Вчера в актовом зале администрации Центрального района Минска состоялось собрание по вопросу общественного обсуждения проекта «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра г. Минска». Судя по всему, районные власти не ожидали, что это мероприятие вызовет настоящий ажиотаж среди горожан. Зал был заполнен до отказа, а люди все приходили и приходили, они становились вдоль стен, в проходах, в непосредственной близости от трибуны, за которой сидела комиссия.
Уже с самого начала слушания отношения между выступающими и слушателями как-то не задались. Как только начал выступать заместитель председателя райисполкома Дмитрий Лещинский, из зала послышались возмущенные крики: «Где микрофон?», «Мы вас не слышим!». Действительно, зал гудел, как растревоженный улей, и расслышать на его задворках, о чем говорят выступающие, было практически невозможно. В итоге уже через три минуты задние ряды дружно скандировали: «Мик-ро-фон! Мик-ро-фон!».
Прервав вступительные слова председателя, жители определенного к отселению дома по улице Революционной, 24, предложили дополнить состав комиссии представителями общественности. Эту инициативу в президиуме горячо не поддержали, что вызвало у жителей новую волну возмущений. «Как мы узнаем, что вы наши предложения хотя бы записываете?» — слышались реплики из зала. — «Зачем вообще проводить эти обсуждения, если не учитываются наши законные права?».
Первым выступил главный инженер КУП «Минская спадчына» Михаил Жих:
— Проект учитывает интересы всего города, это очень важно. Интересы жильцов будут затронуты только в рамках повышения уровня комфорта проживания. Всех почему-то затрагивает только вопрос жилья. Ни один из жилых домов не подлежит сносу, я вам обещаю!
Но слова чиновника не вызвали доверия, люди из зала попросили его оформить это заявление в письменном виде и подписаться под своими словами.
Дальше собрание напоминало форменный балаган. Сквозь общий гул до президиума доносились отдельные адреса: «…Романовская Слобода, 20… Комсомольская, 14… Раковская, 36… Мельникайте, 12…».
Стараясь перекричать разноголосье, Михаил Жих отвечал:
— 24 дом по Романовской Слободе — его никто никогда не будет сносить, на Романовской Слободе вообще никакого сноса не будет. Раковская, 36 — тоже замечательный дом, по техническому состоянию подлежит капитальному ремонту путем замены инженерных коммуникаций...
Особенно жаркие дебаты возникли вокруг домов 18, 20, 22, 24 по ул. Романовская Слобода, которые в нынешнем перспективном плане реконструкции отсутствуют. В некоторых из этих зданий недавно был проведен капитальный ремонт. Жильцы возмущались — кому и почему понадобилось сносить эти дома.
— Автор проекта допустил ряд ошибок и готов перед вами извиниться. Эти дома сноситься не будут, коррективы внесут, — отвечают с президиума.
— Михаил Жих точно так же говорил про дом по Революционной, 32, — возмущается один из жильцов. — Администрация Центрального района уверяла, что никого отселять не будут. А сейчас нас выбрасывают из квартир, в которых мы прожили десятки лет.
— Отселение произошло из-за аварийного состояния дома… — доносится из президиума.
— Так вы же сами его до этого довели, вбивая сваи в метре от здания, построенного в конце XIX века!
Продолжение диалога тонет в поднявшемся гвалте.
— Вам говорят, что дома не снесут сегодня, и не врут, — выступает еще одна женщина. — Сегодня вас действительно не снесут, и завтра. А послезавтра вам придет повестка от господина Лещинского, из этого помещения, которое мы кормим своими налогами, в этой бумаге будет написано, что ваше имущество, простите, уже не ваше! Оно подлежит либо сносу, либо реконструкции.
— Все вы получите письма с ответами.
— На ближайшие пять лет нам важно решить главную задачу — должны измениться функции всех первых этажей построек, расположенных на территории исторического центра, — рассказал главный архитектор проектов УП «Минскградо» Александр Акентьев. — Если там есть жилые помещения, они должны быть вынесены за территорию исторического центра.
— Вы как-то нам временной предел в четыре года сделали, а мы хотим и дальше пожить и знать, что будет с жильцами во время реконструкции, куда их отселят после, — возмущается пожилая женщина.
— Вас никто выселять не будет! — еще раз уверяет зампред райисполкома Дмитрий Лещинский.
— Так только что же говорили, что первые этажи выселят, — кричат из зала.
— Ну, отселяться вы сами будете, будут вам предлагать купить квартиру…
Что сказал чиновник дальше, не слышно, его слова утонули в дружном хохоте присутствующих в зале.
— Я обращаюсь к заказчику проекта, — говорит один из жильцов. — Позвольте предложить изменения в план реконструкции: мы попросим восстановить старый Юбилейный рынок, который располагался на этом месте, а здание администрации района снести! Вот это действительно будет сделано во имя людей!
Зал тонет в аплодисментах.
Ближе к окончанию обсуждения один из присутствующих высказал здравую мысль:
— Кому нужны рисунки, которые вы тут повесили? — сказал он. — Мы ничего не понимаем, возникает масса вопросов, зачем будоражить народ? Неужели нельзя было сделать понятные каждой бабушке схемы, на которых можно было бы без труда увидеть, что будет происходить с каждым конкретным домом.