Дом кино: известные здания и приметы времени в легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

 
11 304
24 марта 2012 в 17:30
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

В 1972 году известный комедийный режиссер Леонид Гайдай приступил к сьемкам очередной картины. Главный хитмейкер союзного киноматографа экранизировал пьесу Михаила Булгакова 1936 года «Иван Васильевич», «ненаучно-фантастическую, не совсем реалистическую и не строго историческую» историю о путешествиях во времени царя Ивана Грозного и похожего на него как две капли воды советского управдома Ивана Васильевича Бунши. Перипетии сюжета потребовали от режиссера натурных сьемок Москвы современной и Москвы XVI века, и если с первой проблем не было, то второй Москвы в Москве не нашлось. О том, как Гайдай справился со своей задачей, известных зданиях и приметах времени в одной из самых популярных советских кинокомедий, рассказывает блоггер Darriuss.

По объективным причинам снимать в Москве «исторические сцены» с приключениями управдома Бунши и артиста больших и малых академических театров Милославского было невозможно. Московский Кремль мало того, что являлся тогда и является сейчас главной резиденцией руководства страны, он со времен Ивана Грозного был значительно перестроен, фактически во многом утеряв к настоящему времени облик XVI века. Более-менее похожую натуру нашли в 200 километрах от Москвы, в Ростове, небольшом историческом городе в Ярославской области.

 

Здесь практически целиком (и в очень неплохом состоянии) сохранился прекрасный образец русского допетровского зодчества — резиденция богатейших (и авторитетнейших) в свое время ростовских митрополитов, которую принято называть Ростовским Кремлем. Хотя «белокаменный» (на самом деле побеленный краснокирпичный) комплекс был построен столетием позже Ивана Грозного (1670—1683), он достаточно достоверно представляет, по крайней мере в массовом сознании, архитектуру той эпохи.

 

Гайдай снимает в антураже митрополичьей резиденции свою знаменитую эпическую погоню стрельцов за пришельцами из будущего.

 

Парадное крыльцо Красной палаты (Палаты для пришествия великих государей). По нему в главный парадный зал комплекса должен был в случае своего высочайшего визита подниматься царь всея Руси.

 

Сейчас, в лучших традициях белорусской уже школы реставрации, крыльцо (да и многие другие постройки Кремля) покрашены в нежно-розовый цвет.

 

Местами там сохранились совершенно средневекового вида улочки, в перспективе которых духоподъемно золотятся купола.

 

Погоня продолжается по крытым галереям на стенах комплекса. Резиденция митрополитов, хотя и строилась похожей на крепость, в конце XVII века оборонительные функции уже выполнять вряд ли могла, поэтому все эти укрепления носят скорее декоративный характер.

 

Уголок католицизма в бастионе православия.

 

За готовыми прыгнуть опричниками видна церковь св. Григория Богослова 1680 года выпуска.

 

Звонница, на которой незадачливый Бунша исполняет сначала «Чижика-пыжика», а потом «Подмосковные вечера», была построена в 1682—1687 гг. и полностью сохранилась до наших дней. Только, конечно, розовая.

 

Опричники уходят выбивать собаку-крымского хана с Изюмского шляху прямо с Соборной площади Кремля. Слева надвратная Воскресенская церковь 1670 года, справа виден фрагмент главного в комплексе Успенского собора.

 

Благодарные москвичи с удовольствием провожают защитников родины. Мужик в сером халате в правой части скриншота совершенно очевидно при этом еще и невозбранно курит.

 

Интерьерные сьемки, похоже, проводились также в Ростове. Те самые «палаты», в которых живет Рюрикович.

 

Своды украшены восстановленными росписями.

 

Стены тронного зала покрыты рельефным растительным орнаментом внизу и изображениями фантастических животных в своей верхней части.

 

 

Помимо Ростова и Москвы, натурные сьемки «Ивана Васильевича» проходили и в Ялте. Именно там сукин сын Якин, советский режиссер-клипмейкер, снимал ролик на хит «С любовью встретиться», который Наталья Селезнева, жена Шурика, старательно исполняла голосом певицы Нины Бродской с целью поехать в итоге с Якиным в Гагры.

 

О ялтинском происхождении эпизода свидетельствует заметная за новой пассией Якина гостиница «Ореанда», один из лучших ялтинских отелей, построенный еще в 1907 году. Перед гостиницей на пирсе видны характерные для советских курортов коричневые капитальные зонтики, под которыми отдыхающие прятались от знойного южного солнца.

 

В Москве же большая часть действия комедии разворачивается в доме, где жил изобретший машину времени инженер Трофимов, Шурик, знакомый миллионам советских кинозрителей по двум предыдущим блокбастерам Гайдая — «Операция „Ы“» и «Кавказская пленница».

 

Этот 13-этажный жилой дом на улице Новокузнецкой был к тому времени фактически новостройкой — его закончили в 1971 году, а сьемки фильма начались уже в следующем 1972-м.

 

Здание имеет очень характерный фасад с косыми трапециевидными балконами. Заметьте, пока никакого «шанхая» из самодельных лоджий, красота.

 

А так здание выглядит сейчас.

 

Входные группы были стеклянными.

 

«Алло, Вава, ты щас упадешь». За таксофонной будкой, куда периодически забегают герои комедии, виден пристроенный к жилому дому Шурика магазин «Свет».

 

Так необходимые Шурику транзисторы там, похоже, купить было нельзя. Поэтому он немало побегал по городу в их поисках. Магазин «Телевизоры» был на учете.

 

Магазин «Радиотовары» Москультторга на ремонте. Хулиганские надписи и рисунки на стекле выглядят по нынешним временам невинно. В роли магазина выступил тот самый «Свет».

 

Интерьер еще одного радиомагазина, где требуемое нашлось у спекулянта. Интересны цены на советскую аудиотехнику начала 1970-х. Почему-то древняя радиола (надпись на ценнике «Юпитер-М») стоит в полтора раза дороже, чем вполне современно выглядящий «Сириус-М» внизу.

 

Интерьер жилого дома Шурика снимался, похоже, в павильоне; по крайней мере, внутренности дома на Новокузнецкой выглядят по-другому. Холл первого этажа. На стене плакат «Грипп можно предупредить» и «Что-то там приводит к пожару».

 

Лестничная клетка и красотою лепая боярыня Зинаида Михайловна.

 

Наряды для нее создавал тогда еще молодой модельер Вячеслав Зайцев. Миллионы советских женщины о подобном могли только мечтать.

 

Внешняя стена лестничной клетки была заполнена модными в те годы стеклоблоками.

 

В картине нам подробно показывают и интерьеры двух квартир, владельцы которых по-разному пришли к успеху. У советского инженера Шурика черно-белый «Рубин» на ножках...

 

... и пылесос «Буран» с тахтой.

 

У врача-стоматолога Антон Семеныча Шпака, как известно, было нажито непосильным трудом «три магнитофона, три кинокамеры заграничные, три портсигара отечественных, куртка замшевая... три». Роскошный по советским меркам интерьер в провокационно бордовых тонах.

 

Тот самый магнитофон импортный. При пристальном исследовании оказывается, что Милославский пришел к своему другу Шпаку в гости с катушечным магнитофоном National, одним из первых портативных магнитофонов с реверсом, то есть ленту в нем не нужно было переворачивать.

 

На стенах у Шпака висели эротические этюды, а еще у него был настоящий бар. В ассортименте помимо Cinzano присутствовало несколько видов виски. Справа стоит легко узнаваемый Red Lable, за ним чуть заметен Ballantine's, а в центре рядом с итальянским вермутом бутылка скотча King George IV. Реквизит собирали, вероятно, по всему «Мосфильму».

 

У Шурика выбор был намного скромнее. Многие на этом кадре с ностальгией вздохнут по временам, когда молочные продукты фасовались в стеклянные бутылки и маркировались цветом крышки из алюминиевой фольги. Под зеленой был кефир, а вот, например, под полосатой золотисто-серебристой — сливки.

 

«Анисовая?». «Анисовой к сожалению нету, „Столичная“!».

 

Если бы фильм снимался сейчас, Гайдая непременно бы обвинили в продакт-плейсменте не только из-за рекламы водки.

 

 

«Храните деньги в Сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть».

 

На стенах и у Шурика было на что посмотреть.

 

Кроме этих скромных радостей советского человека, Иоанну Васильевичу очень, как известно, понравилась новая Москва. Царская архитектурная критика ограничилась сакраментальным: «Лепота-а-а!». При этом выходит царь явно на балкон квартиры на Новокузнецкой — слева на заднем плане видна церковь св. Климента, папы римского, находящаяся неподалеку от здания.

 

Но видит Грозный при этом панораму окрестностей Кутузовского проспекта, который от показанного жилого дома на Новокузнецкой находится на приличном расстоянии в несколько километров.

 

Конец проспекта Калинина (сейчас Новый Арбат), Калининский (Новоарбатский) мост и гостиница «Украина», одна из 7 сталинских высоток, построенных в Москве в конце 1940-х — 1950-х. Роскошное 34-этажное здание было закончено в 1957 году (арх. А. Мордвинов, В. Олтаржевский). На момент открытия это была крупнейшая гостиница Европы.

 

Камера передвигается еще чуть правее, и в кадре появляется достойный наследник «Украины» — здание СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), 33-этажная, 105-метровая башня в форме трилистника, спроектированная Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем (1963—1970) и ставшая одним из символов Москвы 1970-х.

 

По всему выходит, что Шурик живет где-то на проспекте Калинина (Новом Арбате), да и все гости к нему едут именно по этой московской магистрали. Гостиница «Украина» видна вдалеке.

 

Обещавшая Шпаку прийти собака с милицией мчится к проспекту Калинина по улице Поварской (тогда Воровского). Справа в перспективе видна еще одна сталинская высотка — на площади Восстания (сейчас Кудринской), также работа (1948—1954) Посохина—Мндоянца, авторов СЭВа. Слева — любимые киношниками контрасты старой и новой Москвы. Церковь Симеона Столпника (1676—1679) на фоне одного из высотных зданий проспекта Калинина.

 

Из дома на Новокузнецкой, экстерьер которого использовал Гайдай, тоже открываются отличные панорамы Москвы, но режиссер все же предпочел виды нынешнего Нового Арбата; скорее всего, специально.

 

Комплекс 24-этажных каркасно-панельных жилых (слева) и 26-этажных административных (справа) высотных зданий, объединенных блоками общественных помещений, был одним из крупнейших градостроительных проектов Москвы 1960-х. Построенная за короткое время в 1962—1968 гг. по проекту все тех же архитекторов Посохина и Мндоянца на месте старых улочек и переулков, фактически прорубленная новая магистраль, соединяющая центр города с западными жилыми районами, со своей парадной крупномасштабной застройкой, — стала, несомненно, олицетворением архитектуры своей эпохи. Гайдаю нужна была именно она, так непохожая на допетровское зодчество Ростовского Кремля и тем самым способная впечатлить даже Ивана Грозного. Слева внизу — многозальный кинотеатр «Октябрь».

 

И, конечно, проспект доставил (и доставляет) массу неприятных эмоций защитникам старой Москвы, ведь для его строительства были снесены целые кварталы исторической застройки XVIII—XIX вв. Что-то похожее чуть позже планировалось, как известно, реализовать (и во многом было реализовано) в Минске на Немиге.

 

Кинокомедия «Иван Васильевич меняет профессию» стала лидером советского кинопроката 1973 года, ее, в общей сложности, посмотрели свыше 60 миллионов зрителей только в кинотеатрах, и бог знает сколько сотен миллионов по телевизору.