Быть или не быть новому уплотнению в Уручье? Близится развязка одного из самых громких за последнее время городских конфликтов. Противники стройки на улице Шугаева продолжают бунтовать. Они уже выходили во двор на митинги, записывали видеообращение к президенту. Вчера вечером чиновники созвали жильцов района на встречу и просили их не препятствовать строительству. Эмоции захлестывали актовый зал местной гимназии, масла в огонь подлили явившиеся потенциальные новоселы. Предсказуемо собрание, длившееся около двух часов, закончилось не нахождением компромисса, а словесной перепалкой.
Напомним вкратце суть конфликта. На улице Шугаева был запланирован к строительству 19-этажный панельный «столбик». Образовался ЖСПК «Первомайский-1», его члены делали взносы, оплачивали проект. Однако жители микрорайона выразили протест уплотнению, заявив о нарушении многочисленных норм. Под их давлением в прошлом году Мингорисполком принял решение дом не строить и подыскать для него другое место. Несколько месяцев назад это решение было отменено, и атмосфера в Уручье-2 опять стала накаляться.
Взявший вступительное слово глава администрации Первомайского района Игорь Кудревич сказал, что хорошо знаком с проблемами микрорайона, обещал заняться их решением:
— Новые парковки во дворах, спортивные площадки — все это в планах. Но я бы просил вас сегодня согласиться со строительством дома ЖСПК «Первомайский-1». В соответствии и с проектом детальной планировки, и со строительными нормами на сегодня никаких законодательных оснований для отмены стройки не существует.
Невозможность расформирования кооператива или выделения участка в другом районе города Кудревич объяснил тем, что члены ЖСПК «Первомайский-1» с 2010 года заказали за свои деньги разработку проектно-сметной документации для конкретного земельного участка, на что потратили 300 млн рублей (около 1 млрд в нынешних ценах).
— Процедуры возврата этих средств нет, — развел руками чиновник.
— Это не коммерческий проект, а жилищный кооператив. Есть такие же люди, как и вы, которые заплатили деньги и запроектировали жилой дом, — выступил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Галь, на что зал отреагировал гулом возмущения.
— Пять домов строят, а поликлиника одна на весь район. Врачей нет. Откуда ж вам знать, вы же в нашу поликлинику не ходите, — не выдержала пенсионерка. — Кто вам дал право ухудшать условия проживания людей?
— В наш район в этом году пришли 52 молодых специалиста из мединститута. В том числе и 8-я поликлиника получила врачей, — ответил Кудревич. — Проблемы в Уручье возникают не из-за того, что здесь много людей, а потому, что разросся микрорайон Восточный, а там социальной инфраструктуры нет. В следующем году начнется строительство поликлиники в Восточном. В этом году начато строительство двух детских садов: один в Восточном, второй на территории Парка высоких технологий. Они примут на себя 400 детишек. Сегодня же в детсады Уручья из других микрорайонов возят более 600 детей.
— Эти сады решили бы проблему только сегодняшнего дня. Вы не учитываете, что в ПВТ строят десять 19-этажек. Что даст всего один детсад? — возразила одна из противниц уплотнения.
Жильцы улицы Шугаева просили чиновников приехать в микрорайон вечером и попробовать припарковать машину. С их слов, это невозможно.
— Новый дом — это 128 квартир и минимум столько же машин. Что станет с нашими дворами? Как скорая помощь доберется до нужного подъезда? Вы бы видели, что сейчас вытворяют водители мусоровозов.
Слово взяла пожилая женщина — архитектор Галина Горина, которая более 40 лет работала в «Минскпроекте» и участвовала в разработке генеральных планов Минска. По просьбе жителей Уручья она провела некоторые расчеты и пришла к выводу, что район нуждается не в уплотнении, а в разуплотнении застройки.
— 9204 квадратных метра на гектар, а по нормативу должно быть не больше 9000, — заметила архитектор. — Никаких разговоров о новом строительстве быть не может.
Приглашенный на встречу директор «Минскградо» Леонид Добыш заявил, что выводы Гориной сделаны на основании отрывочных данных.
— Уже 25 раз все проверено по законодательству. Все экспертизы повторно пройдены в 2012 году, — сказал он.
Неожиданно в зале начали раздаваться голоса в поддержку уплотнения. К микрофону подошла врач-педиатр 11-й поликлиники.
— Меня попросила выступить подруга. Она из ЖСПК «Первомайский-1», внесла 4000 долларов. У нее ребенок-инвалид. Люди, будьте человечными, — призвала девушка. — Проблему перенаселения я знаю на своей шкуре. Люди в очередях в поликлинике ведут себя некрасиво. Еще не пришли на прием, а уже идут жаловаться. Все вы хотите квалифицированную медицинскую помощь. А в этом ЖСПК есть доктор и медсестра.
Граждан в зале эти слова только раззадорили, но девушка все-таки договорила:
— Не понимаю, о чем можно спорить, если сформирован ЖСПК, люди заплатили деньги. Надо было бунтовать раньше, ребята.
К микрофону вышли несколько представителей ЖСПК. Они пытались что-то говорить, их перебивали, просили выйти из зала. Люди отнимали друг у друга микрофон, хватали один другого за локти, спорили, едва не кричали. Последняя надежда найти компромисс утонула в балагане. Андрей Галь заявил, что вынужден закрыть собрание, пока дело не дошло до драки.
Прислушаются ли власти к противникам уплотнения? Будут ли искать с ними новых встреч или поступят, как в прошлом году: выведут на объект строителей с группой поддержки в виде наряда милиции? Развязка конфликта в Уручье близка, но пока ни одна из сторон не хочет уступать.