Во всех исполкомах города сейчас проходят собрания с застройщиками. Членам ЖСПК объясняют, как им жить дальше без льгот. Люди уже осознали масштабы перемен, поняли, что квартира многим больше не «светит». Но государственная машина, решившая неожиданно переформатироваться, опцией «утешителя» не снабжена. Мы побывали на встрече с членами ЖСПК №891 в администрации Центрального района и услышали ключевую на сегодня фразу чиновников. «У вас нет денег, чтобы построить жилье самим? Тогда ваше место займут другие».
ЖСПК №891 был создан в конце 2010 года. В нем состоят работники ЗАО «Атлант», есть несколько человек от Дворца Республики, «Минск-Арены», других организаций. Люди строятся в микрорайоне «Ржавец» («Лебяжий»). Работы на площадке так и не начались — заказчик не смог найти подрядчика. И тут случился тринадцатый указ.
— Кто из вас в прошлом году успел заключить договоры с банком о льготном кредитовании? — поинтересовалась, открывая встречу, начальник отдела жилищной политики (ОЖП) исполкома.
— Никто! — дружно ответили люди. — Мы не успели этого сделать, ведь нашу стройку затянули.
Чиновница зачитала список категорий граждан, которые сейчас могут претендовать на льготное кредитование: «Кто-то из вас, думаю, новым критериям все-таки соответствует. Но, конечно, не все».
Сотрудники ОЖП проинформировали людей: отныне махинации с бабушками-дедушками не пройдут.
— Сегодня если строится семья — муж, жена, дедушка, то в такой ситуации будем кредитовать не 45 метров, как было бы раньше, а 30. Дедушка к семье кредитополучателя отношения не имеет.
Оживление в зале вызвала информация о молодых семьях с двумя детьми, которым также положены льготы.
— А если просто молодая женщина до 31 года с двумя детьми? Чем она не заслужила?
Впрочем, застройщиков больше волновало другое.
— В прошлом году мы собрали все документы, получили все справки на включение в списки на льготное кредитование. Что с этими документами? Выкинуть теперь в мусорку? Почему нас так долго «мурыжили»?
— Давайте не выражаться, — попросили сотрудники ОЖП. — Все банки сейчас вернули списки на льготное кредитование в исполкомы. Даже по тем домам, которые уже построены. Документы будут пересматриваться. Тем, кто не успел заключить договоры о льготном кредитовании, надо снова обращаться в «одно окно».
— А за чей счет брать эти справки? Это ведь недешево, — выступил мужчина. — У меня, например, жена прописана с матерью и ребенком в Хойниках. Пришлось туда ездить в прошлом году, брать справку. Теперь снова ехать?
— Нет, не нужно. Достаточно обратиться в «одно окно».
Да и вообще, не выдержала начальница отдела, спорьте — не спорьте, а смысла надрываться нет. Указ подписан.
— Знаете, мы работаем до часа ночи, домой уезжаем на такси, — пожаловалась она. — По субботам остаемся. Надо сверить столько документов, обзвонить столько общежитий…
— А чем мы виноваты? — не проявили сочувствия граждане. — Что нам ваши проблемы? Почему за целый год с момента образования кооператива мы не успели открыть кредитную линию?
— Вы это у своего председателя спрашивайте…
На сцену вышел председатель. Деловито объяснил: банк заключает договор с ЖСПК только при наличии договора с подрядчиком. А подрядчика УКС Центрального района так и не нашел. Все вопросы к УКСу. Ведь жилье сейчас строить невыгодно. «МАПИД» заставляют, а больше никто не хочет. Особенно монолитно-каркасный дом, как в этом ЖСПК.
Микрофон взял товарищ из УКСа и сказанное подтвердил:
— Заставить кого-то строить жилье сейчас можно только именем Революции. По вашему дому на днях состоялись торги. Было два претендента на подрядные работы. Турки и еще один. Но торги не состоялись. У турков документация не соответствовала требованиям.
О цене «квадрата» представитель УКСа сообщил: рассчитывайте примерно на 6,7 млн — по «монолитам» это сейчас актуальный показатель.
— Было 2,9 млн, потом 4 млн, а теперь почти 7. И это без льготных кредитов? Как вы себе это представляете? — задали резонный вопрос застройщики.
Вопрос ушел в пустоту.
— Мы только исполнители, — вздохнули в ОЖП. — Вы лучше, чтобы зря не тратить время, идите в банк и оформляйте кредит под 31 процент.
— Почему? — не унимались собравшиеся. — Почему так? Откуда взять деньги, что нужно продать? Мы ведь не потянем такую цену. Никто не потянет сейчас…
Ответить людям не смог бы и тот, кто указ №13 подписал...
У председателя ЖСПК к чиновникам был свой вопрос. Он поинтересовался: а не планирует ли Мингорисполком, видя, что очень много людей вынуждены будут выйти из кооперативов, заменить некоторую часть застройщиков дольщиками? Чтобы попытаться спасти дома.
— Нет, не планирует. На том же «Атланте» огромная очередь. И если из стройки выйдут одни, то придут другие — те, у кого есть деньги.
На этом совещание завершилось. Мы намеренно не указывали здесь фамилии и имена. Ведь ситуация во многом усредненная: такие же УКСы, ОЖП, такие же люди по всей стране сегодня обсуждают точно такие же жизненно важные вопросы. Десятки тысяч людей пытаются понять, как им жить и строить дальше, в эпоху отмены льгот и кризиса в строительстве.
Но понять пока не получается.