только электрооборудование, но и другие элементы и детали вагона. Вчера, например, полку в одном из вагонов подправил, в другой день кондиционер барахлящий «в чувство» привел. В общем, делаю все для того, чтобы ваше путешествие было максимально безопасным и комфортным. Как, собственно, старается и вся наша поездная бригада.

Даулет Кудайкулов, бизнесмен из Астаны: главное — это твой род

Мой сын — самый младший внук моего отца. А у нас, казахов, есть такое правило: младшего ребенка отдают воспитывать деду — как компенсацию за себя, ушедшего из родительского дома. То есть у моего сына по большому счету два папы: я и дед. Но слово деда решающее. Вот и пользуется этим малой. Идем по магазину, купили игрушку, сладости, я говорю: «Стоп! Надо меру знать». Сын телефон в руки, деду набирает и мне трубку передает. Получаю команду: «Купить». Ослушаться нельзя. Ну ничего, вскоре у брата родится сын, и тогда ему уже придется отдуваться.

У казахов есть три жуза: старший, средний и младший. Мы объединены родами, а они уже вливаются в жузы. Считается, что все рода в одном жузе являются потомками одного предка. Старший жуз — это интеллигенция, руководители. Можно сказать, голубая кровь. Средний жуз — ремесленники, а младший — воины. Мой род — карабатыр, переводится на русский как «черный воин». Ты обязан помнить своих предков. Я знаю их до четвертого колена, это мало. Считается, что казах должен помнить предков как минимум до седьмого колена. Где бы в Казахстане ты ни находился, к тебе может подойти бабушка и спросить: «Какого ты рода?». Если она или кто-то из ее родственников окажется такого же рода, обязательно найдутся общие корни. Получается, что вся наша нация соединена кровными узами. Например, я приехал в Костанай, разговариваю с казахом, выясняется, что мы одного рода, жмем друг другу руки — все, мы братья.

Авторитет старших у нас до сих пор непререкаем. Даже в компании молодых людей к тому, кто старше, относятся с уважением, я уже не говорю об отцах, дедах и прадедах. Я их ничему научить не могу, я должен у них учиться. А уже мои дети учатся у меня. Так сохраняется род. Преемственность поколений. А это, считаю, главное.

Начальник управления транспорта администрации Челябинска Олег Козлов: требуется транспортная революция!

При развитии города главное — правильная дорога. Как китайцы сейчас строят города? Они сначала создают проспекты, улицы, велодорожки, а потом уже начинают возводить дома. У нас — до сих пор наоборот. Вот вы говорите, Минск развивается по пути появления городов-спутников. Спутники эти не будут расти до тех пор, пока туда не будет проложено высокоскоростное транспортное сообщение. Если сейчас у вас между столицей и Смолевичами скорость движения автобусов с учетом остановок 40—50 км в час, это никого не устроит.

В нашем регионе сейчас реализовывается один из самых грандиозных проектов — построение агломерации между Екатеринбургом и Челябинском. Вдоль этой трассы осуществляется жилая застройка, строительство малых предприятий, социальных объектов. Мы хотим сконцентрировать их в одном месте, но для этого придется строить громадные объекты транспортной инфраструктуры — скоростные электрички, скоростные трамваи, в общем, денег потребуется много. Люди будут распределены на расстоянии 200 километров, и им потребуется ежедневно совершать поездки на работу и обратно.

Так же тесно связаны дороги и с жизнью внутри города. Чтобы что-то реально изменить, полумеры не помогут. Требуется своеобразная революция. В России сейчас образец обслуживания населения городским общественным транспортом — Казань. Транспортную революцию начали лет пять назад, тогда всю городскую маршрутную сеть буквально перевернули с ног на голову. Для этого выделили 20 тысяч студентов, которые провели мониторинг пассажиропотока всего города. В результате — впервые стала видна реальная картина происходящего: определили, где нужны остановки, где нет и как часто транспорт должен ходить. Конечно, со стороны населения, привыкшего к старой системе, было очень много негатива. На протяжении нескольких месяцев на остановках стояли те же студенты и раздавали людям буклеты, в которых объяснялась суть реформы и выгоды, которые она сулит. Но вскоре все наладилось, проблема была практически полностью решена.

В Казани сейчас на остановках общественного транспорта нет толп ожидающих. Автобусы и маршрутки ходят как часы, четко реагируют на увеличение пассажиропотока. А больше всего радует, что коэффициент загрузки автобусов там не меньше 0,7 — то есть они заполнены всегда более чем на три четверти, а значит, востребованы. Кстати, и такси там только государственные, стандартного красного цвета. «Бомбил» искоренили как класс.

Музыкант Андрей: армянские мотивы берут за душу каждого

Я еду на концерты — сначала в Астану, потом в Павлодар, Самару. Играю в ресторанах, в основном для армянской диаспоры. Сам я в Армении родился, но уехал оттуда в Россию, где у музыканта больше возможностей заработать. В Армении люди моей профессии получают за год столько, сколько я за один концерт. Некоторые реально работают на билет, чтобы перебраться жить в Россию. И я сейчас вот подаю документы на российское гражданство.

О Беларуси я совсем мало знаю. Говорят, у вас там чистота и порядок. Вот и все, наверное. А, еще у вас шоколад очень вкусный! Мне друзья из Минска постоянно передают. Какую я музыку пишу? Разную, но в ней обязательно присутствуют армянские мотивы, поэтому она за душу берет каждого. Да что говорить, давайте сыграю, сами послушаете!

 * * *

Поезд уравнивает и сближает всех. Богатых и бедных, интеллектуалов и простаков, таланты и посредственности. Особенно это понятно после долгого путешествия — ты замечаешь, что на самом деле не так много между нами отличий. Уже нет желания выделиться, доминировать, скорее хочется выслушать, поделиться и быть понятым. Спустя три с половиной дня и четыре ночи, преодолев 3 часовых пояса, в 5 утра мы наконец прибыли в Астану. Этот город способен удивить каждого. Чем? Об этом читайте в следующем репортаже, который будет опубликован на Onliner.by в понедельник, 16 сентября.