Сингапур: скачок из третьего мира в первый

 
14 560
31 марта 2012 в 17:59
Источник: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич
Источник: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич

Сингапур — небольшой город-государство в Юго-Восточной Азии. Отколовшись в 1965 году от Малайзии, он ушел в «свободное плавание». Это вторая в мире страна по плотности населения, являющаяся к тому же одной из самых быстроразвивающихся. Здесь есть аэропорт, который 18 лет подряд становился лучшим в мире, а также огромные зеленые парки и сияющие небоскребы.

Страна прошла путь от дремучих низов, когда люди пытались держать в квартирах домашний скот и торговали всякой снедью из окон, до ультрасовременного, чистого и действительно приятного для жизни города. Менее чем за 50 лет. Сейчас Сингапур концентрирует в себе такой потенциал, что, пожалуй, лет на сто опережает Беларусь по развитию.

Тут расположены офисы таких многомиллиардных компаний, как Singapore Telecommunications, Oversea-Chinese Banking, United Overseas Bank, Keppel и других. Секрет финансовой успешности Сингапура — открытая для инвесторов экономика, скрупулезное отношение к своей репутации и самая развитая в Азии фондовая биржа. С другой стороны, здесь самый низкий уровень коррупции, которую жестоко подавляет отдельное министерство, довольно-таки ущемленная пресса, низкие затраты на выборы. С 1965 года во главе страны находится партия «Народное действие» под руководством премьер-министра Ли Куан Ю. Пережив трудные отношения с Малайзией, Индонезией и Вьетнамом, страна сейчас находится на пике процветания.

Так как Сингапур является государством с одним из самых высоких ВВП на душу населения, его граждане не испытывают затруднений с деньгами. У правительства особое отношение к трафику, и дабы снизить количество пробок в городе, водительские лицензии продаются ограниченными партиями, а их стоимость может составлять 150—350 тыс. сингапурских долларов. Налоги на автомобиль могут быть в 4—5 раз больше его стоимости. Местные машины фактически все в максимальной комплектации.

Компенсировать недостаток личного транспорта призвано MRT (метро). Метро в Сингапуре проходит как под землей, так и по ней. Благодаря двойным створкам, на пересадочных станциях двери сначала открываются на другую сторону. Билеты — пластиковые карточки. Все, что нужно, — дотронуться один раз до огромного тачскрина, указав станцию назначения.

В метро неисчислимое количество различных бутиков, кафе и магазинов. Это отдельная мощная инфраструктура, покрывающая весь город.

Наземный транспорт представлен одно- и двухэтажными автобусами. Застрявшим в аэропорту более чем на 5 часов полагается бесплатная обзорная экскурсия по Сингапуру. И действительно, соблазн посетить город с продолжительной остановкой вас в покое после такого не оставит.

Типичная автобусная остановка выглядит так:

Огромный аэропорт Чанги был переделан из авиабазы британских ВВС. Под него выделились огромные площади. Чтобы расширить аэропорт до современных масштабов, пришлось эксгумировать тысячи могил, снести дома, осушить болота и отвоевать участки у моря.

Сейчас же — это гигантский комплекс с многочисленными фудкортами, зонами отдыха, бассейнами. Целый город с террасами и фонтанами.

Возле туалетов стоит тачскрин, на котором можно оценить работу уборщика.

Есть даже сад с бабочками и прудик с карпами. Между терминалами ходит несколько монорельсов без машинистов, так называемые SkyTrain.

Аэропорт является базой для компании Singapore Airlines, владельца третьего по величине парка Airbus A380 с очень стильными стюардессами. Говорят, только правильную походку они тренируют на специальных курсах несколько недель.

20-минутная дорога от аэропорта до города проходит по засаженным зеленью аллеям. К озеленению Сингапур подходил очень серьезно, и для подбора растений организовывались экспедиции по всем странам экваториального пояса.

Очень много необычных отелей.

На сувенирах часто можно заметить игру слов «fine city» — это не только классный город, но и город штрафов.

А штрафуют тут за все: за курение в кондиционируемых зонах, за плевки, за провоз жвачки, за еду в метро. Жвачка была запрещена с целью уменьшить количество грязи на улицах. Купить ее можно в аптеке, только по рецепту. Если фармацевт продаст ее нелегально — лишится работы и получит штраф в 3000 сингапурских долларов. Подкармливать птиц также запрещено.

Кстати, деньги в Сингапуре пластиковые и с прозрачным участком. Они не размокают в условиях высокой влажности. За один американский доллар вам дадут 1,3 сингапурских. Курить и пить в Сингапуре дорого. Банка пива — 7 сингапурских долларов, пачка сигарет — 15. Провозить более одной пачки в страну не имеет смысла, ибо придется платить таможенную пошлину.

Сразу после выхода из помещений — а они все кондиционируются — объектив фотоаппарата моментально запотевает. Экватор!

Здесь жителей ждет смертная казнь за косячок, но куртизанок можно найти у любого посольства — проституция легализована. Штрафы начинаются от 500 сингапурских долларов и достигают 5000. Социальная реклама остерегает от участия в драках.

Впрочем, не похоже, что местные жители чувствуют себя неуютно.

Штраф за провоз в метро местного фрукта дуриана (отличается специфическим букетом из запахов канализации, тухлой рыбы и гнилого чеснока, но при этом очень приятен на вкус) — 500 сингапурских долларов. Есть еще штрафы за нецензурную брань. Лишь с 2005 года в Сингапуре разрешили танцевать на столах.

Город практически стерильно чист в местах отдыха, и даже километровая прогулка босиком по деревянной набережной оставит ваши ноги чистыми.

Даунтаун Сингапура — это яркие небоскребы банков и телекоммуникационных компаний.

Светлое пятнышко в центре — это луна.

Жесткая социальная политика, проводимая правительством, не позволяет гражданам Сингапура ходить в казино. Однако это не запрещено делать туристам. Специально для них и был построен фееричный, огромный и немного странный отель-казино Marina Bay Sands. Это три огромные башни, поверх которых «крышкой» положена огромная палуба с ресторанами, кафе и обзорной площадкой.

Под отелем находится гигантский подземный торговый центр. В него даже можно приплывать на лодке.

Ночью набережная сильно меняется, однако тут комфортно в любое время суток, температура остается около 30 градусов Цельсия.

Вы наверняка видели этот вид с Marina Bay Sands (фото National Geographic):

Здесь находится бассейн, расположенный буквально на грани, с которого открывается отличный вид на даунтаун. Вывалиться отсюда невозможно, чуть ниже под кромкой расположена буферная зона. Бассейн Marina Bay Sands закрыт для всех, кроме постояльцев отеля. Стоимость номеров — от 500 сингапурских долларов в сутки. Впрочем, там же есть и обзорная площадка c отличным видом на город.

Район Marina Bay Sands — одно из любимых мест для отдыха в Сингапуре. На набережной возле отеля включается лазерная установка, из воды бьют фонтаны, а огромные колонны пускают мыльные пузыри. Каждый день в 20:00 тут играет «What a Wonderful World» Армстронга, и многие приходят посмотреть на это жизнеутверждающее зрелище.

А тут проходит один из этапов Формулы-1.

Отсюда же, с высот Marina Sands Bay, виден сингапурский порт, а за ним — остров Сентоза.

Со стороны острова видно шоу танцующих кранов-журавлей:


Порт Сингапура — один из крупнейших в мире. Он занимает первое место в мире по тоннажу грузооборота. В акватории ждут своей очереди тысячи транспортных судов.

Водоразделом от океана закрыта зона с пресной водой. Ранее Сингапур был вынужден импортировать из Малайзии даже ее. Сейчас бóльшую часть пресной воды страна получает самостоятельно. Что интересно, государство развивалось за счет своих сильных сторон, одной из которых является географическое положение, — Сингапур практически не имеет собственных ресурсов. Все было как в стратегии — как только преимущество достигалось, оно тут же закреплялось.

Вы, наверное, уже устали от «самых-самых в мире», но...

Колесо обозрения Singapore Flyer также самое крупное в мире. Его высота составляет 165 метров.

Мерлион — символ Сингапура. По преданию это мифическое существо с головой льва и рыбьим хвостом с давних времен испепеляло врагов местных жителей обжигающим взглядом красных глаз. На самом деле образ был разработан кинопромышленником Ранмом Шоу по заказу агентства по развитию туризма. Он же стоял и у истоков создания туристического рая — острова Сентоза.

А это гигантские зеленые деревья, которые состоят из вьющихся кустарников.

В архитектуре Сингапура очень много дизайнерских объектов, подаренных отдельными странами, художниками и компаниями.

Старая колониальная архитектура (Сингапур был английской колонией) смешана с ультрасовременными зданиями, которых здесь подавляющее большинство.

Такие конструкции защищают пешеходные улицы от дождя.

Светотехников в Сингапуре пожалуй больше, чем банковских служащих. Горит, переливается и подсвечивается город в самых неожиданных местах. Причем это декоративная подсветка, рекламные стенды на домах запрещены.

Остров Сентоза, на который ведут эти яркие дорожки, специально задумывался как место отдыха для туристов. Там находятся белоснежные пляжи, фонтаны и самый большой, 37-метровый Мерлион.

Огромные купола защищают от дождя, который на экваторе бывает очень часто.

Не менее яркая и главная улица города — Orchard Road.

Такси всегда работают по счетчику и выдают чек. На экране можно узнать имя водителя, записывается GPS-лог маршрута. Словить такси очень просто: свободные едут с зелеными шашечками, заказанные и занятые — с красными.

Конечно, возле рабочих зон не все так красиво, но контраст между людьми очень небольшой.

Недалеко от Orchard Road располагается китайский уголок, или China Town. Нужно отметить, что 80% населения Сингапура — китайцы. Чайнатаун является его культурным центром.

Бывший премьер-министр Ли Куан Ю, «отец» сингапурского феномена, считает: «До того как общество сможет успешно использовать подобную демократическую политическую систему, народ должен достичь высокого уровня образования и экономического развития, создать значительный средний класс, а жизнь людей должна перестать быть борьбой за выживание». Конечно, опыт этой страны Юго-Восточной Азии вряд ли применим для Беларуси. Но у всего мира есть пример, чего можно добиться за 50 лет целенаправленного развития.